Экологические задачи на уроках информатики
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Эти задачи можно использовать на уроках информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_zadachi_na_urokah_informatiki_1.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические задачи на уроках информатики
Тамакова Татьяна Федоровна, учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» ЕМР РТ
Молчанова Мария Владимировна, учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» ЕМР РТ
Развитие компьютерной техники открыло широкие возможности для изучения многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. Круг их очень велик и мы их можем решать при изучении практически всех тем на уроках информатики.
К примеру, при изучении текстового редактора ребята работают с текстами на экологическую тему, преобразовывают текст в таблицу, строят диаграммы, схемы.
В графическом редакторе рисуют природу, работают с фрагментами рисунка.
В теме «Создание презентаций» учащиеся раскрывают и обобщают большое количество тем экологии. Перед изучением темы они подбирают материал по одной из предложенных тем или выбирают тему самостоятельно.
При работе в среде Access можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т.д.) Татарстана, занесенных в Красную Книгу.
В теме «Электронные таблицы» на уроках выполняются задания по оценке качества воздуха в городе, зная транспортную нагрузку на улицах и количество, выделяемого угарного газа. Можно рассчитать, какова будет численность популяции зайца через 1,3,5 и 10 лет при полном отсутствии волков или при каком-то их начальном количестве.
Когда изучаем Информационные ресурсы Интернета, можно также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web- страниц на любую экологическую тему в сети Интернет.
Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.
Сегодня на уроке мы тоже будем решать экологическую задачу.
Ученые всего мира давно говорят о том, что технический прогресс отрицательно влияет на природу. Изменение климата, таяние льдов, снижение качества питьевой воды негативно отражаются на жизни людей. Экологи всего мира давно бьют тревогу по поводу загрязнения и уничтожения природы. Одной из важнейших экологических проблем является вырубка лесов. Вырубка леса является частью естественного процесса смены зелёных насаждений. В последние десятилетия она превратилась в одну из глобальных проблем. Несмотря на то, что у России больше всего лесных хвойных ресурсов, темпы их уничтожения в стране также высоки. Все это влечёт множество неприятных последствий для окружающей среды.
Исчезновение лесов пока не волнует обычного человека. Однако многие проблемы связаны именно с этим. Когда все люди поймут, что именно леса обеспечивают им нормальное существование, может быть, они более бережно будут относиться к деревьям.
Задача, которую мы сегодня решим, поможет проанализировать вырубку леса.
Леспромхоз ведет заготовку деловой древесины. Известен ее первоначальный объем, ежегодный естественный прирост, а также годовой план заготовки. Какой объем деловой древесины на данной территории будет через год, через 2 года и т.д. — до тех пор, пока этот объем не станет меньше минимально допустимого значения.
Постановка задачи.
Цель моделирования — показать динамику изменения объема деловой древесины, определить время, до которого эти изменения будут происходить.
Объектом моделирования является процесс ежегодного изменения количества деловой древесины.
Количество деловой древесины в каждый следующий год вычисляется по количеству древесины предыдущего года до тех пор пока этот объем не станет меньше минимально допустимого значения (23000 м3).
Разработка модели.
Допустим, исходные данные принимают следующие значения:
первоначальный объем V (м3) - 120000;
ежегодный прирост p (%) - 5,5;
годовой план заготовки R (м3) - 9500;
миним. допустимое значение (м3) - 23000.
Результатом является объем древесины через 1, 2, 3, ... года.
Объем древесины в каждом следующем году вычисляется по формуле:
Vi+1 = Vi + Vi*p/100-R
Так выглядит электронная таблица в режиме отображения формул:
А | В | |
Задача о заготовке древесины | ||
Исходные данные: | ||
Первоначальный объем (м3) | 120000 | |
Ежегодный прирост (%) | 5,5 | |
Годовой план заготовки (м3) | 9500 | |
Миним. допустимое значение (м3) | 23000 | |
Объем древесины (м3) | ||
Через 1 год | =B3+B3*B4/100-B5 | |
2 | =B8+B8*$B$4/100-$B$5 | |
3 | =B9+B9*$B$4/100-$B$5 |
Формулу копируем.
....
27. | 20 | =B26+B26*$B$4/100-$B$5 |
Вычислительный эксперимент
- Введите значения исходных данных и проследите динамику ежегодного изменения количества древесины, построив график.
- Разработайте план использования древесины, так, чтобы данный процесс продолжался в течение 25 лет. (Изменяя значения R.)
А | В | |
Задача о заготовке древесины | ||
Исходные данные: | ||
Первоначальный объем (м3) | 120000 | |
Ежегодный прирост (%) | 5,5 | |
Годовой план заготовки (м3) | 9500 | |
Миним. допустимое значение (м3) | 23000 | |
Объем древесины (м3) | ||
Через 1 год | 117100 | |
2 | 114041 | |
3 | 110813 | |
4 | 107407 | |
5 | 103815 | |
6 | 100025 | |
7 | 96026 | |
8 | 91807 | |
9 | 87357 | |
10 | 82661 | |
11 | 77708 | |
12 | 72482 | |
13 | 66968 | |
14 | 61152 | |
15 | 55015 | |
16 | 48541 | |
17 | 41710 | |
18 | 34505 | |
19 | 26902 | |
20 | 18882 |
Анализ результатов
В результате эксперимента, видим, что процесс ежегодного изменения количества деловой древесины будет происходить в течение 19 лет (до тех пор, пока ее объем не будет меньше минимально допустимого значения V<23000 м3).
Используемые источники:
- https://refdb.ru/look/2856676-p3.html
- http://festival.1september.ru/articles/567624/
- https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_ekologii_na_temu_priroda_vokrug_nas_10_klass-77405/92824
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование экологических задач на уроках математики.
В работе говорится о важности экологического образования. Об интеграции учебного процесса. Приводятся примеры математических задач с экологическим содержанием....
Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»
В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...
Экологические задачи на уроке математики
Используют задачи на уроках математики или природоведения...
экологические задачи на уроках математики
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка, экологи...
Проектная работа на тему "Решение экологических задач на уроках математики"
Города и посёлки разрастаются, всё больше поглощая прилегающие леса и поля. Они загрязняют атмосферу, изменяют климат, состав подземных и поверхностных вод, понижают прочность пород и т.д. Проблема за...
Экологические задачи на уроках математики
Брошенный окурок сигареты разлагается около 4 лет. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается на два года меньше, а пластиковый пакет разлагается на десять лет дольше, чем кожура ...