Рабочая программа по информатике 10 класс (базовый уровень) по учебнику И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер
календарно-тематическое планирование (информатика и икт, 10 класс) по теме
Пояснительная записка+Тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_informatika_10_-bazovyy.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Учебная дисциплина: Информатика и ИКТ
Год обучения: 10 класс 10
Учебник: Семакинг И.Г. Информатика 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 4-е изд., испр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 246с.: ил.
Фамилия, имя, отчество учителя: Першина Юлия Ивановна
Количество часов, отводимых на изучение: 70 в неделю 2
ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Семакина И.Г. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса информатики и дает возможность сформировать у учащихся прочные знания и практические навыки работы на компьютере.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
- Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учитель самостоятельно может адаптировать эти задания.
Задания из первого раздела практикума могут выполняться учениками в индивидуальном режиме и объеме. Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной. Ученикам, имеющим домашние компьютеры, эти задания могут быть предложены для домашнего выполнения.
Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».
Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 26, количество контрольных работ - 3.
Учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Лазерный принтер цветной.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
- Операционная система Windows ХР/7.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор WinRar.
- Текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций, электронные таблицы, систему управления базами данных.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Информация | 5 | 4 | 1 |
3 | Информационные процессы в системах | 10 | 8 | 2 |
4 | Информационные модели | 8 | 4 | 4 |
5 | Программно-технические системы реализации информационных процессов | 17 | 7 | 10 |
6 | Технологии использования и разработки информационных систем | 16 | 11 | 5 |
7 | Технологии информационного моделирования | 8 | 4 | 4 |
8 | Основы социальной информатики | 5 | 5 | - |
Всего: | 70 | 44 | 26 |
Общеучебные умения и навыки
1. Учебно-организационные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет);
- уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
2. Учебно-информационные:
- самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
- сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
- представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
3. Учебно-интеллектуальные:
- самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
- перерабатывать полученную информацию для создания нового продукта.
4. Учебно-коммуникативные:
- при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимать систему взглядов и интересов другого человека;
- владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразования;
- толерантно строить отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
Итоги изучения тем
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 10. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс
№ | дата | Тема | Элементы содержания | понятия | Тип и форма урока | теория | практика | Планируемые ЗУН | Вид контроля | Домашнее задание |
план | факт |
Введение |
1 | Инструктаж по ТБ. | определение информатики; основные содержательные линии информатики | Информатика. Структура предметной области инфоматики. | ознакомление с новым материалом лекция | 0 | 1 | знать: в чем состоят цели и задачи изучения курса 10-11 классов; из каких разделов состоит предметная область информатики, ТБ | текущий контроль в форме фронтального УО | Введе-ние. |
Информация (5 часов) |
2 | Понятие информации в науке | предмет изучения данной дисциплины Информатизация общества. Средства информатизации. Информационные технологии. Применение компьютеров и информационных технологий | теоретическая информатика, информатизация, средства программные и технические, информационные технологии, НИТ | ознакомление с нов материалом лекция | 0 | 1 | знать основные задачи теоретичес-кой информации, программные и технические средст-ва информатизации. Уметь приводить примеры использования ПК в профессии | текущий контроль в форме ПО | §1. |
3 | Представление информации, языки, кодирование | дать представление о возможности использования различных способов кодирования одной и той же информации; о различии между равномерным и неравномерным способом кодирования; о первых в истории способах кодиро-вания информации, приме-нявшихся для её передачи по техническим системам связи | кодирование, декодирование, шифрование, дешифрование | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать что такое язык представления информа-ции; какие бывают языки; понятие кодиро-вание и декодирование информации; примеры технических систем кодирования информа-ции: азбуку Морзе, телеграфный код Бодо; понятие шифрование и дешифрование | Индивидуаль-ный и фронтальный опрос | §2. |
