Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 6 класс ФГОС , Босова
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 6 класса разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ;
- авторской программы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Информатика: методическое пособие для 5-6 классов /Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.)
- Федерального перечня учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
- Образовательной программы МБОУ «Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа» (утверждена приказом № 120-О от 30.08.2014 г.);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klassa_fgos.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа»
Ступинского муниципального района
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО естественно-математического цикла _______ Ефимова О.В. Протокол №_______ от «___»_______ 2014г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______ Ефимова О. В. «_____»_______ 2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Большеалексеевская СОШ» __________Баскакова С. А. «___»__________ 2015 г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: Касаткин Всеволод Сергеевич, учитель информатики
|
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 6 класса разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
- примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ;
- авторской программы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Информатика: методическое пособие для 5-6 классов /Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.)
- Федерального перечня учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
- Образовательной программы МБОУ «Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа» (утверждена приказом № 120-О от 30.08.2014 г.);
Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 5–6 классов
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Тематическо-календарное планирование
№п\п | Тема урока | Изучаемые вопросы | Решаемые проблемы | Требования к результатам обучения | ЦОР | Тип урока | Применение педагогических технологий | Формы и виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
УУД | личностные | Предметные результаты | ||||||||||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | Объекты и множества. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов | Каким образом можно узнать признаки интересующих вас объектов? Цели:Обобщение представлений об объектах, актуализация ранее изученного материала об объектах ОС | Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. | Плакаты: «Техника безопасности»; Презентации: «Техника безопасности». | Урок – лекция с элементами беседы | Объяснительно - иллюстративные. ЗСТ | Беседа. Зачёт по ТБ | §1 | |
2 | Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы | Оформление рабочего стола. Панель задач и ее свойства. Объекты рабочего стола. Свойства компьютера. Свойства компьютера | Как можно работать с объектами ОС? Цели: Изменение внешнего вида рабочего стола | Регулятивные:планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Научиться оформлять рабочий стол; правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью. | компьютерный практикум (Работа1) | практикум | Ценностно-смысловые. Общекультурные. Учебно-познавательные. Информационные. ЗСТ | Беседа, практикум | ||
3 | Файлы и папки. Размер файла. Работаем с объектами файловой системы | Файлы и папки. Размер файла. Объекты операционной системы | В чем храниться информация и как ее измерить? Цели: Продолжить знакомство с понятиями файла и папки | Регулятивные:планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Научиться давать имя файлу и папки; определять размер файлаработать с контекстным меню | Комбинированный | ЗСТ Ценностно- смысловые. Компьютерные | Тестирование Фронтальный опрос Практикум | §§2 | ||
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами | Разнообразие отношений. Отношения между множествами. | Как взаимосвязаны между собой предметы? Цели: Сформировать у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий | Регулятивные:контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | Смыслообразование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Самоопределе- | Научиться сравнивать простейшие понятия | Изучение нового материала | ЗСТ Объяснительно-иллюстративные Компьютерные Индивидуальное обуч | Беседа Фронтальный опрос Тестирование | §3 (с19 - 22 | ||
5 | Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора – инструменты создания графических объектов | Отношение входит в состав. | Как описать объект? Цели: повторить понятие объекта, закрепить представления об отношениях объектов, изучить состав объекта | Регулятивные:планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Научиться составлять схему отношений «входит в состав» | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Система поэтапного обучения. Компьютерные. Групповое обучение. | Беседа Фронтальный опрос Тестирование | §3 с. 23 - 25 | ||
6 | Отношение является разновидностью. Классификация объектов | Отношение является разновидностью. Классификация объектов | Чем схожи и чем отличаются предметы? Цели: познакомить с правилами распределения объема понятия на классы, с понятием «основание классификации» | Регулятивные:контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные:взаимодейст- | Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях | Научиться: классифицировать объекты | Логическая игра «Пары» | Комбинированный | ЗСТ Проблемное Компьютерные | Фронтальный опрос Тестирование | §4 с. 28 - 30 | |
