Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:

·         федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  (Приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089),;

·          Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования и науки России от 09.03.04. № 1312);

·          Авторская программа для общеобразовательных школ: Программы общеобразовательного курса (базового уровня) для 10 – 11 классов  «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича;

·          Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

·           Приказа Департамента образования Ульяновской области от 20.06.2007 г. №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области» и рассчитано  для учащихся 10-11 классов, изучавших базовый курс информатики и ИКТ в 8-9 классах основной школы.

Для реализации  программы используется учебно-методический комплекс Угриновича Н.Д.:

Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ, Базовый уровень: Учебник для 11 класса. / 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

 

 Место предмета в базисном учебном плане:

Содержание  программы согласовано с  содержанием авторской программы Угриновича Н.Д., но внесены некоторые структурные изменения. Это связано с тем, что программа Н.Д. Угриновича 11 класс рассчитана на 35 часов, а в региональном базисном учебном плане на изучение курса информатики и ИКТ отводится 70 часов (1 час добавлен  в 11 классе за счет регионального компонента). Дополнительное время в программе отводится на изучение  темы «Алгоритмизация и программирование».

  Включение данной темы в программу курса обусловлено тем, что в КИМах ЕГЭ по информатике и ИКТ  по теме «Алгоритмизация и программирование» содержится 9 заданий.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·         освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·         овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при  этом информационные и коммуникационные технологии(ИКТ), в т ом числе при изучении других школьных дисциплин;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·         воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·         приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе  проектной деятельности.

Теоретическая часть курса информатики и ИКТ строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой курса  50 % учебного времени отводится на  проведение практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на каждом уроке в течение 20-25 минут, согласно санитарным правилам  и нормам  (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).  Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных  в процессе изучения теоретического материала. Программой предусматривается выполнение компьютерных практикумов (проектов), ориентированных на получение целостного, содержательного  результата.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания, это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это даёт возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

Ø  автоматизированные информационные системы(АИС) хранения массивов информации(СУБД, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

Ø  АИС обработки информации (системное ПО, инструментальное ПО, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

Ø  АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

Ø  АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11bazovyy.rar44.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элементы образовательного

минимума

Практические

работы

Вид контроля

Что учащийся должен

Оборудование

Домашнее задание

Знать/ понимать

Уметь/ использовать

Алгоритмизация и программирование – 35 часов

1.

Инструктаж по ТБ. Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».  

Закрепление изученного материала

Мультимедиа технология

Инструктаж по технике безопасности. Входное тестирование. Алгоритм и его свойства. Примеры. Структура программы на Паскале. Данные, типы данных.Решение задач.

Понятие алгоритма и его свойства

Компьютер проектор

Учить ТБ

Доклад «Алгоритмы в нашей жизни»

Зад.1,2

2

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Комбинированный урок

Алгоритмы линейной структуры. Алгоритмы разветвляющейся структуры. Циклы. Решение задач.

Практическая работа №1 «Составление алгоритма (программы) на основные алгоритмические конструкции »

Практиче

ская работа

Способы записи алгоритмов

Составлять алгоритмы и программы

Компьютер проектор

Записи

Зад.1,2

3

Массивы. Одномерные числовые массивы.

Объяснение нового материала.

Одномерные числовые массивы. Работа с элементами.

Практическая работа№2 «Обработка одномерного массива»

Практиче

ская работа

-понятие одномерного массива;

-средства языка программирования для описания массивов;

-вводить и выводить элементы массива;

Компьютер проектор

Записи

4-8

Решение задач.

Закрепление изученного материала

Решение задач на обработку числовых массивов.

Урок6.

С\р(10-15мин)

-алгоритмы обработки одномерных числовых массивов

-решать типовые задачи на обработку числовых массивов

Записи

Зад.1,2,3,4,5

9

Самостоятельная работа

Контроль знаний

Самостоятельная работа

10

Сортировка массивов.

Объяснение нового материала.

Сортировка массивов.

-уметь сортировать массив разными способами

Компьютер проектор

11

Символьные массивы. Строковые массивы

Объяснение нового материала.

Строковые массивы. Решение задач на строковых и символьных  массивов.

Практическая работа№3 «Разработка алгоритма (программы) на обработку символьного массива»

Практиче

ская

работа

-понятие строкового и символьного массива;

-средства языка программирования для описания массивов;

-вводить и выводить элементы массива;

Компьютер проектор

Записи

Зад.1

10-13

Решение задач.

