РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8-a_klass_2014.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 8-а класса
(уровень: базовый общеобразовательный)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- Примерная программа основного общего образования по географии «География России» 8-9 классы, опубликованная в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);
- Авторская программа: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.
- Учебный план ГБОУ СОШ № 15 на 2014/2015 уч.год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
Учебники: А.И. Алексеев «Природа. Население. 8 класс» (издательство «Дрофа», 2011 г.), А.И. Алексеев, В.А. Низовцев «Хозяйство. Географические районы. 9 класс», (издательство «Дрофа» 2011 г.)
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.
В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Пространства России», II - «Природа и человек», III- «Население России» ( 8 класс), IV - «Хозяйство России»,
V – « Районы России». ( 9 класс)
8 КЛАСС
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Ожидаемый результат:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Практические работы,
выполняемые на контурных картах
Практическая работа №1 «Россия на карте мира».
Практическая работа №2 «Формирование территории России».
Практическая работа №3 «Тектоника и полезные ископаемые».
Практическая работа №4 «Рельеф России».
Практическая работа №5 «Климатические пояса и области».
Практическая работа №6 «Внутренние воды России».
Практическая работа №7 «Природные зоны России».
Практическая работа №8 «Человек и природные условия».
Практическая работа №9 «Миграции населения России».
Практическая работа №10 «Города России».
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ(1 ч)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.
Уникальность географических объектов.
Разнообразие территории России.
География и краеведение.
Географический взгляд на мир.
Раздел I
Пространства России (7 ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Ново-россия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.
Практические работы:
1.Оценка особенностей географического положения России. 2.Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. 3.Определение разницы во времени отдельных территорий. 4.Обозначение на контурной карте земель, присоединенных в различные периоды. 5.Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников.
Раздел II
Природа и человек (26 ч)
Тема 1
РЕЛЬЕФ И НЕДРА-5 ч.
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа. 2. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ). 3.Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
Тема 2
КЛИМАТ-7 ч.
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Практические работы:
1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
2.Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. 3. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами. 4. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, Составление прогноза погоды
Тема 3
БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ-6 ч.
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.
Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Практические работы:
1. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. 2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. 3.Нанесение на контурные карты границ максимального покровного и горно-долинного оледенения. 4. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России (объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата)
Тема 4
ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ-4 ч.
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».
География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.
Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.
Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Практические работы:
1. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования. 2.Установление связей между типами почв и характером растительности. 3.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.
Тема 5
В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО-4 ч.
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.
Практические работы:
1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
Тема 6
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ-10 ч.
Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйст-венной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.
Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.
Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Практические работы:
1.Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах. 2. Природные зоны России.
Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь.3..Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесотундры, городов (продолжение. 4. Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ископаемых (продолжение. 5..Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого. 6..Нанесение на контурные карты зоны смешанных лесов, крупных городов (продолжение). 7..Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных городов (продолжение. 8. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
Тема 7
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ- 5 ч.
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы:
1.Составление прогноза о развитии природы в будущем. 2. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России.
3. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий
Раздел III
Население России (18 ч)
Тема 1
СКОЛЬКО НАС - РОССИЯН?-2 ч.
Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.
Тема 2
КТО МЫ?-2 ч..
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источники географической информации. Их виды.
Практические работы:
1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации
Тема 3
КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?-3 ч.
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Картограмма как вид географической информации.
Практические работы:
1.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве. 2. Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России.
Тема 4
ЧЕЛОВЕК И ТРУД-1 ч.
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Практические работы:
1.Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособного возраста, моложе и старше трудоспособного возраста.
Тема 5
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ-5 ч.
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.
География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Практические работы:
1. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территори- ального деления России. 2. Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России. 3. Нанесение на контурную карту территорий, где соприкасаются районы распространения различных религий.
Тема 6
ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?-5 ч.
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.
Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?
Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.
Практические работы:
- Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. 2. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории. 3. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. 4.Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах
Обобщение - 1ч.
Плановых практических работ 42, из них оценочных – 23.
