Рабочая программа курса «Информатика» 5 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Кликодуев Владимир Валерьевич

Рабочая программа курса

«Информатика» 5 класс

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин.-2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_5.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           «СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по  УВР средней

общеобразовательной школы №20

______________   Т.А.Гордеева

«______» августа 201__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ  средней

общеобразовательной школы №20

_____________ О.М.Дудникова

«______» августа 201__ г.

   

Рабочая программа курса

«Информатика» 5 класс

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин.-2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»

Составитель:

Кликодуев Владимир Валерьевич

Учитель информатики                                                                                                                                

        

         

Нижний Новгород

2014г.

Содержание

Страницы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Общая характеристика учебного предмета

4

Описание места учебного предмета в учебном плане

5

Результаты освоения учебного предмета

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами. С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

Рабочая программа по информатике и ИКТ  составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
  • примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263);
  • федерального перечня учебников (приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
  • учебного плана МБОУ средней общеобразовательной школы № 20.

За основу рабочей программы взята авторская программа курса Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы /Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин.-2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux, Windows в образовательном процессе.

Рабочая программа составлена с учетом учебно-методического комплекта:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова.– 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2.  «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»
  3. «Информатика и ИКТ 5-7 классы. Методическое пособие (имеется СD- ROM с набором цифровых образовательных ресурсов). Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.

Срок реализации рабочей программы: 2014-2015 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для  формирования функциональной грамотности, социализации школьников для повышения мотивации последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

В основу курса информатики и ИКТ для 5 класса положены следующие идеи:

  • Целостность и непрерывность, означающее, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени начинается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета;
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и  включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых;
  • Практическая направленность –формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни;
  • Развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Изучение информатики и ИКТ в  5 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  

-формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  

-овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы;

- стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» входит в предметную область «Информатика» в соответствии с учебным планом, реализуемым МБОУ СОШ№20 в 2014- 2015 учебном году. Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет  35 учебных часа в год. Программой предусмотрено проведение:

практических работ – 15;

проверочные работы – 3;

контрольная работа – 1;

творческая работа – 1.

На первом уроке в сентябре и первом уроке в январе учебного года с учащимися 5 класса проводится вводный и повторный  инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики соответственно. Текущий инструктаж по ТБ проводится перед каждой практической  работой.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

1. Компьютер для начинающих (8 часов)

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь.1 Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас ( часов)

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в 20 веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.

Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (12 часов)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа.  Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.

Создание движущихся изображений.

_________________________

1Курсивом отмечен дополнительный материал

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Компьютер для начинающих.

8

2.

Информация вокруг нас.

15

3.

Информационные технологии.

12

                  Итого:

35

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Т.Б. и организация рабочего места. Информация-Информатика-Компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. ПР №1. Знакомимся с клавиатурой.

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. ПР №2. Осваиваем мышь.

Главное меню. Запуск программ. ПР №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

Управление компьютером с помощью меню. Проверочная работа (итоговая за I четверть). ПР №4. Знакомимся с компьютерными меню.

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Кодирование информации.

Формы представления информации. Метод координат.

Текст как форма представления информации. Логичекая игра.

Табличная форма представления информации. Игра "Морской бой"

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа (итоговая за II четверть)

Обработка информации. ПР №5. Выполняем вычисления с помощью программы. Калькулятор.

Обработка текстовой информации. ПР №6. Вводим текст.

Обработка текстовой информации. ПР №7. Редактируем текст.

Редактирование текста. Работа с фрагментами. ПР №8.Работаем с фрагментами текста.

Редактирование текста. Поиск информации. ПР №8. Работаем с фрагментами текста.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

Форматирование – изменение формы представления информации. ПР №9. Форматируем текст.

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. ПР №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

Инструменты графического редактора. ПР №11. Начинаем рисовать.

Обработка графической информации. Проверочная работа (итоговая за III четверть). ПР №11. Начинаем рисовать.

Обработка текстовой и графической информации. ПР №12.Создаем комбинированные документы.

Преобразование информации по заданным правилам. ПР №5.Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Преобразование информации путем рассуждений. ПР №13.Работаем с графическими фрагментами.

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».

Создание движущихся изображений. ПР №14. Создаем анимацию на заданную тему (завершение).

Создание движущихся изображений. ПР №14. Создаем анимацию на заданную тему (завершение).

Резерв учебного времени.

Резерв учебного времени.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Учебник по информатике для 5 класса.
  2. Пособия:

Плакаты:

- организация рабочего места и техника безопасности

- как мы воспринимаем информацию

- компьютер и информация

- знакомство с клавиатурой

- правила работы на клавиатуре

- как хранят информацию в компьютере

- хранение информации

- передача информации

- обработка информации

- подготовка текстовых документов

Презентации:

- зрительные иллюзии

- компьютер на службе человека

- хранение информации

- носители информации

- средства передачи информации

- в мире кодов

- текст: история и современность

- табличный способ решения логических задач

- наглядные формы представления информации

- задача о напитка

Логические игры:

- «Пара»

- «Морской бой»

- «Переливашки»

- «Переправа»

Интерактивные тесты

Образцы выполнения заданий (рисунки – заготовки)

  1. Инструменты учебной деятельности (ПО):

- операционная система (Windows XP, 7, Professional)

- файловый менеджер (в составе ОС)

- программа для общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей

- антивирусная программа

- программа – архиватор

- программа для записи CD

- пакет офисных приложений MS Office 2003, 2007

- клавиатурный тренажер

4. экранно- звуковые пособия

- комплекты презентационных слайдов по разделам курсов

5. технические средства обучения (средства ИКТ)

- экран (на штативе)

- мультимедиапроектор

- ПК- рабочее место учителя

- ПК – рабочее место ученика

- принтер лазерный

- источник бесперебойного питания

- специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

- плакаты Босовой Л.Л.

Использованная литература и Интернет- ресурсы.

  1. Информатика. Программы для образовательных учреждений 2-11 класс.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,-2012г.
  2. Босова Л.Л. . Преподавание информатики в 5-7 класса.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,- 2009г.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ).
  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ ).

 


[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» 8 класс. (1 год обучения) Базовый уровень

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» 8 класс. (1 год обучения) Базовый уровень...

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (7 класс)

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований фе...

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (8-9 классы)

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований фе...

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учето...

Рабочая программа курса "Информатика и ИКТ". 9 класс (34 час)

Рабочая программа курса "Информатика и ИКТ". 9 класс (34 час)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 5-7 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 5-7 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 8-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 8-9 классы...