ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов, рассчитанная на учебный план 140 часов
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
ПРОГРАММА
курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов,
рассчитанная на учебный план 140 часов (расширенный курс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ktp_10-11kl_po2chasa.doc | 487.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов,
рассчитанная на учебный план 140 часов
Пояснительная записка
Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2012 г.) на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 70 часов учебного времени (1+1 урок в неделю). С привлечением вариативного компонента БУП это количество часов может быть увеличено. Типичной ситуацией для ряда общеобразовательных школ является увеличение учебного времени в 2 раза, т.е. до 140 часов (2+2 урока в неделю). Настоящая программа составлена в расчете на такой вариант учебного плана.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2012 г.), включающим в себя:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
- Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Программа и учебный план, представленные в методическом пособии [3], рассчитаны на 70-часовой объем курса. Курс объемом 140 часов далее будем называть расширенным курсом.
Изучение расширенного курса сохраняет все основные цели и принципы, которые подробно описаны в методическом пособии [3]. Основной целью по-прежнему остается выполнение требований Государственного Образовательного Стандарта. В том же пособии отмечено, что работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного (а, тем более – креативного) уровня усвоения курса является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени – основного ресурса учебного процесса.
Первой дополнительной целью изучения расширенного курса является достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала. Книги [1] и [2] в основном обеспечивают необходимым для этого учебным и дидактическим материалом. Качественно освоить весь этот материал в полном объеме, имея 1 урок в неделю, практически невозможно. Кроме того, источником дополнительного учебного материала может служить задачник-практикум [4].
Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4-х предметов информатика и ИКТ будет востребована при поступлении на многие популярные специальности.
ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки выпускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня. Программа расширенного курса предусматривает выделение дополнительного времени для углубленного изучения этих тем. Используя базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ. При этом не нарушается логика изучения основной (70-часовой) версии курса. Так углубленное изучение систем счисления происходит за счет дополнительного времени в рамках темы «Дискретные модели данных в компьютере». Углубленное изучение логики происходит в рамках темы «Построение запросов к базам данных». Дополнительное время для работы с учебными исполнителями алгоритмов, для построения алгоритмов работы с величинами выделяется в теме «Алгоритм – модель деятельности».
Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня и по этой причине не представлено в книгах [1], [2] и в тематическом плане в методическом пособии [3]. Вводный раздел программирования на Паскале имеется в учебнике для 9 класса. В расширенном курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в учебный план включена дополнительная тема «Программирование» общим объемом 24 часа. Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса объемом 14 часов, вторая часть – в начале 11 класса объемом 10 часов. Для изучения этой темы предлагается использовать учебное пособие [4], раздел 4.4 «Программирование на языках высокого уровня», где имеется справочный материал по Паскалю, примеры программ и многочисленные задания для программирования. Дополнительно можно использовать другие учебные пособия по программированию. Например, книгу: Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Что касается языка программирования, то им не обязательно должен быть Паскаль. Например, если в основной школе ученики знакомились с программированием на Бейсике, то в старших классах может быть продолжено изучение Бейсика в той же методической последовательности, что предлагается в данной программе для Паскаля (см. ниже). В заданиях ЕГЭ по программированию допускается использование трех языков: Паскаль, Бейсик, Си.
Примерный тематический план изучения раздела «Программирование»
Тема | К-во часов | Раздел в пособии [4] |
1. Программирование линейных алгоритмов | 2 | 4.4.1 |
2. Программирование ветвящихся алгоритмов | 3 | 4.4.2 |
3. Программирование циклических алгоритмов | 4 | 4.4.3 |
4. Работа с массивами | 5 | 4.4.4 |
5. Подпрограммы | 5 | 4.4.5 |
6. Обработка строк | 5 | 4.4.6. |
Помимо указанной литературы учитель может использовать и другие источники для изучения дополнительного материала. Из числа книг, выпускаемых издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» рекомендуем следующие издания:
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. «Математические основы информатики» (учебное пособие и методическое пособие)
Нурмухамедов Г. М. Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики. Элективный курс : учебное пособие.
Отметим, что вторая книга предназначена именно для расширенной подготовки учащихся 10-11 классов, изучающих информатику на базовом уровне.
Для подготовки к сдаче ЕГЭ рекомендуем использовать материалы, размещенные в Интернете на сайтах поддержки ЕГЭ: www.ctege.org/ , www.fipi.ru.
