Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Информатика вокруг нас"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 2 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено
на заседании МО школы
____________/___________/_____
Ф.И.О
Протокол № _______ от
«______»____________2013 г.
Введена в действие
01.09.2013 г.
Директор школы
_________/___________/______
Ф.И.О.
Приказ № _________ от
«______»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Информатика вокруг нас»
Для учащихся 2 класса
Учителя Андреевой Ксении Павловны
Утверждено
На заседании
Педагогического совета школы
Протокол № ____ от
«_____»__________2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 2 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.
Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.
Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.
Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов. Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
Работу за компьютером организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований.
Примерная структура занятия
- Организационный момент (1-2 мин)
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Работа за компьютером (10-15 мин)
- Релаксация (1 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.
Основные цели и задачи
- Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
- Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
- Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
- Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
- Пропедевтика таких понятий, как множества;
- Формирование навыков работы с различными исполнителями;
- Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Общее количество учебных часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Истинные и ложные утверждения. | 2 | 1 | 1 |
2 | Определяем истинность утверждений. | 2 | 1 | 1 |
3 | Считаем области. | 2 | 1 | 1 |
4 | Проект «Снаружи и внутри». | 2 | 1 | 1 |
5 | Слово. | 2 | 1 | 1 |
6 | Имена. | 2 | 1 | 1 |
7 | Все разные. | 2 | 1 | 1 |
8 | Отсчитываем бусины от конца цепочки. | 2 | 1 | 1 |
9 | Если бусина не одна. | 2 | 1 | 1 |
10 | Если бусины нет. | 2 | 1 | 1 |
11 | Проект «Разделяй и властвуй». Рожицы. | 2 | 1 | 1 |
12 | Русская алфавитная цепочка. | 2 | 1 | 1 |
13 | Раньше – позже. | 2 | 1 | 1 |
14 | Раньше – позже. Если бусины нет. | 2 | 1 | 1 |
15 | Раньше – позже. Если бусина не одна. | 2 | 1 | 1 |
16 | Словарь | 2 | 1 | 1 |
17 | Проект «Новогодняя открытка». | 2 | 1 | 1 |
18 | Дополнительные задачи. | 4 | - | 4 |
19 | Проект «Буквы и знаки в русском тексте». | 2 | 1 | 1 |
20 | Сложение мешков. Мощность мешка. | 2 | 1 | 1 |
21 | Вместимость. Переливание. | 2 | 1 | 1 |
22 | Мешок бусин цепочки. | 2 | 1 | 1 |
23 | Латинский алфавит. | 2 | 1 | 1 |
24 | Проект «Римские цифры». | 2 | 1 | 1 |
25 | Разбиение мешка на части. | 2 | 1 | 1 |
26 | После и перед. | 2 | 1 | 1 |
27 | Таблица для мешка (по двум признакам). | 2 | 1 | 1 |
28 | Круговая цепочка. Календарь. | 2 | 1 | 1 |
29 | Проект «Календарь». | 2 | 1 | 1 |
30 | Дополнительные задачи. | 4 | - | 4 |
31 | Проект «Мой лучший друг». | 2 | 1 | 1 |
Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 | |
| Итого: | 68 | 30 | 38 |
В результате обучения учащиеся должны
- Знать правила поведения в компьютерном классе;
- Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;
- Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
- Уметь проводить анализ при решении логических задач;
- Уметь находить общий признак для группы предметов;
- Знать понятие существенного признака предмета;
- Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
- Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
- Уметь предлагать несколько вариантов “лишнего предмета” в группе однородных предметов;
- Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
- Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
- Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
- Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
- Уметь управлять объектами на экране монитора.
- Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Гигиенические требования
по использованию персональных компьютеров
в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, |но и та, которая находится в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных | помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6м2 .
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более- Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног.
Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья должны иметь опору), а линия взора должна приходиться в центре экрана или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура — 19-21° С, относительная влажность — 55-62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдать не только в школе, но и дома.
Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:
• оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 мин;
• с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия — не более 60 мин. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
- Поурочные разработки занятий курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”
- Учебник «Информатика» 2 класса, Т.А.Рудченко, А.Л.Семенов
- «Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях» 2-11 классы, Гераськина И.Ю., Тур С.Н.
Дополнительная литература:
- Компакт-диск «Логика для малышей».
- Компакт-диск «Азбука. Как мышонок буквы ловил».
- Компакт-диск «Математика. Учимся считать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»
Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...
«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»
В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение прав...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс
Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Вокруг света"
Программа внеурочной деятельности по географии "Вокруг света" направлена на знакомство со странами мира....