Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой (ФГОС)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_fgos_itog.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района
Красноярского края
«Согласовано» Руководитель МО МКОУ ВСОШ _______________ Дегтярева С.В. Протокол № ___ от « » 2015 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ ВСОШ _______________ Ю.И. Гуськова « » 2015 года | «Утверждаю» Директор МКОУ ВСОШ ЭМР ___________ Т.Н. Филипенко Приказ №____ от « » 2015 года |
Рабочая программа по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Чоп А.В. – учитель информатики
МКОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района
Красноярского края
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, положением о рабочих программах МКОУ «ВСОШ».
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
- Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
- Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
Рабочая программа включает разделы:
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Тематическое планирование
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в авторскую программу Л.Л. Босовой, взятую за основу написания Рабочей программы:
№ п/п | Изменение | Основание |
Тема 1 «Информация вокруг нас» | Уменьшение количества часов с 13 ч до 9 ч | 4 часа добавлены на изучение темы «Информационные технологии» |
Тема 2 «Информационные технологии» | Увеличение количества часов с 13 ч до 17 ч. | Увеличение количества часов происходит за счет 4 ч. Темы «Информация вокруг нас» в связи с выполнением большого объема практических работ. |
Тема 4 «Резерв» | Уменьшение количества часов с 2 ч до 1 ч. | 1 час исключен, т.к. учебный план образовательного учреждения предполагает в 5-м классе 34 учебные недели. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается в 5 классе, рассчитан на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть отводится 18 часов, на контрольные и зачетные уроки 4 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
• Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
• Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
• Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
• Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (34 ч)
Информация вокруг нас (9 часов)
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Информационные технологии (17 часов)
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации
Информационное моделирование (3 часа)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Элементы алгоритмизации (4 часа)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисци-плин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из од-ной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;
-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Тема | Количество часов | |
Авторская программа Л.Л. Босовой | Рабочая программа | ||
1 | Информация вокруг нас. | 13 | 9 |
2 | Информационные технологии. | 13 | 17 |
3 | Информационное моделирование | 3 | 3 |
4 | Элементы алгоритмизации | 4 | 4 |
Резерв | 2 | 1 | |
ИТОГО: | 35 | 34 |
Количество контрольных и практических работ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Информация вокруг нас. | 9 | 4 | 1 |
2 | Информационные технологии. | 17 | 12 | 2 |
3 | Информационное моделирование | 3 | 0 | 0 |
4 | Элементы алгоритмизации | 4 | 2 | 1 |
5 | Резерв | 1 | 0 | 0 |
ИТОГО: | 34 | 18 | 4 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
- Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
- Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
- Дополнительная литература:
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- 6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- 7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- 8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
3. Технические средства обучения:
- классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер для учителя;
- персональный компьютер для учащихся (10 шт.)
- сканер;
- принтер лазерный.
4. Программные средства обучения:
- обучающие компьютерные программы;
- программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.
- операционными система Windows 7
5. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- стол компьютерный (10 шт.);
- стул мягкий (10 шт.);
- подставка для ног (10 шт.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||
Календарные сроки | № рока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды контроля | |
Предметные результаты | Универсальные учебные действия | |||||
Информация вокруг нас. 9 часов | ||||||
Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас. | 1 | Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе | Л- Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. П -Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Р - Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | текущий | ||
Компьютер - универсальная машина для работы с нформацией | 1 | Знать основные устройства компьютера и их функции | Л- Смыслообразование –представление о роли компьютеров в жизни современногочеловека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). П - Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. Р - Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | текущий | ||
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 | Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. | Л- Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати П - Общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры; К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Р – Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | текущий практич.работа | ||
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | 1 | Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними. | Л- Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере П - Общеучебные – актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера,.иметь навыки управления компьютером. К - Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную | текущий практич.работа | ||
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». | 1 | Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке. | Л- Самоопределение – готовность и способность к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. П - Общеучебные – ставить и формулировать проблемы. понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве К - Инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия Р – Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов; коррекция – вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения | текущий практич.работа | ||
Передача информации Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» | 1 | Научиться определять источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества. | Л- Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики П - Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К - Формулировать собственное мнение, слушать собеседника Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известноо передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно | Тематический | ||
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». | 1 | Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получит общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме | Л- Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания П - Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач Р – Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. | текущий практич.работа | ||
В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | Научиться кодировать и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики. | Л- Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. установка на здоровый образ жизни. П - Знаково-символические – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника Р – Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; | текущий | ||
Метод координат | 1 | Иметь представление о методе координат. Научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат | Л- Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. П - Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи. К - Планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь Р – Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью. | текущий | ||