Представленный ниже тематический учебный план носит ориентировочный характер. В реальном учебном процессе возможны вариации количества часов, отводимых на отдельные темы, по усмотрению учителя. Предусмотрен резерв учебного времени общим объемом 11 часов. Учитель может использовать это время для контрольных мероприятий (тесты, контрольные работы). Если подготовка к ЕГЭ по информатике является актуальной задачей для значительной части учеников класса, то часть резервного учебного времени можно использовать для разбора заданий ЕГЭ предыдущих лет, а также демоверсии за текущий год.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Место курса в решении общих целей и задач
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на III ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения курса – «Информатика 10-11»:
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Защита информации
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Лазерный принтер цветной.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
- Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
- Система программирования TurboPascal.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Пояснения к тематическому планированию
В таблицах 1 и 2 представлены тематические планы занятий, соответственно, в 10 и 11 классах. В столбце I присутствуют названия тем в порядке их изучения. В скобках указаны соответствующие параграфы из учебника [1]. Столбцы II, III, IV содержат указания на распределение учебного времени согласно плану основного (70-часового) варианта изучения курса (точно так же, как в учебном плане в пособии [3]). Столбцы V, VI, VII относятся к дополнительному содержанию расширенного (140-часового) варианта изучения курса. В столбце VII «Доп. источники» указаны учебные пособия, в которых присутствует дополнительный учебный материал. Здесь использованы обозначения : П - практикум [2], З-П – задачник-практикум [4], У – учебник [1].
Таблица 1. Тематический план занятий по первой части курса (10 класс)
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) | Доп. часы | Содержание доп. занятий | Доп. источники |
I | II | III | IV | V | VI | VII |
1. Введение. Структура информатики. | 1 | 1 | ||||
2. Информация. Представление информации (§§1-2) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) | |||
3. Измерение информации (§§3-4) | 3 | 2 | 1 (№2.1) | 2 | Решение задач | П 2.1 З-П 1.3, 1.4 |
4. Введение в теорию систем (§§5-6) | 2 | 1 | 1 (задания из раздела 1) | 1 | Выполнение дополнительных заданий на тему «Систематизация» | З-П 2.1.4 |
5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) | |||
6. Обработка информации (§§9-10) | 3 | 2 | 1 (№2.2) | 2 | Программирование машины Поста | П 2.2 З-П 4.2.1 |
7. Поиск данных (§11) | 1 | 0,5 | 0,5 (Вопросы и задания к §11 учебника) | |||
8. Защита информации (§§12) | 2 | 1 | 1 (№2.3) | |||
9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15) | 4 | 2 | 2 (№2.4, №2.5) | |||
10. Алгоритм – модель деятельности (§§16) | 2 | 1 | 1 (№2.6) | 4 | 2 ч. Управление алгоритмическими исполнителями | П 2.6 З-П 4.2.3. 4.2.4 |
2 ч. Алгоритмы работы с величинами | З-П 4.3 | |||||
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18) | 4 | 2 | 2 (№2.7, №2.8) | |||
12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20) | 5 | 2 | 3 (№2.9, №2.10, №2.11) | 5 | 2 ч. Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел в памяти компьютера. | П 2.9 З-П 1.5 |
1 ч. Кодирование текста. Сжатие текста (алгоритм Хаффмена) | П 2.10 З-П 3.1.3 | |||||
2 ч. Кодирование изображения и звука | П 2.11 З-П 3.1.5, 3.1.6 | |||||
13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23) | 2 | 1 | 1 (№2.12) | 2 | 1 ч. Дополнительное время на теорию 1 ч. Демонстрация презентаций | Учебник §§21-23 |
14. Программирование для ЭВМ (Паскаль) | 14 | 4 ч. Теория 10 ч. Практическая работа | З-П раздел 4 | |||
Всего часов: | 35 | 30 |
Всего 65 ч. (резерв – 5 часов)
Таблица 2. Тематический план занятий по второй части курса (11 класс)
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) | Доп. часы | Содержание доп. занятий | Доп. источники |
I | II | III | IV | V | VI | VII |
1. Программирование для ЭВМ (продолжение) | 11 | 2 ч. Теория 8 ч. Практика | З-П раздел 4 | |||
2. Информационные системы (§24) | 1 | 0,5 | 0,5 (Вопросы и задания к §24) | |||
3. Гипертекст (§25) | 2 | 1 | 1 (№3.1) | 1 | Дополнительное время на выполнение практических заданий | П 3.1 |
4. Интернет как информационная система (§§26-28) | 6 | 3 | 3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5) | 2 | Дополнительное время на выполнение практических заданий | П 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 З-П |
5. Web-сайт (§29) | 3 | 1 | 2 (№3.6, №3.7*) | 2 | Дополнительное время на создание web-сайта | П 3.7 |
6. ГИС (§30) | 2 | 1 | 1 (№3.8) | |||
7. Базы данных и СУБД (§§31-33) | 5 | 3 | 2 (№3.9, 3.10) | 2 | Выполнение заданий на самостоятельную разработку многотабличной базы данных | П 3.10 Задания на самостоятельную разработку |
8. Запросы к базе данных (§§34-35) | 5 | 2 | 3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*) | 5 | 3ч. Основы логики, решение логических задач | З-П 1.6 |
2 ч. Дополнительное время на выполнение практических заданий | П 3.14, 3.15 | |||||
9. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37) | 4 | 2 | 2 (№№ 3.16, 3.17) | 2 | 1 ч. На теоретический материал §37. 1 ч. Дополнительное время на выполнение самостоятельного задания из работы 3.17 | П 3.17 |
10. Корреляционное моделирование (§38) | 2 | 1 | 1 (№3.18) | 1 | Дополнительное время на выполнение самостоятельного задания из работы 3.18 | П 3.18 |
11. Оптимальное планирование (§39) | 2 | 1 | 1 (№3.19) | 3 | 1 ч. Дополнительное время на разбор теории 2 ч. Дополнительное время на выполнение самостоятельного задания | У §39 П 3.19 |
12. Социальная информатика (§§40-43) | 3 | 2 | 1 (Реферат-презентация) | 1 | Дополнительное время на обсуждение рефератов и дискуссии | У §§40-43 |
Всего часов: | 35 | 30 |
Всего 65 ч. (резерв 5 часов)
10 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Контрольно- измерительные материалы | Домашнее задание | Дата проведения урока | |||
знания | умения | ОУУН и способы деятельности | по плану | фактически | |||||||
1 | Введение. Структура информатики | 1 | Урок - лекция | Беседа | - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах - из каких частей состоит предметная область информатики - три философские концепции информации - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации - что такое язык представления информации; какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации - примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо - понятия «шифрование», «дешифрование». | - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы | - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации - определение бита с алфавитной т.з. - сопоставлять связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов) - соизмерять связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб -использовать для решения задач сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации - определение бита с позиции содержания сообщения | ПТБ стр. 5-7 | |||
2 | Информация. Представление информации | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §1-2 | ||||||
3 | Информация. Представление информации | 1 | Комбинированный урок | Беседа, практикум на компьютере | §1-2 | ||||||
4 | Пр/работа «Представление информации» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 1 | Пр/работа№ 1 | Практическая работа | §1-2 | |||||
5 | Измерение информации | 1 | Лекция | Решение задач, практикум на компьютере | §3-4 | ||||||
6 | Измерение информации. Контрольное тестирование | 1 | Комбинированный урок | Тест | §3-4 | ||||||
7 | Пр/работа«Измерение информации» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 2 | Пр/работа№ 2 | Практическая работа | §3-4 | |||||
8 | Решение задач | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §3-4 | ||||||
9 | Решение задач | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §3-4 | ||||||
10 | Введение в теорию систем | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Беседа, практикум на компьютере | - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем: целесообразность, целостность - чем отличаются естественные и искусственные системы - какие типы связей действуют в системах - роль информационных процессов в системах - состав и структуру систем управления - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики | - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста - ориентироваться в граф-моделях - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы | - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. -осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях - осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера - применять меры защиты личной информации на ПК - применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме) - строить табличные модели по вербальному описанию системы | §5-6 | |||
11 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах | 1 | Комбинированный урок | Беседа, практикум на компьютере | §5-6 | ||||||
12 | Пр/работа«Информационные процессы в системах» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 3 | Пр/работа№ 3 | Практическая работа | §5-6 | |||||
13 | Решение задач по теме «Систематизация» | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §5-6 | ||||||
14 | Процессы хранения и передачи информации | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §7-8 | ||||||
15 | Обработка информации | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §9-10 | ||||||
16 | Обработка информации | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума | §9-10 | |||||
17 | Процессы хранения и передачи информации. Решение задач | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §7-10 | ||||||
18 | Пр/работа«Процессы передачи и хранения информации» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 4 | Пр/работа№ 4 | Практическая работа | §7-10 | |||||
19 | Программирование машины Поста | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Решение задач, практикум на компьютере | - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста - что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска» - что такое «структура данных»; какие бывают структуры - алгоритм последовательного поиска - алгоритм поиска половинным делением | ЗП 4.2.1 | |||||
20 | Программирование машины Поста | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП 4.2.1 | ||||||
21 | Поиск данных | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §11 | ||||||
22 | Защита информации | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере |
- этапы информационного моделирования на компьютере - что такое граф, дерево, сеть | §12 | |||||
23 | Пр/работа«Шифрование данных» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 5 | Пр/работа№ 5 | Практическая работа | §12 | |||||
24 | Информационные модели и структуры данных. | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §13-15 | ||||||
25 | Информационные модели и структуры данных | 1 | Лекция | Решение задач, практикум на компьютере | §13-15 | ||||||
26 | Пр/работа«Структуры данных. Графы. Таблицы» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 6 | Пр/работа№ 6 | Практическая работа | §13-15 | |||||
27 | Кр/работапо теме «Информационные процессы и модели» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Кр/работа по теме «Информационные процессы и модели» | §13-15 | ||||||
28 | Алгоритм – модель деятельности | 1 | Лекция | Беседа | - понятие алгоритмической модели - способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык - что такое трассировка алгоритма | - строить алгоритмы управления учебными исполнителями - осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы | - подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения - соединять устройства ПК - производить основные настройки БИОС - работать в среде операционной системы на пользовательском уровне | §16 | |||
29 | Пр/работа«Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 7 | Пр/работа№ 7 | Практическая работа | §16 | |||||
30 | Управление алгоритмическими исполнителями | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §16 | ||||||
31 | Управление алгоритмическими исполнителями | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §16 ЗП 4.2.3, 4.2.4 | ||||||
32 | Алгоритмы работы с величинами | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §16, ЗП 4.3 | ||||||
33 | Кр/работапо теме «Алгоритмы» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Кр/работа по теме «Алгоритмы» | §16 | ||||||
34 | Компьютер: аппаратное и программное обеспечение | 1 | Лекция | Решение задач, практикум на компьютере | - архитектуру персонального компьютера - что такое контроллер внешнего устройства ПК - назначение шины - в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК - основные виды памяти ПК - что такое системная плата, порты ввода-вывода - назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. - что такое программное обеспечение ПК - структура ПО ПК - прикладные программы и их назначение - системное ПО; функции операционной системы - что такое системы программирования - основные принципы представления данных в памяти компьютера- представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел - представление текста - представление изображения; цветовые модели - в чем различие растровой и векторной графики - дискретное (цифровое) представление звука - назначение и топологии локальных сетей - что такое многопроцессорные | -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета | - идею распараллеливания вычислений вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации - технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) - основные функции сетевой операционной системы - историю возникновения и развития глобальных сетей - что такое Интернет - систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен) - способы организации связи в Интернете - принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP | §17-18 | |||
35 | Компьютер: аппаратное и программное обеспечение | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §17-18 | ||||||
36 | Пр/работа«Выбор конфигурации компьютера» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 8 | Пр/работа№ 8 | Практическая работа | §17-18 | |||||
37 | Пр/работа«Настройка BIOS» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 9 | Пр/работа№ 9 | Практическая работа | §17-18 | |||||
38 | Дискретные модели данных в компьютере | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Решение задач, практикум на компьютере | §19-20 | ||||||
39 | Дискретные модели данных в компьютере | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §19-20 | ||||||
40 | Пр/работа«Представление чисел» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 10 | Пр/работа№ 10 | Практическая работа | §19-20 ЗП 1.5 | |||||
41 | Пр/работа«Представление текстов. Сжатие текстов» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 11 | Пр/работа№ 11 | Практическая работа | §19-20 ЗП 1.5 | |||||
42 | Пр/работа«Представление изображения и звука» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 12 | Пр/работа№ 12 | Практическая работа | §19-20 ЗП 1.5 | |||||
43 | Кр/работапо теме «СПО и ППО компьютера» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Кр/работапо теме «СПО и ППО компьютера» | §19-20 | ||||||
44 | Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел в памяти компьютера | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Решение задач, практикум на компьютере | типы систем счисления; системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение таблич-ного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм; | перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления; перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления; создание структуры ЭТ и заполнение её данными; редактирование электронной таблицы; использование шрифтового оформления и других операций форматирования; запись формул и использование в них встроенных функций; создание и редактирование диаграммы; | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | §19-20 ЗП 1.5 | |||
45 | Кодирование текста. Сжатие текста (алгоритм Хаффмена) | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §19-20 ЗП 3.1.5 | ||||||
46 | Кодирование изображения и звука | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §19-20 ЗП 3.1.5, 3.1.6 | ||||||
47 | Кодирование изображения и звука | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §19-20 ЗП 3.1.5, 3.1.6 | ||||||
48 | Многопроцессорные системы и сети | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | §21-23 | ||||||
49 | Пр/работа«Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 13 | Пр/работа№ 13 | Практическая работа | §21-23 | |||||