7 | Классификация компьютерных объектов. | Классификация компьютерных объектов. | Как можно классифицировать компьютерные объекты? Цель | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные:общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные:взаимодейст- | Самоопределе- | Научиться классифицировать компьютерные объекты | Практическая работа №4Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов. | Комбинированный | ЗСТ Проблемное Компьютерные | Фронтальный опрос Практикум | §4 с. 29 - 32 | |
8 | Проверочная работа. Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы | Разнообразие систем. Состав и структура системы | Какова структура объекта? Цели: определять виды систем и их свойства | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Самоопределе- Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Научиться: определять виды систем и их свойства. | Интерактивные тесты: test1-1.xml, test1-2.xml; файлы для печати: тест1_1.doc, тест1_2.doc | Комбинированный | ЗСТ Проблемное Компьютерные | тестирование | §5 с 33 - 36 | |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. | Что происходит с информацией в процессоре? Цели: углубить представления школьников о системах объектов, дать представление о взаимодействии системы и окружающей среды | Регулятивные:осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные:общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия | Самоопределе- | Научиться определять выходящую информацию на основании входящей | Практическая работа 5. Знакомство с графическими возможностями текстового процессора | Открытия нового знания | ЗСТ Перспективно-опережающие. Ценностно-смысловые. | Беседа Фронтальный опрос | §5 с. 36 - 38 | |
10 | Персональный компьютер как система. | Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс | Может ли компьютер быть подсистемой и надсистемой? Цели: закрепить представления школьников о системе объектов, дать представление о персональном компьютере как системе, проверить знания по теме «Объекты и системы» | Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности | Научиться определятькогда компьютер надсистема, а когда подсистема | Презентация «ПК как система» Прр 6 Создаем компьютерный документ | закрепления | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | § 6 с. 39 - 41 | |
11 | Как мы познаем окружающий мир | Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление | Как мы познаем окружающий мир? Цели: Создание условий для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств | Регулятивные:целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные:общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация – умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения | Плакат «»; презентация «Как мы познаем окружающий мир» Прр 6 Создаем компьютерный документ | Открытия нового знания | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | § 7 с. 42 - 46 | |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия | Понятие . Как образуются понятия | Что такое понятие и как образуются понятия? Цели: Сформировать представление о понятии как одной из форм мышления; дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении | Регулятивные:планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях | Научиться образовывать понятия | Презентация . Прр7 Конструируем и исследуем графические объекты | Открытия нового знания | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. | Беседа. Фронтальный опрос | §8 с. 47 - 49 | |
13 | Определение понятия | Определение понятия | Из каких частей состоит понятие? Цели: познакомить учащихся с одним из приемов построения определения; | Регулятивные:целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь | Самоопределе- | Научиться давать понятиям определения | Презентация. Прр7 Конструируем и исследуем графические объекты | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Перспективно-опережающие. Учебно-познавательные | цифровой рисунок | §8 с. 49 - 51 | |
14 | Информационное моделирование как метод познания | модели объектов и их значение. Разнообразие информационных моделей. | Можно ли через модель определить свойства? Цели: сформировать представления учащихся о моделях и моделировании, уточнить представления учащихся об информационных моделях | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Самоопределе- | Научиться: выбирать тип модели в зависимости от цели ее исследования | Презентация. Прр 8 Создаем графические модели | Комбинированный | ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Проблемные Компьютерные | Беседа Фронтальный опрос Составление текста. | §9 с. 52 - 58 | |
15 | Словесные информационные модели. Словесные описания | Словесное описание. Научные описания. Художественные описания | Прочитайте текст и ответьте на вопросы? Цели: расширить представления учащихся о словесных информационных моделях, сформировать установку на вдумчивое отношение к словесным информационным моделям | Регулятивные:коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные:взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться составлять словесное описание с точки зрения моделирования | Презентация. Прр. 9Создаем словесные модели | Открытия нового знания | ЗСТ Учебно-познавательные. Проблемные | Беседа Фронтальный опрос. Составление таблицы | §10 с. 59 - 62 | |
