Рабочая программа 7 информатика
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Миронова Людмила Анатольевна

Рабочая программа по курсу информатики в 7-м классе составлена для УМК Босовой Л.Л., Босовой А.Ю., «Информатика 7»   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                средняя общеобразовательная школа № 458 с углублённым изучением немецкого языка

Невского района Санкт-Петербурга

«Согласовано» 

Руководитель МО

___________/А. И. Молева/

Протокол  № ___

от «____»  июня  2018 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР  

_____________/Г. Е. Родькина/

 

«____»  августа 2018 г.

     «Утверждаю» 

     Директор  

      _________/ Е.А.Таныгина/

      Приказ  № ___

      от «___»___________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету  «ИНФОРМАТИКА»

 7 класс

(базовый уровень)

учителя Мироновой Л. А.

Настоящая рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования                                                               (Кафедра общего образования СПб АППО, 2015 г.),

                                                                                                 

                                                                            Принята  на заседании

                                                   Педагогического совета школы

                                                             

                                                                           Протокол  № ____   от  «      » августа  2018 г.     

2018 - 2019 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 458 с углубленным изучением немецкого языка Санкт-Петербурга в 7 классе на изучение предмета «Математика» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Количество часов в неделю по программе                                             1

Количество часов в неделю по учебному плану                                    1

Количество часов в год                                                                            34

Настоящая рабочая программа составлена на основе Фундаментального  ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы  основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования,  примерной программой основного общего образования  (Кафедра общего образования СПб АППО, 2015 г.), федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7),  Положения о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей)  ГБОУ СОШ  № 458,   учебным планом ГБОУ СОШ № 458 с углубленным изучением немецкого языка Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа по курсу информатики в 7-м классе составлена для УМК Босовой Л.Л., Босовой А.Ю., «Информатика 7»   (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013)

Уровень обучения – базовый

Общая характеристика учебного предмета.

Цели и задачи курса в 7 классе

Цели:

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

 сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Изменения, внесенные в программу 

Изменений, внесенных в программу нет

Формы и методы организации учебного процесса                                

Формы организации учебного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.    

Методы организации учебного процесса.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, а также используется и частично-поисковый метод.                          На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное                    обучение, объяснительно-иллюстративный метод, сочетание устных и письменных                             видов работы, обучение с применением ИКТ.

Формы контроля

По программе предусмотрено 5 проверочных работ, заключающих изучение каждой из основных тем. Проверочные работы имеют целью проверку уровня усвоения изучаемого материала. Промежуточные виды контроля включают в себя практические работы, взаимоконтроль, самоконтроль, фронтальный опрос, решение заданий.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В 7 КЛАССЕ

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты освоения образовательной программы:

1) наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

2) понимание роли информационных процессов в современном мире;

3) владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

4) ответственное отношение к информации с учетом требований информационной безопасности правовых и этических аспектов ее распространения;

5) развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

6) способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

7) готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

8) способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

9) способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

1) владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

2) владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

3) владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

6) владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

7) ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений ;создание графических объектов; создание музыкальных

и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации) и информационной безопасности.

Предметные результаты освоения образовательной программы:

1) сформированность информационной культуры — готовности человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий;

2) сформированность представлений об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

3) развитие алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном обществе, предполагающего способность учащегося: разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;

4) сформированность алгоритмической культуры, предполагающей: понимание сущности алгоритма и его свойств; умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя с помощью определённых средств и методов описания; знание основных алгоритмических структур — линейной, условной и циклической; умение воспринимать и исполнять разрабатываемые фрагменты алгоритма — и т. д.;

5) владение умениями записи несложного алгоритма обработки данных на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык), отладки и выполнения полученной программы в используемой среде программирования;

6) сформированность представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; о назначении основных компонентов компьютера; об истории и тенденциях развития компьютеров и мировых информационных сетей;

7) сформированность умений и навыков использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыков создания личного информационного пространства;

8) владение навыками поиска информации в сети Интернет, первичными навыками её анализа и критической оценки;

9) владение информационным моделированием как ключевым методом приобретения знаний: сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —

таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

10) способность cвязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость развития собственной информационной культуры в условиях развития информационного общества;

11) готовность к ведению здорового образа жизни, в том числе, и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий;

12) сформированность умения соблюдать сетевой этикет, другие базовые нормы информационной этики и права при работе с компьютерными программами и в сети Интернет;

13) сформированность интереса к углублению знаний по информатике (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору информатики как профильного предмета на уровне среднего общего образования, для будущей профессиональной деятельности в области информационных технологий и смежных областях.

В результате изучения курса информатики в 7 классе обучающиеся должны

      знать/понимать:

  • сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система и др.;
  • основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними;
  • назначение основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • основные вехи истории и тенденции развития компьютеров, пути улучшения их характеристик;
  • круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров;
  • сущность понятий, связанных с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
  • сущность понятия «кодовая таблица»;
  • сущность понятий «пиксель», «растровая графика», «векторная графика»;
  • сущность технологии мультимедиа;
  • общие подходы к дискретному представлению аудиовизуальных данных.

уметь:

  • кодировать и декодировать сообщений по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите;
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации и пр.);
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых и видеофайлов;
  • изучать элементы интерфейса используемой операционной системы;
  • использовать программы-архиваторы;
  • защищать информацию от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
  • создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
  • оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок;
  • выполнять ввод изображений в компьютер;
  • создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые изображения;
  • создавать простые векторные изображения;
  • использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.).


Учебно – тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Информация и информационные процессы

9

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

3

Обработка графической информации

4

4

Обработка текстовой информации

9

5

Мультимедиа

5

Всего

34



Календарно-тематическое планирование                

п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты

Формы контроля

План

Корректи

ровка

1. Информация и информационные процессы (9 часов)

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

Иметь общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики.

Фронтальный опрос

2

Информация и ее свойства

Знать, что такое информация, сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал; виды информации; свойства информации.

Умение оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.).

Проверка домашнего задания

Решение логических задач

3

Информационные процессы. Обработка информации

Знать об информационных процессах и их роли в современном мире.

Умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

Знать об информационных процессах и их роли в современном мире.

Умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

5

Всемирная паутина как информационное хранилище

Знать о WWW как всемирном хранилище информации; о поисковых системах и принципах их работы.

Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

Практическая работа

Индивидуальный

6

Представление информации

Знать обобщённые представления о различных способах представления информации.

Умение приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

7

Дискретная форма представления информации

Знать о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; сущность двоичного кодирования.

Умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. 

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

8

Единицы измерения информации

Знать единицы измерения информации.

Умение свободно оперировать единицами измерения информации.

Проверка домашнего задания

Решение задач

9

Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы».

Контроль навыков, знаний и умений по теме «Информация и информационные процессы».

Индивидуальный

2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)

10

Основные компоненты компьютера и их функции

Знать понятие компьютера как модели человека, работающего с информацией; минимальный комплект устройств; магистральный принцип взаимодействия устройств компьютера, характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.

Умение подключать внешние устройств компьютера: монитора, клавиатуры, мыши, получать информацию о характеристиках компьютера.

Фронтальный опрос

11

Персональный компьютер

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Знать различие программы и данных; схему информационного обмена в компьютере.

Умение оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; использовать программы-архиваторы.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

14

Файлы и файловые структуры

Знать понятия файл; файловая система как часть OS; имя файла, правила формирования имени; понятие логического диска; файловая структура диска, понятие каталога.

Умение выполнять основные операции с файлами и папками; оценивать размеры файлов.

Фронтальный опрос

Практическая работа

Индивидуальный

15

Пользовательский интерфейс

Умение использования корзины для удаления файлов и её очистка, запуск приложений, изменение размеров окна, перемещение окна, переключение между запущенными приложениями, сворачивание окна и его восстановление, закрытие окна и завершение работы приложения, использование встроенной справочной системы.

Фронтальный опрос

Практическая работа

Индивидуальный

16

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Контроль навыков, знаний и умений по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Фронтальный опрос

Индивидуальный

3. Обработка графической информации (4 часа)

17

Формирование изображения на экране компьютера

Знать принцип формирования цвета пикселя на экране; связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя (формула).

Умение применять формулу определения объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера

Фронтальный опрос

Практическая работа

Решение задач

18

Компьютерная графика

Знать историю компьютерной графики; области применения компьютерной графики; два принципа представления изображения; растровая графика; векторная графика; возможности графических редакторов; среда графического редактора; режимы работы графического редактора.

Умение использовать инструменты для рисования прямоугольника, окружности, линии, многоугольника; использовать различные типы заливки; копировать, удалять и перемещать объекты изображения; изменять размеры объектов; изменять толщину линии.