4 | Измерение информации. Объемный подход | Алфавитный подход к определению количества информации. Тест “Понятие информации и информационных процессов” | алфавит, мощность алфавита, алфавитный подход, определение бита, единицы измерения | Изучение нового. |
| 1 | знать сущность алфавит-ного подхода к измере-нию информации; опре-деление бита с алфавит-ной точки зрения; связь между размером алфави-та и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации | Промежуточ-ный контроль в форме теста | §3. |
5 | Измерение информации. Содержательный подход | Проверочная работа “Определение количества информации при совершении равновероятных событий”. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. | измерение информации при равновероятностных событиях, формула Шеннона | Изучение нового. | 0 | 1 | знать сущность содержательного подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания образования | Промежу-точный контроль | §4. |
6 | Практическая работа №2.1 «Измерение информации.» | Решение задач на определение количества информации, пересчет количества информации в разные единицы | измерение информации при равновероятностных событиях, формула Шеннона | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном подходе | текущий контроль |
Информационные процессы в системах (10 ч) |
7 | Что такое «система» | Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Примеры систем. Естественные и искусственные (средство достижения цели) системы. Свойства системы. Понятие «подсистема» "системный эффект" Системный подход в науке и практике | системология; система; естественная и искусственная система; свойства систем; подсистема; системный анализ; систематизация экономических систем | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообраз-ность, целостность. Что такое "системный под-ход" в науке и практике. В чем отличаются естественные и искус-ственные системы. Какие типы связей действуют в системах. Уметь приводить примеры систем (в быту, природе, в науке и т.п.) | текущие контроль в форме ИУО | §5. |
8 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах | Структура и состав системы. Связи материальные и информационные | структуры в информационных системах. Классификация информационных систем по сфе-ре применения, по степени авто-матизации, по характеру использования | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать роль информационных процессов в системах, состав и структуру систем управления. Уметь анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные | текущие контроль в форме ИУО | §6. |
9 | Хранение информации | Хранение информации; история развития носителей информации; современные цифровые и компьютерные типы носителей; выбор способа хранения информации. | модель К. Шеннона; процедура кодирования; нецифровые носители; цифровые, исторические, современные; факторы качества носителей | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать историю развития носителей информации; совре-менные цифровые и компьютерные типы носителей; модель. Уметь сопоставлять различные цифровые носители по их свойствам. | текущий контроль в форме ИУО | §7. |
10 | Передача информации | Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах | пропускная способность канала; шума; защита информации от потерь | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать модель К. Шеннона передачи информации по техн. каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость, пропускная способность. Уметь рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи. | Промежу-точный контроль в виде теста | §8. |
11 | Обработка информации и алгоритмы | Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. | основные типы задач обработки информации; понятие испол-нителя обработ-ки информации; понятие алгорит-ма обработки ин-формации; "алго-ритмическая машина"; опре-деление и свой-ства алгоритма управления | Совершенствование знаний, умений, навыков Урок комб. | 1 | 0 | знать основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя информации; понятие алгоритма обработки информации; что такое "алгоритмические машины" в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма; управление алгоритмической машиной | текущие контроль в форме ИУО | §9. |
12 | Автоматическая обработка информации | Изучение исполнителя "Машина Поста" | устройство и система машин Поста | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 1 | 0 | знать устройство и систему команд алгоритмической машины Поста | текущие контроль в форме ИУО | §10. |
13 | Поиск информации В рамках модуля «Время, идеи, люди» | Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации | "набор данных", "ключ поиска", "критерии поиска", "структура данных"; алгоритм последовательного поиска, алгоритм поиска половинным делением, блочный поиск, поиск в иерархической структуре данных | Урок комб. Задание 4 к §11 | 0,5 | 0,5 | знать: что такое "набор данных", "ключ поиска", "критерий поиска", "структура данных"; какие бывают струк-туры, алгоритм последо-вательного поиска; ал-горитм поиска половин-ным делением; что такое блочный поиск; как осу-ществляется поиск в иерархической струк-туре данных. Уметь: осуществлять поиск данных в структуриро-ванных списках, слова-рях, справочниках, энциклопедиях; осущес-твлять поиск в иерархи-ческой файловой структуре компьютера | Промежу-точный контроль | §11. |
