Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве
методическая разработка на тему

Оськина Наталия Владимировна

ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одной из главных задач нашего Центра несомненно является охрана жизни и здоровья учащихся. Условием решения задачи является использование технологий  здоровьесберегающей  педагогики, которая объединяет в себе все направления деятельности Центра по формированию, охране и укреплению нарушенного здоровья учащихся.       Деятельность Центра в этой области отражает ее специфику и выражается в необходимости специального обслуживания, медицинской коррекции, в коррекционной направленности всего учебного процесса и специально организованных условий   психолого - педагогической коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_zss.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве  ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье детей – это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы. Но как быть, как обучать детей с отклонениями в здоровье – это одна из немаловажных проблем образования нашего общества. Данному вопросу уделяется большое внимание. Статистические данные говорят о том, что процент больных детей растёт. Увеличивается процент учащихся с хроническими заболеваниями, с ОВЗ, ДЦП и др..

      Центр инклюзивного образования является универсальным, потому что это - не только общеобразовательное, но и учебно-воспитательное, лечебно – восстановительное      учреждение. Это учреждение с особой аурой, особенными детьми, требующими особо бережного отношения, так как это дети  с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен в сторону как учебного, так и практико-ориентированного формирования  у учащихся навыков самостоятельной жизни в безбарьерном  пространстве, поэтому столь необходимо на сегодняшний день   определить пути  достижения главной цели – создание  той  здоровьесберегающей среды, в которой возможна максимальная  подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к реализации себя во всех сферах жизни, его социализация.  

      Сегодня родители могут выбирать организационную форму и место  обучения ребенка: на дому или в общеобразовательном учреждении. Сейчас детей, обучающихся на дому, становится меньше, т.к. среди родителей растет осознание значения и преимуществ интеграции. Они  понимают, что в образовательном учреждении для детей с особыми потребностями создана специальная коррекционно-развивающая среда, которая обеспечивает адекватные условия для получения образования, коррекции нарушения развития, реабилитации и социальной адаптации. Каждому ребенку предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. Самая главная задача для любого ребенка, поступающего в Центр, это социальная интеграция. Успешная интеграция является ключевым моментом в подготовке детей с особыми потребностями в образовании к становлению полноценными и значимыми членами общества. Это идет и на пользу обществу в целом. Дети учатся пониманию других, «не таких людей»,  как они, толерантности, сопереживанию, взаимодействию, сотрудничеству и т.д. Чем раньше такого ребенка определят в образовательное учреждение, тем быстрее, без психологических травм ребенок адаптируется в группе сверстников.

       В этой связи важным направлением в переустройстве образа жизни учащихся является системное, поэтапное, вариативное погружение детей в социум с помощью здоровьесберегающих технологий с личностно – ориентированным, интегрированным подходом, внедряемых в учебный процесс. Практика показывает, что интегрированное обучение находит свое практическое воплощение.

        В данной работе хочу поделиться своим опытом интегрированного подхода в организации занятий по математике в условиях Центра. Обучающиеся, с которыми я работаю, по уровню интеллектуального, физического и психического  развития разные. В классе обучаются дети с легкой степенью умственной отсталости, хронически больные дети по медицинским показаниям. Строю свою педагогическую деятельность с учетом структуры дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся по специально составленным адаптированным учебным программам. Успешная интеграция невозможна без специального сопровождения. В нашем Центре работают квалифицированные специалисты: учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи,  инструкторы ЛФ. Они проводят диагностики, изучают состояние ребенка в условиях группы, выявляют трудности, которые испытывает ребенок в ходе интеграции,  разрабатывают рекомендации для учителей по организации учебного - воспитательного процесса и реабилитации ребенка в группе, Центре.  

       Организация учебного процесса сопровождается прежде всего нормативно-правовым обеспечением:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
  3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII видов», 26.12.2000 г.
  4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
  5.      Учебный план обучающихся Центра составлен  в соответствии с Московским базисным учебным планом.

6.          Адаптированные образовательные Программы.

       Главная проблема в организации учебно-воспитательного процесса – разный возраст обучающихся, неподготовленность детей к обучению, слабое развитие речи, психическое развитие. Малокомплектные классы имеют свои специфические трудности.    