Фронтальный опрос

Практическая работа

19

Создание графических изображений

Фронтальный опрос

Практическая работа

Индивидуальный

20

Проверочная работа по теме «Обработка графической информации».

Контроль навыков, знаний и умений по теме «Обработка графической информации».

Индивидуальный

4. Обработка текстовой информации (9 часов)

21

Текстовые документы и технологии их создания

Знать преимущества компьютерного хранения документов.

Фронтальный опрос

22

Создание текстовых документов на компьютере

Знать понятия текстового редактора и текстового процессора; структурные единицы текста; среду текстового редактора; назначение программ-переводчиков; системы распознавания текстов.

Умение создавать текстовые документы на компьютере.

Фронтальный опрос

Практическая работа

Индивидуальный

23

Прямое форматирование

Умение задавать параметры страницы; орфографическую проверку текста с использованием встроенного словаря; выделять фрагменты текста; задавать шрифт, его размер и начертание; устанавливать параметры абзаца и его форматирование; выравнивать абзацы.

Фронтальный опрос

Практическая работа

Индивидуальный

24

Стилевое форматирование

Фронтальный опрос

Практическая работа

Индивидуальный

25

Визуализация информации в текстовых документах

Фронтальный опрос

Практическая работа

Индивидуальный

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Умение включать в документ формулы; сканировать текст и распознавать его с помощью специализированных программ; перевод текста с одного языка на другой с помощью одной из программ-переводчиков

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

28

Оформление реферата "История вычислительной техники"

Практическая работа

Индивидуальный

29

Проверочная работа по теме «Обработка текстовой информации».

Контроль навыков, знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации».

Индивидуальный

5. Мультимедиа (5 часов)

30

Технология мультимедиа

Знать понятие технологии мультимедиа

и области ее применения.

Умение создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)

Фронтальный опрос

Решение задач

31

Компьютерные презентации

Фронтальный опрос Практическая работа

32

Создание мультимедийной презентации

Практическая работа

33

Проверочная работа по теме «Мультимедиа».

Контроль навыков, знаний и умений по теме «Мультимедиа».

Индивидуальный

34

Итоговый урок

Выполняют задания за курс 7 класса.

Фронтальный опрос


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее

значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется  информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами  представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.

 В предлагаемом курсе информатики выделяются следующие разделы.

                                                                              .                                              

Математические основы информатики

Информация и информационные процессы. Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация и данные. Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Характеристики современных носителей информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет.

Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов.

Представление информации. Формы представления информации. Символ. Алфавит — конечное множество символов; мощность алфавита. Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Язык как способ представления информации. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный алфавит. Двоичный код. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

Технологические основы информатики 

Компьютер — универсальное устройство обработки данных. Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Суперкомпьютеры.

Состав и функции программного обеспечения компьютера: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файловая система. Долговременное хранение данных в компьютере. Файловая система. Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Компьютерные вирусы и защита от них.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Использование программных систем и сервисов

Обработка текстовой информации. Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания, словари.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode.

Обработка графической информации. Общее представление о цифровом представлении изображений. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Компьютерная графика (растровая, векторная). Форматы графических файлов.

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений.

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Подготовка компьютерных презентаций. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания. 

    Тема 1.  «Информация и информационные процессы» (9 часов)

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Информация, информационные объекты различных видов.
  • Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
  • Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе –компьютерного.
  • Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
  • Дискретная форма представления информации.
  • Единицы измерения информации.
  • Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень обязательной подготовки обучающихся:

  • Уметь различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях.
  • Уметь приводить примеры информационных процессов — процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике.
  • Уметь раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы.
  • Уметь кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице.
  • Уметь определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода.
  • Уметь подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите.
  • Уметь описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них.

 Уровень возможной подготовки обучающихся:

  • Уметь любые дискретные данные описывать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1.
  • Уметь определять информационный вес символа произвольного алфавита.
  • Уметь определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения.
  • Уметь оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • Сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система и др.
  • Основные единицы измерения количества информации и соотношения между ними

Обучающиеся должны уметь: 

  • Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.
  • Определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности).
  • Определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности.
  • Подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите.
  • Оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации и пр.). 

