РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 11 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 10 - 11 классов МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена примерная программа профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в старшей школе. (Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/ Сост.:М. Н. Бородин-6-е изд., -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.- 463с.),
которая обеспечена УМК И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; Учебник И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Информатика и ИКТ базовый уровень, учебник для 10-11 классов, 5-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11_semakin.doc | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей Протокол № 1 от 29 августа 2018 г. Руководитель ШМО ___________ Л. Л. Кузнецова | СОГЛАСОВАНО «___»____ 2018 г. Заместитель директора по УВР _____________С. А. Безносова | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ____ от «___»_____ 2018 г. Директор МБОУ «СОШ № 10» _______________С.А. Комина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 11 КЛАССОВ
(уровень: базовый, общеобразовательный)
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
Учитель информатики
Кузнецова Лариса Леонидовна
высшая квалификационная категория
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 – 11 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (для VI-XI (XII) классов, продолжающих обучение по ФК ГОС-2004);
- Основная общеобразовательная программа среднего общего образования на 2015-2018 учебные годы МБОУ «СОШ №10»;
- Учебный план МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска на 2017-2018 учебный год.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
- Примерная программа по Информатике и ИКТ под редакцией И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер.
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 10 - 11 классов МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена примерная программа профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в старшей школе. (Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/ Сост.:М. Н. Бородин-6-е изд., -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.- 463с.),
которая обеспечена УМК И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; Учебник И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Информатика и ИКТ базовый уровень, учебник для 10-11 классов, 5-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
Программа разработана в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №10»
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год в 10 и 11 классах
Цели:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- Развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
- Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
- Выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
- Формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
- Формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Общее количество часов | Практические работы | Контрольные работы (зачет) |
10 класс | ||||
1. | Информация | 8 | 1 | 1 |
2. | Информационные процессы в системах | 10 | 1 | 1 |
3. | Информационные модели | 6 | 1 | 1 |
4. | Программно-технические системы реализации информационных процессов | 10 | - | 1 |
Итого: | 34 | 3 | 4 | |
11 класс | ||||
5. | Технологии использования и разработки информационных систем | 21 | 8 | 1 |
6. | Технологии информационного моделирования | 7 | 2 | 1 |
7. | Основы социальной информатики | 6 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 11 | 3 | |
Всего: | 68 | 14 | 7 |
Перечень обязательных практических, лабораторных, контрольных работ
№ | Темы практических, лабораторных, контрольных работ | |
10 класс | ||
1. | 1. | Практическая работа Измерение информации |
2. | 2. | Контрольная работа Информация |
3. | 3. | Практическая работа Поиск данных |
4. | 4. | Контрольная работа Информационные процессы в системах |
5. | 5. | Практическая работа Структуры данных |
6. | 6. | Контрольная работа Информационные модели |
7. | 7. | Контрольная работа Программно-технические системы реализации информационных процессов |
11 класс | ||
8. | 1. | Практическая работа Текстовый документ |
9. | 2. | Практическая работа Поиск информации в сети Интернет |
10. | 3. | Практическая работа Поиск данных в Интернете |
11. | 4. | Практическая работа Геоинформационные системы |
12. | 5. | Практическая работа Многотабличная база данных |
13. | 6. | Практическая работа Создание базы данных |
14. | 7. | Практическая работа Запросы |
15. | 8. | Практическая работа Логические условия выбора данных |
16. | 9. | Контрольная работа Технологии использования и разработки информационных систем |
17. | 10. | Практическая работа Модель статического прогнозирования |
18. | 11. | Практическая работа Модель оптимального планирования |
19. | 12. | Контрольная работа Технологии информационного моделирования |
20. | 13. | Практическая работа Информационное общество |
21. | 14. | Контрольная работа Основы социальной информатики |
Содержание программы по темам
10 класс
Информация - 8 часов
Представление информации, языки, кодирование. Три философские концепции информации. Кибернетика. Нейрофизиология. Генетика. Информация в системах управления. Процесс представления информации. Цели и способы кодирования. История технических способов кодирования информации. Алгоритмы криптографии. Языки представления информации
Объемный подход. Объем информации. Объем информации в электронном сообщении. Алфавитный и содержательный подходы. Длина кода символа. Информационный объем текста. Производные единицы. Главная формула информатики Неопределенность знания и количество информации.