В этой связи общие педагогические положения, методические рекомендации требуют творческого переосмысления. Нужны особые организационно - методические подходы при проведении уроков.  Приходится  перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, то на одного, то на другого ребенка, не упуская из виду главную цель работы.

Однако малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ и позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей  развития, склонностей и интересов, уровня знаний, умений и навыков; личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Для реализации принципов последовательности, системности усвоения учебного материала адаптированной программы интегрирую в зависимости от особенностей обучающихся, личностного развития. Составляю календарно-тематическое планирование по предмету. В процессе подготовки к урокам составляю план-конспекты с презентациями, в которых интегрирую учебный материал так, чтобы дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему.

А вот закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков происходит на разном дидактическом материале. Для каждого ученика подбираю индивидуальный материал разного уровня и сложности: раздаточные карточки, картинки, работа с учебником и на компьютере. В классе создан свой «методический кабинет». Имеется набор индивидуальных заданий, раздаточный, демонстрационный и наглядный материал. Накоплен материал по всем темам, разделам. Он помогает мне работать с детьми  с разным интеллектуальным уровнем.

      Учитывая коррекционную направленность обучения в Центре, стараюсь создать комфортные психологические условия, которые помогают раскрыться творческим способностям детей, почувствовать уверенность, не допустить психические и физические перегрузки.                        

       В овладении программой каждому ученику определяю меру помощи и условия ее оказания. Конечно же, нашим детям  на уроках необходима дополнительная помощь. Но она должна быть тщательно продумана. Слишком много поддержки на уроке (один на один с учеником) может привести к тому, что ученик потеряет:

  • преимущества от пребывания в группе сверстников: стимуляцию общего развития и возможность следовать примерам их поведения;
  • умение работать вместе с одноклассниками;
  • умение работать самостоятельно;
  • развитие социальных взаимоотношений со сверстниками.

Практика показала, что  дети с особыми образовательными  потребностями не только любят работать в группах, но работа в сотрудничестве действительно облегчает обучение.

     Нужно только четко планировать, когда ребенок должен работать:

  • вместе с целым классом;
  • с группой одноклассников или с одним из них в классе;
  • с группой одноклассников или с одним из них в специальном месте;
  • независимо от урока в классе самостоятельно или с кем-либо индивидуально.

     Когда ученик должен находиться:

-   без поддержки;

-   с поддержкой сверстников;

-   с поддержкой учителя.

      Одной из главных задач нашего Центра несомненно является охрана жизни и здоровья учащихся. Условием решения задачи является использование технологий  здоровьесберегающей  педагогики, которая объединяет в себе все направления деятельности Центра по формированию, охране и укреплению нарушенного здоровья учащихся.       Деятельность Центра в этой области отражает ее специфику и выражается в необходимости специального обслуживания, медицинской коррекции, в коррекционной направленности всего учебного процесса и специально организованных условий   психолого - педагогической коррекции.

        Важным компонентом в системе работы коллектива по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в условиях Центра являются  разработанные учителями на основе принципов здоровьесбережения и личностно - ориентированного подхода, методические рекомендации и уроки.

       Данные наработки включают психолого-педагогические приемы и методы  коррекционной работы, реализуются  с помощью предлагаемых наглядных и практических средств коррекции.  

        Использование различных методов и компенсаторных приёмов здоровьесберегающих образовательных технологий зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня  класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегающее пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:    
1) строгая дозировка учебной нагрузки с учетом индивидуальных способностей
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота и т.д.);
4) благоприятный эмоциональный настрой.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Учебная нагрузка приведена в соответствие с Базисным учебным планом.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний  смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Несколько минут на уроке, потраченные оздоровительным моментам, окупаются усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размяться, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Наши учителя применяют различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные кинезиологические упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношений к себе и своему здоровью.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают (кто не может-делает сидя), руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Аналогично: правильный ответ - хлопки в ладоши, неправильный - трут ушки.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится с увеличением темпа, это вызывает интерес ребят. В старших классах полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

 Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что  зд...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения

Данная  статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...

Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"

В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....

Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...