Особенности обучения наглядной геометрии в коррекционной школе VIII вида
материал по геометрии по теме
В данной статье размещен опыт работы учителя математики в школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_naglyadnoy_geometrii_v_korrektsionnoy_shkole_viii_vida.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения наглядной геометрии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы).
В процессе обучения математике учащиеся коррекционной школы VIII вида получают не только арифметические знания, но и сведения из наглядной геометрии. Изучение элементов наглядной геометрии имеет для учащихся большое значение, так как у них формируется достаточно полная система геометрических представлений, что способствует обогащению математических знаний.
Известно, что пространственные представления, воображение у школьников развиты чрезвычайно слабо. В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать, сопоставлять геометрические формы, отвлекаясь от несущественных признаков сравниваемых форм, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела, в результате чего развивается их способность к обобщению. Все это помогает формированию приемов умственной деятельности, коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает практическую ориентацию в пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть играет значимую роль в процессе обучения детей школы VIII вида.
Изучение геометрического материала вооружает учащихся практическими навыками измерения, черчения. Построения геометрических фигур при помощи различных инструментов, что способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в условиях современной жизни. Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов как ручной и профессиональный труд, рисование, физкультура, естествознание, география.
В ходе обучения наглядной геометрии я ставлю и решаю 3 основные задачи, которыми определяется организация и методика обучения.
Общеобразовательная задача: развить представление о геометрических фигурах и телах, их образах, свойствах, отношениях, сформировать представление о геометрических величинах (длинах отрезков, площадях фигур, объемах тел), единицах их измерения.
Коррекционно- воспитательная задача: развивать и корригировать пространственное представление, воображение, моторику, логическое мышление, речь, умственную и практическую деятельность учащихся.
Практическая задача: формировать навыки измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов, развивать умение решать жизненно- практические задачи.
При формировании геометрических навыков я выделяю 4 этапа:
- 1 этап- показ действий учителем с комментированием их выполнения;
- 2 этап- выполнение этого действия учеником совместно с учителем и под его руководством, проговаривание приемов выполнения в громкой речи;
- 3 этап - самостоятельное выполнение действия учеником с последующим контролем учителя, умение объяснить (с помощью наводящих вопросов) приемы работы;
- 4 этап- автоматизация навыков путем многократного повторения действия, умение самостоятельно объяснить приемы работы.
Содержание геометрического материала коррекционной школы VIII вида определено программой, однако, полноценную реализацию программных требований возможно обеспечить лишь в том случае, если учитель сможет самостоятельно подобрать дополнительный учебный материал.
На уроках геометрии я знакомлю учащихся
- с геометрическими фигурами (точка, круг, отрезок, многоугольник и др.), геометрическими телами (шар, куб и др.), их свойствами, элементами, моделированием;
- с взаимным расположением фигур и геометрических тел на плоскости и в пространстве;
- с величинами (длина, площадь, объем) и единицами мер (линейными, квадратными, кубическими)
- с с инструментами для измерения и вычерчивания (линейка, циркуль, транспортир, угольник).
Учащиеся приобретают навыки измерения, вычерчивания и моделирования фигур. Они учатся связывать с жизнью полученные знания, например. Применять знания при изучении других предметов.
Геометрический материал в программе коррекционной школы VIII вида расположен так, что на каждом году обучения учащиеся возвращаются к уже изученной фигуре, но знания о ней постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, расширяется активный словарь, формируется математическая речь.
Конечно же, изучение геометрического материала для учащихся представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются, в первую очередь, в особенностях познавательной и эмоционально- волевой сферы детей с нарушенным интеллектом.
Работая в старших классах, в процессе анализа ученических работ, устных ответов, я наблюдаю, что учащиеся испытывают большие трудности в пространственной ориентировке, учащиеся слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Лучше они узнают круг, треугольник, шар, куб. Показав образец многоугольника, прошу: «Покажите все имеющиеся у вас многоугольники». Дети обычно показывают только те фигуры, которые и по размеру, и по цвету одинаковы с образцом. Значительно больше возникает ошибок, когда прошу отобрать предметы по названию. Названия геометрических фигур. Тел учащиеся запоминают с трудом, например, чертят квадрат, а подписывают «куб»; под чертежом параллелепипеда подписывают «прямоугольник» или «прямой угольник». Большие трудности испытывают учащиеся при изучении углов и классификации треугольников по виду углов. Смешивают прямой угол, прямоугольный треугольник и прямоугольник. Появляется неправильная терминология: «прямой угольник», «тупой угольник», «тупой угольник» или «остроугольник» и т.п. Объясняется это несовершенством фонематического слуха. Трудны для запоминания слова: параллелограмм, параллелепипед. В 7 классе учащиеся на вопрос: «Какая это геометрическая фигура?» (показываю квадрат) отвечают: «Это квадрат, у него все стороны равны». Но этот признак не является достаточным, чтобы утверждать, что это квадрат. Необходимо добавить, что у него все углы прямые. Для разрешения вышеуказанных вопросов я часто провожу практические работы. Особое внимание уделяю вариативности заданий, широко использую наглядный материал, ведем с детьми математический словарь, на уроках проговариваем хором и поодиночке математические термины.
