Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева».
Урок рефлексии
«Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно"
8 класс (ФГОС)
Учитель:Салманова Саида Магомедовна.
2015год.
Урок рефлексии
«Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием qи обратно", 8 класс (ФГОС)
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Слайд 1.
Эпиграфом нашего урока стали слова немецкого педагога АдольфаДистервега:
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь".Слайд 2.
Как вы понимаете эти слова?
Слайд 3.
– Сегодня у нас урок рефлексии. Давайте вспомним, по какому плану проходят такие уроки.
План урока рефлексии
1. Зачем мы здесь?
2. Повторяем
3. Самостоятельная работа №1
4. Ставим цель
5. Работаем над ошибками
6. Самостоятельная работа №2
7. Применяем
8. Итог
– Цель сегодняшнего урока, научиться применять известные алгоритмы при решении задач и выяснить, остались ли у нас затруднения, если остались, то исправить ошибки, применяя эталоны для самопроверки и выхода из затруднений.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (слайды 4-8)
– Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.Начнем с повторения известных эталонов и сделаем это при проверке домашнего задания.
–Проверьте домашнее задание по образцу.
Домашнее задание Переведите целое десятичное число 8910 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и сделайте проверку. |
Учащиеся проводят самопроверку домашнего задания по образцу. В случае необходимости проводится коррекция выполнения заданий, которые вызвали затруднения.
Образец. 8910= 10110012 8910= 1318 8910= 5916 |
- Чем пользовались при выполнении данного задания? (Правилом перевода числа из 10-ой СС в любую другую и обратно)
- Ребята, вы повторили все необходимые эталоны. Какой следующий шаг плана вы будете выполнять? (Напишем самостоятельную работу № 1.)
- С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Она нам поможет учиться применять все эталоны, которые мы повторили, и поможет определить есть ли у нас по этой теме затруднения.)
Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 1, указывая номера эталонов, которые использовались.
Самостоятельная работа №1. 1. Переведите десятичное число 127 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (100101002 + С16) : 1208. Ответ дайте в десятичной системе счисления. |
После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу:
Образец самостоятельной работы №1. 1.11111112,1778, 7F16. 2. 210 |
Учащиеся фиксируют результаты в таблице. Зафиксировать на доске
Таблица результатов:
№ задания | Результаты выполнения С№ 1 (верно - «+» неверно - «?») | № эталона | Исправлено при выполнении работы с заданиями по выбору | Результаты выполнения С№ 2 |
№ 1 | ||||
№ 2 | ||||
№ 3 | ||||
Дополнительное задание | Верно - «+» неверно - «?») |
- У кого возникли затруднения при выполнении с.р. № 1?
- У кого возникли затруднения при определении эталонов?
- Что дальше будете делать? (Сопоставим свои работы с эталоном для самопроверки.)
- С какой целью вы будете это делать? (Это поможет нам понять есть ли затруднения, в каком месте, и по какой причине.)
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Учащимся раздаются эталоны для самопроверки самостоятельной работы № 1:
Эталон самостоятельной работы №1. | |
1. 127 2 126 63 2 1 62 31 2 1 30 15 2 1 14 7 2 1 6 3 2 1 2 1 11111112 1 127 8 127 16 120 15 8 112 7 78 1 15 7 (F) 1778 7F16 2. Переведем числа в десятичную СС. 100101002=1*27 +0*26 +0*25 +1*24 +0*23 +1*22 +0*21 +0*20= 128 + 16 + 4 =14810 С16= 12*160=1210 1208= 1*82 +2*81 +0*80= 64 + 16 = 8010 Вычислим выражение. (148 + 12) : 80 = 2 Ответ: 210 | Э2 Э1 |
- У кого вызвало затруднение решение первого задания?
- В каком месте?
- Почему возникло затруднение?
Аналогичные вопросы задаются по остальным заданиям.
- Поднимите руки, у кого все задания выполнены правильно?
- Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
- Если у вас вся работа выполнена правильно, что вы будете делать? (Мы будем выполнять дополнительные задания.)
Дополнительное задание. Один профессор-чудак написал в своей биографии: «…Отец пригласил к нам в дом учителя, когда мне минуло 12 лет. Но не смотря на это обстоятельство я учился на 12 и 11. Особенно увлечён был географией. Когда мне исполнилось 122 года (лет) я окончил обучение на дому и сразу же поступил в университет. Через 21 год (лет), после университета, я уже сам преподавал студентам естествознание и при этом много путешествовал. Самое длительное моё путешествие длилось 220 лет (года). Сейчас мне 10011 год (лет), но до сих пор мне снятся странствия в далёкие края и новые впечатления…». В какой системе счисления записаны числа в тексте? Переведите их в 10-ую систему счисления. |
Учащиеся продолжают работать в тетрадях.
- Какую цель ставят для себя те ребята, которые выяснили, что затруднения есть? (Исправить ошибки, научиться применять эталоны, которые вызвали затруднение.)
- Что вы будете использовать при работе над ошибками? (эталоны для самопроверки.)
- Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. (на экране)
Для тренинга учащимся предлагаются задания по выбору:
Задания по выбору. 1. Переведите десятичное число 125 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (10111012 + 3916) :178. Ответ дайте в десятичной системе счисления. |
На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают, используя эталоны для самопроверки, находят и исправляют свои ошибки.
Ребята выполняют задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Работы проверяют по образцу. По результатам работы с заданиями для выбора заполняется таблица результатов.
Образец для заданий по выбору. 1. 11111012,1758, 7D16. 2. 1010 |
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
- Назовите алгоритмы, в которых были допущены ошибки.
- В чем была ваша ошибка?
- Сформулируйте алгоритмы, в которых вы допустили ошибки.
6. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.
- Вы исправляли ошибки, что дальше вы должны сделать? (Напишем самостоятельную работу № 2.)
- С какой целью вы будете выполнять вторую самостоятельную работу? (Проверить допускаем ли мы еще ошибки на те эталоны, которые использовали при выполнении с.р. № 1, заданий по выбору.)
- Как вы будете работать?
Самостоятельная работа №2. 1. Переведите десятичное число 93 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (1111012 + Е516) -1448. Ответ дайте в десятичной системе счисления. |
Учащиеся выполняют только те задания, в которых у них возникли затруднения.
Самостоятельная работа проверяется учащимися по эталону для самопроверки:
Эталон для самопроверки СР №2. | |
1. 93 2 92 46 2 1 46 23 2 0 22 11 2 1 10 5 2 1 4 2 2 1 2 1 0 10111012 93 8 93 16 88 11 8 80 5 5 8 1 13 3 (D) 1358 5D16 2. Переведем числа в десятичную СС. 1111012=1*25 +1*24 +1*23 +1*22 +0*21 +1*20 = 32 + 16 + 8 + 4 +1= 6110 Е516= 14*161 +5*160=224 + 5=22910 1448= 1*82 +4*81 +4*80= 64 + 32 +4=10010 Вычислим выражение. (61 + 229) - 100 = 190 Ответ: 19010 | Э2 Э1 |
В результате проверки заполняется последний столбик в таблице результатов. Заполненную таблицу учащиеся в конце урока сдают учителю.
Учащиеся, выполнявшие дополнительное задание, сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки:
Эталон для дополнительного задания Ответ: В тексте использовалась 3-ая система счисления, а сам текст выглядит так: «…Отец пригласил к нам в дом учителя, когда мне минуло 5 лет.Но не смотря на это обстоятельство я учился на 5 и 4. Особенно увлечён был географией. Когда мне исполнилось 17 лет я окончил обучение на дому и сразу же поступил в университет. Через 7 лет, после университета, я уже сам преподавал студентам естествознание и при этом много путешествовал. Самое длительное моё путешествие длилось 24 года. Сейчас мне 85 лет, но до сих пор мне снятся странствия в далёкие края и новые впечатления…». |
- Кому удалось справиться с затруднениями?