14 | Защита данных | Защищаемая информация. Виды угроз для цифровой информации. Криптография и защита информации. Цифровые подписи и сертификаты. | Защищаемая ин-формация, циф-ровая информа-ция, защита, утечка информа-ции, несанкцио-нированное, не-преднамеренное воздействие, ме-ры защиты ин-формации, крип-тография, циф-ровые подписи, сертификаты | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 1 | 0 | Знать: виды угроз цифровой информации, меры защиты информации. Уметь: применять меры компьютерной безопасности, использовать криптографию для несложных задач. | текущие контроль в форме ИУО | §12. |
15 | Практическая работа №2.3 «Шифрование данных.» | Знакомство с простейшими приемами шифрования и дешифрования текстовой информации. | Шифр Цезаря, Виженера, перестановки. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь пользоваться простейшими приемами шифрования и дешифрования. | текущий контроль в форме ИУО |
16 | Практическая работа №2.3 «Шифрование данных.» | Знакомство с простейшими приемами шифрования и дешифрования текстовой информации. | Шифр Цезаря, Виженера, перестановки. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь пользоваться простейшими приемами шифрования и дешифрования. | текущий контроль в форме ИУО |
Информационные модели (8 часов) |
17 | Компьютерное информационное моделирование | Систематизация, углубление знаний и опыт их практического применения. Способы формализации описания систем, структурные модели | определение модели; форма-лизация; инфор-мационная мо-дель; этапы ин-формационного моделирования | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать: определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на ПК | текущий контроль в форме ИУО | §13. |
18 | Структуры данных | Структура данных; задание №15, 16 к §14 | таблицы; элементы прямоугольной таблицы; типы таблиц | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать: структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы | текущий контроль в форме ИУО | §14. |
19 | Практическая работа №2.4 «Структура данных: графы.» | строить граф, дерево, сеть используя PowerPoint | структура данных, граф, разновидности графа; тип связи в графе; элементы дерева, сети | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь: строить граф. модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы | текущий контроль в форме ИУО |
20 | Практическая работа №2.5 «Структура данных: таблицы.» | строить табличные модели используя Excel | таблицы; элементы прямоугольной таблицы; типы таблиц | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь: строить табличные модели по вербальному описанию системы | текущий контроль в форме ИУО |
21 | Пример структуры данных – модели предметной области | Построение структурной модели. | Структура данных, модель предметной области | комб. | 0 | 1 | уметь: строить табличные модели предметной области. | текущий контроль в форме ИУО | §15. |
22 | Алгоритм как модель деятельности | алгоритм, как информационная модель деятельности исполнителя; таблица трассировки - модель работы процессора | алгоритм – модель деятельности; объект моделирования –деятельность исполнителя; формы представления алгоритмов; трассировка | Совершенствование знаний, умений, навыков | 0 | 1 | знать: понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы; учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма | текущий контроль в форме ИУО | §16. |
23 | Практическая работа №2.2 «Управление алгоритмическим исполнителем.» | Стрелочка, строить алгоритмы управления учебным исполнителем | алгоритм - модель деятельности; объект моделирования – деятельность исполнителя; формы представления алгоритмов; трассировка | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь: строить алгоритмы управления учебным исполнителем; осуществлять трассировку алгоритма | текущий контроль в форме ИУО |
24 | Практическая работа №2.6 «Автоматическая обработка данных.» | Программное управление учебным исполнителем алгоритмов. | Исполнитель Черепашка Лого, Чертежник. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь управлять учебным исполнителем алгоритмов. | текущий контроль в форме ИУО |
Программно-технические системы реализации информационных процессов (17 часа) |
25 | Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией | архитектура ПК; оперативная память; кэш-память; внешняя память; процессор (его характеристики); устройства ввода информации; устройства вывода информации; системная магистраль передачи данных; | оперативная память; кэш-память; внешняя память; процессор; устройства ввода; устройства вывода; магистраль | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать: виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера. Иметь представление об архитектуре современных компьютеров. Знать основные элементы компьютера и их характеристики | текущий контроль в форме ИУО | §17. |
26 | Практическая работа №1.1 «Работа в среде операционной системы MS Windows.» | Windows, файловая система, параметры быстродействия, работа с избранными окнами Панели управления, поиск папок и файлов, сбор файлов, вспомогательные приложения Windows | рабочий стол, окно, объект, контексное меню, панель задач, пуск, корзина, мой компьютер | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь: работать в среде Windows XP | текущий контроль в форме ИУО |
27 | Практическая работа №2.7 «Выбор конфигурации компьютера.» | Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. | оперативная память; кэш-память; внешняя память; процесс-сор; устройства ввода; устройства вывода; магистраль | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь: подбирать ПК в зависимости от его назначения; соединять устройства ПК | промежуточный контроль в форме теста |
28 | Практическая работа №2.8 «Настройка BIOS.» | Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы | BIOS, ОС | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь: проводить тестирование компьютера; настраивать BIOS и загружать операционную систему | текущий контроль в форме ИУО |
29 | Программное обеспечение компьютера | программное обеспечение ЭВМ; операционная система; freeware; shareware; интерфейс; буфер обмена; файл; каталог; компьютерный вирус; драйвер; дистрибутив; утилита; архивация; инсталляция ПО | ПО ЭВМ; ОС; freeware; shareware; интерфейс; буфер обмена; файл; каталог; компьютерный вирус; драйвер; дистрибутив; утилита; архивация; инсталляция | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать: что такое программное обеспечение ПК; структуру ПО; прикладные программы и их назначение; системное ПО; функции операционной системы | текущий контроль в форме ИУО | §18. |
30 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | иметь представление об универсальности цифрового представле-ния информации. Знать определения понятий дискретного представ-ления информации, двоичного представле-ния информации. Уметь реализовывать способы двоичного представл-ения информации в компьютере | текущий контроль в форме теста | §19. |
31 | Практическая работа №2.9 «Представление чисел.» | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | знать существенные характеристики двоичной системы счисления | текущий контроль в форме ОУИ |
32 | Практическая работа №2.9 «Представление чисел.» | Компьютерное представление вещественных чисел |
| Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | знать существенные характеристики двоичной системы счисления | Промежуточ-ный контроль в форме контрольной работы |
33 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука | Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы Подходы к представлению графической информации Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись | Кодовые таблицы. MIDI и цифровая запись. Дискретные модели | комб. | 0 | 1 | уметь использовать кодовые таблицы при обработке информации. Уметь представлять текстовую инфор-мацию в компьютере. Знать подходы к представ-лению графической информации | текущий контроль в форме ИУО | §20. |
34 | Практическая работа №2.10 «Представление текста. Сжатие текстов.» | Решение задач и выполнение задании на кодирование и упаковку тестовой |
| Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь кодировать и упаковывать текстовую информацию | текущий контроль в форме ИУО |
35 | Практическая работа №2.11 «Представление изображения и звука.» | Решение задач и выполнение задании на кодирование и упаковку графической и звуковой информации |
| Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | уметь кодировать и упаковывать графическую и звуковую информацию | текущий контроль в форме ИУО |
36 | Современные архитектуры вычислительных систем | история развития ПК | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | текущий контроль в форме ИУО | §21. |
37 | Организация локальных сетей | Назначение, аппаратные средства, топология сетей. Организация передачи данных в сети. | Сервер, локальная сеть, рабочая станция. | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать: организацию, конфигурацию локальных сетей, основные функции сетевой операционной системы | текущий контроль в форме ИУО | §22. |
38 | Организация глобальных сетей | История развития глобальных сетей. Аппаратные средства Интернета. Программное обеспечение, работа Интернета. | Компьютерная грамотность, информационная культура, IP-адрес, доменная система имен, провайдер, протоколы передач. | Знать: организацию глобальных сетей, аппаратные средства и программное обеспечение Интернета, систему адресации в Интернете. | §23. |
39 | Практическая работа №1.7 «Подготовка презентаций: знакомство с пакетом MS PowerPoint.» | Создание анимации | Покадровая анимация | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Знать: понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации. Уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизи-ровать, сохранять и загружать анимацию | текущий контроль в форме ИУО |
40 | Практическая работа №2.12 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети.» | Технологии построения анимационных изображений. |
| Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Знать : понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации. Уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию | текущий контроль в форме ИУО |
