РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-7a_klass_2014.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 5
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
И.о.директора школы №5: зам.дир.по УВР: на заседании МО/педсовета
_______Бухарова А.В. ______Тромпинская И.О. протокол № ______
Приказ от « »августа 2013 г.
№ ___________ «____»______2014 г. от «____»_____2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 7-а класса
(уровень: базовый общеобразовательный)
Учитель: Вигуль Ольга Николаевна
Квалификационная категория: без категории
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ
- Примерная программа среднего (полного) образования по географии (базовый уровень), опубликованная в сборнике «География 6-11 класс. Развернутое тематическое планирование» - Волгоград: «Учитель», 2010
- Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная в сборнике «Программы для ОУ по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);
2014/2015 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» 6-7 классы, опубликованная в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);
- Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная в сборнике «Программы для ОУ по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);
- Учебный план ГБОУ СОШ № 15 на 2014/2015 уч.год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 238 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В этом курсе увеличен объем страноведческих знаний и довольно значительно увеличено содержание общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, познакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтом изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание курса
«География материков и океанов»
Введение — 2 часа
Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.
Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.
Практическая работа. 1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками).
2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.
Раздел I
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов
Литосфера и рельеф Земли – 2 часа.
Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.
Атмосфера и климаты Земли – 4 часа.
Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков па Земле. Климатическая карта. Что можно узнать по ней о климате. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.
Практические работы. 3. Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.
4. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).
Мировой океан – главная часть гидросферы – 3 часа.
Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в Океане. Льды. Жизнь в Океане. Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей.
Географическая оболочка – 3 часа.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и преобразование энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зона. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. 5. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.
Раздел II
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ — 2 часа
Основные причины и пути расселения человека на Земле. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.
Учащиеся должны иметь представление об основных путях расселения человека по материкам, о главных областях расселения, о разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; должны уметь читать комплексную карту, показывать наиболее крупные страны мира.
Раздел III
ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов.
Океаны – 4 часа.
Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.
Практические работы. 6. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности в одном из океанов (по выбору).
7. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).
Южные материки. Африка – 10 часов.
Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования.
Особенности природы. Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений.
Африка — самый жаркий материк Земли. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия. Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.
Практические работы. 8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
9. Обучение определению географического положения материка. Обозначение на контурной карте береговой линии Африки (Моря, заливы, проливы, острова, полуострова, крайние точки).
10. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
11. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Австралия и Океания – 4 часа.
Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия. Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.
Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Практическая работа. 12. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
Южная Америка – 6 часов.
Географическое положение, размеры, очертания материка, его сравнение с Африкой. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.
Особенности природы. Строение поверхности (в сравнении с Африкой). Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время. Климаты и факторы их формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние поды. Характер течения и режима рек. Амазонка — величайшая река планеты. Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная поясность в Андах. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.
Практические работы. 13. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
14. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).
15. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Антарктида – 3 часа.
Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.
Северная Америка – 6 часов.
Общие особенности географического положения и природы северных материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).
Географическое положение Северной Америки, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.
Особенности природы. Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Влияние на климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичные для них погоды. Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.
Особенности проявления зональности на матери основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны верной Америки. Краткая характеристика Канады и США.
Практическая работа. 16. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
17. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
Евразия – 15 часов.
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы. Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние поды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности. Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные природные комплексы. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические природные причины, ее обусловливающие. Этап формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии. Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акватории. Территории с опасной экологической обстановкой.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Великобритания, Франция, Германия.
Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы. Италия.
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай, Япония.
Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.
Страны СНГ: Закавказье, Средняя Азия.
Практические работы. 18. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам.
19. Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени из антропогенного изменения.
20. Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам. 21. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии
Раздел IV
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА — 3 часа
Закономерности развития географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов. Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Плановых практических работ 21, из них оценочных – 12.
Поурочное планирование курса «География материков и океанов»
(7 класс, 68 часов, по 2 ч.в неделю)
Разделы:
- Введение – 3 часа
2. Раздел I: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов
- Тема 1. Литосфера и рельеф Земли — 2 часа
- Тема 2. Атмосфера и климаты Земли — 4 часа
- Тема 3. Мировой океан — главная часть гидросферы — 3 часа
- Тема 4. Географическая оболочка — 3 часа
- Раздел II: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ — 2 часа
- Раздел III: ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов
- Тема 1. Океаны – 4 часа
- Тема 2. Африка — 10 часов
- Тема 3. Австралия и Океания — 4 часа
- Тема 4. Южная Америка — 6 часов
- Тема 5. Антарктида — 3 часа
- Тема 6. Северная Америка — 6 часов
- Тема 7. Евразия — 15 часов
5. Раздел IV: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА — 3 часа
№ урока | Тематические блоки, темы уроков | Практические работы (виды и форма контроля) | Кол-во часов | Дата урока по плану | Дата урока по факту | |
Введение - 3 часа | ||||||
1. | Что изучают в курсе географии материков и океанов? | Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками) Тренир. | 1 | 03.09 | ||
2. | Как люди открывали и изучали свою Землю? | ИР,ФО | 1 | 06.09 | ||
3. | Разнообразные источники географической информации. Карты материков и океанов. | Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Оценоч. | 1 | 10.09 | ||
Раздел I ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов Тема 1. Литосфера и рельеф Земли - 2 часа | ||||||
4. | История Земли как планеты. Плиты литосферы. | ИР,ГР,ФО | 1 | 13.09 | ||
5. | Рельеф Земли. Взаимосвязь строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых. | ИР,ГР,ФО тест | 1 | 17.09 | ||
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли - 4 часа | ||||||
6. | Свойства и роль атмосферы в жизни Земли. | ИР,ФО | 1 | 20.09 | ||
7. | Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. | ИР,ГР,ФО | 1 | 24.09 | ||
8. | Климатические пояса Земли. | Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик. Оценоч. | 1 | 27.09 | ||
9. | Влияние климатических условий на образ жизни людей. Влияние человека на атмосферу. | Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов Тренир. | 1 | 01.10 | ||
Тема 3. Мировой океан — главная часть гидросферы – 3 часа | ||||||
10. | Воды Мирового океана. | ИР,ФО | 1 | 04.10 | ||
11. | Поверхностные течения в Мировом океане | ИР,ГР,ФО | 1 | 07.10 | ||
12. | Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | ИР,ФО тест | 1 | 08.10 | ||
Тема 4. Географическая оболочка – 3 часа | ||||||
13. | Строение и свойства географической оболочки. | ИР,ФО | 1 | 11.10 | ||
14. | Природные комплексы | ИР,ГР,ФО | 1 | 15.10 | ||
15. | Разнообразие природы Земли. | Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии (по карте) Тренир. | 1 | 18.10 | ||
Раздел II ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ – 2 часа | ||||||
16. | Основные причины и пути расселения человека на Земле. | ИР,ФО | 1 | 22.10 | ||
17. | Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта. | ИР,ФО | 1 | 25.10 | ||
Раздел III ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов | ||||||
Тема 1. Океаны - 4 часа | ||||||
18. | Тихий океан. | Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) комплексов океана, а также шельфа и видов хоз. деятельности в одном из океанов Оценоч. | 1 | 29.10 | ||
19. | Индийский океан. | 1 | 01.11 | |||
20. | Атлантический океан, Северный Ледовитый океан . | Сравнительная характеристика природы двух океанов Тренир. | 1 | 12.11 | ||
21. | Урок обобщения по теме “Океаны”. | ГР, ФО тест | 1 | 15.11 | ||
Тема 2. Южные материки. Африка - 10 часов | ||||||
22. | Южные материки: черты сходства | ИР,ГР,ФО | 1 | 22.11 | ||
23. | Географическое положение Африки. История исследования. | Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению ГП материка. Обозначение на контурной карте береговой линии Африки. Оценоч. | 1 | 19.11 | ||
24. | Рельеф и полезные ископаемые. | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождений полез.ископаемых Оценоч. | 1 | 22.11 | ||
25. | Африка — самый жаркий материк. Внутренние воды. | ИР,ГР,ФО | 1 | 26.11 | ||
26-27. | Природные зоны Африки. Изменение их под влиянием деятельности человека. Охрана природы. | ИР,ГР,ФО | 2 | 29.11 03.12 | ||
28. | Население Африки, политическая карта. | ИР,ГР,ФО | 1 | 06.12 | ||
29. | Арабские страны Северной Африки: | Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран Тренир. ИР,ФО | 1 | 10.12 | ||
30. | Страны Центральной, Западной и Восточной Африки | 1 | 13.12 | |||
31. | Страны Южной Африки | 1 | 17.12 | |||
Тема 3. Австралия и Океания – 4 часа | ||||||
32. | Географическое положение, история исследования, рельеф. | Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов Оценоч. | 1 | 20.12 | ||
33. | Особенности природы материка. | 1 | 24.12 | |||
34. | Австралийский Союз — страна-материк. | ИР,ГР,ФО тест | 1 | 27.12 | ||
35. | Океания. | ИР,ГР,ФО | 1 | 31.12 | ||
Тема 4. Южная Америка - 6 часов | ||||||
36. | Географическое положение, история исследования материка. | Сравнение рельефа Африки и Южной Америки (сходства и различия) Оценоч. | 1 | 14.01 | ||
37. | Особенности рельефа. Размещение полезных ископаемых. | ИР,ГР,ФО | 1 | 17.01 | ||
38. | Климат и внутренние воды. Южная Америка — самый влажный материк. | Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки Тренир. | 1 | 21.01 | ||
39. | Природные зоны Южной Америки. | ИР,ГР,ФО | 1 | 24.01 | ||
40. | Население. Политическая карта. | ИР,ГР,ФО | 1 | 27.01 | ||
41. | Страны Востока материка. Андийские страны (изучение по выбору). | Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка Оценоч. | 1 | 31.01 | ||
Тема 5. Антарктида – 3 часа | ||||||
42. | Антарктида — уникальный материк. Открытие и исследование. | ИР,ГР,ФО | 1 | 04.02 | ||
43. | Природа материка. | ИР,ГР,ФО | 1 | 07.02 | ||
44. | Урок обобщающего повторения по южным материкам. | ИР,ГР,ФО тест | 1 | 11.02 | ||
Тема 6. Северная Америка - 6 часов | ||||||
45. | Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки. | Практическая работа с контурной картой. Тренир. | 1 | 14.02 | ||
46. | Особенности рельефа и полезные ископаемые. | 1 | 18.02 | |||
47. | Климат, внутренние воды. | Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе, оценка климат. условий для жизни и хоз. деятельности населения. Оценоч. | 1 | 21.02 | ||
48. | Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека. | ИР,ГР,ФО тест | 1 | 25.02 | ||
49. | Население материка и страны. Канада. | Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хоз. деятельности (по линии следования) Тренир. | 1 | 28.02 | ||
50. | США. Природа, население, хозяйство. Мексика. | 1 | 04.03 | |||
Тема 7. Евразия - 15 часов | ||||||
51. | Географическое положение, история исследования материка. | Практическая работа с контурной картой. Тренир. | 1 | 07.03 | ||
52. | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. | Практическая работа с контурной картой. Тренир. | 1 | 17.03 | ||
53. | Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. | Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам Тренир. | 1 | 11.03 | ||
54. | Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. | ИР,ГР,ФО тест | 1 | 14.03 | ||
55. | Природные зоны материка. | Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40° с. ш. Выявление причин сходства и различий в чередовании зон. Оценоч. | 1 | 18.03 | ||
56. | Население. Политическая карта. Страны Северной Европы. | Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам Оценоч. | 1 | 21.03 | ||
57. | Страны Западной Европы. | 1 | 01.04 | |||
58. | Страны Восточной Европы. | 1 | 04.04 | |||
59. | Страны Южной Европы. | 1 | 08.04 | |||
60. | Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. | ИР,ГР,ФО | 1 | 11.04 | ||
61. | Страны Центральной Азии. | ИР,ГР,ФО | 1 | 15.04 | ||
62. | Страны Восточной Азии. | Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии Оценоч. | 1 | 18.04 | ||
63. | Страны Южной Азии. Страны Юго-Восточной Азии. | ИР,ГР,ФО тест | 1 | 22.04 | ||
64. | Страны СНГ (Закавказье, Средняя Азия) | ИР,ГР,ФО | 1 | 25.04 | ||
65. | Урок обобщающего повторения по материкам Северного полушария. | ИР,ГР,ФО тест | 1 | 29.04 | ||
Раздел IV ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА - 3 часа | ||||||
66. | Закономерности географической оболочки. | ИР,ГР,ФО | 1 | 06.05 | ||
67. | Природные условия и природные богатства, их влияние на жизнь людей. | ИР,ГР,ФО | 1 | 13.05 | ||
68. | Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей. | ИР,ГР,ФО | 1 | 16.05 |
ИР – индивидуальная работа
ГР – групповая работа
ФО – фронталный опрос
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть (показывать):
— основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню номенклатуры);
— состав географической оболочки, источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО;
— отличия материковой коры от океанической; крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма);
— климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
— океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных изменений в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;
— предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;
— в результате изучения материков: имена путешественников и исследователей континента и результаты их работы; крупные объекты береговой линии; крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса; важнейшие реки и озера, источники питания рек, размещение на материке природных зон, характерные представители растительности и животного мира основных природных зон континентов;
— районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; страны, входящие в состав региона, а также крупнейшие по площади и населению страны, природные богатства стран, основные виды хозяйственной деятельности населения стран, столицы государств, крупнейшие заповедники и национальные парки материков, меры по охране природы континентов: в Океании наиболее, крупные острова и архипелаги.
2. Определять:
— географическое положение материка (океана) координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; географическое положение крупных островов и архипелагов Океании;
— географическое положение страны и ее столицы; по картам различного содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
— по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.
3. Описывать:
— по схемам круговорота вещества, схему строения природного комплекса;
— особенности географического положения материка в сравнении с другими материками; особенности крупных форм рельефа, климат отдельных территорий, реку (по выбору); географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору);
— по картам одну из стран (по выбору); один из регионов страны (по выбору); природу одного из островов Океании (по выбору).
4. Объяснять:
— существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «пассаты», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»: «географическое положение материка», «режим реки»;
— причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО;
— значение природных богатсв для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы;
— роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана;
—особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов;
— влияние географического положения на особенности природы континента (океана);
— образование и размещение крупных форм рельефа Земли;
— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осад ков на Земле;
— влияние освещенности на ритмы в природе, причины зональной и азональной дифференциации природных комплексов и всей ГО в целом;
— размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры;
— причины формирования типов климата на континенте, особенности питания и режима рек, особенности растительности и животного мира при родных зон;
— причины размещения отдельных зон, различив в почвах, растительности и животном мире при родных зон, причины антропогенных изменений в природных зонах;
— особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение природы континента под влиянием деятельности человека;
— причины опасных природных явлений.
5. Прогнозировать:
— предвидеть тенденции изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит;
— тенденции изменения климата, питания и ре жима рек, подземных вод, почвенного покрова растительного и животного мира под воздействие хозяйственной деятельности человека; изменение природных комплексов в целом под воздействием природных факторов и человеческой деятельности;
— оценивать влияние географического положения на особенности природы материка;
— тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Тема «Введение»
материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.
океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Тема «Главные особенности природы Земли»
Литосфера
равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские.
вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус.
вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.
Гидросфера
моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.
заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.
проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.
острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.
полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.
реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы.
озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.
Тема «Океаны Земли»
Тихий океан:
моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.
заливы: Аляска, Калифорнийский.
проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торрессов.
желоба: Марианский, Перуанский
тёплые течения: Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.
холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Перуанское.
острова: Алеутские, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия,Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.
полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.
Атлантический океан:
моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.
заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.
проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов.
тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.
холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).
полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.
Индийский океан:
моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.
заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.
проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.
желоб: Зондский.
тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.
холодные течения: Западных Ветров, Сомалийское.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.
полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.
Северный Ледовитый океан:
моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.
проливы: Берингов.
тёплое течение: Северо-Атлантическое.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.
полуострова: Таймыр, Чукотский.
Тема «Африка»
океаны: Атлантический и Индийский.
моря: Средиземное и Красное.
заливы: Гвинейский и Аденский.
проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.
острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар.
полуостров: Сомали.
крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.
канал: Суэцкий.
равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.
горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.
вулкан: Килиманджаро.
реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.
озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.
пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.
Учебно-методический комплекс
Учебник для учащихся | Пособия для учащихся | Дополнительная литература для учителя | Мультимедиа, Интернет-ресурсы |
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов» - учебник для 7 класса. Москва, «Дрофа», 2010 г. | Атлас «География материков и океанов. 7 класс» – Москва «Дрофа», 2014 г. | Нагорная И.И. «Поурочные планы. География. 7 класс» - Волгоград, «Учитель» 2005 г. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы» - Москва, «Дрофа» 1998 г. Крылова О.В. «Уроки географии. 7 класс» - Москва, «Просвещение», 1990 г. Крылова О.В. «Интересный урок географии. Книга для учителя» - Москва, «Просвещение», 2000 г. Зотова А.М. «Игры на уроках географии. 6-7 классы» - Москва, «Дрофа», 2005 г. «Уроки с использованием блочно-модульной технологии. 6-8 классы» - составитель Болотникова Н.В., Волгоград, изд. «Учитель», 2005 г. Лисовский Э.Л. «Дидактические карточки-задания по физической географии. 7 класс» – Москва, изд. «Генжер», 1997 г. Рабочая тетрадь по физической географии для 7 класса – Санкт-Петербург, «Паритет» 2005 г. | Мультимедийные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс» Интернет-ресурсы, презентации по темам «Рельеф Земли», «Гидросфера и Мировой океан», «Климатические пояса», «Страны мира», «Австралия» и т.д.. |
Интернет-ресурсы:
Клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/
Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/
Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
Великие путешественники, мореплаватели и географы http ://www. geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
http://school-collection.edu.ru Материалы Единой коллекции ЦОР.
http://rgo.ru/teachers/geography/ российское географическое обозрение межпредметный образовательный портал «География. Планета Земля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Основные задачи курса:сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, насе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Основные задачи курса:сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)
Рабочая программа по информатике для 5-9 классов МБОУ «СОШ № 10» г. Байкальска была разработана на основе требований к результат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)
В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ для 9 класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босо...