Компьютерное представление целых чисел. Числа без знака. Числа со знаком. Формы записи целых чисел со знаком. Представление вещественных чисел в компьютере. Выяснение диапазона представления вещественных чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.
Способы кодирования текста в компьютере. Двоичное кодирование текстовой информации.ASCII, КОИ8-Р, СР1251, СР866, Мас, ISO. Понятие кодировки Unicode. Расчет количества текстовой информации. Понятие графического файла. Основные параметры, влияющие на выбор формата. Алгоритмы сжатия. Форматы графических файлов Windows, Corel Draw,Photoshop, для Internet, полиграфии. Растровые и векторные форматы. Преобразование непрерывной звуковой волны. Аналого-цифровоой преобразователь. Глубина кодирования звука. Временная дискретизация.
Информационные процессы в системах - 10 часов
Использование магнитных носителей информации. Факторы качества носителей. Носители информации. Хранение информации. Перспективные виды носителей. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Передача информации. Защита информации от потерь.
Варианты обработки информации. Формализованные правила. Алгоритмические машины и свойства алгоритмов. Виды обработки информации. Исполнитель обработки. Алгоритмическая машина. Алгоритм обработки. Свойства алгоритма.
Модель машины Поста. Архитектура машины Поста. Система команд. Программа игры Баше.
Принцип архитектуры Джон фон Неймана. Периферийные устройства. Области деятельности человека, где используются компьютеры. Этапы развития ЭВМ. Архитектура ПК. Архитектура суперкомпьютеров. Современные технические решения и устройства.
Информационные модели - 6 часов
Понятие «модель». Виды моделей: материальные, информационные. Компьютерная информационная модель. Этапы моделирования: определение цели, системный анализ, реализация модели на компьютере.
Моделирование зависимостей между величинами. Понятие величины. Характеристики величины: имя, тип, значение. Константа. Переменная. Виды зависимостей. Способы отражения зависимостей: математическая, табличная, графическая, динамическая модели
Понятие «статистика». Статистические данные. Регрессивная модель. Прогнозирование по регрессивной модели. Экстраполяция. Метод наименьших квадратов. Тренд. Коэффициент детерминированности.
Понятие «корреляционные зависимости». Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Вычисление коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора
Модели оптимального планирования. Понятие «оптимальное планирование». Ограниченность ресурсов. Целевая функция. Математическое программирование. Линейное программирование. Решение задач оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора.
Программно-технические системы реализации информационных процессов - 10 часов
Опорные понятия:
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Язык разметки гипертекста, разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
Содержание курса:
Значение опорных понятий, их классификация. Виды коммуникационных технологий, их содержание, особенности. Организация файлообмена в ЛВС. Создание подключения к Интернету: способы подключения, плюсы/минусы. Работа с IP и доменными адресами различных серверов. Способы настройки и оптимизации различных браузеров. Организация взаимодействия через электронную почту. Социальные сети и программы онлайн-общения. Пересылка файла через файлообменник. Работа с онлайн-картами: проложение маршрута, выделение местоположения. Поиск в Интернете необходимой информации, используя особенности поиска. Работа с онлайн–магазином. Обзор и применение редакторов HTML-кода.
Содержание программы по темам
11 класс
Технологии использования и разработки информационных систем - 21 час
База данных – основа информационной системы
База данных. Приложения баз данных. Назначение базы данных. Модель данных. Виды моделей базы данных. Система управления базами данных (СУБД): определение и назначение.
Основные понятия: База данных, виды базы данных, модели базы данных
Проектирование многотабличной базы данных
Проектирование многотабличной базы данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД Реляционная модель данных: запись, поле, тип поля, главный ключ.
Основные понятия: База данных, реляционная модель данных
Создание базы данных
Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных. Команды.
Основные понятия: среда, данные, таблица, форма, запрос, отчет
Создание базы данных
Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных. Команды.