41 | Практическая работа №2.12 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети.» | Технологии построения анимационных изображений. |
| Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Знать : понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации. Уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию | текущий контроль в форме ИУО |
Технологии использования и разработки информационных систем (16 часа) |
42 | Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС | Структура и состав системы. Связи материальные и информационные | структуры в ин-формационных системах. Клас-сификация ин-формационных систем по сфере применения, по степени автома-тизации, по ха-рактеру исполь-зования | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | знать роль информационных процессов в системах, состав и структуру систем управления. Уметь анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные | текущие контроль в форме ИУО | §24. |
43 | Компьютерный текстовый документ как структура данных | Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы Подходы к представлению графической информации Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись | Кодовые таблицы. MIDI и цифровая запись. Дискретные модели | комб. | 0 | 1 | уметь использовать кодовые таблицы при обработке информации. Уметь представлять текстовую информацию в компьютере. Знать подходы к представле-нию графической информации | текущий контроль в форме ИУО | §25. |
44 | Практическая работа №1.2 «Текстовый процессор MS Word: ввод, редактирование и форматирование текста.» | Отработка базовых навыков работы с текстовым процессором MS Word/ | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь применять базовые технологии в текстовом процессоре. |
45 | Практическая работа №1.3 «Текстовый процессор MS Word: шрифты, размер символов, начертание.» | Знакомство с возможностями MS Word по оформлению текста путем применения разнообразных шрифтов и их модификаций. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь работать со шрифтами в текстовом процессоре. |
46 | Практическая работа №1.4 «Текстовый процессор MS Word: вставка объектов, работа с таблицами.» | Освоение работы с дополнительными средствами оформления документов в MS Word. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Получить представление об объектах и библиотеках объектов, используемых в Word. Уметь вставлять объекты текстовый документ, создавать и оформлять таблицы. |
47 | Практическая работа №1.5 «Текстовый процессор MS Word: итоговая работа.» | Создание текстового документа с заданными параметрами формата. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь создавать текстовый документ с заданными параметрами формата. |
48 | Практическая работа №1.6 «Векторная графика. Инструментальные средства для рисования MS Word.» | Освоение приемов создания графических изображений в текстовых документах средствами MS Word. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь создавать графические объекты в текстовых документах средствами MS Word. |
49 | Интернет как глобальная информационная система | Коммуникационные, информационные службы Интернета. | Режим on-line, электронная почта, телекон-ференции, форумы прямого общения, Интер-нет-телефония, служба передачи файлов, всемир-ная паутина. | комб. | 0 | 1 | Знать: службы Интернета. Уметь: пользоваться службами Интернета. | текущий контроль в форме ИУО | §26. |
50 | World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. | Структурные составляющие всемирной паутины. Поисковая служба Интернета. | Web-страница, web-сервер, web-сайт, гиперссыл-ка, протокол HTTP, URL-адрес, web-брау-зер, поисковые каталоги, поис-ковые указатели | комб. | 0,5 | 0,5 | Знать и уметь пользоваться структурными составляющими всемирной паутины и ее поисковой службой. | текущий контроль в форме ИУО | §27, 28. |
51 | Web-сайт - гиперструктура данных | Публикации в Интернете. Средства создания web-страниц. Проектирование web-сайта. | Внешние, внутренние гиперсвязи, html-редакторы. | комб. | 0,5 | 0,5 | Знать: структуру web-сайта, средства создания web-страниц. Уметь: пользоваться средствами web-страниц, размещать сайт на web-сервере. | текущий контроль в форме ИУО | §29. |
52 | Геоинформацион-ные системы | Устройство и знакомство с ГИС. | ГИС | комб. | 0,5 | 0,5 | Знать и уметь устройство и область приложений ГИС. | текущий контроль в форме ИУО | §30. |
53 | База данных – основа информационной системы | Назначение, виды моделей базы данных. Структура реляционной модели БД. СУБД. | СУБД | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать: назначение, структуру, виды моделей базы данных. Уметь: создавать базу данных | текущий контроль в форме ИУО | §31. |
54 | Проектирование многотабличной базы данных | Табличная форма модели данных. | Избыточность, отношения и связи в БД, схема БД, целостность БД. | комб. | 0,5 | 0,5 | Уметь: проектировать многотабличную БД. | текущий контроль в форме ИУО | §32. |
55 | Создание базы данных | Создание реляционной базы данных. | комб. | 0,5 | 0,5 | Уметь: создавать реляционную БД. | текущий контроль в форме ИУО | §33. |