16 | Словесные информационные модели. Математические модели | Математические модели | Запишите условие задачи и ее решение формулами? Цели: расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях | Регулятивные:оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели .Познавательные:информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные:управление коммуникацией – адекватно использовать речьдля планирования и регуляции своей деятельности | Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы | Научить представлять текстовую информацию в математическом виде | Презентация «интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc | комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Развивающие | тест рисунки | §10 с. 62 - 65 | |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц | Правила оформления таблиц. Таблица типа «объекты-свойства» | Из чего состоит таблица? Цель: упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц. | Регулятивные:прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные:информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные:взаимодейст- | Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению | Научиться правильно оформлять таблицу | Презентация Практическая работа №11 . Создаем табличные модели | Комбинированный | Учебно-познавательные. Проблемные Компьютерные ЗСТ | Фронтальный опрос Практикум | § 11 с. 66 - 71 | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы | Таблица типа»ООО», Вычислительные таблицы, Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. | Как решить такую задачу? Цели: Научить решать логические задачи с помощью нескольких таблиц | Регулятивные:прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные:общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные:взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться решать логические задач с помощью нескольких таблиц | презентация Практическая работа №12. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные | Тестирование. вычислительная таблица | 2. 11 с. 74 - 78 | |
19 | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин | Зачем нужны графики и диаграммы? Цели: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронные таблицы”; | Регулятивные:коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения Познавательные:общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться строить графики | презентация Практическая работа № 13 Создаем модели – графики и диаграммы. | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные | ПрР | §12 с. 79 - 82 | |
20 | Наглядное представление о соотношение величин. | Наглядное представление о соотношение величин. | Для чего нужна диаграмма? Цели: научиться строить диаграммы для наглядного представления о соотношении величин в электронных таблицах с помощью приложения Мастер диаграмм; | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Нравственно-этическая ориентация – навыкисотрудничества | Научиться строить диаграммы | презентацияПрактическая работа №13 Создаем модели – графики и диаграммы | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные | ПрР | § 12 с. 82 - 88 | |
21 | Многообразие схем. | Многообразие схем. | Что такое схема? Цели: формировать знания учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о многообразии схем, сформировать умения построения схем. | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Нравственно-этическая ориентация – навыкисотрудничества | Научиться различать схемы | презентация Практическая работа №13. Создам модели – схемы, графики и деревья | Открытия нового знания | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные | ПрР | §13 стр. 89 - 91 | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач Проверочная работа | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач | Что является наглядным средством представления состава и структуры системы? Цели: познакомить учащихся с понятием графа, его элементами; познакомить с понятиями иерархии, иерархическая структура; показать отличие деревьев от других видов графов | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться использовать графы при решении задач | Презентация | Открытия нового знания | ЗСТ Работа учебником Компьютерные | Фронтальный опрос | §13.с. 99 | |
23 | Что такое алгоритм | Жизненные задачи; Последовательность действий; Алгоритм; | Что такое алгоритм. Цель: Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека алгоритмов и их ролью в жизни людей | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться составлять простейшие алгоритмы на естественном языке | презентация | ЗСТ Работа с учебником Компьютерные | ПрР | 14 с. 100 - 102 | ||
24 | Исполнители вокруг нас | Разнообразие исполнителей; Формальные исполнители; Автоматизация. | Как вы понимаете слово исполнитель? Цели: систематизировать представление о исполнителях | Регулятивные:целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные:общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль | амоопределе- | Научиться определять виды исполнителей | Презентация. | ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования | ПрР | § 15 с. 103 - 107 | ||
25 | Формы записей алгоритмов | Фигуры (блоки) блок схемы | Как можно записать алгоритм при помощи геометрических фигур? Цели: | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться записывать алгоритм при помощи блок - схем | Презентация Практическая работа | Практикум | ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования | ПрР | §16 с. 108 - 110 | |
