«Кодирование»
план-конспект на тему
Познакомить учащихся с пиктограммами и привести пример шифрования текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodirovanie.doc | 543 КБ |
Предварительный просмотр:
департамент образования города москвы
южное окружное управление образования
государственное образовательное учреждение
центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
конспект урока по информатике
Тема: «Кодирование»
Педагог ДО: Семикин Алексей Владимирович
Место проведения: г. Москва ул. Ереванская, 19
Дата проведения: 04.10.2010 года
Время проведения: 11.00
москва
Тема: «Кодирование»
Цель: познакомить учащихся с пиктограммами и привести пример шифрования текста.
Задачи:
-Познакомить с понятием «кодирования» и «декодирования»;
-Познакомить с понятием «пиктограмма»;
-Развивать наблюдательность, речь, память, внимание;
-Развивать творческие способности, логическое мышление;
-Воспитывать навык самоконтроля;
Оборудование:
Для учителя: мультимедийная установка, экран, таблички со словами «кодирование», «декодирование», «пиктограмма»
Для учащихся: учебники В.А. Горячева «Информатика в играх и задачах 2 класс», компьютеры, п/о «Логомиры».
Ход урока
Этапы и виды работы на уроке | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1. Организационный момент | Ребята, к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Проверьте порядок на парте. | Дети приветствуют учителя и гостей. | (здоровьесберегающая) способствовать созданию благоприятного климата. |
2. Постановка цели урока | Ребята, сегодня я получил очень странное зашифрованное письмо. Никак не могу его прочитать! Может быть, вы справитесь с ним? ( № 41 с. 18 на экране) -Как вам это удалось? Ведь в этом письме не все записано словами! -Да действительно, если внимательно посмотреть на картинки, можно прочитать информацию и без написанных слов. Такую информацию называют зашифрованной, или закодированной. И сегодня мы будем учиться кодировать и раскодировать (или же декодировать) различную информацию. | Дети расшифровывают письмо. | (коррекционно-развивающая) способствовать развитию речи, памяти и внимания. (образовательная) Познакомить с понятием «кодирования» и «декодирования»; |
3. Вводная беседа | А для чего же нужно уметь кодировать информацию? -Правильно, для того, чтобы никто не узнал ваших секретов. -Кодирование зародилось в давние времена. Выдающиеся правители, шпионы, воины пользовались шифровками и тайнописями. Как только возникло письмо, появились и способы его шифрования. Первая система кодирования вошла в историю под названием "алфавит Цезаря". Древний римский полководец Цезарь менял буквы в словах так, чтобы из них не складывалось ни одного слова. -Как вы думаете, кто мог прочитать такое письмо? (…) -Прочитать такое письмо мог лишь тот, кто знал КЛЮЧ к шифру, то есть тот, кто знал, какие буквы надо заменить. -Русская тайнопись возникает не позднее XIII веке. Как правило, она составлялась но одному из наиболее примитивных способов зашифровки, получивших название "тарабарской грамоты". Секрет заключался в простой перестановке, когда текст сообщения разбивался на слоги, и последние переставляли вместе с буквами по заранее заданному принципу, иногда каждая буква заменялась своим особым, причудливым знаком. Нередко писцы прибегали к написанию фраз в обратном порядке, составляя своеобразные криптограммы, или не дописывали буквы - подобный шифр назывался "полусловицей". (пример на экране) -Кто же мог прочитать такое письмо? (ответы) Опять только тот, кто знал код, шифр, - КЛЮЧ. | Ответы детей Внимательно слушают | (коррекционно-развивающая) способствовать развитию творческого развития и логического мышления. |
4. Упражнения в кодировании и декодировании информации | Сейчас мы представим себя в роли секретных агентов. Нам надо будет закодировать или раскодировать различную информацию. Но ключа у нас нет, мы должны сами догадаться, по какому принципу зашифрована информация. № 42 (а) (кодирование букв цифрами) -Посмотрите на рисунок. Мы видим два множества. Элементы левого множества - буквы, элементы правого множества – цифры. На прошлом уроке мы говорили об отображении множеств. Если внимательно посмотрим, то букве И соответствует цифра 1, Б – цифра 3. Внизу мы видим таблицу. Верхний рад – цифры. Что же должно быть под каждой цифрой? (соответствующая буква). Расшифруйте (декодируйте) слово. А теперь, используя ключ, закодируйте любое слово. Но слово должно состоять только из тех букв, которые есть в правом множестве. № 44 (кодирование букв с помощью координатной сетки) -Кодировать можно разными способами. Рассмотрите таблицу в №44. Мы видим координатную сетку, в окошках – буквы. По какому адресу живет буква Р? (Какие координаты у буквы Р?) – (1, 5). Сможете ли раскодировать слово в таблице? -Теперь закодируйте любой предмет на картинке в таблицу (б). № 46. (кодирование букв рисунками) - А вот еще способ кодирования: По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя. № 45 (кодирование слов в ребусах) -Ребусы- тоже закодированная информация. Вместе с буквами для зашифровки используются цифры и рисунки. При разгадывании имеет значение и расположение букв и слогов. | Дети кодируют и декодируют слова. | (воспитательная) Воспитывать навык самоконтроля. |
