Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс 2019-2020 учебный год (Босова Л.Л, Босова А.Ю.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выписка из основной образовательной программы ООО
МОБУ «СОШ №4» на 2019-2020 учебный год
Пр. № 612-О от 30.08.2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ в 5 классе
«Занимательная информатика»
(разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
Учитель информатики и ИКТ:
Галиева Резида Ихсановна.
пгт. Пойковский
Оглавление
Содержание учебного предмета 3
Планируемые результаты изучения информатики 4
Описание места учебного предмета в учебном плане 7
Учебно-тематическое планирование 7
Содержание тематического учебного предмета 7
Требования к уровню подготовки учеников 9
Перечень учебно-методических средств обучения 12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 а, б, в, к класса 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса составлена в соответствии с:
- законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательного стандартом основного общего образования («Стандарты второго поколения»);
- учебным планом МОБУ «СОШ №4» на 2019-2020 учебный год;
- федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;
- авторской программой Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту 5 класса.
Содержание учебного предмета
Компьютер для начинающих
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливание. Задачи на переправы.
Информационные технологии
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово. Предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление, замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Планируемые результаты изучения информатики
Личностные результаты:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умения выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты:
Компьютер для начинающих
Учащийся научится:
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы «Калькулятор»;
Учащийся получит возможность:
- овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
Информация вокруг нас
Учащийся научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Учащийся получит возможность:
- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- сформировать представление о способах кодирования информации;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Информационные технологии
Учащийся научится:
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
- создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования текстов (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта);
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- «читать» простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
Учащийся получит возможность:
- приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
- научиться сохранять для индивидуального пользования найденные в сети Интернет материалы;
- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год для изучения курса информатики и ИКТ в 5-х классах выделено 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольные работы, тестирование | Практические работы | Мини-проект |
1 | Компьютер для начинающих | 7 | 1 | 4 | |
2 | Информация вокруг нас | 11 | 1 | 7 | |
3 | Информационные технологии | 14 | 1 | 5 | |
4 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 2 | 1 |
Итого | 34 | 4 | 18 |
- практических работ – 18;
- контрольных работ – 4.
Содержание тематического учебного предмета
Раздел 1. Компьютер для начинающих (7 часов) | |
1 | § 1. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места |
2 | § 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией |
3 | § 3. Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» |
4 | § 4. Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» |
5 | § 5 Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы» |
6 | § 6(1) Передача информации. |
7 | § 6 (2) Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» |
Раздел 2. Информация вокруг нас ( 11часов) | |
8 | § 7(1) . В мире кодов. Способы кодирования информации |
9 | § 7 (2) Метод координат. |
10 | § 8(1,2). Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов |
11 | § 8(3, 4). Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» |
12 | § 8 (5). Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» |
13 | § 8(6). Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» |
14 | § 8(7). Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» |
15 | § 9(1) Представление информации в форме таблиц. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2) |
16 | § 9(2) Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) |
17 | § 10(1, 2) Разнообразие наглядных форм представления информации |
18 | § 10(3) Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» |
Раздел 3. Информационные технологии (14 часов). | |
19 | § 11(1) Компьютерная графика. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
20 | § 11(2) Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
21 | § 11 Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
22 | § 12(1) Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации |
23 | § 12(2) Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаем списки» |
24 | § 12(3) Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
25 | § 12(4) Кодирование как изменение формы представления информации |
26 | § 12(5) Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» |
27 | § 12(6) Преобразование информации путем рассуждений |
28 | § 12(7) Разработка плана действий. Задачи о переправах. |
29 | § 12(8) Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
30 | § 12(8) Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1) |
31 | § 12(9) Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2) |
32 | § 12 Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» |
Итоговое повторение( 1 час) + резерв времени(1часа) | |
33 | Итоговое тестирование. |
34 | Представление минипроекта. |
Требования к уровню подготовки учеников
Личностные результаты:
- наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую илг знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структурь для описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. Д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирал форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передач различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Формы и средства контроля
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
- 50-70% — «3»;
- 71-85% — «4»;
- 86-100% — «5».
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Литература
- Босова, Л. Л. Информатика : учебник (ФГОС), для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Босова, Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь 1 и 2 часть (ФГОС) для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016, 2017, с изменениями
- Босова, Л. Л. Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы / Л. Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова, Л. Л. Информатика. 5-6 классы: метод, пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская.-М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова, Л. Л. Изучаем информационные технологии в V-VI классах // Информатика в школе прил. к журн. «Информатика и образование». - 2004. - № 6.
