РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 9 класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М., : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с. : ил. – (Программы и планирование). которая обеспечена УМК Л. Босова, А. Босова Уроки информатики в 7-9 классах; учебником Информатика Л. Л. Босова для обучающихся 9 класса средних общеобразовательных учреждений. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_bosova.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей Протокол № 1 от 29 августа 2018 г. Руководитель ШМО ___________ Л. Л. Кузнецова | СОГЛАСОВАНО «___»____ 2018 г. Заместитель директора по УВР _____________С. А. Безносова | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ____ от «___»_____ 2018 г. Директор МБОУ «СОШ № 10» _______________С.А. Комина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
(уровень: базовый, общеобразовательный)
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель информатики:
Кузнецова Лариса Леонидовна
высшая квалификационная категория
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (для VI-XI (XII) классов, продолжающих обучение по ФК ГОС-2004);
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования на 2012-2018 учебный год МБОУ «СОШ №10»;
- Учебный план МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска на 2018-2019 учебный год.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
- Примерная программа по Информатике и ИКТ под редакцией Л. Л. Босовой
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 9 класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М., : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с. : ил. – (Программы и планирование). которая обеспечена УМК Л. Босова, А. Босова Уроки информатики в 7-9 классах; учебником Информатика Л. Л. Босова для обучающихся 9 класса средних общеобразовательных учреждений. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Программа разработана в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №10»
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов за год
Цели:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- Развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
- Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
- Выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
- Формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
- Формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Общее количество часов | Практические лабораторные работы | Контрольные работы |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | - | - |
2. | Математические основы информатики | 12 | 5 | 1 |
3. | Моделирование и формализация | 8 | 4 | 1 |
4. | Основы алгоритмизации | 12 | 5 | 1 |
5. | Начала программирования | 16 | 7 | 1 |
6. | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | 5 | 1 |
7. | Коммуникационные технологии | 10 | 6 | 1 |
8. | Итоговое повторение | 3 | - | - |
Итого: | 68 | 32 | 6 |
Перечень обязательных практических, лабораторных, контрольных работ
№ | Темы практических, контрольных работ |
1. | Практическая работа. Двоичная арифметика |
2. | Практическая работа. Компьютерные» системы счисления |
3. | Практическая работа. Перевод чисел |
4. | Практическая работа. Таблицы истинности |
5. | Практическая работа. Решение логических задач. |
6. | Контрольная работа «Математические основы информатики» |
7. | Практическая работа. Построение графических моделей |
8. | Практическая работа. Построение табличных моделей |
9. | Практическая работа. База данных |
10. | Контрольная работа «Моделирование и формализация» |
11. | Практическая работа. Запись алгоритмов |
12. | Практическая работа. Следование |
13. | Практическая работа. Форма ветвления |
14. | Практическая работа. Цикл |
15. | Практическая работа. Конструирование |
16. | Контрольная работа «Основы алгоритмизации» |
17. | Практическая работа. Ввод данных |
18. | Практическая работа. Линейный алгоритм |
19. | Практическая работа. Составной оператор |
20. | Практическая работа. Программирование цикла |
21. | Практическая работа. Вычисление |
22. | Практическая работа. Сортировка |
23. | Практическая работа. Запись алгоритмов. |
24. | Контрольная работа. «Начала программирования» |
25. | Практическая работа. Основные режимы работы. |
26. | Практическая работа. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
27. | Практическая работа. Встроенные функции. Логические функции. |
28. | Практическая работа. Сортировка и поиск данных. |
29. | Практическая работа. Построение диаграмм и графиков. |
30. | Контрольная работа. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
31. | Практическая работа. Интернет |
32. | Практическая работа. Протоколы передачи данных |
33. | Практическая работа. Файловые архивы |
34. | Практическая работа. Технологии создания сайта. |
35. | Практическая работа. Оформление сайта |
36. | Практическая работа. Размещение сайта в Интернете |
37. | Контрольная работа. «Коммуникационные технологии» |
Содержание программы по темам
Математические основы информатики - 12 часов
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
- анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
- определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
- анализировать логическую структуру высказываний;
- анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- вычислять истинностное значение логического выражения.
Моделирование и формализация - 8 часов
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
- создавать однотабличные базы данных;
- осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
- осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации - 12 часов
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
- осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
- составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
- строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль - 16 часов
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
- разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
- нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
- подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
- нахождение суммы всех элементов массива;
- нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
- сортировка элементов массива и пр.