Закрепление изученного материала

Решение задач на обработку строковых и символьных  массивов.

-алгоритмы обработки строковых массивов

-решать типовые задачи на обработку числовых массивов

14.

Самостоятельная работа

Контроль знаний

Самостоятельная работа

Самостоя

тельная

работа

Зад.1,2

15.

Многомерные массивы

Объяснение нового материала.

Понятие многомерного массива. Двумерные массивы.

Практическая работа№4 «Разработка алгоритма (программы) на обработку многомерного массива»

Практиче

ская

работа

-понятие строкового и символьного массива;

-средства языка программирования для описания массивов;

вводить и выводить элементы массива;

Компьютер проектор

Интерактивная доска

Записи

Зад.1

16-19.

Решение задач.

Закрепление изученного материала

Решение задач на обработку двумерных массивов.

Практическая работа № 5 «Разработка алгоритма (программы) на обработку массивов»

Практическая работа

-алгоритмы обработки многомерных числовых массивов

-решать типовые задачи на обработку многомерных массивов

Зад.1,2,3

20.

Самостоятельная работа

Контроль знаний

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Записи

Повторение

21-22.

Процедуры и функции.

Объяснение нового материала.

Процедуры и функции. Подпрограммы. Примеры.

-понятие подпрограмм, процедур, функций;

Компьютер проектор

Записи

23-25.

Рекурсия. Примеры рекурсивного программирования.

Комбинированный

Рекурсия. Примеры рекурсивного программирования.

-понятие рекурсии;

-решать типовые задачи на рекурсию

Компьютер проектор

Интерактивная доска

Записи

Зад.1,2

26-28.

Решение задач.

Закрепление изученного материала

Применение подпрограмм при решении задач.

Практическая работа №6 «Разработка алгоритма (программы) содержащей процедуру и функцию»

Практиче

ская

 работа

- понятие подпрограммы;

-решать типовые задачи на использование подпрограмм

Зад.1,2

29-33

Файловый тип данных.

Объяснение нового материала.

Комбинированный

Файловый тип данных. Операции для работы с файлами.

Практическая работа№7  «Файловый тип данных»

-знать файловый способ задания массива

-решать задачи с использованием файлового способа задания массива;

Компьютер проектор

Интерактивная доска

Записи

Зад.1,2

34

Контрольная работа по теме «Массивы»

Контроль знаний

Составление алгоритмов и программ  для решения задач на обработку числовых и символьных массивов.

Контрольная работа

Повторение

35

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы. Повторение темы «Алгоритмизация и программирование»

Повторение

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 11 часов

36

История развития ВТ.

Объяснение нового материала.

История развития ВТ.

-знать этапы развития ВТ;

-уметь выполнять требования

 ТБ, гигиены при работе с ПК;

Компьютер проектор

П.1.1.

стр. 10-15

?1-2

37

История развития ВТ.

Закрепление изученного материала

Практическая  работа «Виртуальные компьютерные музеи»

Практическая

работа №8 «Виртуальные компьютерные музеи»

Опрос

Практиче

ская

 работа

Компьютер проектор

Доклад на тему «История развития ВТ»

38

Архитектура ПК

Объяснение нового материала.

Архитектура ПК. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Чипсет. Пропускная способность шины. Системная шина. Шипа памяти.

 

-знать преимущества, которые

даёт магистрально-модульный принцип построения ПК;

-знать функции и основные характеристики процессора;

Знать характеристики и схему взаимодействия устройств ПК;

-уметь тестировать ПК и

сравнивать его быстродействие с эталонными компьютерами;

Компьютер проектор

П.1.2.  стр. 19-23

? 1-4

39

Архитектура ПК

Комбинированный

Практическая работа «Сведения об архитектуре ПК»

Практиче

ская

работа

№9

«Сведени

я об

архитекту

ре ПК»

Опрос

Практиче

ская

работа

П.1.2.

стр. 19-23

40

Основные характеристи ки операционных систем.

Объяснение нового материала.

ОС. Файловая система. Командный процессор. Драйверы устройств. Графический интерфейс. Загрузка ОС.

Практ.работа №10«Сведения о логических разделах дисков».

