Методическая разработка урока по информатике на тему: "Обработка числовой информации в Excel"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
Изучение данной темы в курсе "Информатики и ИКТ" учащимися старших классов связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне.
Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.
Изучив основные функции редакторов Word и Ехсеl можно приступать к изучению остальных приложений Мicrosoft, так как они имеют схожие функции работы с текстом, графикой и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 371.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
по информатике на тему:
"Обработка числовой информации в Excel"
Разработана учителем информатики Невской И.Н.
Аннотация
Значение темы в курсе.
Изучение данной темы в курсе "Информатики и ИКТ" учащимися старших классов связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне.
Место темы в курсе.
Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.
Изучив основные функции редакторов Word и Ехсеl можно приступать к изучению остальных приложений Мicrosoft, так как они имеют схожие функции работы с текстом, графикой и т.п.
Введение
Microsoft Excel – мощный редактор таблиц, предназначенный для выполнения всех процессов обработки таблиц: от создания табличных документов, до расчета математических функций и построения к ним графиков, а также вывода их на печать.
Он работает со многими шрифтами, как с русским, так и с любым из двадцати одного языка мира. В одно из многих полезных свойств Excel входит автоматическая коррекция текста по ячейкам, автоматический перенос слов и правка правописания слов, сохранение текста в определенный устанавливаемый промежуток времени, наличие мастеров стандартных таблиц, заготовок и шаблонов, позволяющих в считанные минуты создать авансовый отчет, балансовый отчет, карточку табельного учета, счет фактуру, финансовые шаблоны и многое другое. Excel обеспечивает поиск заданного слова или фрагмента текста, замену его на указанный фрагмент, удаление, копирование во внутренний буфер или замену по шрифту, гарнитуре или размеру шрифта, а так же по надстрочным или по подстрочным символам.
В этом Excel во многом схож с текстовым редактором Microsoft Word, но у него есть и свои особенности: для каждой ячейки можно задать числовые форматы, выравнивание, объединение ячеек, направление текста под любым градусом и др. При помощи макрокоманд Excel позволяет включать в таблицы объекты графики, картинки, музыкальные модули в формате *. wav.
Для ограничения доступа к документу можно установить пароль на таблицы, который Excel будет спрашивать при загрузке таблиц для выполнения с ними каких-либо действий. Excel позволяет открывать много окон для одновременной работы с несколькими таблицами.
Поэтому данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для Windows. Данная тема подготавливает учеников к изучению других приложений фирмы Microsoft, таких как Word и PowerPoint, так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работы с текстом и графикой.
Дидактический анализ темы учебного предмета
Время и сроки изучения темы.
Изучение темы "Редактор электронных таблиц Microsoft Excel" по времени занимает не менее 14 часов с учетом проведения практических работ по усвоению и закреплению лекционного материала. Кроме того, ученикам предлагается задание на дом, но небольшое, которое позволит самостоятельно изучить одну – две функции редактора Excel. Также ученикам дают задание повторить изученный материал, и на следующем занятии проводится тест.
Характер учебного материала.
Учебный материал, используемый при изучении такой темы как "Текстовый редактор Microsoft Excel", носит комбинационный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий и теоретический типы.
Обучающие | Воспитательные | Развивающие |
- познакомиться и частично освоить программу Excel 2003 для Windows научиться подготавливать простейшие таблицы в редакторе Excel научиться получать справку о системе команд редактора Excel научиться работать с ячейками и ее данными научиться осуществлять поиск в документе научиться считывать с диска и записывать на диск документы научиться форматировать строки, колонки и ячейки научиться осуществлять в документе замену научиться устанавливать режимы печати научиться распечатывать документ на принтере освоить возможности редактора по совмещению в документе текстовой и графической информации | - воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность воспитание у учеников интереса к изучению информатики воспитание ответственного отношения к учёбе воспитание аккуратности и бережного отношения к технике воспитание самостоятельности воспитание дисциплинированности | - развитие памяти развитие навыков работы с клавиатурой и мышью развитие умения самостоятельно добывать знания развитие умения пользоваться полученными знаниями |
Основные понятия
После изучения данной темы у учеников должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса.