Успех обучения геометрии в коррекционной школе, преодоление трудностей в усвоении геометрического материала во многом зависит от правильного использования средств, методов и приемов обучения, только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, предметов окружающей действительности. Переход к использованию чертежей и таблиц я осуществляю постепенно и в доступной, упрощенной форме. В качестве наглядных средств использую модели фигур и тел разных размеров, цветов, изготовленные из разных материалов (картонные, бумажные, деревянные, пластмассовые, проволочные), плакаты с изображением фигур, таблицы.
При изучении геометрического материала большое место отвожу дидактической игре как методу обучения. Игры повышают интерес к изучаемому предмету. Разнообразят виды заданий и упражнений, способствуют закреплению названий фигур, изучению свойств, закреплению признаков. Игра позволяет преподнести материал в занимательной форме, снижает детскую утомляемость.
Формулирование правил, определений всегда вызывает трудности у детей, для некоторых непреодолимые. В этом случае я не требую точной формулировки правила, а прошу рассказать об объекте, например: «Расскажи все, что знаешь о квадрате». Если ученик не называет всех существенных признаков фигуры, то задаю наводящие вопросы.
Хочу поделиться некоторыми нюансами моей работы.
- У учащихся кроме рабочих тетрадей должны быть альбомы по геометрии, в которых они выполняют чертежи. Это учит правильно ориентироваться на плоскости, использовать все необходимые инструменты, а не выполнять построения по клеткам тетради.
- Часто дети путают «0» и начало линейки. Чтобы этого не происходило, «0» отмечаем красным цветом.
- Имея, как правило, плохую моторику, слабость мелких мышц руки, скованность движений, учащиеся с трудом овладевают навыками работы с чертежными инструментами. При работе с циркулем большую трудность представляет его вращение. В этом случае в начале 5 класса тренируемся завязывать узелки на нити.
- При изучении куба и прямоугольного параллелепипеда использую булавки с цветными головками. Это помогает четко выделить элементы данных тел: вершины, ребра, грани.
- В ходе изучения темы «Отрезки» используем цветные карандаши. Тогда учащиеся четко видят сумму и разность отрезков.
- В первые годы работы при изучении темы «Симметрия» использовали чернила. Учащиеся пачкали руки, тетради. В настоящее время делаем проколы иглой согнутого листа бумаги, которые затем соединяются линией и получаются 2 симметричные фигуры.
- Очень часто учащиеся путают понятия «геометрическое тело» и «геометрическая фигура». Чтобы этого не происходило, предлагаю положить на стол квадрат и куб. Делаем вывод: фигура «сливается» со столом, а тело возвышается над ним.
Учащимся с интеллектуальной недостаточностью легче начертить фигуру, чем ее назвать; легче показать фигуру, чем рассказать о ее свойствах. Чтобы не было фрагментарности, разрозненности представлений учащихся, несформированности геометрических понятий, необходима долгая, кропотливая работа, обеспечивающая формирование навыков использования измерительных и чертежных инструментов, построения геометрических фигур, умение описывать процессы.
На протяжении двух лет учащиеся одного из моих классов научились сравнивать геометрические фигуры, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела, ориентироваться в пространстве, пользоваться измерительными и чертежными инструментами. Приобретенные ими знания, умения и навыки привожу в таблице, из которой видно продвижение вперед каждого учащегося.
Сравнительная таблица результативности формирования геометрических знаний, умений и навыков учащихся за 2 года
№ п/п | Список уч-ся | 5 кл Точка, линии | 5 кл. Углы | 5 кл. Многоуг-ки | 5 кл. Круг, окр-сть | 5кл. Геометр. тела | 7 кл. Точка, линии | 7 кл. Углы | 7 кл. Многоуг-ки | 7 кл. Круг, окр-сть | 7 кл. Геометр. тела |
1 | Апаль- ков А. | * | _ | * | * | _ | + | * | * | * | * |
2 | Буханцо-ва Л. | + | * | * | * | * | + | + | + | + | + |
3 | Исаева М. | * | _ | _ | * | * | + | * | * | * | * |
4 | Коровин С. | _ | _ | _ | _ | _ | * | * | * | * | * |
5 | Митю- шин М. | * | * | * | * | * | + | + | + | + | + |
6 | Соловье-ва А. | * | _ | * | _ | * | + | + | + | * | * |
7 | Чупахи- на О. | _ | _ | _ | _ | _ | + | * | * | * | * |
Условные обозначения:
* - на стадии усвоения
- -не усвоено
+ - усвоено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»
Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...
Тест по теме: «Изготовление вешалки» по трудовому обучению в 5 классе коррекционной школы VIII вида. «Расставь в правильном порядке».
Тест по теме: «Изготовление вешалки» по трудовому обучениюв 5 классе коррекционной школы VIII вида.«Расставь в правильном порядке»....
Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...
Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...
Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида
Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)
по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...
«Особенности применения информационных технологий в коррекционной школе VIII вида»
В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного ...