РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 8-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 8-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_8-9_klass.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
02-20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено
на заседании
педагогического совета школы
протокол №____
от «____»_____2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы
Калюжная К.К. ________
Приказ № _______
от «____»______2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Информатика и ИКТ »
8-9 классы
Составитель рабочей программы
Щербакова Марина Владимировна,
учитель математики
х. Индычий 2014 год.
Пояснительная записка.
- Статус документа.
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» составлена на основе нормативно - правовой базы:
- Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 – 1 (редакция от 28.02.2012 № 11 – ФЗ).
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждённого приказом Министерства образования РФ №1089 от 5.03.2004 г).
- Федерального базисного учебного плана (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004 г).
- Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области (утверждённого приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 20.05.2011 № 441).
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014 – 2015 учебный год, реализующих программы общего образования (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 167 от 19.12.12 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год).
- Программы основного общего образования по информатике для 7 – 9 классов, к комплекту учебников, созданных под руководством Угриновича Н.Д. (Программа для основной школы: 7-9 классы/ Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 53 с.), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 1993).
- Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2014 – 2015 учебный год.
Цель курса:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
- ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
- дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
- познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
- познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором;
- познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
- продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
- обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию; обучить навыкам работы с системой программирования.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ.- Лаборатория знаний, 2010;
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Место предмета в учебном плане
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом из федерального компонента выделено 103 часа. В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе – 35 часов и в 9 классе – 68 часов.
Содержание программы систематического курса информатики и ИКТ для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
В процессе преподавания курса используется следующая типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений.
- Учебно – тематический план курса «Информатика и ИКТ» 8-9 класс.
№ | Тема | Количество часов | Практические работы | Конт роль | ||||
Всего | 8 кл. | 9 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 8 кл. | 9 кл. | ||
1 | Информация и информационные процессы | 8 | 8 |
| 2 | 1 | ||
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 |
| 5 | 1 | ||
3 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 |
| 15 | 7 | 1 | ||
4 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | 9 | 7 | - | |||
5 | Кодирование и обработка числовой информации | 10 | 10 | 5 | 1 | |||
6 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 20 | 20 | 9 | 1 | |||
7 | Моделирование и формализация | 10 |
| 10 | 4 | 1 | ||
8 | Коммуникационные технологии | 17 | 17 |
| 8 | 1 | ||
9 | Информационное общество | 3 |
| 3 | - | |||
| Повторение, резерв времени | 4 | 3 | 1 | - | |||
| ВСЕГО: | 103 | 35 | 68 | 15 | 32 | 3 | 4 |
- Содержание курса «Информатика и ИКТ» 8-9 класс.
3.1. 8 класс
35 часов
Раздел 1. Информация и информационные процессы (8 ч.)
Информация в природе, обществе и технике.
Информация и информационные процессы в неживой природе.
Информация и информационные процессы в живой природе.
Человек: информация и информационные процессы.
Информация и информационные процессы в технике.
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
Знаки: форма и значение. Знаковые системы.
Кодирование информации.
Количество информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.
Определение количества информации.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации. Количество информации».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)
Программная обработка данных на компьютере.
Устройство компьютера.
Процессор и системная плата.
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
Оперативная память.
Долговременная память.
Файлы и файловая система.
Файл. Файловая система.
Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера.
Операционная система.
Прикладное программное обеспечение.
Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Правовая охрана программ и данных.
Защита информации.
Правовая охрана информации.
Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Раздел 3. Коммуникационные технологии (17 ч.)
Передача информации.
Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть.
Интернет. Состав Интернета.
Адресация в Интернете.
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета.
Всемирная паутина.
Электронная почта.
Файловые архивы.
Общение в Интернете.
Мобильный Интернет.
Звук и видео в Интернете.
Поиск информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интернете.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы.
Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.
Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Повторение (3 ч.)
3.2. 9 класс
68 часов
Раздел 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч.)
Кодирование графической информации.
Пространственная дискретизация.
Растровые изображения на экране монитора.
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Растровая и векторная графика.
Растровая графика. Векторная графика.
Интерфейс и основные возможности графических редакторов.
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.
Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Редактирование изображений и рисунков.
Растровая и векторная анимация.
Кодирование и обработка звуковой информации.
Цифровое фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа №3 «Создание рисунков».
Практическая работа №4 «Создание GIF – анимации. Создание flash-анимации ».
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».