5. Физминутка (кодирование действий предметами) | - Давайте договоримся, что линейка обозначает исходную стойку (ноги вместе, обе руки вниз) -ручка – руки в стороны; -карандаш – руки вверх; -мел – руки вперед. Проигравший садится на место. | Выполняют упражнения | (здоровьесберегающая) Разминка. |
6. Знакомство с понятием «Пиктограмма». | Итак, информация может быть закодирована в разных формах. Одна из целей кодирования – чтобы ваш секрет не смогли узнать посторонние люди. Но у кодирования есть и еще одна совершенно противоположная цель – коротко и ясно донести до всех людей важную информацию. Информация никогда не появляется в чистом виде, она всегда как-то представлена, как-то закодирована. Грандиозные достижения человечества - письменность и арифметика - есть не что иное, как система кодирования речи и числовой информации. Человечество начинало записывать свою историю и выполнять необходимые вычисления при помощи простой, но выразительной графики – пиктограммы. Такие графические знаки появились очень давно. Это древнейшая форма письма. Сложное слово пиктограмма можно перевести с латинского языка как “рисованная надпись”. Пиктограмма — упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события. Например, для записи чисел древние египтяне употребляли иероглифы:
Эти рисунки обозначали единицу, десять, сто, тысячу, десять тысяч, сто тысяч (лягушка), миллион (человек с поднятыми руками), десять миллионов. Как ни удивительно, но и в современном мире, заполненном текстовой информацией, роль графических сообщений только повышается. Пиктограмма — это “сгусток” информации, который простым, но выразительным изображением заменяет длинный текст. Маленький человек идет в детский сад. Он еще не умеет читать (как и древние египтяне), поэтому, вместо надписи “шкафчик Галочки Чайкиной”, на дверку вешают изображение птички. А на шкафчике Пети Иванова — веселый зайчик. Запомнить птичку и зайчика очень легко, и дети без труда находят свою одежду, когда идут на прогулку. Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они “поселились” на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать! № 41 (б) (работа с пиктограммами) -Давайте рассмотрим пиктограммы на странице нашего учебника. Что обозначают эти картинки и знаки? (ответы) - А вот еще знаки. Догадайтесь, что они обозначают? (Экран) -Запомнить их просто, ведь пиктограмма специально рисуется так, чтобы быть понятной без лишних слов. -Где еще можно встретить пиктограммы? (ответы) -C появлением компьютеров возникла необходимость кодирования всех видов информации, с которыми имеет дело и отдельный человек, и человечество в целом. Такого количества пиктограмм, как на экране компьютера, нет нигде! На Рабочем столе компьютера расположены значки программ и документов. Понять их смысл можно даже тем, кто не умеет читать. (экран) Сейчас мы подойдем к компьютерам и познакомимся с новой программой, Логомирами. А помогут нам в работе значки – пиктограммы. | Дети изучают пиктограммы и расшифровывают их. | (коррекционно-развивающая) способствовать развитию логики и внимания. (образовательная) Познакомить с понятием «пиктограмма»; |
7. Самостоятельная работа. | -Представьте, что к нам в школу приехали в гости ребята из другой страны. Они не знают нашего языка. Придумайте и нарисуйте пиктограммы, которые коротко и ясно проинформируют гостей о кабинете музыки, рисования, физкультурном зале, столовой, раздевалке. -Что можно изобразить на пиктограмме? (ответы), (обсуждение) -Итак, ваша информация должна быть понятна и доступна каждому. | Дети рисуют пиктограммы. | (Образовательная) научить создавать пиктограммы |
8. Подведение итогов. | -Итак, вы сегодя узнали, что кодирование информации имеет разные и к тому же противоположные цели. Одна из целей – скрыть важную информацию от посторонних. А какова другая цель? (коротко и доступно всем заменить длинное сообщение). -Справились ли ребята с заданием на компьютере? -Понятно ли содержание закодированной информации? (обсуждение и оценка работ) -В жизни вам часто придется сталкиваться с зашифрованной информацией. Позже вы узнаете и о других видах кодирования, и для каких целей оно применяется. А пока надо научиться разбираться и понимать в самые простейшие способы. | Мы познакомились с пиктограммами, научились зашифровывать и расшифровывать письма | Все поставленные задачи решены. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Кодирование информации"
Тест рассчитан на два варианта, содержит задания с выбором ответа и с ответом в краткой форме....
Кодирование информации. Двоичное кодирование
"Урок по теме "Кодирование информации. Двоичное кодирование" 10 класс"...
Решение примеров по теме "Кодирование информации"
"Урок на тему:Решение примеров по теме "Кодирование информации""...
Контрольная работа " Кодирование информации"
"Урок на тему: Контрольная работа " Кодирование информации""...
"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...
Проверочная работа по теме "Кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование."
Письменная проверочная работа по указанной теме....