Тема 2.  «Компьютер — универсальное устройство обработки данных»  (7 часов)

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Основные компоненты компьютера и их функции.
  • Программный принцип работы компьютера.
  • Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.
  • Программное обеспечение, его структура.
  • Программное обеспечение общего назначения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень обязательной подготовки обучающихся:

  • Уметь классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том числе описывать виды и состав программного обеспечения современного компьютера.
  • Уметь определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера.
  • Уметь использовать термины, описывающие скорость передачи
  • данных, оценивать время передачи данных.
  • Уметь классифицировать файлы по типу и иным параметра.
  • Уметь выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы).
  • Уметь разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя).
  • Уметь использовать маску для операций с файлами.
  • Уметь осуществлять поиск файлов средствами операционной системы.

Уровень возможной подготовки обучающихся:

  • Уметь осознано подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче.
  • Уметь узнавать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
  • Уметь овладевать знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением характеризовать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Обучающиеся должны знать:

  • Назначение основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств.
  • Основные вехи истории и тенденции развития компьютеров, пути улучшения их характеристик.
  • Круг задач, решаемых с помощью суперкомпьютеров.
  • Сущность понятий, связанных с передачей данных (источник и приемник данных; канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи).

Обучающиеся должны уметь: 

  • Получать информацию о характеристиках компьютера.
  • Выполнять основные операции с файлами и папками.
  • Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых и видеофайлов.
  • Изучать элементы интерфейса используемой операционной системы.
  • Использовать программы-архиваторы.
  • Защищать информацию от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.

Тема 3.  «Обработка графической информации» (4 часа) 

Обязательный минимум содержания образовательной области    информатика

  • Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов.
  • Геометрические и стилевые преобразования.
  • Использование примитивов и шаблонов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Уровень обязательной подготовки обучающихся:

        Уметь выполнять ввод изображений в компьютер.

  • Уметь создавать простые растровые изображения.
  • Уметь редактировать готовые растровые изображения.                                                                        
  • Уметь создавать простые векторные изображения.

Уровень возможной подготовки обучающихся

  • Уметь оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением и хранением изображений.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • Сущность понятий «пиксель», «растровая графика», «векторная графика».

Обучающиеся должны уметь: 

  • Определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
  • Определять объём памяти, необходимой для хранения графического изображения.
  • Создавать и/или редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.
  • Создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

 

 Тема 4.  «Обработка текстовой информации» (9 часов)

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
  • Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
  • Выделение изменений. Проверка правописания, словари.
  • Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
  • Печать текста.
  • Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень обязательной подготовки обучающихся:

  • Уметь создавать, редактировать и форматировать текстовые документы.
  • Уметь использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов.
  • Познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами.
  • Уметь оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок.

 Уровень возможной подготовки обучающихся:

        Уметь создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • Сущность понятия «кодовая таблица».

Обучающиеся должны уметь: 

  • Создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
  • Форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  • Вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения.
  • Создавать документ с гиперссылками.
  • Кодировать и декодировать текстовую информацию с использованием кодовых таблиц.
  • Вычислять информационный объём текста в заданной кодировке.

Тема 5.  «Мультимедиа» (5 часов)

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

        Мультимедиа.                                                                                                                         

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Уровень обязательной подготовки обучающихся:

        Уметь использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.).                                                                                                                                    

Уровень возможной подготовки обучающихся:

        Познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом.

  • Уметь оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением аудиовизуальной информации.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • Общие подходы к дискретному представлению аудиовизуальных данных.

Обучающиеся должны уметь: 

  • Создание презентации с использованием готовых шаблонов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ  ОБУЧЕНИЯ

Учителя

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

  1. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 7–9 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016.

 

  1. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016.

  1. Информатика. 7кл. Самостоятельные и контрольные работы/ Л.Л.Босова.  - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017

Ученика:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  (school-collection.edu.ru)
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса (metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/)

  1. «Два берега» – социально методическая сеть Невского района Санкт-Петербурга (2berega.spb.ru)
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  (festival.1september.ru)
  3. ПЕДСОВЕТ.org   (pedsovet.org)
  4. Социальная сеть работников образования  (nsportal.ru)
  5. Сайт для учителей – Завуч.инфо  (zavuch.info)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа информатика 8

Рабочая программа по Информатике и ИКТ к учебнику 8 класса. Автор:Угринович Н.Д. Базовый уровень....

Рабочая программа информатика 9

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы среднего (полного) общего...

Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:·         федерального компонента государственного стандар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ 8-9 класс

Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования.Настоящая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разрабо...

Рабочая программа Информатика и ИКТ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 050141  физическая культура среднего проф...

Рабочая программа информатика 10

Рабочая программа учебного предмета информатика и ИКТ, 10 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и информатика. Прог...

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой (ФГОС)

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов  разработана  на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.,...