Основные понятия: среда, данные, таблица, форма, запрос, отчет
Запросы как приложения информационной системы
Запрос как приложения информационной системы. Средства формирования запросов. Структура запроса на выборку. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Логические условия выбора данных
Условия выбора данных – логическое выражение.
Обобщение и систематизация основных понятий раздела «Информационные системы и базы данных»
Обобщение и систематизация представлений учащихся об информационных система и баз данных
Проверка знаний учащихся по теме «Информационные системы и базы данных»
Технологии информационного моделирования - 7 часов
Опорные понятия: Системный подход в моделировании. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных, физических, астрономических, алгебраических, геометрических, химических, биологических моделей. Базы данных и СУБД. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Содержание курса:
Значение опорных понятий, их содержание. Предметные области моделирования, их содержание, особенности. Схожесть и различие процессов формализации и моделирования в различных предметных дисциплинах. Иллюстрирование произвольной системы, путём изображения взаимодействия отдельных её элементов. Поэтапное теоретико-письменное моделирование произвольного объекта или процесса. Моделирование физико-математического процесса. Теоретическое описание модели искусственного интеллекта. Этапы его создания. Приложения для создания баз данных и управления ими. Создание таблицы, запросов форм, осуществление сортировки в базе данных. Подготовка имеющихся данных к печати.
Основы социальной информатики - 6 часов
Информационные ресурсы и общество
Информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов.. Правовая информация. Отраслевые информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов и услуг. Информационные революции. Основные черты информационного общества. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технология. Информационный кризис: причины и пути преодоления. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Изменения в быту, в сфере образования в условиях информационного общества.
Основные понятия: Информационное общество, Социальная информатика, Информационные ресурсы, Правовая информация
Информационное право и безопасность
Три философские концепции информации. Информация в системах управления. Процесс представления информации
Основные понятия: Кибернетика, Нейрофизиология, Генетика.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Раздел программы | Название темы урока | Количество часов | Конечный результат | Дата проведения | Примечания | Индивидуальная работа с учащимися | ||
по плану | фактически | Способные | Слабоуспевающие | ||||||
1. | Информация – 8 часов | Понятие информации. Инструктаж ТБ | 1 | Знать Понятие информации. Выполнять Инструктаж ТБ | Сентябрь 1неделя | Разноуровневые задания | |||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
2. | Представление информации, языки, кодирование | 1 | Понимать Представление информации, языки, кодирование | Сентябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
3. | Измерение информации. | 1 | Понимать Измерение информации. | Сентябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
4. | Объемный подход | 1 | Знать Объемный подход | Сентябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
5. | Измерение информации. | 1 | Понимать Измерение информации. | Октябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
6. | Практическая работа Измерение информации | 1 | Уметь измерять информацию | Октябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
7. | Содержательный подход | 1 | Знать Содержательный подход | Октябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
8. | Контрольная работа Информация | 1 | Знать основные понятия темы информация | Октябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
9. | Информационные процессы в системах – 10 часов | Что такое система | 1 | Понимать Что такое система | Ноябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | |||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
10 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах | 1 | Понимать Информационные процессы в естественных и искусственных системах | Ноябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
11 | Хранение информации | 1 | Знать способы Хранения информации | Ноябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
12 | Передача информации | 1 | Знать способы Передачи информации | Ноябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
13 | Обработка информации и алгоритмы | 1 | Знать приёмы обработки информации и алгоритмов | Декабрь 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
14 | Автоматическая обработка информации | 1 | Понимать автоматическую обработку информации | Декабрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
15 | Поиск данных | 1 | Знать приёмы поиска информации | Декабрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
16 | Практическая работа Поиск данных | 1 | Уметь осуществлять поиск данных | Декабрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
17 | Защита информации | 1 | Понимать защиту информации | Январь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
18 | Контрольная работа Информационные процессы в системах | 1 | Знать основные понятия Информационные процессы в системах | Январь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
19 | Информационные модели – 6 часов | Компьютерное информационное моделирование | 1 | Понимать Компьютерное информационное моделирование | Январь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
20 | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы | 1 | Знать структуру данных: деревья, сети, графы, таблицы | Февраль 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