50 | Пр/работа«Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 14 | Пр/работа№ 14 | Практическая работа | §21-23 | |||||
51 | Зачётная работа по теме «Модели данных в компьютере, многопроцессорные системы и сети» | Урок проверки знаний и умений | Зачётная работа по теме «Модели данных в компьютере, многопроцессорные системы и сети» | ||||||||
52 | Программирование для ЭВМ. Работа с величинами | 1 | Лекция | Решение задач, практикум на компьютере | назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива; | разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; | выполнение действий по инструкции, алгоритму; составление алгоритмов; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | ЗП § 4.4.1 | |||
53 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.2 | ||||||
54 | Программирование ветвящихся алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.2 | ||||||
55 | Программирование ветвящихся алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.2 | ||||||
56 | Программирование циклических алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.3 | ||||||
57 | Программирование циклических алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.3 | ||||||
58 | Работа с массивами | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.4 | ||||||
59 | Работа с массивами | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.4 | ||||||
60 | Работа с массивами | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.4 | ||||||
61 | Работа с массивами | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.4 | ||||||
62 | Подпрограммы | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4 | ||||||
63 | Подпрограммы | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4 | ||||||
64 | Обработка строк | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4 | ||||||
65 | Обработка строк | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4 | ||||||
66 | Кр/работапо теме « Программирование» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Кр/работапо теме «Программиро-вание» | |||||||
67 | Повторение | 1 | Комбинированный урок | Беседа, практикум на компьютере | определение проблем собственной учебной деятельности и устранение их причины; | ||||||
68 | Годовая Кр/работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | Годовая контрольная работа | |||||||
69 | Повторение изученного за год | 1 | Комбинированный урок | Беседа, доклады, сообщения | определение проблем собственной учебной деятельности и устранение их причины; | ||||||
70 | Подведение итогов за курс 10 класса | 1 | Комбинированный урок | Беседа, рефераты и сообщения |
11 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Контрольно- измерительные материалы | Домашнее задание | Дата проведения урока | |||
знания | умения | ОУУН и способы деятельности | по плану | фактически | |||||||
1 | Введение. Правила техники безопасности. | 1 | Урок - лекция | Беседа | - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 11 классе; | - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения; - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы | - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации - определение бита с алфавитной т.з. - определение бита с позиции содержания сообщения | ПТБ, записи в тетради | |||
2 | Повторение. Измерение информации. Решение задач. | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | записи в тетради | ||||||
3 | Входное контрольное тестирование. | 1 | Урок проверки знаний и умений | Тестирование | Тестирование | повторить ЗП § 4.4 | |||||
4 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 1 | Решение задач, практикум на компьютере | основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива; | разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; | выполнение действий по инструкции, алгоритму; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; сравнение полученных результатов с учебной задачей; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | Практическая работа | ЗП § 4.4.2 | ||
5 | Программирование ветвящихся алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.2 | ||||||
6 | Программирование циклических алгоритмов | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.3 | ||||||
7 | Работа с одномерными массивами | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.4 | ||||||
8 | Работа с двумерными массивами | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 2 | Решение задач, практикум на компьютере | Практическая работа | ЗП § 4.4.4 | |||||
9 | Работа с двумерными массивами | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4.4 | ||||||
10 | Подпрограммы | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4 | ||||||
11 | Обработка строк | 1 | Комбинированный урок | Решение задач, практикум на компьютере | ЗП § 4.4 | ||||||
12 | Решение задач. | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 3 | Решение задач, практикум на компьютере | Практическая работа | ЗП § 4.4 | |||||
13 | Кр/работа по теме « Программирование» | 1 | Комбинированный урок | Контрольная работа | Кр/работапо теме «Программиро-вание» | ||||||
14 | Понятие информационной системы, классификация ИС. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, практикум на компьютере | понятие информационной системы, их классификации | создание гипертекста | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | § 24, задание в тетради | |||
15 | Гипертекст | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 25, задание в тетради | ||||||
16 | Гипертекст | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 25, задание в тетради | ||||||