- Босова, Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах / Л. Л. Босова. - М. : БИНОМ Лаборатория знаний, 2017.
- Югова.Н.Л Поурочные разработки по информатике: 5 класс / Н. Л. Югова, Р. Р. Камалов. М.: ВАКО, 2010. - (В помощь школьному учителю).
2. Интернет-ресурсы.
- Бородин, М. Н. Информатика. УМК для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы : метод, пособие / М. Н. Бородин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - Режим доступа : http:// files.lbz.ru/pdf/mpBosova5-9fgos.pdf
- Босова, Л. Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс» [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - Режим доступа : http://www.metodist.lbz.ru/authors/informalika/ 3/eor5.php
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Режим доступа : http://school- collection.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. - Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/informatics
- Информатика. 5 класс: электронное приложение к учебнику. - Режим доступа: http://www. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
3. Технические средства обучения.
- Компьютеры.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийный проектор.
- Сканер.
- Графический планшет.
- Web-камера.
- Цифровой фотоаппарат.
- Наушники и микрофон.
- Принтер (черно-белый).
- Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.
- Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класса
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Формы и виды контроля | 5 а | 5 б | 5 в | 5 к | ||||||
Предметные результаты | Метапредметные УУД | ||||||||||||
по плану | по факту | по плану | по факту | по плану | по факту | по плану | по факту | ||||||
1 четверть | |||||||||||||
Компьютер для начинающих (7 часов) | |||||||||||||
1 | Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. | Научатся: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места. Получат возможность: сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки | Познавательные: умеют работать с учебником и электронным приложением к учебнику; определяют основную и второстепенную информацию в тексте; проводят анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают ориентиры действия в новом учебном материале, выделенные учителем. Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | лекция с беседой, решение упражнений в РТ | |||||||||
2 | Компьютер-универсальная машина для работы с информацией | Научатся: определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; выбирают наиболее эффективный способ выполнения заданий. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
3 | Ввод информации в память компьютера. | Научатся: определять устройства ввода информации и выполняемые ими функции; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры; грамотно произносить названия клавиш. Получат возможность: овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; используют знаково-символические средства; умеют сжато передавать содержание текста. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения при работе с клавиатурным тренажером; оценивают правильность выполнения учебного действия. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
4 | Управление компьютером. | Научатся: работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста параграфа; умеют сжато передавать содержание текста; выбирают основания и критерии для сравнения объектов; упорядочивают информацию в личном информационном пространстве. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: учитывают и координируют в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
5 | Хранение информации | Научатся: приводить примеры хранения информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры современных и древних носителей информации; запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; создавать, сохранять файлы. Получат возможность: сформировать представление о хранении информации как информационном процессе, его роли в современном обществе; понять единую сущность процесса хранения информации человеком и технической системой | Познавательные: выполняют операции со знаками и символами; упорядочивают информацию в личном информационном пространстве; работают с информацией разных видов. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; осуществляют сотрудничество в поиске и сборе информации | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
6 | Передача информации | Научатся: приводить примеры передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; определять источник, приемник, канал информации; определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности субъекта к его восприятию. Получат возможность: сформировать представление о передаче информации как информационном процессе, его роли в современном обществе | Познавательные: работают с информацией разного вида (текст, графические изображения, аудио- и видеоматериалы); создают и преобразуют модели и схемы в процессе выполнения заданий. Регулятивные: составляют план действий и строго его придерживаются; оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы при необходимости. Коммуникативные: аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию для построения действия | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
7 | Электронная почта | Научатся: работать с электронной почтой (регистрировать бесплатный электронный почтовый ящик, писать, отправлять и получать электронные письма). Получат возможность: приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий | Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию; структурируют знания; устанавливают аналогии. Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в составленные планы; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
Информация вокруг нас ( 11часов) | |||||||||||||
8 | В мире кодов. К. р.№1«Устройство компьютера» | Научатся: кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды. Получат возможность: сформировать представление о способах кодирования информации | Познавательные: перекодируют информацию из пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; умеют выборочно передавать содержание текста; строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения; преобразуют практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: управляют поведением партнера: контролируют, вносят коррективы, оценивают действия партнера | беседа, решение упражнений в РТ, контрольная работа | |||||||||
2 четверть | |||||||||||||
9 | Метод координат | Научатся: кодировать и декодировать сообщения при заданных правилах кодирования. Получат возможность: сформировать представление о способах кодирования информации | Познавательные: понимают необходимость выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от поставленной задачи. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
