Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Салманова Саида Магомедовна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_refleksii_2.docx42.32 КБ
Файл refleksiya.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Султанянгиюртовская СОШ имени  Ю.А.Акаева».

Урок рефлексии

«Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q   и обратно"

 8 класс (ФГОС)

Учитель:Салманова Саида  Магомедовна.

         2015год.

Урок рефлексии

«Перевод целых десятичных чисел в систему счисления с основанием qи обратно", 8 класс (ФГОС)

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Слайд 1.

Эпиграфом нашего урока стали слова немецкого педагога АдольфаДистервега:

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь".Слайд 2.

Как вы понимаете  эти слова?

Слайд 3.

– Сегодня у нас урок рефлексии. Давайте вспомним, по какому плану проходят такие уроки.

План урока рефлексии

1. Зачем мы здесь?

2. Повторяем

3. Самостоятельная работа №1

4. Ставим цель

5. Работаем над ошибками

6. Самостоятельная работа №2

7. Применяем

8. Итог

– Цель сегодняшнего урока, научиться применять известные алгоритмы при решении задач и выяснить, остались ли у нас затруднения, если остались, то исправить ошибки, применяя эталоны для самопроверки и выхода из затруднений.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (слайды 4-8)

– Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.Начнем с повторения известных эталонов и сделаем это при проверке домашнего задания.

Проверьте домашнее задание по образцу.

Домашнее задание

Переведите целое десятичное число 8910 в двоичную, восьмеричную,  шестнадцатеричную систему счисления и сделайте проверку.

Учащиеся проводят самопроверку домашнего задания по образцу. В случае необходимости проводится коррекция выполнения заданий, которые вызвали затруднения.

Образец.

8910= 10110012

8910= 1318

8910= 5916

  • Чем пользовались при выполнении данного задания? (Правилом перевода числа из 10-ой СС в любую другую и обратно)
  • Ребята, вы повторили все необходимые эталоны. Какой следующий шаг плана вы будете выполнять? (Напишем самостоятельную работу № 1.)

  • С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Она нам поможет учиться применять все эталоны, которые мы повторили, и поможет определить есть ли у нас по этой теме затруднения.)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 1, указывая номера эталонов, которые использовались.

Самостоятельная работа №1.

1. Переведите десятичное число 127 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Вычислите выражение: (100101002 + С16) : 1208.

Ответ дайте в десятичной системе счисления.

После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу:

Образец самостоятельной работы №1.

1.11111112,1778, 7F16.

2. 210

Учащиеся фиксируют результаты в таблице. Зафиксировать на доске

Таблица результатов:

№ задания

Результаты  выполнения

С№ 1

(верно - «+»  неверно - «?»)

№ эталона

Исправлено при выполнении работы с заданиями по выбору

Результаты выполнения

С№ 2

№ 1

№ 2

№ 3

Дополнительное задание

Верно -  «+»  неверно -  «?»)

  • У кого возникли затруднения при выполнении с.р. № 1?
  • У кого возникли затруднения при определении эталонов?
  • Что дальше будете делать? (Сопоставим свои работы с эталоном для самопроверки.)
  • С какой целью вы будете это делать? (Это поможет нам понять есть ли затруднения, в каком месте, и по какой причине.)

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Учащимся раздаются эталоны для самопроверки самостоятельной работы № 1:

Эталон самостоятельной работы №1.

1. 127    2

    126    63   2

         1   62   31     2

                1   30    15    2

1    14   7     2

                               1   6      3     2

                                    1      2     1

11111112        1

127   8                             127    16

120  15       8                   112    7

78      1                      15

7                             (F)

1778 7F16

2.

Переведем числа в десятичную СС.

100101002=1*27 +0*26 +0*25 +1*24 +0*23 +1*22 +0*21 +0*20= 128 + 16 + 4 =14810

С16= 12*160=1210

1208= 1*82 +2*81 +0*80= 64 + 16 = 8010

Вычислим выражение.

(148 + 12) : 80 = 2

Ответ: 210

Э2

Э1

  • У кого вызвало затруднение решение первого задания?
  • В каком месте?
  • Почему возникло затруднение?

Аналогичные вопросы задаются по остальным заданиям.

  • Поднимите руки, у кого все задания выполнены правильно?
  • Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекция выявленных затруднений.