21 | Практическая работа Структуры данных | 1 | Уметь составлять структуру данных | Февраль 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
22 | Пример структуры данных — модели предметной области | 1 | Понимать примеры структуры данных — модели предметной области | Февраль 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
23 | Алгоритм как модель деятельности | 1 | Понимать алгоритм как модель деятельности | Февраль 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
24 | Контрольная работа Информационные модели | 1 | Занть основные понятия главы Информационные модели | Март 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
25 | Программно-технические системы реализации информационных процессов – 10 часов | Компьютер — универсальная техническая система обработки информации | 1 | Понимать компьютер — универсальная техническая система обработки информации | Март 2 неделя | Разноуровневые задания | |||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
26 | Программное обеспечение компьютера | 1 | Понимать программное обеспечение компьютера | Март 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
27 | Дискретные модели данных в компьютере. | 1 | Знать Дискретные модели данных в компьютере. | Март 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
28 | Представление чисел | 1 | Знать представление чисел | Апрель 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
29 | Дискретные модели данных в компьютере. | 1 | Понимать Дискретные модели данных в компьютере. | Апрель 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
30 | Представление текста, графики и звука | 1 | Понимать Представление текста, графики и звука | Апрель 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
31 | Развитие архитектуры вычислительных систем | 1 | Знать Развитие архитектуры вычислительных систем | Апрель 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
32 | 0рганизация локальных сетей | 1 | Понимать 0рганизацию локальных сетей | Май 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
33 | Организация глобальных сетей | 1 | Знать Организацию глобальных сетей | Май 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
34 | Контрольная работа Программно-технические системы реализации информационных процессов | 1 | Знать основные понятия темы Программно-технические системы реализации информационных процессов | Май 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока | Раздел программы | Название темы урока | Количество часов | Конечный результат | Дата проведения | Примечания | Индивидуальная работа с учащимися | ||
по плану | фактически | Способные | Слабоуспевающие | ||||||
1. | Технологии использования и разработки информационных систем – 21 час | Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Инструктаж ТБ | 1 | Знать Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Инструктаж ТБ | Сентябрь 1неделя | Разноуровневые задания | |||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
2. | Компьютерный текстовый документ как структура данных | 1 | Знать структуру данных | Сентябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
3. | Практическая работа Текстовый документ | 1 | Уметь создавать текстовый документ | Сентябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
4. | Интернет как глобальная информационная система | 1 | Понимать Интернет как глобальную информационная систему | Сентябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
5. | Практическая работа Поиск информации в сети Интернет | 1 | Уметь осуществлять поиск в сети Интернет | Октябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
6. | World Wide Web — Всемирная паутина | 1 | Понимать World Wide Web — Всемирная паутина | Октябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
7. | Средства поиска данных в Интернете | 1 | Знать средства поиска данных в Интернете | Октябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
8. | Практическая работа Поиск данных в Интернете | 1 | Уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет
| Октябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
9. | Web-сайт—гиперструктура данных | 1 | Знать Web-сайт—гиперструктура данных | Ноябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
10 | Геоинформационные системы | 1 | Знать Геоинформационные системы | Ноябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
11 | Практическая работа Геоинформационные системы | 1 | Уметь работать с геоинформационной системой | Ноябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
12 | База данных — основа информационной системы | 1 | Понимать базу данных — основу информационной системы | Ноябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
13 | Проектирование многотабличной базы данных | 1 | Понимать проектирование многотабличной базы данных | Декабрь 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
14 | Практическая работа Многотабличная база данных | 1 | Уметь создавать многотабличную базу данных | Декабрь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
15 | Создание базы данных | 1 | Уметь создавать базу данных | Декабрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
16 | Практическая работа Создание базы данных | 1 | Уметь создавать базу данных | Декабрь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
17 | 3апросы как приложения информационной системы | 1 | 3апросы как приложения информационной системы | Январь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
18 | Практическая работа Запросы | 1 | Уметь выполнять Запросы | Январь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
19 | Логические условия выбора данных | 1 | Уметь создавать Логические условия выбора данных | Январь 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
