Рабочая программа по обществознанию для 6-8-х классов (уровень: базовый)
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996г. с последующими изменениями и дополнениями;
2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785 с изменениями от 22.09.2011 г. № 2357);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
5. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 42 на 2013-2014 учебный год.
6. Примерная программа (основного общего образования) по обществознанию: сборник программ для общеобразовательных учреждений 6-11 кл, под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2010 г.
7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_6-8_-_2013.docx | 78.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования и науки
Российской Федерации
«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»
на заседании МО Зам.директор по НМР Директор МБОУ СОШ № 42
протокол № 1 Пасынкова С.А.______ Зарипова Н.В.__________
от « 28 » августа 2013г. протокол № ____ «___» ____________ 2013
председатель МО от «____» ________ 2013
Фролова С.В.
______________
Рабочая программа
по обществознанию
для 6-8-х классов (уровень: базовый)
Разработчики:
- Пасынкова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория;
- Фролова Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Программа:
Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 класс. М.: Просвещение, 2010 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996г. с последующими изменениями и дополнениями;
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785 с изменениями от 22.09.2011 г. № 2357);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
- Учебный план ОУ МОУ СОШ № 42 на 2013-2014 учебный год.
- Примерная программа (основного общего образования) по обществознанию: сборник программ для общеобразовательных учреждений 6-11 кл, под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2010 г.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России. На изучение курса обществоведения в 6-9 классах отводится 35 часа, то есть 1 час в неделю.
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Л. Н. Боголюбова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) – сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru
- Л.Н.Боголюбов, Н.И. ГородецкаяЛ.Н.Боголюбова Обществознание. 6-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования РФ
Учебники:
1. Обществознание. 6 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.
2. Обществознание. 7 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2012 г.
3.Обществознание. 8 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2013 г.
4. Обществознание. 9 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.
Рабочие тетради:
О.А.Котова, Т.Е.Лискова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание» . 6,7,8,9 класс., М., «Просвещение», 2011 г.
Пособия для определения уровня обученности:
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6,7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.г., 2010, 2011 г. Обществознание 6,7,8,9 класс.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.
Рабочая программа 6-9 класс рассчитана на 140 учебных часов, по 1 часу в неделю в каждом классе. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.
Курсы обществознания в ,6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
Преподавание обществознания в 5-7 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Содержание курса 8-9 класса обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный компонент, который позволяет учащимся изучать процессы и явления происходящие в регионе.
В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение НРК – по 3 часа в каждом классе, основным методом изучения вопросов регионального компонента являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.
В 6 –7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
– обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
- литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
- художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
- публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
- научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
- опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
В 6-7 классах контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде решения задач, решения кроссвордов.
В 8-9 классов, контрольные работы составляются в зависимости от уровня класса, при составлении используется литература для подготовки к экзаменам
4. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Распределение учебного материала в 6 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Человек и общество | 8 |
2 | Духовная культура | 4 |
3 | Экономика | 6 |
4 | Политика и право | 7 |
5 | Социальная сфера | 9 |
6 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
Распределение учебного материала в 7 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Человек и общество | 9 |
3 | Право | 11 |
4 | Экономика | 9 |
5 | Итоговое повторение | 3 |
6 | Резерв | 2 |
Итого: | 35 |
Распределение учебного материала в 8 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Человек и общество | 7 |
2 | Сфера духовной культуры | 8 |
3 | Экономика | 12 |
4 | Социальная сфера | 5 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