- У кого остались затруднения?
- Кто работал с дополнительными заданиями, что вам удалось сделать?
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята, а где вы еще используете понятие Системы счисления? (на уроках математики)
- Где используется двоичная СС? (для представления информации в компьютере)
– А еще полученные знания нам помогут выполнить задания из ГИА.
ОГЭ 9. Задание. Переведите двоичное число 1110011 в десятичную систему счисления. ЕГЭ 11. Задание. Дано: а = CF16, b = 3218. Какое из чисел х, записанных в двоичной системе, отвечает неравенству a < x < b?
1) 110011102 2) 110100002 3) 110100102 4) 111000002 |
8. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какую работу вы сегодня проводили?
- Какие знания вам были необходимы?
- Проведите самооценку своих знаний и умений.
- В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Определите уровень достижения цели.
- Используя таблицу результатов, проанализируйте свою деятельность.
Учащиеся заполняют индивидуальную таблицу. Домашнее задание задается индивидуальное в зависимости от результатов работы на уроке.
Домашнее задание на карточках.
Домашнее задание Задание 1. Решите неравенства. Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. а) 28510 ? 11D16 б) 1111112 ? 11118 в) 6С16 ? 1010012 г) 5516 ? 1258 Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания: а) 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304 б) 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103 |
Задание 1. Решите неравенства.
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
а) 28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
б) 1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
в) 6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
г) 5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:
а) 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304 (Ответ: 1304 , 368, 3510, 1001012, 3А16)
б) 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103 (Ответ: 2103, 2510, 648, 1110012, 9Е16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» Адольф Дистервег
Урок рефлексии Цель урока Научиться применять известные алгоритмы при решении задач и выяснить, остались ли у нас затруднения
Домашнее задание Переведите целое десятичное число 89 10 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и сделайте проверку.
Образец 89 10 = 1011001 2 89 10 = 131 8 89 10 = 59 16
Самостоятельная работа №1 Переведите десятичное число 127 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (10010100 2 + С 16 ) : 120 8. Ответ дайте в десятичной системе счисления.
Образец 1111111 2, 177 8 , 7 F 16 2. 2 10
Эталон
Работаем над ошибками Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели.
Задания по выбору 1. Переведите десятичное число 125 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (1011101 2 + 39 16 ) : 17 8. Ответ дайте в десятичной системе счисления.
Образец 1111101 2, 175 8, 7 D 16 2. 10 10
Самостоятельная работа №2 1. Переведите десятичное число 93 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (111101 2 + Е5 16 ) -144 8. Ответ дайте в десятичной системе счисления.
Эталон
ГИА 9. Задание. Переведите двоичное число 1110011 в десятичную систему счисления. ЕГЭ 11. Задание. Дано: а = CF 16 , b = 321 8 . Какое из чисел х , записанных в двоичной системе, отвечает неравенству a < x < b ? 1) 11001110 2 2) 11010000 2 3) 11010010 2 4) 11100000 2 1 13
Задание 1. Решите неравенства. Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. а) 285 10 ? 11D 16 б) 111111 2 ? 1111 8 в) 6С 16 ? 101001 2 г) 55 16 ? 125 8 Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания: а) 35 10 , 36 8 , 3А 16 , 100101 2 , 130 4 б) 111001 2 , 64 8 , 9Е 16 , 25 10 , 210 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»
План - конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»...
Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"
Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"В материалы урока входят конспект урока, презентация...
«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»
Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...
Разработка урока информатики в 8 классе "Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"
Урок знакомит с правилами перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q...
Технологическая карта урока информатики по теме "Правило перевода целых десятичных чисел в системы счисления с основанием q."
Класс8Учебный предметИнформатикаТема урокаПравило перевода целых десятичных чисел в СС с основанием q.Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урокаЛичностные результатыПонимают роль фу...
План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"
Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...