Информационные технологии 17 часов | ||||||
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов | 1 | Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия П - Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, знание исторических аспектов создания текстовых документов К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника Р – Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно подготовке текстовых документов и усвоено, и того, что еще неизвестно | текущий | ||
Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | 1 | Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке | Л- Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды П - Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К - Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | текущий практич.работа | ||
Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст» | 1 | Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке | Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач , вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия | текущий практичес-кая.работа | ||
Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста». | 1 | Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами текста | Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов К - Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы | текущий практичес-кая.работа | ||
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы; | Л- Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды П - Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия | текущий практичес-кая.работа | |||
Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» | Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать простые таблицы. | Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения П - Умение применятьтаблицы для представления разного рода однотипной информации К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль | текущий практичес-кая.работа | |||
Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов» | Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом | Л- Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды П - Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами; К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы | Тематический | |||
Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме. | Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей. | Л- Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды П - Формирование умений формализации и структурирования информации Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата | текущий | |||
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». | Уметь структурировать информацию, уметь строить столбиковые и круговые диаграммы | Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Р – Постановка учебной задачи, - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном | текущий практичес-кая.работа | |||
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». | Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора. определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений | Л- Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче К - Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы | текущий | |||
Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации. | Л- Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности К - Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Постановка учебной задачи, планирование путей достижения цели | текущий практичес-кая.работа | |||
Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов | Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Потребность в самореализации П - Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника Р – Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | Текущий практичес-кая.работа | |||
Разнообразие задач обработки информации Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» | Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации | Л- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей П - Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Тематический | |||
Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки | Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения П - Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Р – Умение планировать и осуществлять деятельность, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | текущий практичес-кая.работа | |||
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет». | Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче. | Л- Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования П - Умения поиска и выделения необходимой информации ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата | текущий практичес-кая.работа | |||
Кодирование как изменение формы представле-ния информации. | Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации | Л- Понимание роли информационных процессов в современном Мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию П - Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы | текущий | |||
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» | Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор | Л- Понимание роли информационных процессов в современном мире. готовность и способность обучающихся к саморазвитию П - Умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;. К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы | текущий практичес-кая.работа | |||
Информационное моделирование 3 часа | ||||||
Преобразование информации путём рассуждений | Научиться преобразовывать информацию путем рассуждений | Л- Понимание роли информационных процессов в современном мире , готовность и способность обучающихся к саморазвитию П - Умение анализировать и делать выводы К - Организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками Р – Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ | текущий | |||
Разработка плана действий и его запись | Представление об обработке информации путем разработки плана действий | Л- Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности. | текущий | |||
Запись плана действий в табличной форме | Представление об обработке информации путем разработки плана действий; | Л- Понимание роли информационных процессов в современном мире П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,. оценивать правильность выполнения поставленной задачи | текущий | |||
Элементы алгоритмизации 4 часа | ||||||
Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1) | Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану | Л- Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности | текущий . Практическая работа | |||
Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2) | Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации | Л- Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире П - Структурирование знаний , навыки планирования последовательности действий К - Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности. | текущий . Практическая работа | |||
Создаём слайд-шоу Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» | Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе. | Л- Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире П - Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов Р – Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; | Итоговый мини-проект | |||
Годовая контрольная работа за курс 5 класса | Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе | Л- Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», П - Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении Р – Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала | Итоговый | |||
Резерв 1 час | ||||||
Итоговое обобщение за курс 5 класса |
Список литературы
- Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС).- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха
Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочие программы по ОБЖ 5-8 класс на основе авторских программ Латчук В.Н.,Марков В.В.ФГОС ОО
Рабочая программа преподавателя ОБЖ МБОУ СОШ №39 на основе авторских программ Латчук В.Н.,Марков В.В....