17 | Пр/работа «Гипертекстовые структуры» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 4 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 25, П 3.1 | |||||
18 | Интернет как информационная система | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Лекция, работа с учебником и на ПК | основные протоколы передачи данных; назначение программы-браузера и её управляющих элементов; технология поиска информации в сети Интернет; | создание простейших Web-страниц; | сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ; преобразование информации одного вида в другой; представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата; передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке; | § 26, задание в тетради | |||
19 | Интернет как информационная система | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 27, задание в тетради | ||||||
20 | Пр/работа«Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 5 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 24-27, П 3.2 | |||||
21 | Пр/работа«Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 6 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 24-27, П.3.3 | |||||
22 | Пр/работа«Интернет: сохранение загруженных web-страниц » | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 7 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 24-27, П 3.4 | |||||
23 | Средства поиска данных в сети Интернет | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 28, задание в тетради | ||||||
24 | Пр/работа«Интернет: работа с поисковыми системами» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 8 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 24-28, П 3.5 | |||||
25 | Web-сайт – гиперструктура данных. | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Беседа, работа с учебником | § 29, отвечать на вопросы | ||||||
26 | Пр/работа«Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word » | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 9 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 29, П 3.6 | |||||
27 | Пр/работа«Интернет: создание Web-сайта на языке HTML » | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 10 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 29, П 3.7* | |||||
28 | Зачётная работа: «Создание Web-сайта на языке HTML » | 1 | Урок проверки знаний и умений | Практикум на компьютере | Зачёт | § 24-29 | |||||
29 | Геоинформационные системы. | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Беседа, работа с учебником и на ПК | понятие ГИС, их разновидности | устанавливать на свой компьютер ГИС | пользоваться разными ГИС для получения необходимой информации | § 30, отвечать на вопросы | |||
30 | Пр/работа«Поиск информации в геоинформационных системах» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 11 | Практикум на компьютере | Пр/работа | § 30, П 3.8 | |||||
31 | База данных – основа информационной системы | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Лекция, работа с учебником и на ПК | понятие базы данных и ее основных элементов; технология создание и редактирования баз данных; технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации; назначение и технология создания форм, отчетов, запросов; | создание и редактирование базы данных; заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных; создание и редактирование формы; осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы; реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов; реализация запросов со сложными условиями выборки; | оперирование понятиями, суждениями; установление причинно-следственных связей; классификация информации; умение составлять таблицы, схемы, графики; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; | § 31, отвечать на вопросы | |||
32 | Проектирование многотабличной базы данных | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 32, отвечать на вопросы | ||||||
33 | Создание базы данных | 1 | Урок проверки знаний и умений | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 33, отвечать на вопросы | ||||||
34 | Пр/работа«Знакомство с СУБД MS Access» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 12 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 31-33, П 3.9 | |||||
35 | Пр/работа«Создание базы «Приёмная комиссия»» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 13 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 31-33, П 3.10 | |||||
36 | Пр/работа«Самостоятельная разработка информационной системы»» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 14 (начало работы) | Беседа, работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 31-33, П 3.10 для СР | |||||
37 | Пр/работа«Самостоятельная разработка информационной системы»» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 14 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 30, П 3.10 для СР | |||||
38 | Запросы к базе данных как приложения информационной системы | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Лекция, работа с учебником | § 34, отвечать на вопросы | ||||||
39 | Запросы к базе данных как приложения информационной системы | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | |||||||
40 | Пр/работа«Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 15 | Работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 34, П 3.11, 3.12 | |||||
41 | Пр/работа«Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей»» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 16 | Работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 34, П 3.13, 3.14 | |||||
42 | Зачётная работа «Создание отчёта для БД» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 17 | Работа с учебником и на ПК | Зачёт | § 30-34, П 3.15 | |||||