Раздел 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч.)
Кодирование текстовой информации.
Создание документов в текстовых редакторах.
Ввод и редактирование документа.
Сохранение и печать документов.
Форматирование документа.
Форматирование символов.
Форматирование абзацев.
Нумерованные и маркированные списки.
Таблицы.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа №9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Проверочная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
Раздел 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч.)
Кодирование числовой информации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Электронные таблицы.
Основные параметры электронных таблиц.
Основные типы и форматы данных.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Встроенные функции.
Построение диаграмм и графиков.
Базы данных в электронных таблицах.
Представление базы данных в виде таблицы и формы.
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
Раздел 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение.
Свойства алгоритма и его исполнители.
Блок-схемы алгоритмов.
Выполнение алгоритмов компьютером.
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке.
Линейный алгоритм.
Алгоритмическая структура «ветвление».
Алгоритмическая структура «выбор».
Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение.
Арифметические, строковые и логические выражения.
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Практические работы:
Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа №21 «Проект «Переменные».
Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор».
Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор».
Практическая работа №24 «Проект «Дата и время».
Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов».
Практическая работа №26 «Проект «Отметка».
Практическая работа №27 «Проект «Коды символов».
Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш».
Контрольная работа №3 по теме «Основы алгоритмизации и программирования».
Раздел 5. Моделирование и формализация (10 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система.
Моделирование, формализация, визуализация.
Моделирование как метод познания.
Материальные и информационные модели.
Формализация и визуализация моделей.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей.
Приближенное решение уравнений.
Экспертные системы распознавания химических веществ.
Информационные модели управления объектами.
Практические работы:
Практическая работа №29 «Проект «Бросание мячика в площадку».
Практическая работа №30 «Проект «Графическое решение уравнения».
Практическая работа №31 «Проект «Распознавание удобрений».
Практическая работа №32 «Проект «Модели систем управления».
Контрольная работа №4 по теме «Моделирование и формализация».
Раздел 6. Информатизация общества (3 ч.)
Информационное общество.
Информационная культура.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Повторение (1 ч.)
4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль выполняется по итогам каждого раздела курса в форме контрольных работ. В каждом классе запланированы контрольные работы: 8 класс – 3, 9 класс – 4.
Контроль осуществляется в соответствии с критериями и нормами оценки знаний умений и навыков учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма.
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Планируемые результаты
К концу 8 класса учащиеся усвоят следующие знания:
- роль информации в жизни людей; свойства информации; основные информационные процессы;
- единицы измерения количества информации;
- название и функциональное назначение различных устройств компьютера;
- назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения;
- сущность и разновидности компьютерных вирусов, способы их обнаружения и антивирусной защиты;
- Закон об охране авторских прав, различие между лицензионными, условно-бесплатными и свободно-распространяемыми программами;
- назначение и функции локальных и глобальных компьютерных сетей;
- принцип маршрутизации и транспортировки данных;
- назначение и функции электронной Web - почты;
- способы поиска информации в Интернете; назначение и принцип работы поисковых систем;
- виды коммерческой деятельности с использованием сети Интернет;
- технологии создания гипертекстовых документов; теги для форматирования текста;
- назначение и роль интерактивных форм размещаемых на страницах сайта.
научатся:
- кодировать и перекодировать информацию;
- решать задачи на определение количества информации;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
- получать информацию о характеристиках компьютера;
- архивировать и разархивировать информацию
- оперировать файлами: открывать, именовать, сохранять, оценивать числовые параметры;
- различать элементы ОС; работать с графическим интерфейсом ОС Windows, Linux;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
- осуществлять настройку и подключение к Интернету;
- настраивать браузер; искать информацию с применением правил поиска в Интернете;
- регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения;
- загружать файлы из Интернета, соблюдая правила антивирусной безопасности;
- общаться в реальном времени с помощью Интернет – технологий;
- создавать Web –страницы с помощью HTML;
- задавать необходимые параметры форматирования текста, размещённого на Web - странице: заголовки, шрифт, размер, цвет, расположение; добавлять рисунки на Web – страницу;
- представлять результат своей деятельности в виде Web – сайта.
К концу 9 класса учащиеся усвоят следующие знания:
- формы представления графической информации; характеристики растрового и векторного изображения;
- характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов;
- способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма;
- как кодируется текстовая информация в компьютере; формулу определения количества информации; различные кодировки знаков;
- интерфейс, основные инструменты и команды текстового редактора; способы создания документов;
- основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных;
- типы диаграмм, основные параметры диаграмм;
- понятие алгоритма, свойства алгоритмов, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа;
- ключевые слова и операторы для записи программы на языке Visual Basic;
- основные этапы моделирования;
- основные этапы развития общества; основные определения, связанные с информационной культурой; основные этапы развития информационных и коммуникационных технологий.
научатся:
- создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;
- редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах;
- создавать, сохранять, печатать документы; изменять параметры страницы; форматировать символы и абзацы в документе;
- создавать, редактировать и заполнять таблицы в текстовом редакторе;
- пользоваться онлайн – переводчиком;
- переводить числа из одной системы счисления в другую;
- строить диаграммы различного типа;
- представлять базу данных в виде таблицы и формы, производить сортировку и поиск данных в электронных таблицах;
- составлять блок – схемы основных алгоритмических структур; применять оператор присваивания;
- создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу;
- описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран;
- определять результат программы по её описанию;
- создавать простейшие модели объектов и процессов; проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей.
Учебно – методические средства обучения.
Основная литература:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ.- Лаборатория знаний, 2010;
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г;
- Программа для основной школы: 7-9 классы/ Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 53 с.
Дополнительная литература:
- Комплект цифровых образовательных ресурсов;
- Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
- Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
«Утверждаю»
Директор школы
Калюжная К.К. _________
от «__»__________ 2014 г.
Календарно-тематическое планирование
по информатике в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
по пл. | по факт. | |||
Информация и информационные процессы (8 часов) | ||||
1 | Информация. Информационные объекты. ПТБ. | 1 | 4. 09. | |
2 | Информационные процессы. | 1 | 11. 09. | |
3 | Практическая работа №1 «Перевод единиц измерения количества информации. Количество информации». | 1 | 18. 09. | |
4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 1 | 25. 09. | |
5 | Определение количества информации. | 1 | 2. 10. | |
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | 9. 10. | |
7 | Решение задач по теме «Количество информации». | 1 | 16. 10. | |
8 | Обобщение темы «Количество информации». Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы». | 1 | 23. 10. | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 час.) | ||||
9 | Устройство компьютера. | 1 | 30. 10. | |
10 | Файлы и файловая система. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты». | 1 | 13. 11. | |
11 | Программное обеспечение компьютера. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши». | 1 | 20. 11. | |
12 | Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». | 1 | 27. 11. | |
13 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 | 4. 12. | |
14 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 1 | 11. 12. | |
15 | Обобщение темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». Контрольная работа. | 1 | 18. 12. | |
Коммуникационные технологии (17 часов) | ||||
16 | Передача информации. | 1 | 25. 12. | |
17 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети». | 1 | 15. 01. | |
18 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 1 | 22. 01. | |
19 | Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 | 29. 01. | |
20 | Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во Всемирной паутине». | 1 | 5. 02. | |
21 | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 | 12. 02. | |
22 | Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | 19. 02. | |
23 | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 | 26. 02. | |
24 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 | 5. 03. | |
25 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | 1 | 12. 03. | |
26 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | 1 | 19 03. | |
27 | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 | 2. 04. | |
27 – 31 | Практическая работа №15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 4 | 9. 04. 16. 04. 23. 04. 30. 04. | |
32 | Обобщение темы «Коммуникационные технологии». Контрольная работа. | 1 | 7. 05. | |
33 – 35 | Резервное время. | 3 | 14. 05. 21. 05. 28. 05. |
«Утверждаю»
Директор школы
Калюжная К.К. _________
от «__»__________ 2014 г.
Календарно-тематическое планирование
по информатике в 9 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
по пл. | по факт. | |||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 час.) | ||||
1 | ТБ в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | 4. 09. | |
2 | Растровый графический редактор. | 1 | 6. 09. | |
3 | Векторный графический редактор. | 1 | 11. 09. | |
4 | Устройство ввода графических изображений. Практическая работа №1 «Кодирование графической информации». | 1 | 13. 09. | |
5 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1 | 18. 09. | |
6 | Практическая работа №3 «Создание рисунков». | 1 | 20. 09. | |
7 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. | 1 | 25. 09. | |
8 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 «Создание GIF - анимации». | 1 | 27. 09. | |
9 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 «Создание flash-анимации». | 1 | 2. 10. | |
10 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | 4. 10. | |
11 | Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации». | 1 | 9. 10. | |
12 | Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | 1 | 11. 10. | |
13 | Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | 1 | 16. 10. | |
14 | Решение задач по теме «Кодирование графической информации». | 1 | 18. 10. | |
15 | Обобщение темы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».Контрольная работа. | 1 | 23. 10. | |
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) | ||||
16 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». | 1 | 25. 10. | |
17 | Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | 1 | 30. 10. | |
18 | Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул». | 1 | 1. 11. | |
19 | Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев». | 1 | 13. 11. | |
20 | Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков». | 1 | 15. 11. | |
21 | Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | 1 | 20. 11. | |
22 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 1 | 22. 11. | |
23 | Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | 1 | 27. 11. | |
24 | Обобщение темы «Кодирование и обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 1 | 29. 11. | |
Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) | ||||
25 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 | 4. 12. | |
26 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | 6. 12. | |
27 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | 11. 12. | |
28 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 | 13. 12. | |
29 | Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 1 | 18. 12. | |
30 | Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 1 | 20. 12. | |
31 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов». | 1 | 25. 12. | |
32 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | 27. 12. | |
33 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | 1 | 15. 01. | |
34 | Обобщение темы «Кодирование и обработка числовой информации». Контрольная работа. | 1 | 17. 01. | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов) | ||||
35 | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | 1 | 22. 01. | |
36 | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». | 1 | 24. 01. | |
37 – 38 | Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | 2 | 29. 01. 31. 01. | |
39 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | 5. 02. | |
40 | Алгоритмическая структура «цикл». | 1 | 7. 02. | |
41 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | 12. 02. | |
42 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | 14. 02. | |
43 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | 1 | 19. 02. | |
44 | Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | 21. 02. | |
45 | Практическая работа №21 «Проект «Переменные». | 1 | 26. 02. | |
46 | Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор». Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор». | 1 | 28. 02. | |
47 | Практическая работа №24 «Проект «Дата и время». | 1 | 5. 03. | |
48 – 50 | Графические возможности Basic. | 3 | 7. 03. 12. 03. 14. 03. | |
51 | Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов». Практическая работа №26 «Проект «Отметка». | 1 | 19. 03. | |
52 | Практическая работа №27 «Проект «Коды символов». | 1 | 21. 03. | |
53 | Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш». | 1 | 2. 04. | |
54 | Обобщение темы «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». Контрольная работа. | 1 | 4. 04. | |
Моделирование и формализация (10 часов) | ||||
55 | Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | 9. 04. | |
56 | Моделирование как метод познания. Практическая работа №29 «Проект «Бросание мячика в площадку». | 1 | 11. 04. | |
57 | Материальные и информационные модели. | 1 | 16. 04. | |
58 | Формализация и визуализация моделей. | 1 | 18. 04. | |
59 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | 23. 04. | |
60 | Построение и исследование физических моделей. | 1 | 25. 04. | |
61 | Приближенное решение уравнений. Практическая работа №30 «Проект «Графическое решение уравнения». | 1 | 30. 04. | |
62 | Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №31 «Проект «Распознавание удобрений». | 1 | 2. 05. | |
63 | Информационные модели управления объектами. Практическая работа №32 «Модели систем управления». | 1 | 7. 05. | |
64 | Обобщение темы «Моделирование и формализация». Контрольная работа. | 1 | 14. 05. | |
Информационное общество (3 часа) | ||||
65 | Информационное общество. | 1 | 16. 05. | |
66 | Информационная культура. | 1 | 21. 05. | |
67 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | 23. 05. | |
68 | Резервное время. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ 8-9 класс
Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования.Настоящая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разрабо...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 8-9 класс
По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый курс" /И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова/...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 10-11 класс
По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый уровен" /И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер/...
рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 10- 12 класс"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно- тематического планирования....
Рабочая программа Информатика и ИКТ 10-11 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 - 11 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу М...
Рабочая программа ""Информатика и ИКТ 10-11 класс"
Рабочая программа "Информатика и ИКТ 10-11 класс" разработана на основе авторской программы Семакина. Рассчитана на 70 часов (10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 1 час в недеелю). Соответствуе...
Рабочая программа ""Информатика и ИКТ 10-11 класс"
Рабочая программа "Информатика и ИКТ 10-11 класс" разработана на основе авторской программы Семакина. Рассчитана на 70 часов (10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 1 час в недеелю). Соответствуе...