Педагогический совет на тему: «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
методическая разработка на тему

Ефименко Маргарита Викторовна

1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.

2. Изучение современных технологий здоровье сбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей.

4. Развитие у преподавателей, родителей, воспитанников потребности в сохранении собственного здоровья.

5. Знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему:

 «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

 

Вид педсовета: тематический

Форма проведения: интерактивное общение, опросник, анкетирование.

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении; сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.

2. Изучение современных технологий здоровье сбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей.

4. Развитие у преподавателей, родителей, воспитанников потребности в сохранении собственного здоровья.

5. Знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.

Актуальность проекта:

  • В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных  запросов, которые предъявляются современному обществу.
  • Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
  • Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
  • Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
  • Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
  • Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть  постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

 

 

Подготовка.

1.Тематический контроль  «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме МБОУ «Начальная школа-детский сад».

2.Опрос педагогов для оценки и самооценки профессионализма              «Валеологическая  оценка педагогической технологии обучения школьников»

3.Анкетирование детей по теме: Если хочешь быть здоров…

  

Повестка дня.

1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.

Ответственный: директор школы Бурлуцкая В.М.

2.Выступление учителя высшей категории, социального педагога

Ефименко М.В.  «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

 

3. Содокладчики: Путинцева В.В.-учитель физической культуры;

                   Ефименко Г.В.- учитель и руководитель театральной студии;

                   Жакобова А.И.- учитель и классный руководитель;

                   Дуванова Г.В. – педагог-психолог.

4. Вынесение решения педагогического совета.

Ответственный: директор школы Бурлуцкая В.М.

 Ход педагогического совета: 

              1-4 СЛАЙДЫ     I. Выступление социального педагога Ефименко М.В.  «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
 А как относитесь к своему  здоровью вы, уважаемые коллеги?

5-6 СЛАЙДЫ Предлагаю вам опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?»
Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков.

7 СЛАЙД Мы уточнили, что путь к здоровью  - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит,  прежде всего, от нас самих.

 

 По общепринятым представлениям

структура здоровья человека обеспечивается:

здравоохранением лишь на 10-12 %,

наследственности принадлежит 18 %,

условиям среды – 20 %,

 а самый большой вклад – 50-52 % - это  образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе нездорово, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях нашей современной начальной школе пойдёт речь на нашем педсовете.

По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

   8 СЛАЙД  Причиной резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются:

  • падение уровня жизни, социальные потрясения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • ухудшение состояния здоровья матерей;
  • стрессы;
  • малоподвижный образ жизни;
  • неполноценное питание;
  • отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
  • частичное разрушение служб врачебного контроля;
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

В целом в нашей школе сложился системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей, организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.

Учителя начальных классов продолжают поиски   педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.

         9 СЛАЙД  Основой здоровье сберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

  1. учет возрастных особенностей младших школьников;
  2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
  3. структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
  4. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

         10 СЛАД  В структуре  урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала доступным  рациональным способом;
  • наглядность;
  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  • физкультминутки, динамические паузы;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • групповая работа, работа в парах;
  • игра, игровые моменты;
  •  гимнастика;
  • самомассаж, точечный массаж;
  • воспитательные моменты  на уроке (беседы);
  •  санитарно – гигиенические условия;

    Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние младших школьников.

  1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

  1. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль

 общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

  1. Подача материала должна быть в доступной, понятной форме, с учетом его возрастных особенностей.
  2. Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

     В качестве наглядности учителя начальной школы активно

используют компьютерные технологии.

     Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса, наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

  1. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в

тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

  1. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе

большое значение имеют физические упражнения.

    Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

12 СЛАЙД   Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

-они должны быть разнообразны;

-проводятся на начальном этапе утомления;

-предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут. В основе гимнастики лежит комплекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым.  

  1. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и

создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

  1. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира

организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

  1. Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру

ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры, например: «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка».

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена – динамическая пауза. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

10.Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в

начальной школе посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

    Во внеурочное время проводятся внеклассные мероприятия, классные часы по темам, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят, правильного питания и т.п.