43 | Основы логики. | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Лекция, работа с учебником | основные логические операции; законы логики | применять логические законы и операции для решения логических задач | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | § 35, выучить конспект | |||
44 | Основы логики. Решение задач. | 1 | Комбинированный урок | Практикум решения логических задач | § 35, задание в тетради | ||||||
45 | Основы логики. Решение задач. | 1 | Комбинированный урок | Практикум решения логических задач | § 35, задание в тетради | ||||||
46 | Основы логики. Решение задач. | 1 | Комбинированный урок | Практикум решения логических задач | § 35, задание в тетради | ||||||
47 | Основы логики. Решение задач. | 1 | Урок проверки знаний и умений | Практикум решения логических задач | Самостоятель-ная работа | § 35, задание в тетради | |||||
48 | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Беседа, работа с учебником и на ПК | основные виды классификации моделей; основные типы информационных моделей; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения; | разработка схемы моделирования для любой задачи; построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере; выделение объекта управления и управляющего воздействия; | умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта; | § 36, отвечать на вопросы | |||
49 | Пр/работа«Получение регрессионных моделей в MS Excel» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 18 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 36, П 3.16 | |||||
50 | Модели статистического прогнозирования | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 37, отвечать на вопросы | ||||||
51 | Модели статистического прогнозирования | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 37, задание в тетради | ||||||
52 | Пр/работа«Прогнозирование в MS Excel» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 19 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Пр/работа | § 37, П 3.17 | |||||
53 | Пр/работа«Получение регрессионных зависимостей» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 20 | Работа с учебником и на ПК | Самостоятель-ная практичес-кая работа | § 37, П 3.17 для СР | |||||
54 | Модели корреляционных зависимостей | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 38, отвечать на вопросы | ||||||
55 | Пр/работа«расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 21 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Практическая работа | § 38, П 3.18 | |||||
56 | Пр/работа«Корреляционные зависимости» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 22 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Самостоятель-ная практичес-кая работа | § 38, П 3.18 для СР | |||||
57 | Модели оптимального планирования | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений | Лекция, работа с учебником и на ПК | § 39, отвечать на вопросы | ||||||
58 | Модели оптимального планирования | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником и на ПК | § 39, задание в тетради | ||||||
59 | П/р«Решение задачи оптим план-ия в MS Excel» | 1 | Лабораторно-Пр/р№ 23 | Беседа, работа на ПК | Практическая работа | § 39, П 3.19 | |||||
60 | Пр/работа«Оптимальное планирование» | 1 | Лабораторно-Пр/работа№ 24 | Беседа, работа с учебником и на ПК | Самостоятель-ная практичес-кая работа | § 39, П 3.19 для СР | |||||
61 | Зачёт по теме «Моделирование зависимостей» | 1 | Урок проверки знаний и умений | Беседа, практикум на ПК | Зачёт | § 36-39, повторить | |||||
62 | Информационные ресурсы | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся | проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных; | умение определять основные компоненты информационной культуры человека; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | § 40, отвечать на вопросы, сообщения | |||
63 | Информационное общество | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся | § 41, отвечать на вопросы, сообщения | ||||||
64 | Правовое регулирование в информационной сфере | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся | § 42, отвечать на вопросы, сообщения | ||||||
65 | Проблема информационной безопасности | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником, сообщения учащихся | § 43, отвечать на вопросы, сообщения | ||||||
66 | Повторение изученного за год | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником, сообщения | |||||||
67 | Повторение изученного за год | 1 | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебником, сообщения | |||||||
68 | Годовая контрольная работа | 1 | Урок провер-ки знаний и умений | Контрольная работа | Итоговая контрольная работа | § 40-43 повторить, рефераты | |||||
69 | Повторение изученного за год | 1 | Комбинированный урок | Беседа, доклады, сообщения | |||||||
70 | Подведение итогов за курс 11 класса | 1 | Комбинированный урок | Беседа, рефераты и сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 10 класс (базовый уровень) к учебнику автора Атанасян Л.С. - 1,5 часа в неделю
Рабочая программа по геометрии 10 класс 1,5 часа в неделю...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:· Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю).Пояснительная записка Основными норм...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» базовый уровень, 9 класс,ФГОС
Пояснительная записка· Рабочая программа учебного курса по информатике для 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, при...
Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 9 «А», «Б», «В», «Г», «Д» классов на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17...