Педагогический совет на тему: «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
методическая разработка на тему
1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.
2. Изучение современных технологий здоровье сбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей.
4. Развитие у преподавателей, родителей, воспитанников потребности в сохранении собственного здоровья.
5. Знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.rar | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет на тему:
«Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
Вид педсовета: тематический
Форма проведения: интерактивное общение, опросник, анкетирование.
Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении; сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.
2. Изучение современных технологий здоровье сбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
3. Изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей.
4. Развитие у преподавателей, родителей, воспитанников потребности в сохранении собственного здоровья.
5. Знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.
Актуальность проекта:
- В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.
- Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.
- Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.
- Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.
- Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.
- Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.
Подготовка.
1.Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме МБОУ «Начальная школа-детский сад».
2.Опрос педагогов для оценки и самооценки профессионализма «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения школьников»
3.Анкетирование детей по теме: Если хочешь быть здоров…
Повестка дня.
1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.
Ответственный: директор школы Бурлуцкая В.М.
2.Выступление учителя высшей категории, социального педагога
Ефименко М.В. «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
3. Содокладчики: Путинцева В.В.-учитель физической культуры;
Ефименко Г.В.- учитель и руководитель театральной студии;
Жакобова А.И.- учитель и классный руководитель;
Дуванова Г.В. – педагог-психолог.
4. Вынесение решения педагогического совета.
Ответственный: директор школы Бурлуцкая В.М.
Ход педагогического совета:
1-4 СЛАЙДЫ I. Выступление социального педагога Ефименко М.В. «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги?
5-6 СЛАЙДЫ Предлагаю вам опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?»
Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков.
7 СЛАЙД Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям
структура здоровья человека обеспечивается:
здравоохранением лишь на 10-12 %,
наследственности принадлежит 18 %,
условиям среды – 20 %,
а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе нездорово, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях нашей современной начальной школе пойдёт речь на нашем педсовете.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.
8 СЛАЙД Причиной резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются:
- падение уровня жизни, социальные потрясения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- ухудшение состояния здоровья матерей;
- стрессы;
- малоподвижный образ жизни;
- неполноценное питание;
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
В целом в нашей школе сложился системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей, организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.
Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.
9 СЛАЙД Основой здоровье сберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:
- учет возрастных особенностей младших школьников;
- учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
- осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
10 СЛАД В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- физкультминутки, динамические паузы;
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты;
- гимнастика;
- самомассаж, точечный массаж;
- воспитательные моменты на уроке (беседы);
- санитарно – гигиенические условия;
Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние младших школьников.
- Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок
только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
- Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль
общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
- Подача материала должна быть в доступной, понятной форме, с учетом его возрастных особенностей.
- Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации
изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
В качестве наглядности учителя начальной школы активно
используют компьютерные технологии.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса, наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
- Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в
тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
- Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе
большое значение имеют физические упражнения.
Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
12 СЛАЙД Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление, влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования:
-они должны быть разнообразны;
-проводятся на начальном этапе утомления;
-предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут. В основе гимнастики лежит комплекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым.
- Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и
создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
- Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира
организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
- Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру
ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры, например: «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка».
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена – динамическая пауза. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
10.Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в
начальной школе посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Во внеурочное время проводятся внеклассные мероприятия, классные часы по темам, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят, правильного питания и т.п.
11.Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, проветривание, оснащенность. Основное рабочее место ребёнка в школе- парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому необходимо пересаживать ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.
12. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.
Личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе.
12 СЛАЙД Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровье сберегающим. Благодаря этому можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.
13-14 СЛАЙДЫ Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
15-17 СЛАЙДЫ Рекомендации
18 СЛАЙД Будьте здоровы!
Решение педсовета:
- Признать работу педагогического коллектива по здоровье сбережению удовлетворительной.
- Считать работу по здоровье сбережению участников образовательного процесса приоритетным направлением работы. Совершенствовать профилактическую и оздоровительную работу в школе через разнообразные формы оздоровления.
Ответственные: учителя 1-4 классов, воспитатели. Срок: постоянно.
- Педагогам
- постоянно держать на контроле выполнение законодательных актов, касающихся организации учебно-воспитательного процесса в детских объединениях;
- планировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами здоровье сбережения, и соблюдения санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса.
Ответственные: учителя 1-4 классов, воспитатели. Срок: постоянно.
- Вести среди родителей пропаганду здорового образа жизни, используя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Ответственные: учителя по физической культуре, воспитатели, классные руководители 1-4 классов. Срок: постоянно.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА
Школьный урок, продолжительностью в 40 минут включает в себя пять основных моментов:
- организационный момент
- проверка домашнего задания
- объяснение нового материала
- закрепление полученных знаний
- задание на дом
Последовательность режимных моментов урока не случайна, она предусматривает динамику изменения функционального состояния учащегося и его работоспособности:
1 период – врабатывания (первые 1-3 минуты) как правило, совпадает с ОМ и характеризуется эмоциональным всплеском, несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия учителя должны способствовать более быстрой и успешной адаптации школьниклов к предстоящей учебной деятельности)
2 период - оптимальной работоспособности (1-4 кл- 10-15 минут, 5-9 кл.-15-20 минут, 10-11 кл.- 25-30 минут) – должен включать самые трудные этапы урока
3 период- сниженной работоспособности – совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 30 минут) все виды деятельности в конце урока должны носить облегченный характер.
Следует помнить, что сроки наступления и длительность каждого периода зависит от:
- возраста учащихся, их общего эмоционального настроения;
- времени суток и количества уроков в расписании;
- характера и длительности выполняемой работы, чередования различных видов учебной деятельности;
- трудности учебного предмета;
- статических и динамических компонентов урока.
Эффективность работы учащегося на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием:
- интересного наглядного материала;
- дидактического материала;
- использованием ТСО…
Эмоциональному восприятию, снижению утомляемости способствуют внешний вид учителя, его доброжелательность, своеобразная жестикуляция, тембр голоса.
Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому утомлению.
Не менее важно для здоровья учащихся и выполнение домашнего задания. В конце уроков даются задания по всем предметам с учетом их выполнения в следующих пределах:
1 класс | 2 класс | 3-4 класс | 5-6 класс | 7-8 класс | 9-11 класс |
1ч | 1,5 ч | 2 ч | 2,5 ч | 3 ч | 4 ч |
Несоблюдение соответствия учебных нагрузок приводит к постоянному дефициту времени, который, как правило, восполняется за счет уменьшения ночного сна, прогулок на свежем воздухе, приводя к состоянию предболезни, сдвигая физиологические и психологические параметры здоровья ребенка, что недопустимо.
- Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
- Соблюдайте режим дня.
- Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
- Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.
- Обнимать ребенка следует не менее четырех аз в день, лучше – 8 раз.
- Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
- Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
- Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
- Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
- Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
- Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «Формирование правовой компетентности учащихся – предупреждение подростковой преступности и правонарушений».
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...
«Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
"Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве» Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья обучающихся, резервов и возможностей совершенствовани...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".
Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....
Разработка педагогического совета по теме "Формирование универсальных учебных действий как требование современного урока"
цель данного педагогического совета- повышение компетентности педагогов в освоении приёмов формирования УУД....
Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"
Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...
Доклад к педагогическому совету на тему: "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни".
quot;Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят...