Технологическая карта занятия по информатике
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс) на тему

Базы данных. Системы управления базами данных Microsoft Access.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_informatike.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по информатике

Тема занятия

Базы данных. Системы управления базами данных Microsoft Access

Актуальность, используемых средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся за счет наглядности и доступности представляемого материала; позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором учащийся становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Экономия учебного времени.

Цель занятия

Ввести понятие «базы данных» и СУБД как «информационной системы». Ознакомить учащихся с интерфейсом Microsoft Access и его основными компонентами и принципами проектирования БД.

Задачи занятия

Образовательные        

  • познакомить учащихся с понятием база, типы данных, список, поле, ключ;
  • показать практическое применение теоретического материала;
  • дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access;
  • формировать умение воспринимать на слух термины.

Развивающие

  • развивать правильную и четкую, аргументированную речь учащихся;
  • развивать творческие способности школьников.

Воспитательные

  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;
  • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Планируемый результат

Личностные УУД: умение аргументировать свою точку зрения, умение выделять нравственный аспект поведения на уроке.

Познавательные УУД: анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов.  

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Тип занятия

Урок усвоения нового материала.

Формы, приемы, методы

1. словесные (рассказ преподавателя, открытие диалога с учащимися);

2. наглядные (метод иллюстраций с использованием компьютера);

3. практические (метод лабораторной работы).

Используемое оборудование

Проектор, экран.

Программное обеспечение

MS Windows, MS Office-MS Access.

Предварительная подготовка

Презентация по теме, подготовленная в Microsoft Power Point (приложение 1).

Разработка практической работы  (приложение 2).

Ход урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Результат

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I этап: организационный  

Цель: подготовка класса к работе

Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка списочного состава учащихся. Настройка ребят на работу. Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез.  

 

1. Перед вами лежат предметы: книга, телефон, диск, флэш-карта, блокнот, записная книжка. Что между ними общего?  

2. Каким образом информация хранится и как ее внести туда?  

 

А что такое компьютерная база данных? И как вообще с ними работать и какие программы существуют для создания баз данных и работы с ними? Как создать и структурировать данные в этих хранилищах?  Давайте попробуем сформулировать задачи сегодняшнего урока.

Приветствуют преподавателя.  Записывают дату и тему занятия.

 

 

Включаются в диалог, отвечают на вопросы.

Они все хранят информацию.  

Информацию можно записать вручную или программным способом. Данные определенным образом организованы.

 

Вместе с учителем формулируют задачи урока. 

Включение в учебный процесс.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

Психологическая готовность учащихся к занятию, создание благоприятного микроклимата.

Регулятивные:

умение планировать свою деятельность.

II этап: актуализация знаний

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося, коррекция затруднений.

Продолжает диалог с учащимися, мотивируя их к изучению нового материала. Побуждает к высказыванию своего мнения.

На интуитивном уровне мы представляем, что такое базы данных.

Где мы можем встретиться с базами данных? Привести примеры можете?  

 

Области применения: производство, экономика, образование, медицина и пр.

В результате диалога приходят к понятию БД и областей их применения.  Формулируют выводы. Приводят примеры.

База данных (БД) –  определенным образом организованные данные на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области).

Да, везде.  Например:

- база данных книжного фонда библиотеки;

- база данных кадрового состава учреждения;

- база данных предприятий (магазин, учреждение и др.); - база данных современной эстрадной песни, фильмов и пр.

Электронная телефонная книга, базы данных аэрофлота, РЖД и др.

Готовность к усвоению нового материала.

Учащиеся осознают возможность самореализации, учатся строить определенную картину своих действий на занятии.

Личностные, познавательные, регулятивные.

III. Изучение нового материала

Цель: знакомство с новыми понятиями при формировании базы данных и с новыми возможностями приложения Microsoft Access.

Открытие новых знаний

Излагает учащимся понятия «компьютерная база данных» и «система управления базой данных», «поле», «запись», «тип поля», «ключевое поле».

Слушают рассказ преподавателя. Задают вопросы. Изучают опорный конспект. Фиксирую в тетради основные понятия и их определения.

 

Определение способа получения новых знаний через научный метод познания. Освоение основных понятий и определений.

Учащиеся знакомятся с основными понятиями БД.

Регулятивные, познавательные, личностные.

IV этап: закрепление нового материала

Цель: определение предварительного уровня достижения цели урока

Организация усвоения детьми способа действий при формировании новой БД по средством СУБД. Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление изученного.  

Преподаватель задает вопросы, ориентированные на проверку усвоения учащимися нового материала.  

Представлена таблица.

Назовите имена полей, типы полей, ключ в этой таблице.

 

Предлагает самостоятельно выполнить задание. Организует самопроверку обучающимися своих решений; создает ситуацию успеха для каждого. Выявляет причины ошибок, корректирует их.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.  

 

Отвечают на вопросы преподавателя.

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированному на получение конкретного результата. Используют приобретенные знания в практической деятельности.  Выполняют практическую работу.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Самостоятельно работает по алгоритму, ориентированного на получение конкретного результата.

Учащиеся учатся работать с реляционной БД.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

V этап: рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;  самооценка результатов своей деятельности и всей группы.

Подведем итоги урока, закончив предложение:

1. сегодня я узнал…

 2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я научился…

8. у меня получилось…

9. я смог…

10. я попробую…

11. урок дал мне для жизни…

Объяснение домашнего задания.

Анализирует деятельность по достижению цели. Записывают домашнее задание.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Формирование навыка самооценки.

Результат взаимодействия: осознание пользы от занятия.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.


Приложение 1

Презентация

Приложение 2

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологические карты занятий по информатике

Технологические карты занятий по информатике...

Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...

Методическая разработка. Технологические карты занятий по информатике и ИКТ

Разработка технологических карт уроков по информатике и ИКТ для учителей школ....