6 | Резерв | 1 |
Итого: | 35 |
Распределение учебного материала в 9 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Политика и социальное управление | 11 |
2 | Право | 20 |
3 | Итоговое повторение | 3 |
4 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)
ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 КЛАСС)
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)
Человек и общество (6 час)
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Духовная культура (4 час)
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Экономика (4 час)
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Социальная сфера (6 час)
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и право (6 час)
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Резерв учебного времени – 9 ч
ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 КЛАСС
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (105 час)
Общество (8 час)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Человек (10 час)
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры (8 час)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика (22 час)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера (14 час)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
.Политика и социальное управление (10 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (22 час)
. Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Резерв учебного времени – 14 часов
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
План. | Факт. | ||||||||||
1. | Вводный урок. Как работать с учебником. | 1 | Знакомство с курсом. Вводная беседа. | __________ | с.5-8,вопр. | ||||||
Тема 1.Человек. | 8 | ||||||||||
2. | Человек родился. | 1 | Урок –изучения нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям | §1 вопр. | ||||||
3. | Человек-личность | 1 | Комбинированные уроки | Выполнить проблемное задание | §2 вопр. | ||||||
4. | Человек- личность. | 1 | Комбинированные уроки | Моделирование ситуаций, их анализ | §2 вопр. | ||||||
5. | Особый возраст-отрочество. | 1 | Комбинированный урок | Выполнить проблемное задание | §3 вопр. | ||||||
6. | Познай самого себя. | 1 | Комбинированный урок | Творческое задание | §4 вопр. | ||||||
7. | Человек и его деятельность. | 1 | Комбинированный урок | Творческое задание | §5 вопр. | ||||||
8. | Что человек чувствует, о чем размышляет. | 1 | Комбинированный урок | Творческое задание. | §6, вопр. | ||||||
9. | Урок-практикум. | 1 | Практикум | Составить кластер по изученной теме | |||||||
Тема 2.Семья. | 5 | ||||||||||
10. | Семья-ячейка общества. | 1 | Урок- изучения нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям | §7 вопр. | ||||||
11. | Семейное хозяйство. | 1 | Комбинированный урок | Моделирование ситуаций, их анализ | §8 вопр. | ||||||
12. | Как вести семейное хозяйство. | 1 | Комбинированный урок | Моделирование ситуаций, их анализ | §8 вопр. | ||||||
13. | Делу время- потехе час. | 1 | Практикум | Составить словарик изученной темы | §9 вопр. | ||||||
14. | Семья. Урок-практикум. | 1 | Урок изучения новой темы. | Моделирование ситуаций, их анализ | |||||||
Тема 3. Школа. | 3 | Урок- изучения нового материала | Составить личный алгоритм «Учись учиться» | ||||||||
15. | Профессия-ученик. | 1 | Урок- изучения нового материала | Творческие задания | §10 вопр. | ||||||
16. | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | Комбинированный урок | Письменные задания | §11 вопр. | ||||||
17. | Школа. Урок-практикум. | 1 | Практикум | Подведение итогов | |||||||
Тема 4. Труд. | 5 | ||||||||||
18. | Труд- основа жизни. | 1 | Урок- изучения нового материала | Составить кластер «Труд» | §12 вопр. | ||||||
19. | Труд и творчество. | 1 | Комбинированный урок | Составить словарик темы | §13 вопр. | ||||||
20. | Труд и творчество. | 1 | Комбинированный урок | Словарная работа | §13 вопр. | ||||||
21. | На пути к жизненному успеху. | 1 | Комбинированный урок | Составить словарик темы | §14 вопр. | ||||||
22. | Урок-практикум. | 1 | Практикум | Повторение, словарная работа | |||||||
Тема 5. Родина. | 6 | ||||||||||
23. | Что значит быть патриотом. | 1 | Урок- изучения нового материала. Комбинированный урок. | Составить кластер «Патриот» | §15 вопр. | ||||||
24. | Символика России. | 1 | Комбинированный урок | Записать в тетрадь текст гимна России | §16 вопр. | ||||||
25. | Гражданин- Отечества достойный сын. | 1 | Комбинированный урок | Составить схему «Права и обязанности граждан» | §17 вопр. | ||||||
26. | Гражданин- Отечества достойный сын. | 1 | Комбинированный урок | Словарная работа | §17 вопр. | ||||||
27. | Мы- многонациональный народ. | 1 | Комбинированный урок | Составить словарик темы | §18 вопр. | ||||||
28. | Родина. Урок-практикум | 1 | Практикум | Повторение, систематизация полученных знаний | |||||||
Тема 6. Добродетели. | 4 | ||||||||||
29. | Человек славен добрыми делами. | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника по заданиям | §19 вопр. | ||||||
30. | Будь смелым. | 1 | Практикум | Составить личный свод правил хорошего человека | §20 вопр. | ||||||
31. | Что такое человечность | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника по заданиям | § 21 вопр. | ||||||
