Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Денисова Оксана Владимировна

Урок по информатике в 6 классе по теме "Двоичное кодирование числовой информации.  Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления"

В материалы урока входят конспект урока, презентация к уроку, самоанализ урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чем мы говорили на прошлом уроке? Что такое система счисления? Какая система счисления называется непозиционной? Какая система счисления называется позиционной? Как можно охарактеризовать привычную нам систему счисления?

Слайд 2

Проверка домашнего задания:

Слайд 3

Хранение информации в компьютере Машинную память удобно представить в виде листа в клетку. В каждой «клетке» хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Каждая «клетка» памяти называется битом. Цифры 0 и 1, хранящиеся в «клетках» памяти компьютера, называются значениями битов

Слайд 4

Как вы думаете? Как будет выглядеть число 23 10 в двоичной системе счисления? Чтобы это узнать нужно знать правила перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления. О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 5

Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления.

Слайд 6

Цель урока: Научиться переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления. Познакомиться с разными способами перевода

Слайд 7

Десятичная позиционная система счисления Десятичная – потому что десять единиц одного разряда составляют одну единицу старшего разряда; для записи чисел используются десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Позиционная – потому, что одна и та же цифра получает разные количественные значения в зависимости от позиции, которую она занимает в записи числа.

Слайд 8

Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему Разделить целое десятичное число на 2. Остаток записать. Если полученное частное не меньше 2 , то продолжать деление. Двоичный код десятичного числа получается при последовательной записи последнего частного и всех остатков , начиная с последнего.

Слайд 9

Давайте потренируемся Переведите числа в двоичную систему счисления: 58 10

Слайд 10

Приложение калькулятор

Слайд 11

Продолжаем тренировку Переведите числа в двоичную систему счисления: 74 10 134 10

Слайд 12

Физкульт-минутка

Слайд 13

Рассмотрим числовой ряд: 1, 10, 100, 1 000, 10 000, 100 000, … Немного математики Любое целое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых – единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д., записанных в этом ряду: 1652 = 1  1 000 + 6  100 + 5  10 + 2  1 А теперь рассмотрим другой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, …

Слайд 14

Поиграем в магазин В нашем распоряжении есть чашечные весы и 10 разных гирек. Попробуем с их помощью уравновесить груз весом 1652 г. 1652 1024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1

Слайд 15

Метод разностей На одну чашу весов ставим груз, а на другую – гирьку с весом, ближайшим к весу груза, но не превышающим его. Найдем разность: 1652 – 1024 = 628 . 1652 1024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1 Найдем гирьку с весом, ближайшим к полученной разности, но не превышающим ее: 628 – 512 = 116 .

Слайд 16

Метод разностей 1652 – 1024 = 628 628 – 512 = 116 1652 1024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1 116 – 64 = 52 52 – 32 = 20 20 – 16 = 4

Слайд 17

Метод разностей 1024 64 32 1652 4 512 16 = 1652 = 1024 + 512 + 64 + 32 + 16 + 4 = 1  1024 + 1  512 + + 0  256 + 0  128 + 1  64 + 1  32 + 1  16 + 0  8 + 1  4 + 0  2 + + 0  1 1652  11001110100 1024 512 256 128 64 32 16 8 4 2 1

Слайд 18

Цифровые весы Доп. задания Не забывайте проверять себя на калькуляторе

Слайд 20

Двоичная система счисления Мы представляли числа в двоичной позиционной системе счисления: двоичной – потому что для записи чисел используются две цифры: 0 и 1; позиционной – потому, что одна и та же цифра получает разные количественные значения в зависимости от позиции, которую она занимает в записи числа.

Слайд 21

Запишите в конспект: Перевести число 264 в двоичную систему счисления методом деления.

Слайд 22

Домашнее задание § 1.3 с.16-19, р.т. №17, задание в конспекте



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ИНФОРМАТИКИ

Тема: «Двоичное кодирование числовой информации.  
Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»

Урок проведён 17 сентября 2015 года в 6 классе Б

в Муниципальном общеобразовательном учреждении

 «Средняя общеобразовательная школа

 «Лесколовский центр образования»

     Я, Денисова Оксана Владимировна, работаю по УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов, автор Босова Л. Л.

     На уроке были использованы:

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.

    Урок информатики дан  в 6 классе.

     Краткая психолого – педагогическая характеристика класса.

     В классе 16 обучающихся. 9 мальчиков и 7 девочек. Уровень воспитанности  класса средний. Интеллектуальный потенциал выше среднего.  На уроках ребята  активны, темп работы высокий. Всегда высказывают много мнений и суждений на уроке. Умеют логически мыслить, большинство. У большинства хорошая память, развито воображение. Особенно старательны и ответственны девочки. Вместе с тем, в классе 1 ученик с ОВЗ, справка имеется. Есть мальчики, которым не хватает контроля со стороны родителей, что резко отрицательно сказывается на их успеваемости.

Тема урока: «Двоичное кодирование числовой информации.  
Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»

Цель урока: расширить представления школьников о позиционных системах счисления, сформировать навыки двоичного кодирования целых десятичных чисел.

Образовательная

  • познакомиться с методами перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления.

Воспитательная 

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

Развивающая

  • развитие познавательных интересов к предмету.

Здоровьесберегающая

  • обеспечить благоприятные условия для сохранения здоровья в процессе учебы через создание благоприятного физического и эмоционального климата

Тип урока: урок изучения нового материала

По данной теме это второй урок.

        К этому  уроку  обучающиеся знают:

  • Что такое система счисления
  • Какая система счисления называется непозиционной
  • Какая система счисления называется позиционной
  • Как можно охарактеризовать привычную нам систему счисления

     Я считаю, что урок состоялся. Удалось создать ситуацию частичного поиска решения. К получению новых знаний я подвела своих учеников с помощью вопросов, отвечая на которые они приобрели новые знания по переводу целых десятичных чисел в двоичную систему счисления.

     Учащиеся и я  эмоционально к уроку готовы.

     Первый этап урока – организация класса,  учащиеся были психологически подготовлены к восприятию нового материала.

     Второй этап  урока  –  Повторение пройденного на прошлом уроке, проверка домашнего задания. Большая часть класса показала хорошую подготовленность к уроку. Те, кто готов не был, получили возможность вспомнить материал прошлого урока, повторить основные понятия темы.

     Третий этап  урока -  новая тема.

  • Целеполагание.  После объяснения, что представляет собой память компьютера, удалось создать проблемную ситуацию, когда учащимся надо было представить как будет выглядеть десятичное число в двоичной системе счисления и догадаться, что для его представления должны существовать какие то правила.
  • Объяснение нового материала. Для объяснения правил перевода я использовала презентацию, переработанную мною, из электронного приложения к учебнику. А также цифровые весы из единой коллекции ЦОР, что сделало объяснение более наглядным и занимательным, а значит повысило усвоение нового материала.

Физкультминутка (1 минута) Была проведена после логического завершения одного этапа урока и перед началом следующего, что дало детям возможность немного передохнуть и продолжить работу с новыми силами.

Четвертый этап  урока – закрепление материала. 

На данном этапе урока ученики практически применили полученные знания  на перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления. Сильные ученики делали это самостоятельно, осуществляя самоконтроль правильности решения с помощью приложения калькулятор. Слабые - по образцу решения на доске, получая дополнительную индивидуальную помощь от учителя.

После окончания работы дети оценили сами свою работу.

 Пятый этап урока – подведение итогов урока.  

На этом этапе урока ученики ответили на вопрос: какие новые знания вы получили на этом уроке.

     Считаю, что цель урока достигнута. Учащиеся открыли новые знания и  применили их при самостоятельном решении задач.

     Применённые методы на уроке.

1) словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция;

2) наглядные – иллюстрация, демонстрация;

3) практические – опыты, упражнения, трудовые задания;

     Время на уроке было распределено рационально. В момент  наибольшей усталости проведена физкультминутка.

Контроль знаний – самоконтроль, самооценка.

Атмосфера на уроке благоприятная.

Считаю, что цель урока достигнута. Обучающиеся получили новые знания, смогли их применить при самостоятельном решении задач. Уровень усвоения достаточный на данном этапе изучения темы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.

Разработка урока на тему: Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код....

«Перевод целых десятичных чисел в двоичную систему счисления»

План - конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Перевод целых десятичных чисел в  двоичную систему счисления»...

Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления.

Урок закрепления материала по переводу чисел из одной СС в другую СС....

Разработка урока информатики в 8 классе "Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок знакомит с правилами перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q...

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...