  • Если у вас вся работа выполнена правильно, что вы будете делать? (Мы будем выполнять дополнительные задания.)

Дополнительное задание.

Один профессор-чудак написал в своей биографии: «…Отец пригласил к нам в дом учителя, когда  мне минуло 12 лет. Но не смотря на это обстоятельство я учился на 12 и 11. Особенно увлечён был географией. Когда мне исполнилось 122 года (лет) я окончил обучение на дому и сразу же поступил в университет. Через 21 год (лет), после университета, я уже сам преподавал студентам естествознание и при этом много путешествовал. Самое длительное моё путешествие длилось 220 лет (года). Сейчас мне 10011 год (лет), но до сих пор мне снятся странствия в далёкие края и новые впечатления…».

В какой системе счисления записаны числа в тексте? Переведите их в 10-ую систему счисления.

Учащиеся продолжают работать в тетрадях.

  • Какую цель ставят для себя те ребята, которые выяснили, что затруднения есть? (Исправить ошибки, научиться применять эталоны, которые вызвали затруднение.)
  • Что вы будете использовать при работе над ошибками? (эталоны для самопроверки.)
  • Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели.  (на экране)

Для тренинга учащимся предлагаются задания по выбору:

Задания по выбору.

1. Переведите десятичное число 125 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Вычислите выражение: (10111012 + 3916) :178.

Ответ дайте в десятичной системе счисления.

На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают, используя эталоны для самопроверки, находят и исправляют свои ошибки.

Ребята выполняют задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. Работы проверяют по образцу. По результатам работы с заданиями для выбора заполняется таблица результатов.

Образец для заданий по выбору.

1. 11111012,1758, 7D16.

2. 1010

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

  • Назовите алгоритмы, в которых были допущены ошибки.
  • В чем была ваша ошибка?
  • Сформулируйте алгоритмы, в которых вы допустили ошибки.

6. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.

  • Вы исправляли ошибки, что дальше вы должны сделать? (Напишем самостоятельную работу № 2.)
  • С какой целью вы будете выполнять вторую самостоятельную работу? (Проверить допускаем ли мы еще ошибки на те эталоны, которые использовали при выполнении с.р. № 1, заданий по выбору.)
  • Как вы будете работать?

Самостоятельная работа №2.

1. Переведите десятичное число 93 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Вычислите выражение: (1111012 + Е516) -1448.

Ответ дайте в десятичной системе счисления.

Учащиеся выполняют только те задания, в которых у них возникли затруднения.

Самостоятельная работа проверяется учащимися по эталону для самопроверки:

Эталон для самопроверки СР №2.

1. 93   2

    92   46   2

1 46   23   2

0   22   11    2

1   10    5     2

                           1    4     2      2

1     2      1

                                        0

10111012

93   8                             93   16

88   11    8                     80    5

 5     8   1                      13

3                            (D)

1358 5D16

2. Переведем числа в десятичную СС.

1111012=1*25 +1*24 +1*23 +1*22 +0*21 +1*20 = 32 + 16 + 8 + 4 +1= 6110

Е516= 14*161 +5*160=224 + 5=22910

1448= 1*82 +4*81 +4*80= 64 + 32 +4=10010

Вычислим выражение.

(61 + 229) - 100 = 190

Ответ: 19010

Э2

Э1

В результате проверки заполняется последний столбик в таблице результатов. Заполненную таблицу учащиеся в конце урока сдают учителю.

Учащиеся, выполнявшие дополнительное задание, сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки:

Эталон для дополнительного задания

Ответ: В тексте использовалась 3-ая система счисления, а сам текст выглядит так: «…Отец пригласил к нам в дом учителя, когда  мне минуло 5 лет.Но не смотря на это обстоятельство я учился на 5 и 4. Особенно увлечён был географией. Когда мне исполнилось 17 лет я окончил обучение на дому и сразу же поступил в университет. Через 7 лет, после университета, я уже сам преподавал студентам естествознание и при этом много путешествовал. Самое длительное моё путешествие длилось 24 года. Сейчас мне 85 лет, но до сих пор мне снятся странствия в далёкие края и новые впечатления…».

  • Кому удалось справиться с затруднениями?
  • У кого остались затруднения?
  • Кто работал с дополнительными заданиями, что вам удалось сделать?