32. | Добродетели. Урок- практикум. | 1 | Практикум | Выполнение проблемных заданий | |||||||
Итоговое обобщение | 2 | ||||||||||
33. | Заключительное занятие. | 1 | Урок повторения и обобщения | Обобщение, тесты, проблемные задания | Нет. | ||||||
34. | Повторение | 1 | Итоговый урок. Контрольный урок. | Итоговая контрольная работа | Нет. | ||||||
35 | РЕЗЕРВ |
7 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
План. | Факт. | |||||||||
Тема I. Человек и закон. | 16 | |||||||||
1 | Вводный урок. Как работать с учебником. | 1 | Изучение нового материала | __________________ | С.4-8 | |||||
2 | Что значит жить по правилам. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный урок. | Устный опрос. | § 1, вопр. | |||||
3 | Что значит жить по правилам. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 1, вопр. | |||||
4 | Права и обязанности граждан. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 2, вопр. | |||||
5 | Права и обязанности граждан. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 2, вопр. | |||||
6 | Почему важно соблюдать законы. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 3, вопр. | |||||
7 | Почему важно соблюдать законы. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 3, вопр. | |||||
8 | Защита Отечества. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям. Беседа. | § 4, вопр. | |||||
9 | Защита Отечества. | 1 | Комбинированный урок. | Практическая работа. | § 4, вопр. | |||||
10 | Что такое дисциплина. | 1 | Комбинированный урок.Комбинированный урок. | Опрос. Творческие работы. Беседа. Практическая работа. | § 5, вопр. | |||||
11 | Что такое дисциплина. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. Словарная работа. | § 5, вопр. | |||||
12 | Виновен- отвечай. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям, самостоятельная словарная работа. | § 6, вопр. | |||||
13 | Виновен- отвечай. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 6, вопр. | |||||
14 | Кто стоит на страже закона. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 7, вопр. | |||||
15 | Кто стоит на страже закона. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 7, вопр. | |||||
16 | Повторение. | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Тест. | ___________ | |||||
Тема II. Человек и экономика. | 18 | |||||||||
17 | Экономика и ее основные участники. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 8, вопр. | |||||
18 | Экономика и ее основные участники. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | § 8, вопр. | |||||
19 | Золотые руки работника. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 9, вопр. | |||||
20 | Золотые руки работника. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задание. | § 9, вопр. | |||||
21 | Производство: затраты, прибыль, выручка. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задание. | § 10, вопр. | |||||
22 | Производство: затраты, прибыль, выручка. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 10, вопр. | |||||
23 | Производство: затраты, прибыль, выручка. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 10, вопр. | |||||
24 | Виды и формы бизнеса. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 11, вопр. | |||||
25 | Виды и формы бизнеса. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 11, вопр. | |||||
26 | Виды и формы бизнеса. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 11, вопр. | |||||
27 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 12, вопр. | |||||
28 | Обмен, торговля, реклама. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 12, вопр. | |||||
29 | Деньги, их функция. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 13, вопр. | |||||
30 | Деньги, их функция. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. Письменные задания. | § 13, вопр. | |||||
31 | Экономика семьи. | 1 | Комбинированный урок. | Письменные задания. | § 14, вопр. | |||||
32 | Экономика семьи. | 1 | Комбинированный урок. | Опрос. | § 14, вопр. | |||||
33 | Обобщающий урок по теме: «Человек и экономика». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Повторение и обобщение. | Тест. | ___________ | |||||
34 | Итоговое обобщение | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Повторение и обобщение. | Письменные задания. | ____________ | |||||
35 | РЕЗЕРВ |
8 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||
1. | Вводный урок | 1 | Вводный урок. Что такое гуманизм? | Анализ учебного пособия | с.6-7,вопр. | ||
Тема I. «Личность и общество» | 3 | ||||||
2. | Что делает человека человеком. | 1 | Урок изучения нового материала | Составить словарь темы | § 1,вопр. | ||
3. | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Комбинированный урок | Составить словарик темы, таблицу «Классификация потребностей» | § 2,вопр. | ||
4. | Развитие общества | 1 | Комбинированный урок | Групповые задания: разработать памятку: «Я формирую свой характер» | § 3,вопр. | ||
Тема II. «Сфера духовной культуры» | 10 | ||||||
5. | Сфера духовной жизни | 1 | Комбинированный урок | Письменные задания | § 4,вопр. | ||
6. | Мораль | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа – «Нарисуй добро и зло» | § 5,вопр. | ||
7. | Долг и совесть | 1 | Проблемное задание по группам | § 6,вопр. | |||