Обработка числовой информации в электронных таблицах – 6 часов
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии – 10 часов
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
- выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
- анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
- осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
- определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
- создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
- проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел программы | Название темы урока | Количество часов | Конечный результат | Дата проведения | Примечания | Индивидуальная работа с учащимися | |||
по плану | фактически | Способные | Слабоуспевающие | |||||||
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | Понимать цели изучения курса информатики и ИКТ. Знать технику безопасности и организацию рабочего места | Сентябрь 1неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
2. | Математические основы информатики – 12 часов | Общие сведения о системах счисления | 1 | Знать общие сведения о системах счисления | Сентябрь 1неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
3. | Двоичная система счисления. Практическая работа. Двоичная арифметика | 1 | Понимать двоичную систему счисления. Двоичную арифметику | Сентябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Практическая работа. Компьютерные» системы счисления | 1 | Понимать восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. | Сентябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Практическая работа. Перевод чисел | 1 | Знать правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | Сентябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
6. | Представление целых чисел | 1 | Знать представление целых чисел | Сентябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
7. | Представление вещественных чисел | 1 | Знать представление вещественных чисел | Разноуровневые задания | ||||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
8. | Высказывание. Логические операции. | 1 | Знать высказывание. Логические операции. | Сентябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа. Таблицы истинности | 1 | Уметь выполнять построение таблиц истинности для логических выражений | Октябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
10. | Свойства логических операций. | 1 | Знать свойства логических операций. | Октябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
11. | Практическая работа. Решение логических задач. | 1 | Уметь решать логические задачи | Октябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
12. | Логические элементы | 1 | Знать логические элементы | Октябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы Контрольная работа «Математические основы информатики». | 1 | Знать основные понятия темы «Математические основы информатики» | Октябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
14. | Моделирование и формализация – 8 часов | Моделирование как метод познания | 1 | Понимать моделирование как метод познания | Октябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
15. | Знаковые модели | 1 | Знать знаковые модели | Октябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
16. | Графические модели. Практическая работа. Построение графических моделей | 1 | Знать графические модели | Октябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
17. | Табличные модели. Практическая работа. Построение табличных моделей | 1 | Знать табличные модели | Ноябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
18. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 1 | Понимать базу данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | Ноябрь 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
19. | Система управления базами данных | 1 | Знать систему управления базами данных | Ноябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
20. | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа. База данных | 1 | Уметь создавать базы данных. Выполнять запросы на выборку данных. | Ноябрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
21. | Обобщение и систематизация основных понятий темы Контрольная работа «Моделирование и формализация» | 1 | Знать основные понятия темы «Моделирование и формализация». | Ноябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
22. | Основы алгоритмизации – 12 часов | Алгоритмы и исполнители | 1 | Знать алгоритмы и исполнители | Ноябрь 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
23. | Способы записи алгоритмов. Практическая работа. Запись алгоритмов | 1 | Знать способы записи алгоритмов | Ноябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
24. | Объекты алгоритмов | 1 | Понимать объекты алгоритмов | Ноябрь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
25. | Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа. Следование | 1 | Знать алгоритмическую конструкцию «следование» | Декабрь 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
26. | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | Знать алгоритмическую конструкцию «ветвление». Полная форма ветвления | Декабрь 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
27. | Сокращённая форма ветвления. Практическая работа. Форма ветвления | 1 | Знать сокращённую форму ветвления | Декабрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
28. | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | Понимать алгоритмическую конструкцию «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | Декабрь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
29. | Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа. Цикл | 1 | Понимать цикл с заданным условием окончания работы | Декабрь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
30. | Цикл с заданным числом повторений. | 1 | Понимать цикл с заданным числом повторений | Декабрь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
31. | Конструирование алгоритмов. Практическая работа. Конструирование | 1 | Понимать конструирование алгоритмов | Декабрь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
32. | Алгоритмы управления | 1 | Знать алгоритмы управления | Декабрь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
33. | Обобщение и систематизация основных понятий темы Контрольная работа «Основы алгоритмизации»
| 1 | Знать основные понятия темы «Основы алгоритмизации» | Январь 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
34. | Начала программирования – 16 часов | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | Знать общие сведения о языке программирования Паскаль | Январь 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
35. | Организация ввода и вывода данных. Практическая работа. Ввод данных | 1 | Уметь осуществлять организацию ввода и вывода данных | Январь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
36. | Программирование как этап решения задачи на компьютере | 1 | Понимать программирование как этап решения задачи на компьютере | Январь 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
37. | Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа. Линейные алгоритм | 1 | Уметь программировать линейный алгоритм | Январь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
38. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | Уметь программировать разветвляющийся алгоритм. Условный оператор. | Январь 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
39. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа. Составной оператор | 1 | Знать составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Февраль 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
40. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | Знать программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | Февраль 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
41. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа. Программирование цикла | 1 | Знать программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Февраль 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
42. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | Знать программирование циклов с заданным числом повторений. | Февраль 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
43. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | Знать различные варианты программирования циклического алгоритма. | Февраль 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
44. | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 1 | Знать одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | Февраль 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
45. | Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа. Вычисление | 1 | Уметь вычислять суммы элементов массива | Февраль 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
46. | Последовательный поиск в массиве | 1 | Уметь осуществлять последовательный поиск в массиве | Февраль 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
47. | Сортировка массива. Практическая работа. Сортировка | 1 | Уметь осуществлять сортировку массива | Март 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
48. | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа. Запись алгоритмов. | 1 | Уметь записывать вспомогательные алгоритмы на языке Паскаль | Март 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
49. | Обобщение и систематизация основных понятий темы Контрольная работа. «Начала программирования». | 1 | Знать основные понятия темы «Начала программирования». | Март 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
50. | Обработка числовой информации в электронных таблицах – 6 часов | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Практическая работа. Основные режимы работы. | 1 | Понимать интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Знать основные режимы работы. | Март 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
51. | Организация вычислений. Практическая работа. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | Уметь организовывать вычисления. Знать относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | Март 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
52. | Практическая работа. Встроенные функции. Логические функции. | 1 | Уметь применять встроенные функции. Логические функции. | Март 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
53 | Практическая работа. Сортировка и поиск данных. | 1 | Уметь осуществлять сортировку и поиск данных. | Март 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
54 | Практическая работа. Построение диаграмм и графиков. | 1 | Знать технологию построения диаграмм и графиков. | Март 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
55 | Обобщение и систематизация основных понятий главы Контрольная работа. «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | Знать приёмы обработки числовой информации в электронных таблицах». | Апрель 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
56. | Коммуникационные технологии – 10 часов | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | Знать локальные и глобальные компьютерные сети | Апрель 1 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
57. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Практическая работа. Интернет | 1 | Знать как устроен Интернет. Понимать IP-адрес компьютера | Апрель 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
58. | Доменная система имён. Практическая работа. Протоколы передачи данных. | 1 | Знать Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | Апрель 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
59. | Всемирная паутина. Практическая работа. Файловые архивы. | 1 | Знать. Файловые архивы. | Апрель 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
60. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | Знать Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | Апрель 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
61. | Практическая работа. Технологии создания сайта. | 1 | Знать технологию создания сайта. | Апрель 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
62. | Содержание и структура сайта. | 1 | Знать содержание и структуру сайта. | Апрель 4 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
63. | Практическая работа. Оформление сайта. | 1 | Знать приемы оформления сайта. | Май 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
64. | Практическая работа. Размещение сайта в Интернете. | 1 | Уметь размещать сайт в Интернете. | Май 1 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
65. | Обобщение и систематизация основных понятий главы Контрольная работа. «Коммуникационные технологии». | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. | Май 2 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
66. | Итоговое повторение – 3 часа | Основные понятия курса. | 1 | Знать сновные понятия курса. | Май 2 неделя | Разноуровневые задания | ||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
67. | Итоговое тестирование. | 1 | Итоговое тестирование. | Май 3 неделя | Разноуровневые задания | |||||
Вариант №1 | Вариант №2 | |||||||||
68. | Резервное время | 1 | Май 3 неделя | Разноуровневые задания | ||||||
Вариант №1 | Вариант №2 |
Требования к подготовке обучающихся в области информатики и ИКТ
Знать/понимать:
• об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
• о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
• о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
• о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
• о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
• о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
• формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
• формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
• составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Использование приобретенных знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- Организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- Передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
- Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- Автоматизации коммуникационной деятельности;
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН обучающихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Оценка ответов обучающихся
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ обучающихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
Учебно-методическое обеспечение курса
Программа | Учебно-методический комплекс | |||
Автор | Другая | Учебник, учебное пособие | Электронные издания | Методическое обеспечение педагога |
Босова | Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ Босова Л. Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 | УМК Босова Л. Л. Задачник – практикум в 2 т./Под ред. И. Г. Семакина, Е. К.Хеннера, М.: БИНОМ, 2005 |
Дополнительная литература
- Л.Залогова. М. Плаксин и др..Задачник – практикум в двух томах. Том II Под редакцией И. Семакина, Е Хенекера. Допущено департаментом общего среднего образования министерством образования Российской Федерации. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
- Л. А. Анеликова, Алгоритмика в теории и практике. – М.: СОЛОН – ПРЕСС, 2013. – 72с.: ил – (Серия «Элективный курс» Профильное обучение»)
Интернет ресурсы:
- http://metodist.lbz.ru
- http://www.uchportal.ru
- http://informatiky.jimdo.com/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://nashol.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных те...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Основные задачи курса:сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, насе...
Рабочая программа по обществознанию для 6-8-х классов (уровень: базовый)
Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:1....
Рабочая программа по обществознанию для 6-8-х классов (уровень: базовый)
Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:1....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)
Рабочая программа по информатике для 5-9 классов МБОУ «СОШ № 10» г. Байкальска была разработана на основе требований к результат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 11 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 10 - 11 классов МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена примерная программа профильного курса «Информатика и ИКТ&r...