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • Ребята, а где вы еще используете понятие Системы счисления? (на уроках математики)
  • Где используется двоичная СС? (для представления информации в компьютере)

– А еще полученные знания нам помогут выполнить задания из ГИА.

ОГЭ 9. Задание.

Переведите двоичное число 1110011 в десятичную систему счисления.

ЕГЭ 11. Задание.

Дано: а = CF16, b = 3218. Какое из чисел х, записанных в двоичной системе,

        отвечает неравенству a < x < b?

 

1) 110011102

2) 110100002

3) 110100102

4) 111000002

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Какую работу вы сегодня проводили?
  • Какие знания вам были необходимы?
  • Проведите самооценку своих знаний и умений.
  • В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Определите уровень достижения цели.
  • Используя таблицу результатов, проанализируйте свою деятельность.

Учащиеся заполняют индивидуальную таблицу. Домашнее задание задается индивидуальное в зависимости от результатов работы на уроке.

Домашнее задание на карточках.

Домашнее задание

Задание 1. Решите неравенства.

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

а) 28510  ?  11D16          

б) 1111112   ?   11118    

в) 6С16   ?  1010012     

г) 5516   ?  1258            

Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

а) 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304                

б) 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103                

Задание 1. Решите неравенства.

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

а) 28510  ?  11D16          (Ответ:   28510 =  28510 )

б) 1111112   ?   11118    (Ответ:   6310  <  58510 )

в) 6С16   ?  1010012     (Ответ:    10810   > 4110 )

г) 5516   ?  1258            (Ответ:   8510 =  8510 )

Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

а) 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304                (Ответ1304 , 368, 3510, 1001012, 3А16)

б) 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103                (Ответ2103, 2510, 648, 1110012, 9Е16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» Адольф Дистервег

Слайд 3

Урок рефлексии Цель урока Научиться применять известные алгоритмы при решении задач и выяснить, остались ли у нас затруднения

Слайд 4

Домашнее задание Переведите целое десятичное число 89 10 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и сделайте проверку.

Слайд 5

Образец 89 10 = 1011001 2 89 10 = 131 8 89 10 = 59 16

Слайд 6

Самостоятельная работа №1 Переведите десятичное число 127 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (10010100 2 + С 16 ) : 120 8. Ответ дайте в десятичной системе счисления.

Слайд 7

Образец 1111111 2, 177 8 , 7 F 16 2. 2 10

Слайд 8

Эталон

Слайд 9

Работаем над ошибками Ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели.

Слайд 10

Задания по выбору 1. Переведите десятичное число 125 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (1011101 2 + 39 16 ) : 17 8. Ответ дайте в десятичной системе счисления.

Слайд 11

Образец 1111101 2, 175 8, 7 D 16 2. 10 10

Слайд 12

Самостоятельная работа №2 1. Переведите десятичное число 93 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. 2. Вычислите выражение: (111101 2 + Е5 16 ) -144 8. Ответ дайте в десятичной системе счисления.

Слайд 13

Эталон

Слайд 14

ГИА 9. Задание. Переведите двоичное число 1110011 в десятичную систему счисления. ЕГЭ 11. Задание. Дано: а = CF 16 , b = 321 8 . Какое из чисел х , записанных в двоичной системе, отвечает неравенству a < x < b ? 1) 11001110 2 2) 11010000 2 3) 11010010 2 4) 11100000 2 1 13

Слайд 15

Задание 1. Решите неравенства. Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. а) 285 10 ? 11D 16 б) 111111 2 ? 1111 8 в) 6С 16 ? 101001 2 г) 55 16 ? 125 8 Задание 2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания: а) 35 10 , 36 8 , 3А 16 , 100101 2 , 130 4 б) 111001 2 , 64 8 , 9Е 16 , 25 10 , 210 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»

План - конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Перевод целых десятичных чисел в  двоичную систему счисления»...

Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"

Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации.  Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"В материалы урока входят конспект урока, презентация...

«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»

Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...

Разработка урока информатики в 8 классе "Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок знакомит с правилами перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q...

Технологическая карта урока информатики по теме "Правило перевода целых десятичных чисел в системы счисления с основанием q."

Класс8Учебный предметИнформатикаТема урокаПравило перевода целых десятичных чисел в СС с основанием q.Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урокаЛичностные результатыПонимают роль фу...

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...