Учащиеся должны научиться:
– работать с редактором Excel для Windows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов;
– подготавливать простейшую таблицу в редакторе Excel;
– редактировать текст и значения в ячейках, изменять шрифт и стили в готовом тексте;
– работать с выделенными фрагментами;
– осуществлять поиск и замену фрагментов данных в документе;
– открывать и сохранять файлы с документами;
– совмещать в документе значение таблицы и графическое их решение;
– уметь совмещать таблицы Excel с документами Word;
– использовать привязки к вставляемым документам из Excel в Word;
– научится использовать математические функции, встроенные в Microsoft Excel;
– устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере.
Тема урока: Обработка числовой информации в Excel.
Цели урока:
- образовательные:
- закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
- практическое применение изученного материала;
- приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
- развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учеников;
- развитие способности логически рассуждать;
- развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
- воспитательные:
- воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
- профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Оборудование урока: компьютеры с ОС MS Windows, программа Microsoft Excel, компьютерная презентация, раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.
План урока
- Оргмомент – 1 мин.
- Постановка темы и целей урока – 5 мин.
- Проверка знаний – 15 мин.
- Закрепление темы практически – 20 мин.
- Заключение – 3 мин.
- Задание на дом –1 мин.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Формулировка темы урока с помощью ребусов и определение целей урока.
- Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля (Слайд 1):
«Человек, несомненно, сотворен,
чтобы мыслить: в этом главное его
достоинство и главное дело жизни…»
Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор», а музыка – не «про пианино».
- А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные ребусы.
(С помощью ребусов можно активизировать деятельность обучаемых, актуализировать знания учеников. Но, прежде всего, они могут быть использованы для мотивации учеников при введении того или иного понятия.
Как и во многих учебных предметах, в информатике очень много разнообразных понятий, что дает возможность широкого использования ребусов на этапе мотивации. Через занимательную подачу материала ученикы быстро мобилизуются и включаются в учебную деятельность.)
Учащимся раздаются карточки с ребусами и отводится определенное время на решение заданий. Правильные ответы (Слайд 2):
а) формула; г) строка;
б) диаграмма; д) столбец;
в) ячейка; е) выражение
- Итак, как вы видите, все зашифрованные понятия связаны с табличным процессором Excel. И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel (Слайд 3).
Хотелось бы, чтобы в процессе нашей деятельности были достигнуты следующие цели (Слайд 4):
- закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
- практическое применение изученного материала;
- приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
- развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;
- формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
- А урок давайте начнем со следующих слов (Слайд 5):
Да будь я старушкой преклонных годов,
И то, без унынья и лени,
Программу Excel изучу я за то,
Что очень люблю вычисленья!
III. Проверка знаний работы табличного процессора, правил записи содержимого ячеек.
Актуализация опорных знаний.
— Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование.
Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул.
Повторение проводится с использованием презентации и мультимедийного проектора в игровой форме: из нескольких закрашенных ячеек электронной таблицы составлен вопросительный знак (Слайд 6):
Ученики выбирает любую ячейку и отвечает на скрытый в ней вопрос, появляющийся по гиперссылке. Если ученик не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие могут ответить или дополнить его ответ. (Каждый вопрос размещается на отдельном слайде). Причем за одной из ячеек скрыт «бонус», т.е. возможность получить 1 балл, не отвечая и имеется ячейка, выбрав которую ученик теряет право ответа на вопрос.
За правильный и полный ответ ученик получает 1 или 2 фишки, в зависимости от сложности вопроса.
Итак, начнем работать.
