Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему
Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodirovanie_tekstovoy_informatsii_6_klass.rar | 921.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Кодирование текстовой информации.
Цель: сформировать у учащихся представление о кодировании текстовой информации и научить детей самих кодировать сообщения.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.
- Познакомить учащихся с символьным алфавитом.
- Дать определение понятия «таблицы кодировки»
- Сформировать навык пользоваться таблицей кодировки.
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление и умение анализировать;
- Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная:
- Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Основные понятия:
- Кодирование
- Таблицы кодировок
- Таблица кодировок ASCII
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная
Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Оборудование: персональный компьютер, проектор, карточки.
Этапы урока:
- Организационный момент – 3 мин
- Проверка домашнего задания – 5 мин
- Целеполагание – 3 мин
- Актуализация знаний – 8 мин
- Объяснение нового материала –10 мин
- Физкультнинутка – 4 мин
- Практическая работа (закрепление) – 10 мин
- Итог урока – 2 мин
- Выставление оценок – 3 мин
- Домашнее задание – 3 мин
Ход урока.
- Организационный момент:
У: Все встали. Приготовились. Проверили свои рабочие места. Улыбнулись друг другу. Здравствуйте ребята. Настроение хорошее? Я надеюсь, хорошее настроение будет у нас в течение всего урока.
У каждого на столе оценочный лист. Сегодня я предлагаю вам самим оценивать себя на каждом этапе урока и в конце выставить средний балл за урок.
Оценочный лист.
Дополнительно работал на уроке | Домашнее задание | Определение цитаты | Кодирование слова (Взаимопроверка) | Расшифровка слова | |
Оценка. |
Оценка за урок:_______
Фамилия________________
- Проверка домашнего задания.
Давайте сопоставим десятичные и двоичные числа, данные вам для перевода с правильными ответами. Слайд 1(Приложение 1)
- Несомненно каждый из вас идя на урок ставит перед собой какую-то цель, кто-то хочет узнать новое, кто-то желает разобраться с материалом прошлого урока, кто-то не хочет пропускать урок, хотя считает, что уже ему это известно.
Давайте мы с вами сейчас вместе отгадаем ребусы, с помощью которых назовем, какой будет тема нашего сегодняшнего урока. Слайд 2
Текст, Информация, Кодирование.
- Попробуйте назвать тему нашего урока (Кодирование текстовой информации).
Сформулируем цели урока:
- Разобраться, как текстовая информация представлена в компьютере.
- Научиться самим кодировать текстовую информацию.
Откроем тетради. Записываем число, классная работа. Тема урока: Кодирование текстовой информации. Слайд 3,4
Несколько уроков подряд мы говорим о представлении информации в компьютере.
Нам уже известно, что числовая информация представлена в компьютере двоичных кодах.
- Чтобы вспомнить алгоритм перевода чисел, я предлагаю вам внимательно рассмотреть карточки на ваших столах.
Карточка №1.
№ | Двоичный код | Полная форма | Десятичное число | ||||||
1 | 10000110 | 0⋅1+1⋅2+1⋅4+0⋅8+0⋅16+0⋅32+0⋅64+1⋅128 | 134 | ||||||
2 | 10101000 | ||||||||
3 | 10100111 | ||||||||
4 | 10101101 | ||||||||
5 | 11101100 | ||||||||
6 | 10101010 | ||||||||
7 | 10101110 | ||||||||
8 | 11100000 | ||||||||
9 | 10101110 | ||||||||
10 | 11100010 | ||||||||
11 | 10101010 | ||||||||
12 | 10100000 | ||||||||
13 | 10101000 | ||||||||
14 | 11100001 | ||||||||
15 | 10101010 | ||||||||
16 | 11100011 | ||||||||
17 | 11100001 | ||||||||
18 | 11100001 | ||||||||
19 | 11100010 | ||||||||
20 | 10100010 | ||||||||
21 | 10101110 | ||||||||
22 | 10100010 | ||||||||
23 | 10100101 | ||||||||
24 | 11100111 | ||||||||
25 | 10101101 | ||||||||
26 | 10101110 | ||||||||
Для ускорения работы с карточкой, предлагаю вам каждому выполнить перевод двух чисел. (5 мин)
А теперь рассмотрим карточку №2. На что похожа эта таблица?
(на кодовую таблицу букв).
А давайте сопоставим таблицу №1 и таб. №2., что можно заметить.
(что в карточке №1 записаны коды букв с помощью десятичного числа и двоичного кода)
Узнайте, что закодировано в карточке №1.
(Жизнь коротка, искусство вечно)
Это высказывание Гиппократа мы рассмотрели не случайно, ведь 2014 год-год Культуры. Слайд 6
Сделаем вывод о представлении чисел в памяти ПК.
- Каждая буква может быть закодирована с помощью числа (десятичного или двоичного)
- В памяти компьютера могут храниться только двоичные коды, значит каждая буква алфавита хранится в памяти компьютера, в виде двоичного набора 0 и 1.
Сколько нулей и единиц содержит код каждого символа? (посчитайте)Слайд 7
8 нулей или единиц.
- Физкультминутка (Термины искусства)
Учитель называет термин. Если он относится к области искусства, дети приседают. Если термин компьютерный, делают наклон.
Например: балет, принтер, линейка, театр, соната, двоичный код, файл, живопись, поэма, тетрадь, фольклор, улыбка.
- Объяснение нового материала. Слайд 8-14
(Объяснение материала учителем и запись основных определений в тетрадь учащегося, проецирование слайдов на экран через проектор с компьютера учителя)
Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой, знаковой. Информацию можно кодировать.
Кодирование информации - это представление информации в той или иной стандартной форме.
Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики.
А как же представлена информация в памяти компьютера?
Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания и других.
Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код - порядковый номер символа в двоичной системе счисления. При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.
Присваивание знаку конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице.
Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.
Для разных типов ЭВМ используются различные типы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC
международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American Standart Code for Information Interchange - американский стандартный код для информационного обмена).
Стандартной таблицей является только первая половина таблицы, т.е. символы от нуля (00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная с 10000000 и заканчивая 11111111, используются в разных вариантах. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. В настоящее время существует пять кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.
В этой таблице латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр упорядочено по возрастанию значений. Это правило соблюдается и в других таблицах кодировки и называется принципом последовательного кодирования алфавитов. Для русского алфавита принцип последовательного кодирования соблюдается не всегда.
Из памяти компьютера текст может быть выведен на экран или на печать в символьной форме.
Запишем в тетрадь наш вывод (с подсказкой детей).
- каждый символ кодируется в памяти компьютера с помощью 8 нулей и единиц.
- Таким образом может быть закодировано 256 различных символов: (букв русского и латинского алф., знаков препинания, цифр, специальных знаков.
- Практическая работа (закрепление)
Каждый ученик кодирует один из терминов или фамилий, относящихся к искусству, можно сузить круг и взять поэтов или писателей. Затем ученики меняются карточками и определяют слово, закодированное другим учеником.
(театр, балет, живопись, кино, графика, поэзия, скульптура, архитектура, музыка). Слайд15
- Подведение итогов урока.
-Было интересно?
Могу похвалить себя за то, что …
Могу похвалить одноклассников за то, что …
Вернемся к нашим целям урока.
- Выполнили мы первый пункт плана?
- Научились пользоваться кодовой таблицей?
- Достигли цели урока?
8. Выставление оценок:
На оценочных листах самим записать полученную оценку.
9.Домашнее задание. Слайд 16
Закодировать с помощью таблицы кодов названия трех известных произведений искусства и их автора.
№ | Двоичный код | Полная форма | Десятичное число | |
1 | 10000110 | 0⋅1+1⋅2+1⋅4+0⋅8+0⋅16+0⋅32+0⋅64+1⋅128 | 134 | |
2 | 10101000 | |||
3 | 10100111 | |||
4 | 10101101 | |||
5 | 11101100 | |||
6 | 10101010 | |||
7 | 10101110 | |||
8 | 11100000 | |||
9 | 10101110 | |||
10 | 11100010 | |||
11 | 10101010 | |||
12 | 10100000 | |||
13 | 10101000 | |||
14 | 11100001 | |||
15 | 10101010 | |||
16 | 11100011 | |||
17 | 11100001 | |||
18 | 11100001 | |||
19 | 11100010 | |||
20 | 10100010 | |||
21 | 10101110 | |||
22 | 10100010 | |||
23 | 10100101 | |||
24 | 11100111 | |||
25 | 10101101 | |||
26 | 10101110 |
Карточка №1
№ | Двоичный код | Полная форма | Десятичное число | |
1 | 10000110 | 0⋅1+1⋅2+1⋅4+0⋅8+0⋅16+0⋅32+0⋅64+1⋅128 | 134 | |
2 | 10101000 | |||
3 | 10100111 | |||
4 | 10101101 | |||
5 | 11101100 | |||
6 | 10101010 | |||
7 | 10101110 | |||
8 | 11100000 | |||
9 | 10101110 | |||
10 | 11100010 | |||
11 | 10101010 | |||
12 | 10100000 | |||
13 | 10101000 | |||
14 | 11100001 | |||
15 | 10101010 | |||
16 | 11100011 | |||
17 | 11100001 | |||
18 | 11100001 | |||
19 | 11100010 | |||
20 | 10100010 | |||
21 | 10101110 | |||
22 | 10100010 | |||
23 | 10100101 | |||
24 | 11100111 | |||
25 | 10101101 | |||
26 | 10101110 |
Карточка №1
Оценочный лист.
Дополнительно работал на уроке | Домашнее задание | Определение цитаты | Кодирование слова (Взаимопроверка) | Расшифровка слова | |
Оценка. |
Оценка за урок:_______
Фамилия_______________________
Оценочный лист.
Дополнительно работал на уроке | Домашнее задание | Определение цитаты | Кодирование слова (Взаимопроверка) | Расшифровка слова | |
Оценка. |
Оценка за урок:_______
Фамилия_______________________
Оценочный лист.
Дополнительно работал на уроке | Домашнее задание | Определение цитаты | Кодирование слова (Взаимопроверка) | Расшифровка слова | |
Оценка. |
Оценка за урок:_______
Фамилия_______________________
Оценочный лист.
Дополнительно работал на уроке | Домашнее задание | Определение цитаты | Кодирование слова (Взаимопроверка) | Расшифровка слова | |
Оценка. |
Оценка за урок:_______
Фамилия_______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»
Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»...
Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"
Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...
Разработка урока по информатике на тему "Использование панель WordArt в среде текстового процессора"
В данной разработке представлены презентация к уроку, тест для актуализации знаний, лист самооценивания, презентация для физ минутки...
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Разработка урока по информатике 5 класс "Обработка текстовой информации"
Разработка урока...
Разработка урока по информатике и ИКТ в 8 классе на тему "Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. "
Цель: Познакомить учащихся с понятием web-страница, web-сайт, научится создавать простейшую web-страницуОбучающие задачи: дать представление учащимся о структуре web-страниц, познакомить с ...
Методическая разработка урока по информатике и ИКТ в 5 классе "Кодирование информации"
В разработке представлен план-конспект урока по информатике для 5 класса "Кодирование информации"...