«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, которые встречаются на экзамене по информатике в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no19.docx | 85.52 КБ |
Предварительный просмотр:
№19. Тема: «Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»
Цель урока |
| |||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действии различных систем; обеспечение прочной подготовки к ОГЭ; накопление базы задач, решаемых с помощью систем счисления. | регулятивные УУД : постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи)познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность. | смыслообразование (установление связей между целями и мотивами решения задании на систему счисления), оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач); | ||||
Задачи урока | Обучающие | развивающие | воспитательные | |||
научить представлять целые числа в памяти компьютера, используя знания пройденного материала по информатике и математике, научить решать примеры по представлению целых чисел и выполнению операций над ними, используя ячейку памяти 1 байт, заполнить схему с алгоритмами действий над целыми числами | развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся; развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде; развивать коммуникационную компетентность у учащихся; развить логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня. | повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач; формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма; формировать навыки самоорганизации и инициативы. | ||||
Организационная структура урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов | |||
ОНУ | Проверяет готовность класса. Приветствует детей. | Приветствуют учителя. | ||||
Актуализация | Организует устную работу | Отвечают на вопросы | Продолжите, пожалуйста, фразы: 1. Основное устройство в кабинете информатики – это… (Компьютер) 2. Для кодирования числовой информации в компьютере используется … (Двоичный код, двоичная система счисления) | |||
Проверяет выполнение письменной части д.р. | Сдают тетради для проверки. | Сдают тетради для проверки. | ||||
Определение темы урока и постановка учебных задач | Организует работу по определению темы урока и постановке учебных задач. Корректирует ответы обучающихся | Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока. Формулируют задачи урока. | Опираясь на понятия: двоичный код, числовая информация, компьютер, попробуйте сформулировать тему. (Формулируют тему) Тема урока: Двоичное кодирование числовой информации в памяти компьютера Запишем тему в тетрадь. Исходя из темы урока, скажите, чем мы будем заниматься? (Кодировать числовую информацию) Цель урока: Познакомиться с двоичным кодирование числовой информации в памяти компьютера. Задачи урока:
| |||
Изучение нового материала «Перевод из десятичной в произвольную систему счисления» | Излагает новый материал с решением конкретных задач | Записывают решения в тетрадях. | Чтобы перевести из десятичной в произвольную систему счисления число, нужно: Для преобразования целых чисел десятичной системы счисления в число любой системы счисления последовательно выполняют деление нацело на основание СС, пока не получат нуль. Числа, которые возникают как остаток от деления на основание СС, представляют собой последовательную запись разрядов числа в выбранной СС от младшего разряда к старшему. Поэтому для записи самого числа остатки от деления записывают в обратном порядке. Например: Читая остатки от деления снизу вверх, получим 111011011. Проверка: 1*28+1*27+1*26+0*25+1*24+1*23+0*2 2+1*21+1*20= 1+2+8+16+64+128+256=47510. | |||
Решение задач из открытого банка ОГЭ | Знакомит учащихся с формулировками заданий из ОГЭ по информатике. Контролирует ход решений заданий учащимися. Оказывает индивидуальную помощь. | Решают предложенные задания, выполняют взаимопроверку с соседом по парте. |
Переведите число 135 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Переведите число FE из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную систему счисления.
Переведите число 143 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько значащих нулей содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество нулей. | |||
Изучение нового материала «Двоичная арифметика» | Излагает новый материал с демонстрацией презентации. | Слушают учителя, фиксируют основные положения в тетрадях. | По какому принципу можно разделить следующие числа на две группы: -15; 127,5; 89; -27,4; -120; 34,7? (Слайд 5) (Целые, дробные) В информатике это целые числа и вещественные числа. С представлением целых чисел в памяти компьютера мы сегодня и познакомимся. Для этого мы возьмём ячейку 1 байт. У вас на партах есть схема. В течение урока мы будем её заполнять, для того, чтобы было удобно и понятно выполнять задания. По какому принципу можно разделить целые числа на две группы: 18, -32, 47, -65, -72, 89? (Положительные и отрицательные) Впишите это в схему. А как происходит представление целых чисел со знаком в ячейке памяти 1 байт? А 1 байт это сколько бит? (8) Обратите внимание на слайд: левый крайний разряд ячейки отводится под знак, остальные 7 разрядов – под число. Тогда положительные числа 0..127 – 7 разрядов + 0 в знаковом разряде, обозначающий знак +. А отрицательные числа -1..-128 – 7 разрядов + 1 в знаковом разряде, обозначающий -. Запишем в схему числовые промежутки. Посмотрите, пожалуйста, на пример. Как представлено число 35 в ячейке памяти 1 байт? Что для этого надо сделать? (Перевести в 2 с/с и добавить незначащие нули до 8 разрядов.) Запишем алгоритм представления целого положительного числа в памяти компьютера в схему. А теперь выполните задание 1 самостоятельно. (Вызвать учащегося к доске) Разберём представление отрицательных целых чисел в памяти компьютера. Посмотрите, пожалуйста, на пример. Как представлено число -35 в ячейке памяти 1 байт? Для этого нужно последовательно получить прямой, обратный и дополнительный код. Запишем алгоритм представления целого отрицательного числа в памяти компьютера в схему. А теперь выполните задание 2 самостоятельно. (Вызвать учащегося к доске) Давайте сверим содержание схемы, которую вы получили и перейдём к выполнению действий. | |||
Решение задач по теме «Двоичная арифметика» | Контролирует ход решений заданий учащимися. Оказывает индивидуальную помощь. | Решают предложенные задания, выполняют взаимопроверку с соседом по парте. | Задание 3 Найти сумму двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления. 2210+1710 (Вызвать к доске) Задание 4 Найти разность двоичных кодов и выполнить проверку в десятичной системе счисления. 2210-1710 (Вызвать к доске) 5 этап – подведение итогов, рефлексия Вывод: Человек может складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень, а компьютер – только складывать, используя дополнительный код, что увеличивает скорость работы компьютера. Причём так работает вся бытовая техника. | |||
Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»» | Контролирует ход решений заданий учащимися. Оказывает индивидуальную помощь. | Индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу | 1. Запишите дополнительные коды десятичных чисел. 2. Запишите дополнительные коды чисел в разных системах счисления. 3. Запишите дополнительные коды двоичных чисел. 4. Запишите компьютерное представление в однобайтовой ячейке целых десятичных чисел без знака. а) 21 б) 255 3. Какие десятичные числа без знака записаны в компьютере в однобайтовом представлении? 1. Запишите компьютерное представление в однобайтовой ячейке целых десятичных чисел со знаком. а) –21 б) –127 | |||
Рефлексия | Проводит рефлексию | Отвечают на вопросы | Что узнали нового на уроке?
На партах есть стикер. Нарисуйте на нём:
00, если затрудняетесь ответить. | |||
Домашнее задание (Слайд 22) | Озвучивает домашнее задание | Работа с дневниками | П. 4.1.4, № 4.11. |
1. Запишите дополнительные коды десятичных чисел. 2. Запишите дополнительные коды чисел в разных системах счисления. 3. Запишите дополнительные коды двоичных чисел. 4. Запишите компьютерное представление в однобайтовой ячейке целых десятичных чисел без знака. а) 21 б) 255 3. Какие десятичные числа без знака записаны в компьютере в однобайтовом представлении? 1. Запишите компьютерное представление в однобайтовой ячейке целых десятичных чисел со знаком. а) –21 б) –127 | 1. Запишите дополнительные коды десятичных чисел. 2. Запишите дополнительные коды чисел в разных системах счисления. 3. Запишите дополнительные коды двоичных чисел. 4. Запишите компьютерное представление в однобайтовой ячейке целых десятичных чисел без знака. а) 21 б) 255 3. Какие десятичные числа без знака записаны в компьютере в однобайтовом представлении? 1. Запишите компьютерное представление в однобайтовой ячейке целых десятичных чисел со знаком. а) –21 б) –127 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую".
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:приобрести практические навыки для перевода чисел из одной системы счисления в другую. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:...
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Конспект урока с презентацией по информатике для 8 класса по теме: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"...
Урок информатики по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Конспек урока с презентацией по теме "Перевод чисел из одной системы в другую" по учебнику Информатика 10 класс профильный уровень Семакина....
Опорная схема по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Схема может использоваться при изучении темы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" в 9 классе и в старшей школе для подготовки к ЕГЭ. Очень помогает детям в коррекционных классах для усв...
«Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью компьютера используя стандартное приложение Windows«Калькулятор»
Урок содержит презентацию, приложения, задания для учащихся....
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...
Практическая работа 2.2 "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель работы: закрепить основные понятия систем счисления, отработать прак-тические навыки перевода и выполнения операций сложения и вычитания в двоичной системе счисления.Обеспечение практической рабо...