разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_peredacha_informacii_5_klass.doc | 82 КБ |
prezentaciya.ppt | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
учителя информатики
МОУ Ивотская средняя общеобразовательная школа
Лукьяновой Е.А.
Пояснительная записка к уроку.
Данный урок является пятым уроком по теме: «Информация вокруг нас», на изучение которой в курсе информатики отводится 15 часов. По структуре этот урок является уроком изучение нового материала.
Цели данного урока:
- Закрепить понятие информации.
- Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
- Рассказать о языке передачи информации.
- Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
- Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.
Задачи урока:
Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Действия с информацией»
Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Данный урок сопровождается презентацией. Применение ИКТ способствует повышению эффективности урока за счет активизации не только слухового, но зрительного канала. В презентации использованы эффекты анимации, множество картинок. При комплексном восприятии информации с помощью органов чувств получение информации увеличивается в разы. Мультимедийные презентации не только привлекают внимание учащихся, но помогают вести урок четко, структурировано.
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас
Тема урока: «Передача информации»
Цели урока:
- Закрепить понятие информации.
- Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
- Рассказать о языке передачи информации.
- Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
- Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.
Основные понятия:
- Источник информации;
- Информационный канал;
- Приемник информации
Задачи урока:
Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Действия с информацией»
Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся.
Оборудования: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением, компьютерная презентация, клавиатурный тренажер, учебники, рабочие тетради
Список литературы:
- Л. Босова информатика 5 класс (учебник) Бином Лаборатория знаний 2009 год
- Л.Босова Рабочая тетрадь 5 класс Бином Лаборатория знаний 2009 год
- Л. Босова Методическое пособие «Уроки информатики в 5-6 классах» Бином Лаборатория знаний 2006 год
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент. (2 мин.)
Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке.
Вводная часть. Постановка цели и задачи урока.
2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)
- Что такое информация?
- Какие действия человек совершает с информаций?
- Как человек хранит информацию?
- Обсуждения задания №4 на стр.19 учебника
- ученикам предлагается перечислить старинные носители информации, современные носители информации
- Высказать свой прогноз о будущем информационных носителей.
3. Объяснение нового материала
Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации» (слайд №2)
Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.
( сообщение уч-ся приложение 1, сопровождаемое презентацией слад №3-4 )
1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?
Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:
Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения.
( сообщения уч-ся приложение 2 слайд №5-6 )
Рассмотрим ситуацию:
“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.
Другой спрашивает:
- Ты что, на рыбалку собрался?
- Да нет, я на рыбалку.
- А я думал, ты на рыбалку…”
Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.
Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.
Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). Слайд№7
Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником. (Слайд№8)
- Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)
- Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)
- Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)
- Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)
Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.
В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником?
А может ли быть так, что:
1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры.
Учитель-ученик
Телевизор-семья
2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры.
Литература, карты, фотография(готовится сообщение) -ученик
3. Приведите примеры с взаимным обменом информации.
Разговор по телефону
При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Если я начну разговаривать с вами на английском языке, тогда несмотря на то, что вы изучаете английский язык, вы не сможете понять меня, а поймёте только отдельные слова из моей речи.
А вот учащиеся лицеев с углублённым изучением английского языка, смогли бы понять мою речь, то есть восприятие информации от уровня подготовленности принимающего объекта.
Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.
А какие коды ты знаешь?
Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.
Например: В русском языке – СОБАКА;; в английском – Dog; в немецком – Нund.
Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:
Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить. Скажем, получил ты “5” и радостный идёшь домой. А немецкий мальчик идёт с пятёркой и горько плачет, потому что в той стране, тот же самый код “5” означает плохие знания – как у нас “1”. Получается, что одни и те же цифры 1, 2, 3, 4, 5 – в разных странах имеют для оценки знаний разный смысл.
Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.
(слайд №7)
Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, при письме он передаётся условными знаками – буквами.
Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 120595 может обозначать:
- почтовый индекс;
- расстояние между городами в метрах;
- номер телефона;
- запись даты “12 мая 1995 года”.
Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель,а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других. (Слайд№7)
В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена – звуковой знак тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку телефона; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошёл пар – произошло событие – вода в чайнике закипела.
Привести ещё примеры событий из вашей жизни.
Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.
Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.
Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке. Знакомая ситуация, не правда ли? Именно поэтому вас постоянно просят учителя не отвлекаться и не отвлекать других, так как трудно усвоить материал, о котором ты не прослушал объяснения учителя.
Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Ведущий передаёт слово первому игроку на ушко, чтобы никто не слышал. Тот, в свою очередь, передаёт следующему и так далее. Затем ведущий спрашивает услышанное слово у последнего игрока, затем у предыдущего и далее по цепочке. Выясняется, что первоначальная информация неимоверно исказилась. Причиной может быть и плохо услышанная информация, и специально неправильно переданное слово. На этом примере мы разбираемся, что не любая информация доходит до получателя в первоначальном виде.
Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь
Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться..(слайд №7,9)
Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах. Вспомним опять сказку о царе Салтане, да и другие литературные произведения, когда героям всегда кто-нибудь мешает..слайд№10
Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.
В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь.(слайд№11)
Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф. .(слайд№12)
В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя.(слайд№13). В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон. .(слайд№14)
В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. .(слайд№15)
Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь. .(слайд№16-18)
4. Физкультминутка.(слайд№19-20
5. Закрепление
Совместное выполнение задания 5-7 на стр.23-24 учебника
6.Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину.
п.1.5 РТ № 6 стр.12, №9.(слайд№21)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Передача информации
Немного истории
Пожарная каланча
Как передавали информацию в прошлом Для передачи информации на дальние расстояния использовали гонцов. Иногда гонцы передавали в качестве послания предметы.
Легенда Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!
Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приемник. ИСТОЧНИК Второй вывод: Только когда с помощью сигналов передается некоторый код, мы можем говорить о передаче информации ИСТОЧНИК Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. ПРИЁМНИК ПРИЁМНИК Информационный канал
В процессе передачи информации возникают различные ситуации: Источник Приёмник 1. Источник Приёмни ки 2. Источни ки Приёмник 3. Источник-приёмник Приёмник-источник 4. Назовите источники и приемники информации в каждой ситуации, изображенной на картинках. Приведите свои примеры, соответствующие схемам.
Помехи при передаче информации В процесс передачи информации могут вмешаться помехи: искажение звука в телефоне, шум, влияющий на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. В результате передаваемая информация может быть потеряна или искажена . Источник информации Приемник информации Информационный канал помехи Приведите свои примеры, когда из-за помех информация становится недостоверной или теряется.
Вспомните «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина: … Шлет с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести его хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого… Назовите источник информации, её приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
Башня линии оптического телеграфа Ретрансляционная станция семафорного телеграфа конструкции французского изобретателя Пьера Шато. В 1833 году линия семафорного телеграфа Шато соединила Санкт-Петербург с Кронштадтом. Главная телеграфная станция находилась на крыше Зимнего дворца императора. В 1839 году линия правительственного телеграфа была продлена до Королевского замка в Варшаве на расстояние 1200 километров. На всем пути было построено 149 ретрансляционных станций с вышками до 20 метров высотой. На вышках круглосуточно дежурили наблюдатели с подзорными трубами. В темное время на концах семафоров зажигали фонари. Линию обслуживало свыше 1000 человек. Передача одного знака по цепочке от Санкт-Петербурга до Варшавы занимала около 20 минут. Линия просуществовала до 1854 года, уступив место электрическому телеграф
Научные открытия и средства передачи информации В 40-х годах XIX века русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге телеграфную линию, соединившую Зимний дворец и Генеральный штаб.
Научные открытия и средства передачи информации До 20-х годов XX века для телеграфной и радиосвязи использовался специальный код придуманный французским изобретателем Морзе.
Научные открытия и средства передачи информации В 1876 году в Америке был изобретен телефон, позволивший использовать для общения не телеграфный код, а человеческий язык.
Научные открытия и средства передачи информации В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей.
Научные открытия и средства передачи информации В конце 30-х годов XX века был изобретен способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной
Научные открытия и средства передачи информации Сегодня кроме вещательного телевидения существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса. Спутниковая связь охватывает всю планету.
Научные открытия и средства передачи информации В 1969 году в США начала функционировать первая компьютерная сеть. Она положила начало формированию компьютерной сети Интернет Компьютерная сеть – средство оперативного обмена информацией
Физкультминутка
Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину . Учебник: § 1.5, вопросы 1- 4 (с.23) Рабочая тетрадь: упр. 6 (с.12) упр.9 Выход
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...
Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"
Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...
Разработка урока по информатике "Кодирование числовой информации"
Урок ознакомления с основными принципами записи числовой информации, с понятием системы счисления и видами системы счисления. ...
Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"
Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс
Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся....
Разработка урока по информатике "Действия с информацией. Хранение информации"
Разработка урока по информатике в 5 классе : " Действия с информацией. Хранение информации "...