11.Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, проветривание, оснащенность. Основное рабочее место ребёнка в школе- парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому необходимо пересаживать ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.

      12. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

    Личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.

     

           12 СЛАЙД  Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровье сберегающим. Благодаря этому  можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

     

          13-14 СЛАЙДЫ   Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

        15-17 СЛАЙДЫ       Рекомендации

               18 СЛАЙД         Будьте здоровы!

Решение педсовета:

  1. Признать работу педагогического коллектива по здоровье сбережению удовлетворительной.
  2. Считать работу  по здоровье сбережению участников образовательного процесса приоритетным направлением работы. Совершенствовать профилактическую и оздоровительную работу в школе через разнообразные формы оздоровления.

Ответственные: учителя 1-4 классов, воспитатели. Срок: постоянно.

  1. Педагогам

- постоянно держать на контроле выполнение законодательных актов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса в детских объединениях;

- планировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами здоровье сбережения, и соблюдения санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса.

  Ответственные: учителя 1-4 классов, воспитатели. Срок: постоянно.

  1. Вести среди родителей пропаганду здорового образа жизни, используя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

              Ответственные: учителя по физической культуре, воспитатели, классные руководители 1-4 классов. Срок: постоянно.


ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА

Школьный урок, продолжительностью в 40 минут включает в себя пять основных  моментов:

  • организационный момент
  • проверка домашнего задания
  • объяснение нового материала
  • закрепление полученных знаний
  • задание на дом

  Последовательность режимных моментов урока не случайна, она предусматривает динамику изменения функционального состояния учащегося и его работоспособности:

1 период – врабатывания (первые 1-3 минуты) как правило, совпадает с ОМ и характеризуется эмоциональным всплеском, несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия учителя должны способствовать более быстрой и успешной  адаптации школьниклов к предстоящей учебной деятельности)

2 период -  оптимальной работоспособности (1-4 кл- 10-15 минут, 5-9 кл.-15-20 минут, 10-11 кл.- 25-30 минут) – должен включать самые трудные этапы урока

3 период- сниженной работоспособности – совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 30 минут) все виды деятельности в конце урока должны носить облегченный характер.

Следует помнить, что сроки наступления и длительность каждого периода зависит от:

  • возраста учащихся, их общего эмоционального настроения;
  • времени суток и количества уроков в расписании;
  • характера и длительности выполняемой работы, чередования различных видов учебной деятельности;
  • трудности учебного предмета;
  • статических и динамических компонентов урока.

Эффективность работы учащегося на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием:

  • интересного наглядного материала;
  • дидактического материала;
  • использованием ТСО…

Эмоциональному восприятию, снижению утомляемости способствуют внешний вид учителя, его доброжелательность, своеобразная жестикуляция, тембр голоса.

Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому утомлению.

Не менее важно для здоровья учащихся и выполнение домашнего задания. В конце уроков даются задания по всем предметам с учетом их выполнения в следующих пределах:

1 класс

2 класс

3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс

1,5 ч

2 ч

2,5 ч

3 ч

4 ч

 

Несоблюдение соответствия учебных нагрузок приводит к постоянному дефициту времени, который, как правило, восполняется за счет уменьшения ночного сна, прогулок на свежем воздухе, приводя к состоянию предболезни, сдвигая физиологические и психологические параметры здоровья ребенка, что недопустимо.

  1.   Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
  2.   Соблюдайте режим дня.
  3.   Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
  4.   Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей  семьи, они - попутчики на вашем пути.
  5.   Обнимать ребенка следует не менее четырех аз в день, лучше – 8 раз.
  6.   Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
  7.   Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  8.   Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
  9.   Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
  10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные  яства.
  11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «Формирование правовой компетентности учащихся – предупреждение подростковой преступности и правонарушений».

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...

«Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

"Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве» Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья обучающихся, резервов и возможностей совершенствовани...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

Разработка педагогического совета по теме "Формирование универсальных учебных действий как требование современного урока"

цель данного педагогического совета- повышение компетентности педагогов в освоении приёмов формирования УУД....

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

Доклад к педагогическому совету на тему: "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни".

quot;Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят...