Методическая разработка урока по информатике и ИКТ в 5 классе "Кодирование информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
В разработке представлен план-конспект урока по информатике для 5 класса "Кодирование информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kodirovanie_informatsii.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2»
Методическая разработка
урока по информатике и ИКТ
в 5 классе
«Кодирование информации»
учитель информатики и ИКТ: Егорова Ольга Евгеньевна
Тема урока | Кодирование информации. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель | Раскрытие понятий: код, кодирование, декодирование информации; изучение способов кодирования информации; практическое рассмотрение некоторых кодов. |
Задачи | Предметный результат: Формирование общего представления о кодировании и декодировании информации Формирования важности, необходимости кодирования в современном мире Раскрытие вариативности и разнообразия мира кодов Применение знаний по кодированию/декодированию информации на практике Метапредметный результат: Умение находить и использовать причинно-следственные связи Способствовать развитию генерации новых идей Формировать навыки групповой работы и работы в парах Анализ текстового материала, использование разнообразных источников информации. Личностный результат: Осознание важности кодирования в современном обществе Развитие интереса к информатике, мотивация к учебной деятельности при помощи познавательных, нестандартных заданий Способствовать развитию логического, творческого мышления, а также внимания и памяти |
Основные понятия | Код, кодирование, графическое кодирование, числовое кодирование, символьное кодирование |
Формы работы | Групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа |
Ресурсы | Босова Л. Л. Информатика и ИКТ 5 класс. Москва БАЛАСС, 2013г. Технические средства: компьютеры, проекционная аппаратура. Презентация к уроку “Кодирование информации”. |
СОТ | ПО (технология проблемного обучения), здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные (КСО), ТОУУ (технология оценивания учебных успехов). |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||
Производимые учебные действия | Формируемые способы действий | Производимые учебные действия | Формируемые способы действий | Производимые учебные действия | Формируемые способы действий | |||||||||
| ||||||||||||||
“Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас сегодня на занятии. Наше занятие будет интересным и увлекательным, а также подарит нам много радостных улыбок и новых открытий. А теперь взгляните на своего соседа, до чего он хорош! Как же ему не улыбнуться! Шире, шире улыбаемся! Как тепло стало от вашего хорошего настроения, тогда, - начнем наш урок!” | Педагог приветствует школьников, создает рабочее положительное настроение | Здороваются с педагогом, улыбаются друг другу | Анализ информации, исходящей от учителя, выполнение соответствующих действий | Взаимодействие с соседом, с учителем | Прослушивание слов педагога | Целеполагание | Создание положительного настроя | |||||||
| ||||||||||||||
Итак, обратимся к слайду (слайд 2). Мальчик хочет нам что-то поведать, но что? Давайте вы попробуете предположить, что он хочет нам сообщить? (спросить о чем-то, попросить что-то, говорит с кем-то, балуется). Мы можем предположить, что он показывает дорогу, но не стоит быть такими уверенными!! Ведь в разных уголках света, одни и те же жесты обозначают совершенно разное! Посмотрите на экран! Один и тот же жест соответствует совсем не похожим действиям! (Слайд 3)Как же тогда людям быть, как понять друг друга? (Иметь знания о том, что говорит конкретный жест в конкретной стране, какой код он в себе несет). Как много ответов!! Теперь же давайте найдем общее и самое главное в ваших словах, что поможет нам установить тему урока и определить основные задачи. Мы с вами упомянули такое понятие как код. Именно код или точнее кодирование информации будут являться нашей сегодняшней темой. А каковы же задачи? Внимание на экран (Слайд 4). Теперь и задачи на сегодня нам ясны! В таком случае запишите тему урока Кодирование информации в своих тетрадях и продолжим работу. | Создание проблемной ситуации, вопроса для определения темы занятия, а также характеристика цели занятия. | Ответы на вопросы педагога. Генерируют следующие идеи: жестикуляция может иметь различный смысл, а сам смысл не известен, зашифрован, закодирован, то есть тема урока – кодирование | Анализ информации, исходящей от учителя, выполнение соответствующих действий. Применение знаний из своей повседневной жизни, на основе имеющегося опыта | Работа с графическим материалом, взаимодействие с учителем | Прослушивание информации от педагога, от одноклассников, Анализ информации, высказывание собственного мнения, обсуждение | Корректировка ответов школьников, контроль их верности | Умение воспринимать текущий материал. Удержание и решение поставленной учебной задачи. Помощь учащимся в догадке, наведение на конкретный учебный вопрос | |||||||
| ||||||||||||||
“Но прежде чем двигаться дальше, необходимо припомнить все то, что на уже известно. Для этого каждый из вас сейчас выберет на своем столе один из трех конвертов (на конверте нарисованы 1, 2 и 3 лампочки, соответственно 1 лампочка- начальный уровень сложности, 2 – средняя сложность, 3 – высокая). Школьники выбирают соответствующий конверт. Конверт с 1 лампочкой(начальный уровень): Определите источник и приемник информации: -Школьник читает текст в учебнике; -Бабушка читает письмо; -Мальчик просыпается от звонка будильника; -Разговаривают подруги Оля и Лена. Конверт с 2 лампочками (среднего уровня сложности): Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации: -Учитель объясняет новый материал классу; -Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов; -Вывешен знак, запрещающий проезд по улице; -Мальчик получил пригласительный билет на ёлку. Конверт с 3 лампочками (высокий уровень). Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам: Источник-> Приемник Приемник-> Источник А теперь давайте посмотрим на экран (слайд 6) и проверим себя! Выставите пожалуйста себе оценки в зависимости от количества допущенных ошибок. | Раздать учащимся необходимые материалы. Контролировать самостоятельность Выполнения заданий, выборочная проверка заданий учащихся, написание правильных ответов, выставление отметок | Учащиеся оценивают уровень своих знаний, на основе этой информации выбирают соответствующий конверт. Выполнение заданий, осуществление проверки заданий, самооценка результатов, выставление отметки. Конверт с 1 лампочкой.