10 | Текст как форма представления информации. | Научатся: создавать несложные тексты. Получат возможность: сформировать представление о тексте как форме представления информации; овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма | Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, в том числе с помощью компьютерных средств; строят логические цепочки рассуждений; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме; принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции - | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
11 | Ввод текста. Текстовые документы. | Научатся: применять правила ввода текста; создавать несложные текстовые документы, сохранять их, открывать ранее созданные документы и вносить изменения в текст. Получать возможность: научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; сформировать представление о текстовом документе, его основных объектах. | Познавательные: умеют составлять тексты; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в составленные планы; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
12 | Редактирование текста | Научатся: применять текстовый редактор для редактирования простейших текстов. Получат возможность: сформировать представление о компьютере как - об инструменте обработки текстовой информации; расширить знания о функциях и назначении текстового редактора | Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: фиксируют индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. Коммуникативные: вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем; обращаются за помощью к учителю, сверстникам | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
13 | Текстовый фрагмент и операции с ним. | Научатся: выделять, перемещать, удалять фрагменты текста, заменять один фрагмент текста на другой; создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Получат возможность: сформировать представление о компьютере как об инструменте обработки текстовой информации; расширить знания о назначении и функциях текстового редактора; осуществлять орфографический | Познавательные: устанавливают аналогии; выделяют существенную информацию из текстов разных видов; создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
14 | Форматирование текста.
| Научатся: использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов. Получат возможность: сформировать представление о форматировании как этапе создания текстового документа; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; свободно воспринимают тексты разных жанров; умеют составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста. Регулятивные: строят действия в соответствии с познавательной целью. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения; используют речь для регуляции своей деятельности. | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
15 | Представление информации в форме таблиц. | Научатся: создавать, форматировать, заполнять данными простые таблицы средствами текстового редактора. Получать возможность: сформировать представление о структуре таблицы | Познавательные: применяют таблицы для представления разного рода однотипной информации с использованием компьютерных средств. Регулятивные: учитывают ориентиры действия, выделенные учителем в новом учебном материале. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных задач | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
3 четверть | |||||||||||||
16 | Табличное решение логических задач. | Научатся: перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы; вставлять картинку в таблицу и придавать рисунку размеры по своему усмотрению. Получат возможность: научиться решать логические задачи на взаимное соответствие с использованием таблиц | Познавательные: представляют информацию в табличной форме; используют таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств. Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет. | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
17 | Наглядные формы представления информации | Научатся: решать задачи на разъезды. Получат возможность: представлять информацию в наглядной форме | Познавательные: выбирают форму представления информации в зависимости от решаемой задачи; составляют схемы на основе текстового материала. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
18 | Диаграммы. К. р.№2 «Формы представление информации». | Научатся: создавать столбиковые и круговые диаграммы; устанавливать параметры диаграммы в диалоговом окне; изменять тип диаграммы | Познавательные: выбирают форму представления информации в зависимости от решаемой задачи; грамотно визуализируют числовые данные. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: управляют поведением партнера: убеждают его, контролируют, корректируют и оценивают его действия | беседа, решение упражнений в РТ, контрольная работа | |||||||||
Информационные технологии (14 ч). | |||||||||||||
19 | Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | Научатся: применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков. Получат возможность: видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора | Познавательные: выбирают форму представления информации в зависимости от решаемой задачи; действуют по алгоритму. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане. Коммуникативные: продуктивно разрешают конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
20 | Преобразование графических изображений | Научатся: определять устройства ввода графической информации; применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков. Получат возможность: видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора | Познавательные: анализируют графические объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; составляют изображение из фрагментов, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Регулятивные: проявляют способность к волевому усилию в ситуации затруднения; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
21 | Создание графических изображений | Научатся: применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков. Получат возможность: научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и преобразованными фрагментами | Познавательные: выделяют в сложных объектах простые; анализируют условия и требования заданий; находят общие фрагменты в графических изображениях. Регулятивные: планируют работу по конструированию сложных объектов из простых. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. | Научатся: приводить примеры обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе, технике | Познавательные: выделяют предметы по общим признакам; систематизируют информацию различными способами; определяют основания классификаций для заданных классов. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
