разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Лукьянова Елена Алексеевна

Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_peredacha_informacii_5_klass.doc82 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

учителя информатики

МОУ Ивотская средняя общеобразовательная школа

Лукьяновой Е.А.

Пояснительная записка к уроку.

Данный урок является пятым уроком по теме: «Информация вокруг нас», на изучение которой  в курсе информатики отводится 15 часов. По структуре этот урок является уроком изучение нового материала.

Цели данного урока:

  1. Закрепить понятие информации.
  2. Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
  3. Рассказать о языке передачи информации.
  4. Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
  5. Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.

Задачи урока:

Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Действия с информацией»

Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.

Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся. 

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Данный урок сопровождается презентацией. Применение ИКТ способствует повышению эффективности урока за счет активизации не только слухового, но зрительного канала. В презентации использованы эффекты анимации, множество картинок. При комплексном восприятии информации с помощью органов чувств получение информации увеличивается в разы. Мультимедийные презентации не только привлекают внимание учащихся, но помогают вести урок четко, структурировано.

Класс:  5

Раздел программы: Информация вокруг нас

Тема урока: «Передача информации»

Цели урока: 

  1. Закрепить понятие информации.
  2. Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
  3. Рассказать о языке передачи информации.
  4. Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
  5. Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.

Основные понятия:

  1. Источник информации;
  2. Информационный канал;
  3. Приемник информации

Задачи урока:

Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Действия с информацией»

Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.

Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся. 

Оборудования: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением, компьютерная презентация, клавиатурный тренажер, учебники, рабочие тетради

Список литературы:

  1. Л. Босова информатика 5 класс (учебник) Бином Лаборатория знаний 2009 год
  2. Л.Босова Рабочая тетрадь 5 класс Бином Лаборатория знаний 2009 год
  3. Л. Босова Методическое пособие «Уроки информатики в 5-6 классах» Бином Лаборатория знаний 2006 год
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  5. Материалы авторской   мастерской  Босовой Л. Л.  (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (2 мин.)

Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке.

Вводная часть. Постановка цели и задачи урока.

2. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

  1. Что такое информация?
  2. Какие действия человек совершает с информаций?
  3. Как человек хранит информацию?
  4. Обсуждения задания №4 на стр.19 учебника
  5. ученикам предлагается перечислить старинные носители информации, современные носители информации
  6. Высказать свой прогноз о будущем информационных носителей.

3. Объяснение нового материала

Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.  И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации» (слайд №2)

Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.

( сообщение уч-ся приложение 1, сопровождаемое презентацией слад №3-4   )

1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?

Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:

Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения.

( сообщения уч-ся приложение 2  слайд №5-6 )

Рассмотрим ситуацию:

“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.

Другой спрашивает:

- Ты что, на рыбалку собрался?

- Да нет, я на рыбалку.

- А я думал, ты на рыбалку…”

Что помешало обмену информацией? Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). Слайд№7

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником. (Слайд№8)

  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)
  2. Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)
  3. Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)
  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником?

А может ли быть так, что:

1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры.

Учитель-ученик

Телевизор-семья 

2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры.

Литература, карты, фотография(готовится сообщение) -ученик

3. Приведите примеры с взаимным обменом информации.

Разговор по телефону

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Если я начну разговаривать с вами на английском языке, тогда несмотря на то, что вы изучаете английский язык, вы не сможете понять меня, а поймёте только отдельные слова из моей речи.

А вот учащиеся лицеев с углублённым изучением английского языка, смогли бы понять мою речь, то есть восприятие информации от уровня подготовленности принимающего объекта.

Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.

А какие коды ты знаешь?

Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.

Например: В русском языке – СОБАКА;; в английском – Dog; в немецком – Нund.

Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:

Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить. Скажем, получил ты “5” и радостный идёшь домой. А немецкий мальчик идёт с пятёркой и горько плачет, потому что в той стране, тот же самый код “5” означает плохие знания – как у нас “1”. Получается, что одни и те же цифры 1, 2, 3, 4, 5 – в разных странах имеют для оценки знаний разный смысл.

Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.

(слайд №7)

Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, при письме он передаётся условными знаками – буквами.

Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 120595 может обозначать:

- почтовый индекс;

- расстояние между городами в метрах;

- номер телефона;

- запись даты “12 мая 1995 года”.

Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель,а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других. (Слайд№7)

В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена – звуковой знак тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку телефона; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошёл пар – произошло событие – вода в чайнике закипела.

Привести ещё примеры событий из вашей жизни.

Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.

Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.

Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке. Знакомая ситуация, не правда ли? Именно поэтому вас постоянно просят учителя не отвлекаться и не отвлекать других, так как трудно усвоить материал, о котором ты не прослушал объяснения учителя.

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Ведущий передаёт слово первому игроку на ушко, чтобы никто не слышал. Тот, в свою очередь, передаёт следующему и так далее. Затем ведущий спрашивает услышанное слово у последнего игрока, затем у предыдущего и далее по цепочке. Выясняется, что первоначальная информация неимоверно исказилась. Причиной может быть и плохо услышанная информация, и специально неправильно переданное слово. На этом примере мы разбираемся, что не любая информация доходит до получателя в первоначальном виде.

Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь

Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться..(слайд №7,9)

Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах. Вспомним опять сказку о царе Салтане, да и другие литературные произведения, когда героям всегда кто-нибудь мешает..слайд№10

Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.

В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь.(слайд№11)

Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф. .(слайд№12)

 В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя.(слайд№13). В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон. .(слайд№14)

В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. .(слайд№15)

Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь. .(слайд№16-18)

4. Физкультминутка.(слайд№19-20

5. Закрепление

Совместное выполнение задания 5-7 на стр.23-24 учебника

6.Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину.

п.1.5  РТ № 6 стр.12, №9.(слайд№21)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок информатики в 5 классе Учитель математики и информатики МОУ ИСОШ Лукьянова Елена Алексеевна

Слайд 2

Передача информации

Слайд 3

Немного истории

Слайд 4

Пожарная каланча

Слайд 5

Как передавали информацию в прошлом Для передачи информации на дальние расстояния использовали гонцов. Иногда гонцы передавали в качестве послания предметы.

Слайд 6

Легенда Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!

Слайд 7

Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приемник. ИСТОЧНИК Второй вывод: Только когда с помощью сигналов передается некоторый код, мы можем говорить о передаче информации ИСТОЧНИК Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. ПРИЁМНИК ПРИЁМНИК Информационный канал

Слайд 8

В процессе передачи информации возникают различные ситуации: Источник Приёмник 1. Источник Приёмни ки 2. Источни ки Приёмник 3. Источник-приёмник Приёмник-источник 4. Назовите источники и приемники информации в каждой ситуации, изображенной на картинках. Приведите свои примеры, соответствующие схемам.

Слайд 9

Помехи при передаче информации В процесс передачи информации могут вмешаться помехи: искажение звука в телефоне, шум, влияющий на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. В результате передаваемая информация может быть потеряна или искажена . Источник информации Приемник информации Информационный канал помехи Приведите свои примеры, когда из-за помех информация становится недостоверной или теряется.

Слайд 10

Вспомните «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина: … Шлет с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести его хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого… Назовите источник информации, её приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

Слайд 11

Башня линии оптического телеграфа Ретрансляционная станция семафорного телеграфа конструкции французского изобретателя Пьера Шато. В 1833 году линия семафорного телеграфа Шато соединила Санкт-Петербург с Кронштадтом. Главная телеграфная станция находилась на крыше Зимнего дворца императора. В 1839 году линия правительственного телеграфа была продлена до Королевского замка в Варшаве на расстояние 1200 километров. На всем пути было построено 149 ретрансляционных станций с вышками до 20 метров высотой. На вышках круглосуточно дежурили наблюдатели с подзорными трубами. В темное время на концах семафоров зажигали фонари. Линию обслуживало свыше 1000 человек. Передача одного знака по цепочке от Санкт-Петербурга до Варшавы занимала около 20 минут. Линия просуществовала до 1854 года, уступив место электрическому телеграф

Слайд 12

Научные открытия и средства передачи информации В 40-х годах XIX века русский ученый П.Л. Шиллинг построил в Петербурге телеграфную линию, соединившую Зимний дворец и Генеральный штаб.

Слайд 13

Научные открытия и средства передачи информации До 20-х годов XX века для телеграфной и радиосвязи использовался специальный код придуманный французским изобретателем Морзе.

Слайд 14

Научные открытия и средства передачи информации В 1876 году в Америке был изобретен телефон, позволивший использовать для общения не телеграфный код, а человеческий язык.

Слайд 15

Научные открытия и средства передачи информации В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл радиосвязь, не требующую проводов и кабелей.

Слайд 16

Научные открытия и средства передачи информации В конце 30-х годов XX века был изобретен способ передачи с помощью волн кодированного изображения. Был создан первый телевизор, сначала черно-белый, а затем цветной

Слайд 17

Научные открытия и средства передачи информации Сегодня кроме вещательного телевидения существует кабельное и спутниковое, появившееся благодаря успехам в освоении космоса. Спутниковая связь охватывает всю планету.

Слайд 18

Научные открытия и средства передачи информации В 1969 году в США начала функционировать первая компьютерная сеть. Она положила начало формированию компьютерной сети Интернет Компьютерная сеть – средство оперативного обмена информацией

Слайд 19

Физкультминутка

Слайд 21

Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину . Учебник: § 1.5, вопросы 1- 4 (с.23) Рабочая тетрадь: упр. 6 (с.12) упр.9 Выход

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...

Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"

Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...

Разработка урока по информатике "Кодирование числовой информации"

Урок ознакомления с основными принципами записи числовой информации, с понятием системы счисления и видами системы счисления. ...

Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"

Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс

Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся....

Разработка урока по информатике "Действия с информацией. Хранение информации"

Разработка урока по информатике в 5 классе : " Действия с информацией. Хранение информации "...