экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
статья по технологии (5, 6, 7 класс)

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проектов, анализируя их положительные и отрицательные стороны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г.о. Электрогорск

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Ecological projects at technology lessons as a means of forming ecological culture of schoolchildren

Автор статьи

Строчков Михаил Вячеславович

учитель технологии

Аннотация

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проектов, анализируя их положительные и отрицательные стороны.

Abstract.

In his article, the author shares the experience of the organization of project activities on ecology at the lessons of technology in 5-7 grades of secondary school. In addition, the author gives examples of implemented projects, analyzing their positive and negative sides.

Ключевые слова

Экологическое воспитание, уроки технологии, проектная деятельность

Key words:

Environmental education, technology lessons, project activities

Вся история возникновения и развития общества неразрывно связана с природой. В настоящее время состояние природных ресурсов и качество окружающей среды испытывают огромное влияние техногенных факторов.

Экологическая ситуация ухудшается во всем мире и в частности в нашей стране. Именно этим объясняется усиление внимания к экологическому образованию и воспитанию школьников, формированию у них элементов  экологической культуры.

Идея культуросообразного и природосообразного образования, в том числе и экологического, становится в настоящее время новой парадигмой образования. Поэтому не случайно основной целью образовательной области «Технология» является формирование у учащихся технологической культуры школьника - культуры преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности по созданию материальных и духовных ценностей и, в том числе, её грани - экологической культуры.[1]

Проблемы подготовки функционально грамотной личности на основе гармоничного взаимодействия человека с природой отражены в педагогических теориях и системах отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов прошлого - Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, А.С. Макаренко, В.Сухомлинского. Вопросы экологии в трудовом обучении учащихся, технологическом образовании школьников, включены в научные труды и методические руководства П.Р. Атутова, В.М. Заёнчика, В.М. Казакевича, А.А. Карачёва, В.Д. Симоненко, Л. Хотунцева и др. Т.е вопрос об экологизации обучения стоял достаточно давно, но таких масштабов,  он достиг в настоящее время.

«Технология» как предмет общеобразовательной школы имеет огромные возможности для реализации поставленных государством задач в области экологического воспитания молодежи. В процессе изучения предмета «Технология» учащиеся изучают основы обработки конструкционных материалов, основы изготовления изделий. Основой обучения технологии является выполнение практической работы. В результате изготовления изделий выясняются экологические последствия использования техники и деятельности людей, их влияние на окружающую среду и здоровье человека, разъясняется и обосновывается продуманность решения экологических вопросов. [3]

В основе формирования элементов экологической культуры учащихся в рамках образовательной области «Технология»  лежит идея межпредметной интеграции технологии, экологии, биологии, географии.

Важным моментом экологического воспитания является обоснование основных направлений охраны окружающей среды: рационального использования природных ресурсов: воды, топлива, древесины, энергии и пр. На этом этапе уместно говорить о внедрении проектной деятельности в урочную и внеурочную деятельность обучающихся по предмету «Технология». Экологическое и трудовое воспитание в школе неразрывно связаны: теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии, находят свое применение в проектной деятельности.  Проектная деятельность по предмету «Технология» ориентирована на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития и экологического образования учащихся.   Метод проектов обеспечивает преемственность в экологическом образовании школьников от младшего к старшему возрасту.  [1]

Необходимым условием реализации проектной деятельности является личная заинтересованность и социальная значимость проекта. Формирование нравственности в рамках  образовательного процесса «Технология» проходит  через выбор и изготовление объектов труда и социально-значимых предметов. Социально-экологические объекты направлены,  прежде всего,  на удовлетворение духовных потребностей. На уроках технического труда обучающимися МОУ лицей были выполнены следующие проекты «Птичья столовая» (изготовление кормушек)  и «Дом для скворца» (изготовление скворечников). Более 35 лет в МОУ лицей функционирует пришкольный участок. Мальчики 7-8-х классов на уроках технического труда изготавливают тяпки, грабли и другие приспособления для работы на пришкольном участке, осознавая социальную значимость результатов своего труда. [2]

Одним из разделов предметной области «Технология» является сельскохозяйственный труд. Совсем немного школ имеют пришкольный участок и поэтому не имеют возможности реализовывать этот раздел «Технологии». Пришкольный участок МОУ лицей имеет несколько зон: плодовый сад, огород, декоративные клумбы. На уроках сельскохозяйственного труда обучающиеся знакомятся с плодовыми, овощными, декоративными культурами нашего региона, знакомятся с особенностями их выращивания. Во внеурочное время дети  выращивают рассаду цветов, овощей, высаживают ее на пришкольном участке. Летом работа на пришкольном участке не останавливается. На добровольной основе в конце учебного года формируются экологические бригады, которые в течение лета ухаживают за садом-огородом и клумбами. Осенью сад радует урожаем – каждый лицеист угощается первого сентября яблоками. Овощи, которые вырастили дети, (картофель, морковь, свекла, кабачки) члены экологического объединения «Поколение ЭКО» совместно с ребятами из школьного волонтерского объединения «Капитошки» отвозят многодетным семьям, малоимущим гражданам  и пенсионерам. На просторах нашего пришкольного участка ребята выполнили следующие исследовательские работы: «Влияние намачивания семян на всхожесть гороха», «Влияние предпосевной обработки семян электромагнитным полем на рост и развитие растений гороха», «Эффективность влияния биологических удобрений на развитие и урожайность кабачка сорта «Грибовский» в условиях Московской области», «Изучение зимостойкости каштана конского обыкновенного в условиях Московской области», «Огород без химии», «Цветущая клумба»  и другие.  Со своими проектами они успешно выступают на школьных, муниципальных, областных научно-практических конференциях.

В заключении хочется отметить,  что выполняя творческие проекты на уроках технологии,  учащиеся используют знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла: биологии, географии, экологии. При этом интеграция знаний происходит не механически, а посредством  синтеза идеи предметов: биология, география, окружающий мир, технология. Эта взаимосвязь социальных и природных факторов в жизни человека отвечает требованиям сохранения жизни, бережного отношения к природным ресурсам, дальнейшему процветанию нашей планеты.[3]  На своих уроках я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся. Только при условии личной заинтересованности каждого ребенка удастся изменить отношение всех людей к природе и планете.    

Источники информации

  1. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-elementov-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-v-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya-na-urokah-tehnicheskogo-tru#ixzz5xPGNVvyi
  2. Нагибин Н.И. Формирование элементов экологической культуры школьников в образовательной области «Технология» на уроках технического труда в 5-7 классах: автореф. … канд. пед. Наук. Москва, 2008.
  3. Хотунцев Ю.Л. Экологическое воспитание в образовательной области «Технология». Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. – М. Эслан, 2007, – С200-223.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Экологические проекты на уроках технологии

Статья была представлена на II межрегиональной научно-практической конференции, посвященной теме "Актуальные вопросы экологического и биологического образования" - Владимир 2014...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Проект: "Факультативный курс «Байкаловедение» как средство формирования экологического мировоззрения у современных подростков"

Актуальность проекта состоит в том, что в последнее время в России резко возрос интерес к проблемам родного края....

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...

Метапредметные связи на уроках музыки как средство формирования эстетической культуры школьников.

     Приоритетное место в стратегических направлениях модернизации российского образования отводится метапредметным компетентностям учащихся, которые обеспечивают успешную социал...