20 | Практическая работа Логические условия выбора данных | 1 | Уметь создавать Логические условия выбора данных | Февраль 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
21 | Контрольная работа Технологии использования и разработки информационных систем | 1 | Знать основные понятия Технологии использования и разработки информационных систем | Февраль 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
22 | Технологии информационного моделирования – 7 часов | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | Понимать Моделирование зависимостей между величинами | Февраль 3 неделя | Разноуровневые задания | |||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
23 | Модели статистического прогнозирования | 1 | Знать Модели статистического прогнозирования | Февраль 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
24 | Практическая работа Модель статического прогнозирования | 1 | Уметь создавать Модель статического прогнозирования | Март 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
25 | Моделирование корреляционных зависимостей | 1 | Понимать Моделирование корреляционных зависимостей | Март 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
26 | Модели оптимального планирования | 1 | Понимать Модели оптимального планирования | Март 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
27 | Практическая работа Модель оптимального планирования | 1 | Уметь создавать Модель оптимального планирования | Март 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
28 | Контрольная работа Технологии информационного моделирования | 1 | Знать основные понятия Технологии информационного моделирования | Апрель 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
29 | Основы социальной информатики – 6 часов | Информационные ресурсы | 1 | Понимать Информационные ресурсы | Апрель 2 неделя | Разноуровневые задания | |||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
30 | Информационное общество | 1 | Знать Информационное общество | Апрель 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
31 | Практическая работа Информационное общество | 1 | Уметь работать в Информационном обществе | Апрель 4 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
32 | Правовое регулирование в информационной сфере | 1 | Знать Правовое регулирование в информационной сфере | Май 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
33 | Проблема информационной безопасности | 1 | Понимать проблему информационной безопасности | Май 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | ||||||||
34 | Контрольная работа Основы социальной информатики | 1 | Знать основные понятия Основы социальной информатики | Май 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 |
Требования к подготовке обучающихся в области информатики и ИКТ
Знать/понимать:
• об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
• о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
• о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
• о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
• о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
• о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
• создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
• читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
• использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
• проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Использование приобретенных знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- Передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН обучающихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Оценка ответов обучающихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ обучающихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Учебно-методическое обеспечение курса
Программа | Учебно-методический комплекс | |||
Автор | Другая | Учебник, учебное пособие | Электронные издания | Методическое обеспечение педагога |
Семакин И. Г. / Хеннер Е. К. / Шеина Т. Ю. | «Информатика» для 10 класса / Семакин И. Г. / Хеннер Е. К. / Шеина Т. Ю. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; учебник «Информатика» для 11 класса / Семакин И. Г. / Хеннер Е. К. / Шеина Т. Ю. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014; комплект цифровых образовательных ресурсов. | http://iit.metodist.ru | УМК Семакин И. Г. / Хеннер Е. К. / Шеина Т. Ю. |
Дополнительная литература
- Л.Залогова. М. Плаксин и др..Задачник – практикум в двух томах. Том II Под редакцией И. Семакина, Е Хенекера. Допущено департаментом общего среднего образования министерством образования Российской Федерации. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.
- Л. А. Анеликова, Алгоритмика в теории и практике. – М.: СОЛОН – ПРЕСС, 2007. – 72с.: ил – (Серия «Элективный курс» Профильное обучение»)
Интернет ресурсы:
1. http://metodist.lbz.ru
2. http://www.uchportal.ru
3. http://informatiky.jimdo.com/
4. http://www.proshkolu.ru/
5. http://nashol.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных те...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Основные задачи курса:сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, насе...
Рабочая программа по обществознанию для 6-8-х классов (уровень: базовый)
Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:1....
Рабочая программа по обществознанию для 6-8-х классов (уровень: базовый)
Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:1....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)
Рабочая программа по информатике для 5-9 классов МБОУ «СОШ № 10» г. Байкальска была разработана на основе требований к результат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 9 класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босо...