Практиче

ская

работа

-понимать принцип

разбиения поверхности магнитного диска;

-знать назначение и функции ОС;

-уметь выполнять

быстрое и полное форматирование дискеты;

Компьютер проектор

П.1.3.1. стр. 25-28  ?1-2

41

Операционная система Windows и Linux.

Комбинированный

Файловые системы. Графический интерфейс. Безопасность компьютера.

Практическая работа №11 «Значки и ярлыки на Рабочем столе»

№12 «Настройка графического интерфейса для ОС Linux»

Опрос

Практиче

ская

работа

Компьютер проектор

П.1.3.2.

П.1.3.3.

стр.30-34

 36-40

?1-3

42

Защита от несанкционир ованного доступа к информации.

Объяснение нового материала.

Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты.

Опрос

-иметь представлен

ие о мерах защиты информации на носителях и в Интернете;

Компьютер проектор

П.1.4.1

П.1.4.2

стр. 43-48

?1

43

Защита от несанкционир ованного доступа к информации.

Комбинированный

Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.

Практическая работа№13 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи»

Опрос

Практиче

ская

работа

П. 1.4.1

П.1.4.2.

П.1.5.

стр.43-50

44

Защита от вредоносных программ.

Объяснение нового материала.

Типы вредоносных программ. Антивирусные программы. Признаки заражения компьютера. Загрузочные вирусы. Файловые вирусы. Макровирусы.

Практическая работа №14 «Защита от компьютерных вирусов»

Практиче

ская

работа

-знать виды вирусов;

-знать меры профилакти

ки от заражения вирусом;

-уметь проверять на вирусы носители

информации при помощи антивирусной программы;

Компьютер проектор

П.1.6.1.

П.1.6.2.

стр.

45

Защита от вредоносных программ.

Комбинированный

Web-черви. Межсетевой экран. Почтовые черви. Троянские утилиты удаленного администрирования. Троянские программы – шпионы. Хакерные утилиты и защиты от них.

Практическая работа №15

«Защита от сетевых червей и троянских программ»

 Опрос

Практиче

ская

работа

Компьютер проектор

П.1.6.3.

П.1.6.4.

П.1.6.5.

стр. 63-66

71-72,

75-76

46

Зачёт по теме

Зачет по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Зачёт

Повторение

Моделирование и формализация - 8 часов

47

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

Объяснение нового материала.

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Статические информационные модели. Динамические информационные модели.

-иметь представление о моделировании как методе познания;

-уметь приводить примеры использования моделей окружающего мира;

Компьютер проектор

П.2.1.

П.2.2.

стр.80-84

?1-2 стр.84

48

Формализация.

Формы представления моделей.

Объяснение нового материала.

Формы представления моделей. Модели материальные и модели информационные. Алгоритм как информационная модель. Формализация.

-строить формальную и компьютерную модель;

-уметь приводить примеры различных информационных моделей в жизни и учебной деятельности;

Компьютер проектор

П.2.3.

П.2.4.

стр.84-87

? 1-2 стр.86,87

49

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Объяснение нового материала.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

-знать основные этапы разработки и исследования моделей;

-уметь строить модели;

Компьютер проектор

50

Исследование интерактивны х компьютерны х моделей.

Комбинированный

Исследование физических моделей

-используя формальну

ю и компьютер

ную модель, провести комп.

эксперимент и проанализировать полученны е результаты;

Компьютер

П.2.6.1.

стр. 89-90

51

Исследование интерактивны х компьютерны х моделей.

Комбинированный

Исследование астрономических моделей

Компьютер

П.2.6.2.

стр. 91-92

52

Исследование интерактивны х компьютерны х моделей.

Комбинированный

Исследование алгебраических, геометрических (планиметрия), геометрических (стереометрия) моделей

Компьютер

П.2.6.3.

П.2.6.4.

П.2.6.5.

стр. 92-97

53

Исследование интерактивны х компьютерны х моделей.

Комбинированный

 Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей

Компьютер

П.2.6.6.

 стр. 97-98

П.2.6.7.

стр. 98-100

54

Зачёт по теме.

Контроль знаний

Зачёт по теме «Моделирование и формализация»

Зачет

Повторение

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) – 8 часов

55

Табличные базы данных.

Объяснение нового материала.

Базы данных. Табличные БД. Тип поля.