56 | Запросы как приложения информационной системы | Запросы – приложения информационной системы. | Запрос, выборка. | комб. | 0,5 | 0,5 | Знать: средства создания запросов. Уметь: создавать запросы, запрос на выборку БД. | текущий контроль в форме ИУО | §34. |
57 | Логические условия выбора данных | Условия выбора данных БД. | Логические выражения и операции. | комб. | 0,5 | 0,5 | Знать: условия выбора – логические выражения, основные логические операции. Уметь: использовать в конструкторе запросов БД условия выбора. | текущий контроль в форме ИУО | §35. |
Технологии информационного моделирования (8 часа) |
58 | Моделирование зависимостей между величинами | Величины и зависимости между величинами. Математические, табличные, графические модели. | Величина, функциональная зависимость, динамическая, математическая модель. | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать зависимости величин. Уметь моделировать зависимости между величинами и способы их отображения. | текущие контроль в форме ИУО | §36. |
59 | Модели статистического прогнозирования | Статистика и статистические данные. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по регрессивной модели. | Статистические данные, метод наименьших квадратов, регрессивная модель | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать о методах сбора, измерения и анализа массовых количественных данных. | текущие контроль в форме ИУО | §37. |
60 | Моделирование корреляционных зависимостей | Моделирование корреляционных зависимостей | Корреляционная зависимость и анализ, коэффициент корреляции. | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать зависимости между величинами, каждая из которых подвергается неконтролируемому разбросу. | текущие контроль в форме ИУО | §38. |
61 | Модели оптимального планирования | Модели оптимального планирования | Оптимальное планирование, целевая функция, математическое программирова-ние. | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать как определять значения плановых показателей с учетом ограниченности ресурсов при условии достижения заданной цели. | текущие контроль в форме ИУО | §39. |
62 | Практическая работа №1.8 «Электронные таблицы: табличный процессор MS Excel.» Задание 1 | Освоение основных операций по созданию, редактированию и оформлению электронной таблицы в среде табличного процессора MS Excel. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь создавать, редактировать и оформлять электронные таблицы в среде табличного процессора MS Excel. |
63 | Практическая работа №1.8 «Электронные таблицы: табличный процессор MS Excel.» Задание 2 | Освоение основных операций по созданию, редактированию и оформлению электронной таблицы в среде табличного процессора MS Excel. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь создавать, редактировать и оформлять электронные таблицы в среде табличного процессора MS Excel. |
64 | Практическая работа №1.9 «Электронные таблицы: деловая графика в MS Excel.» Задание 1 | Освоение основных приемов работы с мастером диаграмм табличного процессора MS Excel. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь работать с мастером диаграмм табличного процессора MS Excel. |
65 | Практическая работа №1.9 «Электронные таблицы: деловая графика в MS Excel.» Задание 2 | Освоение основных приемов работы с мастером диаграмм табличного процессора MS Excel. | Совершенствование знаний, умений, навыков Практическая работа | 1 | 0 | Уметь работать с мастером диаграмм табличного процессора MS Excel. |
Основы социальной информатики (5 часа) |
66 | Информационные ресурсы | Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов и услуг. | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | текущие контроль в форме ИУО | §40. |
67 | Информационное общество | Основные черты информационного общества. Изменение структуры экономики и труда. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий. Информационный кризис. Доступ к информации. Информационная культура. | Информацион-ный кризис, информационная культура. | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать хронологию информационного общества и его характеристики, элементы информационной культуры. | текущие контроль в форме ИУО | §41. |
68 | Правовое регулирование в информационной сфере | Правовое регулирование в информационной сфере | Законы РФ | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать законы, регулирующие деятельность в информационной сфере. | текущие контроль в форме ИУО | §42. |
69 | Проблема информационной безопасности | Национальная безопасность и интересы РФ. Методы обеспечения национальной безопасности. Проблема информационного неравенства. | Доктрина информационной безопасности РФ | Усвоение новых знаний Урок - лекция | 0 | 1 | Знать проблемы информационного общества, информационной безопасности РФ. | текущие контроль в форме ИУО | §43. |
70 | Годовая работа в форме теста по материалам ЕГЭ на ПК | Итоговый контроль и учет знаний и навыков Семинар | 0 | 1 | итоговый контроль в форме ЕГЭ |
программа информатика 10 Б,В,Г класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 11 класс (,базовый уровеньень) к учебнику И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер
Пояснительная записка+тематическое планирование...
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...