Календарно-тематическое планирование курса «Природа.Население России»
(8класс, 68 часов, по 2 ч. в неделю)
№ | ГЛАВА | Примерное количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Пространства России | 7 |
3 | Природа и человек Тема 1. Природа и человек Рельеф и недра Климат Богатство внутренних вод Почвы - национальное достояние страны В природе все взаимосвязано Тема 2. Природно-хозяйственные зоны Тема 3. Природопользование и охрана природы | 41 26 5 7 6 4 4 10 5 |
4 | Население России Тема 1. Сколько нас – россиян? Тема 2. Кто мы? Тема 3. Куда и зачем едут люди? Тема 4. Человек и труд Тема 5. Народы и религии Тема 6. Где и как живут люди | 18 2 2 3 1 5 5 |
5 | Обобщение знаний | 1 |
№ урока | Кол-во часов | Тематические блоки, темы уроков | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее задание | Дата урока по плану | Дата урока по факту |
1 | 1 | Введение-1 ч. Зачем мы изучаем географию России | Рисуют картосхему окружающего мира; анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии | Анализ составленных картосхем. | 02.09 | |||
2 | 1 | Пространства России- 7 ч. Россия на карте мира | Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран | Самостоятельная работа с контурными картами. | 1.*Оценка особенностей географического положения России | С. 12-14, §1, вопросы и задания нас. 18 | 05.09 | |
3 | 1 | Границы России | Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации | Исследование карт атласа, работа с контурными картами. Тестирование Практика | 2.*Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР | §2, вопросы и задания на с. 24 | 09.09 | |
4 | 1 | Россия на карте часовых поясов | Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. | Анализ рис. 8, 9 Определение часового пояса населенных пунктов | §3, вопросы и задания на с. 27 | 12.09 | ||
5 | 1 | Решение задач на определение поясного времени | Умеют определять местное, поясное, декретное время | Решение задач на определение поясного времени. | 3.*Определение разницы во времени отдельных территорий | §3 | 16.09 | |
6 | 1 | Формирование территории России | Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации | Анализ рис. 10, 12, карт атласа. | 4.*Обозначение на контурной карте земель, присоединенных в различные периоды | §4, сообщения об освоении новых земель, вопросы и задания на с. 34 | 19.09 | |
7 | 1 | Географическое изучение территории России | Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний | Анализ карт, заслушивание сообщений, составление картотеки «Их имена - символ мужества» | 5.Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников | § 5, подготовиться к тестированию | 23.09 | |
8 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Пространства России» | Итоговое тестирование; вопросы и задания на с. 38 | §5 | 26.09 | |||
9 | 1 | Природа и человек-41ч. Т.1. Природа и человек-26ч. Рельеф и недра-5 ч. Строение земной коры (литосферы) на территории России | Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации | Анализ геологической карты, рис. 17 и геохронологической таблицы на с. 44- 45. | §6, вопросы и задания на с. 49 | 30.09 | ||
10 | 1 | Важнейшие особенности рельефа России | Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы | Анализ тектонической и физической карты. Заполнение таблицы. КиМ-8 - тестирование, тренажер. Д-8 - тестирование, практика (задание 1) | 6.* Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа | §7, вопросы и задания на с. 53 | 03.10 | |
11 | 1 | Современное развитие рельефа | Показывают на карте тектонические структуры и соответствующие им формы рельефа. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов | Сопоставление районов интенсивных тектонических движений и физической карты | 7.* Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ) | §8, с. 53-57 | 07.10 | |
12 | 1 | Роль внешних сил в формировании рельефа | Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека | Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56. Тестирование | §8, с. 57-60, вопросы и задания на с. 60 | 10.10 | ||
13 | 1 | Использование недр | Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей области, оценка их влияния на хозяйственную деятельность людей. | 8.Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края | §9, вопросы и задания на с. 66 | 14.10 | |
14 | 1 | Климат-7ч. Общая характеристика климата России | Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, анализ рис. 38-41. | §10, вопросы и задания на с. 73 | 17.10 | ||
15 | 1 | Закономерности циркуляции воздушных масс | Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления» | Анализ рис. 42, 43 физической и климатической карт. Тестирование | §11, с. 73-77 | 21.10 | ||
16 | 1 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны | Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта | Учебное исследование по картам, анализ рис. 44-47. | - | § 11 до конца, вопросы и задания на с. 80 | 24.10 | |
17 | 1 | Распределение температур и осадков | Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата» | Учебное исследование синоптической карты, анализ рис. 48-50. | 9.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | §12, вопросы и задания на с. 85 | 28.10 | |