Конверт с 2 лампочками.
Конверт с 3 лампочками.
| Формирование информационной компетенции учащихся | Взаимодействие с педагогом, задание вопросов, в случае необходимости | Прослушивание информации от педагога, следование услышанным требованиям | Формирование регуляции учебных действий: целеполагание, Контроль выполнения, оценка действий | Осуществление учебной деятельности, получение результата и его оценка | |||||||
| ||||||||||||||
Мир вокруг нас содержит огромное количество информации. Эту информацию мы воспринимаем и обрабатываем различными способами. Но вся эта информация предстает перед нами в различной форме: чувства, слова, символы, картины, движения, запахи, жесты, знаки и многое другое. То есть символы имеют самую разную природу, физическую природу. Когда мы принимаем информацию, мы являемся приемниками этой информации, но нам необходимо не только принять информацию, но и понять ее – расшифровать. Например, услышав звонок с урока, все понимают, что настало время отдыха, перемена и нужно собираться, звонок в дверь – что кто-то пришел, нужно посмотреть кто это. То есть один и тот же сигнал человек понимает по-разному, в зависимости от ситуации и от самого сигнала. Таким образом, мы можем заключить, что для комфортной ориентировки в окружающем нас мире, для правильного понимания сигналов, необходима специальная система понимания, необходим код и его расшифровка. Теперь же, давайте посмотрим на экран и запишем определение кода и кодирования (Слайд 7). Всем понятно что такое код и кодирование? Попробуйте же определить, а что такое декодирование (варианты ответов детей). Давайте запишем, что декодирование – это процесс восстановления информации из ее представления в закодированном виде к исходному. Давайте подумаем, а как может выглядеть схема кодирования информации, попробуйте нарисовать ее сами. (учащиеся делают соответствующие схемы в тетради, учитель просматривает их, ищет наиболее близкие к стандартной схеме). Что же, многие оказались очень близки или попали в яблочко! Посмотрим на экран и запишем себе простейшую схему кодирования информации. (Слайд 8) А теперь давайте поговорим о способах кодирования информации. Посмотрите на слайд (слайд 9) и предположите, какие могут существовать способы кодирования информации? (ответы учащихся). А теперь давайте объединим ваши ответы и выделим три основных способа кодирования. Существует три основных способа кодирования информации: Графический - с помощью рисунков или значков; Числовой - с помощью чисел; Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст. Все слышали про азбуку Морзе? Эта азбука используется на флоте, моряками и у нее есть свой алфавит. Давайте ознакомимся с ним (слайд 10, азбука Морзе). Если я захочу записать слово “птица” при помощи этой азбуки, моя запись примет следующий вид: .--.-..-.-..- А теперь зашифруйте с помощью этой азбуки свое имя, что у вас получилось? (просмотр ответов учащихся). А теперь разгадайте что за слово у меня зашифровано (для простоты каждая буква в скобках). (----) (..) (..-.) (.-.) (слайд 11, ответ : шифр) Учащиеся отвечают на вопрос. | Педагог создает учебную атмосферу, заводит и поддерживает учебную беседу, создает проблемную ситуацию. Педагог дает задание выписать определения код, кодирование, диктует определение декодирования. Чтение страниц параграфа, работа с азбукой Морзе по слайдам презентации | Школьники слушают педагога, принимают участие в обсуждении материала, наиболее важную информацию конспектируют | Развитие навыков ведения диалога, беседы, рассуждения, умений выделять наиболее значимое, анализировать материал, конспектировать | Стремление справиться с поставленной учебной задачей, задание необходимых вопросов, обсуждение и высказывание мнения | Развитие культуры общения на основе решения общей учебной задачи, умение слушать и воспринимать чужое мнение, анализировать и отвечать согласно учебной обстановке | Педагог производит контроль ответов учащихся, направляет. Процесс контроля и направления решений поставленных заданий, самокнтроль | Развитие навыков планирования и прогнозирования своих действий. Коррекция и оценка полученных результатов, самоконтроль процесса | |||||||
| ||||||||||||||
А теперь давайте посмотрим насколько прочно мы с вами разобрались с нашей темой. Для этого мы сейчас поработаем в парах, кто с кем сидит. Итак, как мы уже могли догадаться коды существуют в жизни человека давным давно. Очень часто мы используем их не осознанно. Но, нас с вами, интересует в первую очередь специальное, целенаправленное использование кодов. Итак, откроем учебники на странице 47 и постараемся ответить на вопрос друг другу, а какие же способы кодирования мы с вами знаем и используем в нашей жизни. (Работа в парах, чтение, обсуждение с соседом прочитанного материала). Учащиеся рассказывают найденные способы кодирования. Запись примеров кодирования в тетрадь (индекс, дорожные знаки, представление информации в компьютере ) (Слайд 12) | Педагог создает учебную