ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по экологии по теме
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки информатики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Ахметзянова Гулиня Фаргатовна, учитель информатики
МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»
Ново-Савиновского района города Казани, a.gulina.f@mail.ru
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, а главное формирование эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание школьников.[1,с.29]
В этих условиях становится очевидной необходимость воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды. Необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения.[2]
Экологическое образование включает в себя организацию учебной деятельности, предполагающую формирование знаний об окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы.
Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающие ответственное отношение человека к окружающей среде.
Главная задача экологического образования и воспитания школьников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. [2]
В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки информатики. Так как этот предмет дает возможность эффективно применять современные технологии для целей воспитания, в том числе и для воспитания экологической культуры. Современные интерактивные, информационно коммуникационные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения.
На уроках информатики при изучении темы «Деловая графика» можно решить задачи экологического воспитания.
Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. Табличные процессоры дают возможность получать самые различные формы диаграмм и графиков. [3,с.118]
На уроке информатики выполняем практическую работу для ознакомления, по каким адресам больше всего несанкционированное размещение отходов в Ново-Савиновском районе города Казани. Для этого используем геоинформационную систему (ГИС) «Экологическая карта Республики Татарстан». Для этого:
- открываем «Экологическую карту Республики Татарстан»;
-оптимизируем масштаб карты так, чтобы просматривались границы нашего района;
-устанавливаем флажок на «Несанкционированное размещение отходов»;
- в электронную таблицу вводим информацию: «Адрес», «НРО №», «Площадь, м2», Объем, м3»;
-по введенным данным построим гистограмму;
-делаем вывод по диаграмме.
Вывод. Ежегодно сотни квадратных метров на территории Казани превращаются в свалки. Огромные траты уходят на обнаружение, ликвидацию и отчетность о проделанной работе. [4,с.69]
Продолжая работу по «Экологической карте Республики Татарстан» выполняем следующую практическую работу.
- устанавливаем флажок на «Особо охраняемые природные территории»;
- в электронную таблицу вводим информацию: «Название», «Площадь, га»,
-заполняем информацией ячейки,
-вычисляем суммарную площадь охраняемых территорий нашего города.
-определить размеры территории всего города (информацию находим в электронных справочниках).
-вычисляем, какую часть всей площади составляют охраняемые территории Казани
-по введенным данным построим круговую диаграмму
-делаем выводы по диаграмме.
Вывод. Официально особо охраняемыми природными территориями признана ничтожно малая часть окружающего мира. Поэтому наша задача – взять защиту природы в свои руки. [4,с.70]
Электронные таблицы могут оказаться полезными и для научных целей. С их помощью можно строить компьютерные математические модели, проводить вычислительные эксперименты. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. [3,с.127]
Объектами математического моделирования могут быть природные объекты, например, месторождение полезных ископаемых, водохранилище, изменение погодных условий в определенной географической точке, изменение со временем численности определенных популяций.
Таким образом, экологическое воспитание учащихся на уроках информатики многообразно. Наша задача состоит в том, чтобы помочь нашим ученикам овладеть экологическими знаниями и научить их жить в гармонии с собой и окружающей природой.
Литература
- Замалетдинова З.И., Формирование экологической культуры детей в обучении предмета «Окружающий мир» в начальных классах// Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Казань,2016. – С.29
- Федосов А.Ю., Рашитова М. Ш. Воспитание экологической культуры в школьном курсе информатики [Электронный ресурс] URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=6939
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ// Учебник для 9 класса/М.. 2010. – с. 118-119, с.127-128
- Давлетова И. «Деловая графика»//журнал «Магариф» №1 2017. С.68-70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе" включает...
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...
Разработка урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" по предмету информатика и ИКТ
Материал содержит разработку урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" и включает в себя технологическую карту урока и презентацию к нему....
экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...
Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.
Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...
Экологические задачи на уроках информатики
Эти задачи можно использовать на уроках информатики...