18 | 1 | Типы климата нашей страны | Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий | Анализ физической и климатической карт, рис. 51, климатограмм на с. 87-89 в учебнике. | 10.*Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения | § 13, вопросы и задания на с. 90, нанести на контурную карту климатические пояса и области | 31.10 | |
19 | 1 | Климат и человек | Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | Поиск и анализ информации для заполнения таблицы. | 11.*Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами | § 14, вопросы и задания на с. 95 | 11.11 | |
20 | 1 | Обобщение знаний по теме «Рельеф и климат» | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Итоговое тестирование | 12.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, Составление прогноза погоды | 14.11 | ||
21 | 1 | Внутренние воды-6 ч. Реки | Объясняют роль воды и значение рек, особенности речной сети, показывают на карте реки, о которых идет речь в параграфе, приводят примеры влияния речных систем на расселение людей | Анализ физической карты, работа с контурными картами, рис. 62- 67 в учебнике. | § 15, с. 96-99 | 18.11 | ||
22 | 1 | Особенности рек | Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования | Анализ физической и климатической карты, практическая работа. | 13.*Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования | §15 до конца, вопросы и задания на с. 103 | 21.11 | |
23 | 1 | Озера, подземные воды, болота | Знают определения понятий озера и болота, показывают на карте, определяют возможности хозяйственного использования | Беседа, учебное исследование по картам. Тестирование. Работа в контурных картах. | 14.*Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | §16, о. 104-106, вопросы и задания 1-4 на с. 109 | 25.11 | |
24 | 1 | Многолетняя мерзлота, ледники | Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе | Чтение и анализ карт. Учебное исследование по картам и другим источникам информации. | 15.Нанесение на контурные карты границ максимального покровного и горно-долинного оледенения | § 16, с.107-109 | 28.11 | |
25 | 1 | Человек и вода | Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | Практическая работа. | 16.*Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России (объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата) | § 17, вопросы и задания на с. 114 | 02.12 | |
26 | 1 | Обобщение знаний по теме «Внутренние воды» | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | 05.12 | |||
27 | 1 | Почвы-4 ч. Почвы - «особое природное тело» | Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России | Индивидуальный опрос, анализ рис. 83 на с. 119 и рис, 80 на с. 116 | 17.* Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования | § 18, с. 115-116, вопросы и задания нас. 120 | 09.12 | |
28 | 1 | География почв России | Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов | Сопоставление почвенной карты с картами климатической и природных зон, анализ рис. 84-86. | 18.Установление связей между типами почв и характером растительности | § 19, вопросы и задания на с. 125 | 12.12 | |
29 | 1 | Почвы и урожай | Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия | Самостоятельная работа, анализ почвенной карты. | 19.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования | §20 | 16.12 | |
30 | 1 | Рациональное использование и охрана почв | Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях | Анализ рис. 91- 96 Тестирование Решение творческих задач | §21 | 19.12 | ||
31 | 1 | В природе все взаимосвязано-4ч. Понятие о природном территориальном комплексе | Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования | Анализ схемы ПТК: рис. 97 | 20.* Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы | §22, вопросы и задания нас. 138 | 23.12 | |
32 | 1 | Свойства природных территориальных комплексов | Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК | Фронтальный опрос, анализ рис. 98 | §23, вопросы и задания нас. 141 | 26.12 | ||
33 | 1 | Человек в ландшафте | Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов | Индивидуальный опрос. Сообщения. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы «Природно-антропогенные ландшафты» | §24, вопросы и задания нас. 147 | 30.12 | ||
34 | 1 | Обобщение знаний по теме «Природа России» | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Решение творческих задач. Работа с физической картой России | 13.01 | |||
35 | 1 | Т. 2. Природно-хозяйственные зоны. Учение о природных зонах | Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию | Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения | 21.Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах | §25, задания на с. 152 | 16.01 | |
36 | 1 | «Безмолвная» Арктика | Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей | Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы. | 22.* Природные зоны России. Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь | §26, вопросы и задания 4,5 нас. 156 | 20.01 | |