атмосферу, дает задание для работы в парах, контролирует обсуждение, задает общие для всего класса вопросы, корректирует ответы на них, контролирует процесс записи необходимой информации в тетрадь | Обсуждение в парах, выслушивание и анализ чужого мнения, коллективное обсуждение | Выбор необходимой информации на основе анализа текста, проведение логических размышлений по отбору информации, построение высказываний для ответа на поставленный вопрос, развитие навыка постановки вопроса | Обсуждение содержания учебного материала сначала в парах, затем фронтально | Речь ка регулятор действий, восприятие речи на слух, развитие культуры общения, умения слушать собеседника, корректно выражать свое несогласие, высказывать собственное мнение | Регулирование и помощь в понимании устанавливаемых вопросов, самоконтроль понимания информации | Развитие навыка слушать собеседника, восприятие и поддержание учебной цели , последующее уточнение материала согласно тематике обсуждения, самоконтроль действий. | |||||||
| ||||||||||||||
Какое огромное количество кодов существует вокруг нас! Как не просто в них всех разобраться… Чтобы наилучшим образом справиться с этой задачей, давайте узнаем, что такое шифр Цезаря, а после выполним самостоятельно задание. (Слайд 13 учащиеся самостоятельно выполняют задания по кодированию и декодированию информации). Итак, наше время подходит к концу, давайте же узнаем правильные ответы. (Школьники сверяют свои ответы с ответами на Слайде 13, 14) Выставление оценок. | Педагог поддерживает рабочую обстановку, объясняет учащимся их задание следит за самостоятельностью выполнения, выборочно проверяет работы, предоставляет материалы для самопроверки, выставляет оценки | Решение поставленной учебной задачи | Приобретение новых знаний, новой информации, развитие интереса к предмету | Развитие навыков коммуникации при общем обсуждении решаемой учебной задачи, высказывание мнения, умение слушать собеседника | Восприятие ответов на слух, формулировка собственного мнения, суждения, речь – регулятор действий | Контроль правильности решений и ответов учащихся, направление решения учащихся, самоконтроль учебной цели | Навыки работы по восприятию информации, уточнение ответов одноклассников, самоконтроль | |||||||
| ||||||||||||||
Прочитать параграф 7, выучить записанные в тетради определения. На основе шифра Цезаря, записать фразу “Не владеть компьютером – быть безграмотным”. Интересующиеся самостоятельно изучают метод координат и выполняют задание 11 на странице 54 (Слайд 14) | Рассказ школьникам о домашнем задании, разъяснение по выполнению в случае необходимости | Прослушивание указаний педагога, запись заданий в тетрадь/дневник | Развитие способности выделения существенной для каждого учащегося информации | Контакт, взаимодействие с педагогом | Прослушивание указаний педагога | Развитие регуляции учебной деятельности | Планирование своих действий, саморегуляция | |||||||
| ||||||||||||||
Вот и время пробежало незаметно и наш урок уже хочет закончится. Надеюсь, что он открыл вам много нового и интересного из мира информатики, что вы сможете использовать эти знания и в своей обыденной жизни. А теперь давайте разберемся, что же именно новое нам сегодня с вами удалось узнать, к какому результату нам удалось прийти? (ответы детей на вопросы). Ну и самое-самое последнее на сегодня задание, зашифруйте свое сегодняшнее настроение на уроке при помощи азбуки смайликов (учащиеся ставят соответствующий смайлик в тетради) и покажите его соседу. Всем спасибо, успехов и отличного настроения. | Создание положительной атмосферы на момент окончания занятий, формулировка и задание вопросов учащимся, выслушивание и анализ ответов, самоанализ на основе полученной информации | Отвечают на вопросы педагога, анализируют свою работу, прошедшее занятие , осуществляют рефлексию | Построение осознанных, содержательных фраз, ответы согласно поставленному вопросу | Общее обсуждение урока, фронтальное обсуждение | Формулировка собственных мыслей, собственного мнения, восприятие ответов других учащихся, культура общения | Саморегуляция, самооценка своей деятельности, достигнутых результатов | Регуляция общей учебной деятельности, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"
Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...
Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"
Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...
Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"
Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....
Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс
Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся....
Разработка урока по информатике 5 класс "Обработка текстовой информации"
Разработка урока...
Методическая разработка урока по информатике на тему: "Обработка числовой информации в Excel"
Изучение данной темы в курсе "Информатики и ИКТ" учащимися старших классов связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы,...