Вопросы для повторения:
- Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл
- Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 балл
- Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл
- Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1
- Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) – 1 балл
- В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 балла
- Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 балла
- Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). -2 балла
- Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 балла
- Дан адрес ячейки — А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании? (Столбец А) -1 балл
- Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл
- Надо ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно использовать копирование) -1 балл
- Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) – 1 балл
- Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1? (75) – 2 балла
15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения x + 3y и предскажите результат. (=A2+3*B2, 25) -2 балла
- Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно? (8; 10) – 2 балла
IV. Закрепление. Работа на компьютере. Ролевая игра.
Каждый ученик будет представлять одну из фирм: «Богатый урожай», «Мой дом».
Ученикам раздаются таблички с названиями фирм, карточки с заданиями (запросами клиента).
Представители фирм оформляют таблицу, вводят в неё информацию и распечатывают результат (чек для оплаты в кассу; чек должен быть красиво и эффективно оформлен; в роли кассира выступает учитель).
Если работа над задачей вызывает затруднения, ученик может воспользоваться помощью преподавателя.
Ролевая игра проводится в течение 20 мин.
Фирма «МОЙ ДОМ»
Фирма «Мой дом» занимается поставкой стройматериалов и помогает клиенту рассчитать расход и стоимость материалов для ремонта помещения. В наличие фирмы имеется следующий набор стройматериалов:
Материал для пола | Материал для стен | Материал для потолка |
Ламинат 1 м2 120 руб. | Обои Ширина 1 м Длина рулона 12 м 100 руб. | Водоэмульсионная краска 250 г на 1 м2 150 руб. Масса в упаковке – 3 кг |
Ленолиум 1 п. м (длина) 420 руб. | Стеклообои Ширина 1,5 м Длина рулона 10 м 180 руб. | Натяжной потолок 1 м2 220 руб. |
Паркет дубовый 1 м2 195 руб. | Панели пластиковые Ширина 0,25 м Длина 3 м 150 руб. | Потолочные плитки 0,5 х 0,5 м 10 руб. |
Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе стройматериалов в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал размеры помещения под офис — высота – 3 м, периметр стен – 84 м, общая площадь помещения - 360 м2 , общая площадь окон и дверей – 72 м2. (Площадь стен =Периметр стен*Высота)
Для этого он хотел бы закупить следующие виды материалов:
ВАРИАНТ 1:
- Ламинат;
- Стеклообои;
- Натяжной потолок.
ВАРИАНТ 2:
- Ленолиум;
- Панели пластиковые;
- Потолочные плитки.
ВАРИАНТ 3:
- Паркет дубовый;
- Обои;
- Водоэмульсионная краска.
Организуйте расчет количества стройматериалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости основных стройматериалов.
Фирма «БОГАТЫЙ УРОЖАЙ»
Фирма «Богатый урожай» занимается поставкой семян и помогает клиенту рассчитать, сколько упаковок семян нужно для его садово-огородного участка, сколько они будут стоить. В наличие фирмы имеется следующий набор семян:
Томаты | Огурцы | Картофель |
Сорт «Бычье сердце» 2 г на 1 м2 12 руб. Масса семян в упаковке – 5 г | Сорт «Корнишон» 2 г на 1 м2 4 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Великан» 200 г на 1 м2 30 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Сорт «Розовый великан» 2 г на 1 м2 8 руб. Масса семян в упаковке – 5 г | Сорт «Конкурент» 2 г на 1 м2 3 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Голландский» 200 г на 1 м2 50 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Сорт «Рубин» 2 г на 1 м2 10 руб. Масса семян в упаковке – 6 г | Сорт «Неженский» 2 г на 1 м2 5 руб. Масса семян в упаковке – 8 г | Сорт «Динамит» 200 г на 1 м2 45 руб. Масса семян в упаковке – 5 кг |
Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе семян в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал, что для посева он будет использовать участок в 10 соток (1 сотка = 100 м2). Под картофель он планирует отвести – 6 соток, под томаты – 2,5 сотки, под огурцы – 1,5 сотки.
