Разработка урока "Наглядные формы представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_naglyadnye_predstavleniya_informatsii.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики в 5 классе.
Тема: Наглядные формы представления информации
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- предметные – Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей.
- личностные – Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
- метапредметные -
1.познавательные – Формирование умений формализации и структурирования информации. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.
2. Коммуникативные - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
3. Регулятивные - Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация (PowerPoint), карточки с заданиями.
Основные понятия: наглядная форма представления, рисунок, фотография, схема, диаграмма.
Этапы урока:
Этапы урока | Цель |
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к работе . |
II. Актуализация опорных знаний | Повторить формы представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации. |
III. Объяснение нового материала |
|
| Определить тему урока. Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации. |
2. Изложение нового материала | Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах, диаграммах. |
Физкультминутка | Снятие общего утомления. |
3.Работа с учебником | Дать понятие «диаграммы», как одной из форм представления информации |
IV. Закрепление и контроль новых знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. | Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. |
VI. Домашнее задание | Заинтересовать учащихся творческим заданием. |
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы
представления информации.
Какие формы представления информации вам уже известны? (числовой, графический, текстовый) СЛАЙД 1
ОБЪЯСНЕНИЯ ПО СЛАЙДУ
- 1) Перенос речи, мыслей в форму текста.
Например - книги, различные документы, конспекты и прочее;
- 2) Данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима, например, для экономических взаимоотношений. Например - ценники в магазинах, данные различных приборов и прочее;
- 3) Самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения. Например, наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и прочее;
4) Древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.
Например, человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и прочее.
- Объяснение нового материала.
- Формулировка темы урока.
Учитель: - Перед вами две книги. (Показываю первую книгу)
- Сможете ли вы узнать название этой книги, о чем эта книга, не читая её? (Нет. Сможем, если прочитаем название)
Учитель: Да. В первой книге дана только текстовая информация. Поэтому всю информацию из неё мы можем узнать только прочитав её.
Учитель: А теперь, посмотрите на вторую книгу. Сможете ли вы узнать, о чем эта книга не читая её? (Да. Мы посмотрели на картинки. Это сказка.)
-Что вам помогло узнать о содержании книги? (Рисунок, картинка, иллюстрации)
Учитель: Как вы думаете, как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту? (по рисунку)
Учитель: Да, ребята. Рисунок является одной из форм наглядного представления информации.
Учитель: Как вы думаете, нужна ли нам наглядная информация? (Да, нужна, рисунки, иллюстрации дают нам дополнительную информацию)
Учитель: Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Согласны?
Учитель: А теперь, ребята, скажите, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Тема нашего урока: «Наглядные формы представления информации». (слайд 3)
Запишите тему в тетради. Учебники открывать пока не нужно.
- Изложение нового материала.
Учитель: Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима.
Давайте узнаем, какие наглядные формы представления информации существуют и где они используются.
(РИСУНОК)
Учитель: С первой формой мы уже познакомились. Это - Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.
Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, домашних праздниках? Сохранить важные события из вашей жизни? (Фотографии.) (слайд 4)
Учитель: Да, конечно фотографии. Под термином «рисунок» в информатике обычно подразумеваем и фотографию, и картинку, и любую иллюстрацию.
(СХЕМА)
Учитель: Еще одной формой представления информации являются схемы.
А теперь, ребята, подумайте и скажите, где вы встречались со схемами?
(Ответы детей)
Учитель: Посмотрите, ребята, на слайд. (слайд 5)
Что вы видите? (…….)
Что обозначают эти схемы? (…….)
А для чего нужны схемы? (……)
Учитель: ВЫВОД: Для того чтобы показать, как устроены окружающие
нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Учитель: Как Вы все поняли - большое количество информации мы можем получить из схем.
Посмотрите на схему. (слайд 6)
Где мы применяем такие схемы? (На уроках русского языка.)
А теперь, выполните такое задание: Переведите схемы в текстовую информацию.
(Солнце светит яркое.)
(приморский, прибрежный, )
Физкультминутка.
Учитель: А теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, выйдите из – за парт. Читаем все вместе с доски и выполняем. (слайд 7)
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре, пять
На счет шесть – за парты сесть.
(ДИАГРАММА)
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с наглядными формами информации. И, чтобы узнать, следующую из этих форм – выполните такое задание.
Замените каждую цифру данной шифровки буквами и прочитайте слово.
5 10 1 4 18 1 14 14 1
(слайд 8)
Ответ: Д И А Г Р А М М А.
Учитель: Что же такое диаграмма? (слайд 9) Диаграмма – это графическое изображение соотношения каких-нибудь величин. Диаграмма используется для наглядного представления разных числовых данных.
Учитель: (слайд 10) Какие же виды диаграмм бывают.
Учитель: А теперь, ребята, отгадайте загадку (слайд 11)
На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:
Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Шимпанзе – 60
- Работа с учебником
Учитель: Как эти данные можно представить на линейной диаграмме, мы посмотрим в учебнике (откройте учебник на стр.71)
Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных. А теперь переверните страницу.
Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой.
Учитель: А сейчас, ребята, давайте выполним такое задание:
Известно, что физически здоровый человек 80% всей информации получает с помощью органов зрения, 10% - с помощью органов слуха, 5, 3 и 2% приходятся соответственно на органы обоняния, осязания и вкуса. Дополните соответствующими подписями круговую диаграмму.
Учитель: Вам даны листы с заданиями, каждый выполняет самостоятельно.
(После выполняется самопроверка и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».
Учащиеся сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде, оценивают себя).
Учитель: А теперь поднимите руки те, кто выполнил без ошибок. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой.
- Закрепление и контроль новых знаний.
Учитель: (Слайд 14). А теперь, давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Ответим на вопросы и заполним кроссворд.
(Ученики по очереди читают вопросы кроссворда).
- Подведение итогов.
Учитель:
Итак, ребята, что мы сегодня выяснили на уроке? (больше информации человек получает с помощью глаз, наглядные формы информации необходимы для лучшего представления полученной информации)
Как можно наглядно представить информацию? (с помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм, таблиц)
К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую и наглядную информацию? (с наглядной информацией удобно работать)
Учитель:
Вам понравился урок?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Кто активно работал на уроке?
Оцените свое состояние смайликами: зеленый – все понятно, желтый – остались вопросы, красный – ничего не понятно.
- Домашнее задание.
Учитель: § 10 прочитать, ответить на вопросы № 4, 5 с. 73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение формы представления информации. Систематизация информации
Урок разработан для учеников 5х классов по информатике и ИКТ.Цели учителя:Образовательные:Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её с...
«Изменение формы представления информации. Систематизация информации»
Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с ч...
Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...
Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Презентация является приложением к методической разработке урока....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Разработка урока на тему : "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."
Технологическая карта урока на тему " Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."...
Свойства информации. Виды и формы представления информации.
Урок - лекция. Позволит в лекционной форме объяснить учащимся 7 класса о свойствах, видах и формах представления информации....