26 | Линейные алгоритмы. Проверочная работа | Линейные алгоритмы | Цель: сформирование понятия о линейных алгоритмах и выработать навыки их разработки | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться Составлять линейные алгоритмы | Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc; Презентация Практическая работа № 15Создаем линейную презентацию Часы. | Комбинированный | ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования | ПрР тест | 17 с. 11 - 112 | |
27 | Алгоритмы с ветвлением | Алгоритмы с ветвлением | Цель: формирование представления об алгоритмах с ветвлениями | Регулятивные:целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться составлять алгоритмы с ветвлением | Презентация Практическая работа №16 Создаем презентацию с гиперссылками Времена года. Создание комбинированных документов. | Комбинированный | ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования | ПрР | 17 с. 112 - 114 | |
28 | Алгоритм с повторением | Алгоритм с повторением | Цели: сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки | Регулятивные:коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные:взаимодейст- | Самоопределе- | Научиться составлять и выполнять алгоритмы с повторением | Презентация Практическая работа № 17. Создаем циклическую презентацию Скакалочка | Открытия нового знания | ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. | Решение задач (инд. и групп) | § 17 с. 114 - 117 | |
29 | Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником | Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником | Цели: дать представление об исполнители чертежник | Регулятивные:коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные:взаимодейст- | Самоопределе- | Научиться писать простейшие программы в среде Чертежник | Презентация Практическая работа | Открытия нового знания | ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. Компьютерные | § 18 с. 118 - 123 | ||
30 | Чертежник учится, или использование вспомогательных алгоритмов | Чертежник учится, или использование вспомогательных алгоритмов | Цель: дать представление вспомогательных алгоритмах в среде Чертежник | Регулятивные:коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные:взаимодейст- | Самоопределе- | Научиться составлять простейшие программы с использованием вспомогательных алгоритмов в среде Чертежник | Презентация Практическая работа | Открытия нового знания | 18 с. 123 - 125 | |||
31 | Конструкция повторения | Цикл ПОВТОРИ N раз | Цель: дать представление о составление программ с помощью конструкции повторения | Регулятивные:контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий Познавательные:информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Коммуникативные:управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться составлять программы на выполнения алгоритма повторения в среде Чертежник | Презентация Практическая работа | ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. Компьютерные | Решение задач (инд. и групп) | § 18 с. 125 - 129 | ||
32 | Контрольная работа. | Цель: проверить знания учащихся по программированию | Регулятивные:целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные:взаимодейст- | Самоопределе- | задачи на программирование | Контроль | задачи | |||||
33 | Выполнение и защита итогового проекта | Цель: | Регулятивные:целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные:общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | Практическая работа №18 Выполняем итоговый проект | практикум | ЗСТ Ценностно-смысловые Компьютерные | Прр | ||||
34 | Создаем многоуровневые списки. Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья | анимация, настройка анимации | Как создать анимированную сцену из мультипликационного фильма? Цель: Дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений | Регулятивные:целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные:общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | Научиться создавать многоуровневые списки, информационные модели | Практическая работа | практикум | ЗСТ Ценностно-смысловые Компьютерные | ПрР | ||
35 | Годовая контрольная работа | Цель: Проверить уровень усвоения материала за учебный год |
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО естественно-математического цикла _______ Ефимова О.В. Протокол №_______ от «___»_______ 2014г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______ Ефимова О. В. «_____»_______ 2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Большеалексеевская СОШ» __________Баскакова С. А. «___»__________ 2014г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ (базовый уровень)» для учащихся 11 классов.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа часов в 11 классе 1 час в неделю, на обучающихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе....
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:· Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 8 класс, Босова, 2015
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 8 класса разработана на основе нормативных документов:- Федерального закон...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 7 класс (Босова)
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика и ИКТ». Федеральн...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 9 класс,ФГОС
Пояснительная записка· Рабочая программа учебного курса по информатике для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, при...