37 | 1 | Чуткая Субарктика | Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности | Анализ рис. 117- 120. Сравнение тундровых и лесотундровых ландшафтов. Решение проблемных задач. | 23.Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесотундры, городов (продолжение) | §27, вопросы и задания 6-8 нас. 164 | 23.01 | |
38 | 1 | Таежная зона | Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов | Тестирование Сопоставление карты природных зон, плотности населения и полезных ископаемых. Тестирование | 24.Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ископаемых (продолжение) | §28, вопросы и задания 3,4 нас. 171 | 27.01 | |
39 | 1 | Болота | Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого | Фронтальный опрос. Практическая работа: составление списка негативных последствий сведения болот | 25.Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого | §29 | 30.01 | |
40 | 1 | Зона смешанных широколиствен но- хвойных лесов | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги | Заполнение сравнительной таблицы. Решение проблемных задач. | 26.Нанесение на контурные карты зоны смешанных лесов, крупных городов (продолжение) | §30, вопрос 4 на с. 181 | 03.02 | |
41 | 1 | Лесостепи и степи | Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства | Тестирование. Решение проблемных задач. | §31, вопросы и задания 4-6 на с. 188 | 06.02 | ||
42 | 1 | Полупустыни, пустыни, субтропики | Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь | Самостоятельная работа. | 27.Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных городов (продолжение) | §32, вопросы и задания нас. 196 | 10.02 | |
43 | 1 | «Многоэтаж-ность» природы гор. Человек и горы | Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность | Учебное исследование по картам атласа. Вопросы и задания на с. 201. | § 33, 34, вопросы и задания на с. 205- 206 | 13.02 | ||
44 | 1 | Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны» | Составляют краткую географическую характеристику разных территорий | Вопросы и задания на с. 205-206. Практическая работа | 28.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах | 17.02 | ||
45 | 1 | Т. 3 Природопользование и охрана природы. Природная среда, природные условия, природные ресурсы | Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости | Анализ рисунка 161, работа по вопросам и заданиям на с. 209 | §35 | 20.02 | ||
46 | 1 | Рациональное использование природных ресурсов | Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования | Работа по вопросам и заданиям на с. 214, представление прогнозов о развитии природы | 29.Составление прогноза о развитии природы в будущем | §36, подготовить сообщения об охраняемых территориях (презентации) | 24.02 | |
47 | 1 | Охрана природы и охраняемые территории | Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности | Анализ рис. 165, практическая работа. | 30.*Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России | §37, вопросы и задания на с. 218 | 27.02 | |
48-49 | 2 | Охраняемые территории России | Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации) | Сообщения об охраняемых территориях (презентации) | 31.*Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий | 03.03- 06.03 | ||
50 | 1 | Население России-18ч Т.1 Сколько нас россиян?-2ч. Численность населения | Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения | Анализ рис. 168. 169,вопросы и задания на с. 225. | §38 | 10.03 | ||
51 | 1 | Воспроизводство населения | Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России | Анализ рис. 170— 172, самостоятельная работа. | §39 | 13.03 | ||
52 | 1 | Т. 2 Кто мы?- 2ч. Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объясняют разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин, оценивают факторы, определяющие преобладание мужчин или женщин в разных районах | Решение проблемных вопросов, вопросы и задания на с. 232. | §40 | 17.03 | ||
53 | 1 | Возрастной состав населения | Анализируют половозрастные пирамиды и диаграммы, прогнозируют половозрастной состав населения в 2035 году. Показывают на карте регионы России с высокой и низкой долей населения старших возрастов и детей | Анализ рис. на с. 175- 178, чтение половозрастных пирамид, задания на с. 236. Практическая работа. (задания 1,2) | 32.* Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации | §41, вопросы и задания на с. 237 | 20.03 | |
54 | 1 | Т.3. Куда и зачем едут люди?-3ч. Миграции населения в России | Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы | Тестирование. Чтение картограмм, рис. 182, 183. Решение проблемных вопросов. | §42, вопросы и задания на с. 243 | 03.04 | ||
55 | 1 | Внешние миграции | Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему | Анализ рис. 184, 185, чтение картосхемы, составление схемы «Виды миграций» | 33.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве | §43, вопросы и задания 1,2, 4,5 на с. 247 | 07.04 | |
56 | 1 | Территориальная подвижность населения | Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку | Анализ рис. 186- 189. Географическая зарисовка «Перемещения населения в нашем городе по сезонам года» | 34.*Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России | §44, задания 1,2,4 на с. 250 | 10.04 | |