Для этого он хотел бы закупить следующие виды семян:
ВАРИАНТ 1:
- Томаты. Сорт «Розовый великан»;
- Огурцы. Сорт «Корнишон»
- Картофель. Сорт «Великан»
ВАРИАНТ 2:
- Томаты. Сорт «Бычье сердце»;
- Огурцы. Сорт «Конкурент»
- Картофель. Сорт «Голландский»
ВАРИАНТ 3:
- Томаты. Сорт «Рубин»;
- Огурцы. Сорт «Неженский»
- Картофель. Сорт «Динамит»
Организуйте расчет количества материалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости всех материалов.
V. Заключение. Анализ и оценка работы каждого ученика.
– Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие навыки работы в среде электронной таблицы.
Выставляются оценки за практическую работу с учетом количества набранных фишек за устные ответы.
- Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
Заключение
В подведении итогов могу сказать, что написанная здесь методическая разработка, имеющая целью изучение такой важной темы как редактор таблиц Microsoft Excel, входящей в учебный план общеобразовательных дисциплин учреждения, создан в помощь преподавателям, которые предполагают обучать учеников данному материалу.
Поскольку данная информация является базовой и понадобится при изучении всего прикладного пакета программ Microsoft Office, то необходимо добиваться от учеников очень качественного и осмысленного усвоения материала, основной уклон при этом делать на индивидуальные практические задания и тесты.
В результате грамотного и успешного изучения редактора таблиц Excel у учеников очень сильно развивается техническое мышление, абстрактно-логическое мышление, память, и вследствие этого повышается уровень интеллекта. Ко всему прочему опыт работы с редактором таблиц Microsoft Excel очень сильно и неоднократно пригодится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Целью данной методической разработки являлся обмен опытом преподавания с использованием новых методик. Комбинированное использование различных компьютерных программ позволяет преподавателю повысить эффективность обучения, привить интерес к преподаваемой дисциплине, активизировать деятельность обучающихся на занятиях и добиться высоких результатов в образовательном процессе.
Литература:
- Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. - М: Просвещение, 2000;
- С.В. Киселев Оператор ЭВМ. Учебник для НПО, М. И.Ц. «Академия». 2008;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 9 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие, составитель М. Н. Бородин.
Электронные ресурсы:
- http://www.niro.nnov.ru/
НИРО Кафедра теории и методики обучения информатики
- http://www.niro.nnov.ru/?id=608
- http://www.ktimoi.edusite.ru/
методические рекомендации о преподавании образовательной области «Информатика и
ИКТ» в 2011-2012 гг
- Федеральные стандарты образования http://standart.edu.ru/
- Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
- Методическая копилка учителя информатики http://infojournal.ru/journal/school/
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Интернет-педсовет http://pedsovet.org/
- Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/11
Журналы
- Образование и информатика (сайт журнала http://infojournal.ru/)
- Информатика в школе (http://infojournal.ru/journal/school/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по информатике на тему "Обработка графической, числовой и текстовой информации"
Графическая информация предполагает передачу сообщения при помощи рисунков, схем, графиков, знаков. Презентация рассказывает об удобных способах представления информации....
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...
Урок по информатике 10 класс "Представление числовой информации в вкомпьютере"
Системы счисления....
Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"
Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...
Конспект урока по информатике на тему: «Обработка графической информации»
Умение применять графический редактор для создания и редактирования изображений,объяснение различия растрового и векторного способа представления графической информации....
методическая разработка урока технологии, 5 кл. Тема:"Обработка накладного кармана"
Методическая разработка урока технологии, 5 кл. Тема "Обработка накладного кармана. Присоединение кармана к фартуку."...
Методическая разработка открытого урока по информатике на тему: "Обработка числовой информации в Excel"
Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.Изучив основные фу...