8 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Урок изучения нового материала | Составить таблицу | § 7,вопр. | ||
9 | Образование : цели и задачи | 1 | Комбинированный урок | Понятийный диктант, решение познавательных задач, | § 8,вопр. | ||
10 | Уровни образования | 1 | Комбинированный урок | Составить таблицу | § 8 | ||
11 | Наука в современном обществе | 1 | Комбинированный урок | § 9 | |||
12 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Комбинированный урок | §10 | |||
13 | Религиозные секты – в чем опасность? | 1 | Комбинированный урок | § 10 | |||
13 | Обобщение по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | Урок - обобщения и закрепления | Повторение терминов | |||
Тема II. «Экономика» | |||||||
14 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | Урок изучения нового материала | Составить кластер «Человек. Природа. Общество» | § 7- 8,вопр. | ||
15 | Главные вопросы экономики | Комбинированный урок | Групповая работа. | § 9,вопр. | |||
16 | Собственность | 1 | Урок изучения нового материала | Групповая работа | §10-11, вопр. | ||
17 | Рыночная экономика | 1 | Комбинированный урок | ||||
18 | Производство - основа экономики | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
19 | Предпринимательская деятельность | 1 | Комбинированный урок | ||||
20 | Роль государства в экономике | 1 | Комбинированный урок | ||||
21 | Распределение доходов | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
22 | потребление | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
23 | Инфляция | 1 | Комбинированный урок | ||||
24 | Семейная экономика | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
25 | Безработица: понятие, причины | 1 | Комбинированный урок | ||||
26 | Безработица - последствия | 1 | Комбинированный урок | ||||
27 | Мировое хозяйство | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
28 | Мировая торговля | 1 | Урок изучения нового материала | ||||
29 | Обобщение «Экономика» | 1 | |||||
Тема III. «Социальная сфера». | 7 | ||||||
30 | Социальная структура общества | 1 | Урок изучения нового материала | § 12,вопр. | |||
31 | Социальные статусы и роли | 1 | Комбинированный урок | § 13,вопр. | |||
32 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Урок изучения нового материала | § 14,вопр. | |||
33 | Отклоняющееся поведение | 1 | Комбинированный урок | § 15,вопр. | |||
34 | Итоговое обобщение за курс 8 класса | 1 | Комбинированный урок | § 16,вопр. | |||
35 | Резерв | 1 | Урок изучения нового материала | § 17,вопр. | |||
1 | Урок обобщения и закрепления знаний |
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | ПК | 2 |
2 | Принтер | 2 |
3 | Сканер | 1 |
4 | Экран | 1 |
5 | Проектор | 1 |
6 | Аудиоколонки | 2 |
№ | авторская программа | учебники и учебные пособия | методические материалы | дидактические материалы | наглядные пособия | материалы для контроля |
1 | Федеральная примерная программа по обществознанию, 2010 г . (// Вестник образования. - № 3. – 2005). Программа основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. ,2010 Г | Л.Н. Боголюбов Обществознание. 6-8 классы, 2012 год.
«Обществоведение: человек, природа, общение» под редакцией Л.Н. Боголюбова. М., «Просвещение», 2011г. | Методические рекомендации по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2011. Студенекин М.Т. Методика преподавания обществознания в школе, 2007г. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания обществознания в школе, 2008 г В.П. Князев Практикум по обществознанию, 2007Г. | Дидактический материал по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2011. Раздаточный материал. Юридический и правовой документ. Опорные конспекты. Алгоритмы решения познавательных и проблемных задач. Алгоритм ответа. Основные памятки. Л.Н. Боголюбов Дидактический материал по курсу «Обществознание», 2010 г. | Декларация прав ребёнка Конвенция о правах ребёнка Конституция РФ Нормативно – правовые акты. Кодексы РФ. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ., 2011г. Комментарий к Уголовному кодексу РФ., 2011г . Комментарий к Трудовому кодексу РФ., 2011. Комментарий к Административному кодексу РФ., 2011г. Комментарий к Семейному кодексу РФ., 2011 г . | Тестовые задания Терминологические (понятийные и словарные) диктанты. Составление блок – схем, кластеров, сравнительных таблиц, понятийных таблиц. Карточки. Лабораторные работы. Сочинения. Работа со СМИ и культурным (духовным) наследием человечества. |
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы линии Сонина Н.И. (Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. «Общая биология. Базовый уровень»...
Рабочая программа ФКГОС по химии на уровень среднего общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по химии на уровень среднего общего образования (базовый уровень) разработана на основе примерной программы по химии основного общего образо...
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", уровень базовый, 7 класс
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", уровень базовый, 7 класс. Использование учебника «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 11 класс уровень базовый
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Миноб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....