23 | Списки - способ упорядочивания информации | Научатся: создавать маркированные и нумерованные списки в текстовом редакторе. Получат возможность: создавать объемные текстовые документы, включающие списки | Познавательные: знают подходы к сортировке информации; понимают ситуации, в которых целесообразно использовать нумерованные и маркированные списки. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
24 | Поиск информации. | Научатся: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку). Получат возможность: научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы | Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию с помощью компьютерных средств; при сохранении информации соблюдают порядок в личной папке. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; строят продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
25 | Кодирование как изменение формы представления информации. К.р.№3 по теме «Обработка информации». | Научатся: перекодировать информацию из одной пространственно графической или знаково-символической формы в другую, а также использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации. Получат возможность: выбирать форму представления данных в соответствии с поставленной задачей | Познавательные: преобразуют информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; перекодируют информацию из одной знаковой системы в другую; выбирают форму представления информации в зависимости от стоящей задачи. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет | беседа, решение упражнений в РТ, контрольная работа | |||||||||
26 | Преобразование информации по заданным правилам. | Научатся: выполнять арифметические вычисления с помощью программы «Калькулятор». Получат возможность: преобразовывать информацию по заданным правилам | Познавательные: проводят анализ полученной информации и делают выводы; выполняют преобразование информации по заданным правилам. Регулятивные: учитывают правило в планировании и способе контроля. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных задач | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
4 четверть | |||||||||||||
27 | Преобразование информации путем рас- суждений. | Получат возможность: преобразовывать информацию путем рассуждений | Познавательные: проводят анализ полученной информации и делают выводы; строят логические цепочки рассуждений, устанавливая причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
28 | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | Научатся: разрабатывать план действий для решения задач на переправы. Получат возможность: приобрести опыт решения задач на переправы | Познавательные: действуют по алгоритму; ищут и выделяют необходимую информацию. Регулятивные: планируют пути достижения цели и определяют способы действий в рамках предложенных условий; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность поставленной задачи. Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
29 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях. | Научатся: разрабатывать план действий для решения задач на переливания; представлять план действий в табличной форме. Получат возможность: приобрести опыт решения задач на переливания | Познавательные: переводят текст в табличную форму; составляют схемы решения задач; выводят следствия из имеющихся в условии задачи данных. Регулятивные: планируют пути достижения цели и определяют способы действий в рамках предложенных условий; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность поставленной задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | беседа, решение упражнений в РТ | |||||||||
30 | Создание движущихся изображений. | Научатся: запускать редактор презентаций; помещать на слайд ранее подготовленные рисунки; настраивать и просматривать анимацию; сохранять результаты работы в редакторе презентаций. Получат возможность: научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию, слайды которой содержат графические изображения, анимацию | Познавательные: работают с информацией разного вида: текстовой, графической; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
31 | Создание анимации по собственному замыслу. | Научатся: создавать анимации по собственному замыслу. Получат возможность: выбирать форму представления данных в соответствии с поставленной задачей | Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; устанавливают аналогии; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | беседа, решение упражнений в РТ, практическая работа | |||||||||
32 | К.р.№4. Итоговое тестирование. | Получат возможность: работать с различными видами информации; самостоятельно планировать и осуществлять коллективную и информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты на основе средств и методов информатики | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: осознают уровень своих знаний. Коммуникативные: понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы | контрольная работа | |||||||||
Итоговое повторение( 1 час) + резерв времени(1 часа) | |||||||||||||
33 | Выполнение итогового мини-проекта | Получат возможность: выбирать форму представления данных в соответствии с поставленной задачей | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; обобщают информацию, полученную на уроке; делают выводы. Регулятивные: различают способ и результат действия; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | беседа, практическая работа | |||||||||
34 | Представление мини-проекта | Получат возможность: работать с различными видами информации; самостоятельно планировать и осуществлять коллективную и информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты на основе средств и методов информатики | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | беседа, практическая работа |
Приложение
Средства контроля
Перечень контрольных работ
Перечень проектных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Итоговый мини-проект | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 8 класс 2019 – 2020 учебный год
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2019/2020 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2019/2020 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс. 2019-2020 учебный год. Под ред. М.М. Разумовской
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, рабочей программы по русскому языку (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическ...
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. 2019-2020 учебный год. Под ред. М.М. Разумовской
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, рабочей программы по русскому языку (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическ...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по математике для 5 класса (2019-2020 учебный год)
Рабочая программа по математике для 5 класса (2019-2020 учебный год)...