57 | 1 | Т.4 Человек и труд- 1 ч. География рынка труда | Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем | Тестирование. Анализ рис. 190— 193. Решение проблемных вопросов. | 35.Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособного возраста, моложе и старше трудоспособного возраста | §45, задания 3-5 на с. 255 | 14.04 | |
58 | 1 | Т. 5 Народы и религии-5 ч. Этнический состав населения | Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем | Вопросы и задания на с. 258. | §46 Подготовить сообщение о народах России (презентация) | 17.04 | ||
59 | 1 | Этническая мозаика России | Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России | Анализ рис. 198— 200. Самостоятельная работа. | 36.* Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и ад- министратив- но-территори- ального деления России | § 47, | 21.04 | |
60-61 | 2 | «Народы России» - презентации учащихся | Выступают с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации) | Сообщения об одном из народов, проживающем на территории России (презентации) | 37.*Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России | 24.04- 28.04 | ||
62 | 1 | Религии народов России | Называют преобладающие религии и религиозные центры страны. Объясняют влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства | Тестирование Работа с текстом учебника и картами. | 38.Нанесение на контурную карту территорий, где соприкасаются районы распространения различных религий | §48 | 05.05 | |
63 | 1 | Т. 6 Где и как живут люди-5 ч. Плотность населения | Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны | Анализ рис. 207, 208, практическая работа. | 39.*Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания | §49, вопросы и задания на с. 273 | 08.05 | |
64 | 1 | Расселение и урбанизация | Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни от сельского | Вопросы и задания на с. 273, анализ рис. 209, 210, практическая работа. | 40.*Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории | §50, вопросы и задания на с. 279 | 12.05 | |
65 | 1 | Города России | Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории | Вопросы и задания на с. 279. Характеристика города-миллионера по плану. | 41.*Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны | §51, задания 4,7 на с. 284 | 15.05 | |
66 | 1 | Сельская Россия | Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах | Задания 4, 7 на с. 284. Практическая работа. | 42.Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах | §52, вопросы и задания на с. 288 | 19.05 | |
67 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Население России» | Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности | Вопросы и задания на с. 288 | 22.05 | |||
68 | 1 | Обобщение-1 ч. Обобщение знаний по теме «Природа и население России» | Решение творческих задач. |
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1* | Практическая работа оценочная |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающих географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень обязательной географической номенклатуры
8 класс
Тема: «Географическое положение»России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Учебно-методический комплекс
Класс | Учебник для учащихся | Пособия для учащихся | Дополнительная литература для учителя | Мультимедиа, Интернет-ресурсы |
8 класс | А.И.Алексеев «Россия. Природа и население»-Москва: Изд. «Дрофа», 2012 г. | Атлас « География России. 8 класс» - Москва: Изд. «дрофа», 2014 г. | Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс» - Москва, «Вако» 2004 г. Элькин Г.Н. «География России. Природа. Поурочное планирование. 8 класс» - Санкт-Петербург, «Паритет» 2001 г. Элькин Г.Н. «География России. Природа. Твой справочник. 8 класс» - Санкт-Петербург, «Паритет» 2005 г. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы» - Москва, «Дрофа» 1998 г. Даринский А.В. «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - Санкт-Петербург, СПГУПМ 1993 г. Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1996 г. Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. «Тесты по географии 8-9 классы» - Москва, «Дрофа» 2002 г. | Мультимедийные пособия: «Мультимедийные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс». Интернет-ресурсы, презентации по различным темам |
Интернет-ресурсы:
Клуб журнала «GEO» http: /www, geo.ru/
Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/
Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
Великие путешественники, мореплаватели и географы http ://www. geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Материалы Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru.
Российское географическое обозрение межпредметный образовательный портал «География. Планета Земля» http://rgo.ru/teachers/geography/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных те...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Основные задачи курса:сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)
Рабочая программа по информатике для 5-9 классов МБОУ «СОШ № 10» г. Байкальска была разработана на основе требований к результат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 9 класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босо...