Практическая  работа №16 «Создание табличной БД»

Практическая

работа

-приводить примеры БД различных видов;

-различать элементы таблицы БД;

-создавать структуру таблицы в режиме конструктора;

-уметь создавать записи в БД;

-уметь определять  тип поля БД при проектировании БД;

Компьютер проектор

П. 3.1.

стр. 101-104

? 1-3 стр. 104

56

СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.

Объяснение нового материала.

СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты.

Практическая  работа №17 «Создание формы в БД»

Практическая

работа

-уметь создавать формы, запросы, отчёты в БД;

-осуществлять ввод и редактирование записей в форме, навигацию по записям;

Компьютер

П.3.2.1

стр.104-105

? 1-3 стр. 105

 57

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.

Объяснение нового материала.

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.

-уметь просматривать и редактировать записи с помощью форм;

Компьютер

П.3.2.2.

стр. 108-109

? 1 стр. 109

58

Поиск записей в

табличной БД с помощью фильтров и

запросов.

Объяснение нового материала.

Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и

запросов. Сортировка записей в табличной БД. Печать данных с помощью

отчётов.

Практическая работа №18 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов»

Практиче

ская

работа

-уметь создать

запрос в БД для поиска

информации;

Уметь готовить отчёт для печати данных из БД;

Компьютер

П.3.2.3.

стр. 113-114

? 1 стр.114

59

Поиск записей в

табличной БД с помощью фильтров и

запросов.

Закрепление изученного материала

Практическая работа №19 «Сортировка записей в табличной базе данных»

Практиче

ская

работа

Компьютер

П.3.2.4.

стр.117-118

? 1 стр. 118

60

Поиск записей в

табличной БД с помощью фильтров и

запросов.

Комбинированный

Практическая работа №20 «Создание отчетов в табличной БД»

Практиче

ская

работа

Компьютер

Повторение стр. 101-120

61

Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.

Объяснение нового материала.

Иерархические БД. Иерархическая модель данных Папки Windows. Иерархическая модель данных «Доменная система имен». Сетевая модель данных.

Практическая  работа №21 «Создание генеалогического древа семьи».

Практическая

работа

-знать разные виды БД;

Компьютер

П.3.3.

П.3.4.

 стр. 120-124

?1-2 стр.123

? 1 стр.124

62

Зачёт по теме «Базы данных. Системы управления базами данных»

Контроль знаний

Зачёт по теме «Базы данных. Системы управления базами данных»

Зачет

Повторение

Информационное общество – 3 часа

63

Право и этика в Интернете.

Объяснение нового материала.

Право и этика в Интернете. Лицензионные, условно бесплатные программы, авторское право. Правила этикета для электронной почты. Правила этикета для общения в чате, форуме, телеконференции.

-осознавать

нормы

использован

ия

информацио

нных

ресурсов в

правовом

государстве;

Компьютер

проектор

П.4.1.

П.4.2.

стр. 126-130

? 1-2 стр. 130

64

65

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Объяснение нового материала.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

-знать

перспективы

 развития

ИКТ;

Компьютер

проектор

П.4.3. стр.130-135

? 1 стр. 135

Повторение – 5 часов

66

67

68

Повторение материала за курс.

Закрепление изученного материала.

Повторение материала за курс 11 класса, подготовка к ЕГЭ.

Повторение

Тесты стр. 137-169

69

Итоговое занятие.

Контроль знаний.

Итоговое занятие по темам курса информатики и ИКТ 11 класса.

Зачет

Повторение

70

Повторение материала за курс.

Закрепление изученного материала.

Повторение материала за курс 11 класса, подготовка к ЕГЭ.

Повторение

Тесты стр. 137-169


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА информатика 8-9 классы

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович...

Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна

Рабочая программа по биология  8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна...

Рабочая программа "Информатика 2-4 класс

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена  на основе авторской  программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для...

Рабочая программа "Информатика", 2-4 классы (ФГОС,по учебнику Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак )

Рабочая программа "Информатика", 2-4 классы (ФГОС,по учебнику Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак )+КТП...

Рабочая программа Информатика 10,11 класс по учебнику Семакин И.Г. и др.

Рабочая программа по информатике по учебнику Семакина И.Г. и др для 10,...

Рабочая программа информатика 7-9 класс(ФГОС)

Разработка рабочей программы 7-9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 11 класс уровень базовый

Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Миноб...