Разработка урока "Наглядные формы представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Баяндуев Александр Дугарович

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_naglyadnye_predstavleniya_informatsii.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 5 классе.

Тема:  Наглядные формы представления информации

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Цели:

  1. предметные – Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей.

  1. личностные – Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
  2. метапредметные -  

1.познавательные – Формирование умений формализации и структурирования информации. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

 2. Коммуникативные - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

3. Регулятивные - Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата

 Оборудование:  ПК, мультимедийный проектор, презентация (PowerPoint), карточки с заданиями.

Основные понятия:  наглядная форма представления, рисунок, фотография, схема, диаграмма.

Этапы урока:

Этапы урока

Цель

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе .

II. Актуализация опорных знаний 

Повторить  формы  представления информации, классифицировать примеры по способам представления информации.

III. Объяснение нового материала

 

  1. Формулирование темы урока. Постановка проблемы

Определить тему урока.

Активизировать учащихся на осознание роли наглядных форм представления информации.

2. Изложение нового материала

Сформировать знания о наглядных формах представления информации: рисунке, фотографиях, схемах,  диаграммах.

Физкультминутка 

Снятие общего утомления.

3.Работа с учебником

 Дать понятие «диаграммы», как одной из форм представления информации

IV. Закрепление и контроль новых знаний 

Организовать деятельность по применению новых знаний, выявить уровень первичного усвоения нового материала.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

VI. Домашнее задание 

Заинтересовать учащихся творческим заданием.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами изучили различные формы

представления информации.

Какие формы представления информации вам уже известны?  (числовой, графический, текстовый)  СЛАЙД 1

ОБЪЯСНЕНИЯ  ПО  СЛАЙДУ

-  1)   Перенос речи, мыслей  в форму текста.

                   Например - книги, различные документы, конспекты и прочее;

 -  2)  Данные, выраженные в виде специальных символов - цифр,  чисел. Необходима, например, для экономических взаимоотношений. Например - ценники в магазинах, данные различных приборов и прочее;

- 3) Самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения. Например,  наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и прочее;

4) Древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.

   Например, человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и прочее.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Формулировка темы урока.

Учитель:  - Перед вами две книги.  (Показываю первую книгу)

- Сможете ли вы узнать название этой книги, о чем эта книга, не читая её?  (Нет. Сможем, если прочитаем название)

Учитель: Да. В  первой книге дана только текстовая информация. Поэтому всю информацию из неё мы можем узнать только прочитав её.

Учитель: А теперь, посмотрите на вторую книгу. Сможете ли вы узнать, о чем эта книга не читая её? (Да. Мы посмотрели на картинки. Это сказка.)

-Что вам помогло узнать о содержании книги? (Рисунок, картинка, иллюстрации)

Учитель: Как вы думаете,  как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту? (по рисунку)

Учитель:  Да, ребята.   Рисунок является одной из форм наглядного представления информации.

Учитель:  Как вы думаете,  нужна ли нам наглядная информация?  (Да, нужна, рисунки, иллюстрации дают нам дополнительную информацию)

Учитель:  Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Согласны?

Учитель: А теперь, ребята, скажите,  о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Тема нашего урока: «Наглядные формы представления информации». (слайд 3)

Запишите  тему  в  тетради. Учебники открывать пока не нужно.

  1. Изложение нового материала.

Учитель: Итак, мы выяснили, что наглядная форма представления информации необходима.

Давайте узнаем, какие наглядные формы представления информации существуют и где они используются.

(РИСУНОК)

Учитель: С первой формой мы уже познакомились. Это - Рисунок (картинка) - очень популярная и доступная форма представления информации.

 Что нагляднее всего может рассказать о ваших путешествиях, домашних праздниках? Сохранить важные события из вашей жизни? (Фотографии.) (слайд 4)

Учитель: Да, конечно фотографии. Под термином «рисунок» в информатике  обычно подразумеваем и фотографию, и картинку, и любую иллюстрацию.

(СХЕМА)

Учитель: Еще одной формой представления информации являются схемы.

А  теперь, ребята, подумайте и скажите, где вы встречались со схемами?

 (Ответы детей)

Учитель: Посмотрите, ребята, на слайд. (слайд 5)

Что вы видите? (…….)

Что обозначают эти схемы? (…….)

А для чего нужны схемы?  (……)

Учитель: ВЫВОД:  Для того чтобы показать, как устроены окружающие
нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны друг с другом, используют
схемы.

Учитель: Как Вы все поняли  -  большое количество информации мы можем получить из схем.

Посмотрите на схему. (слайд 6)

Где мы применяем такие схемы? (На уроках русского языка.) 

А теперь, выполните такое задание: Переведите схемы в текстовую информацию.

(Солнце светит яркое.)

(приморский, прибрежный, )

Физкультминутка.

Учитель: А теперь давайте  отдохнем. Встаньте, пожалуйста,  выйдите из – за парт.  Читаем все вместе с доски и выполняем.    (слайд 7)

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре –

Вот мы к берегу  приплыли,

Чтобы косточки размять,

Начнем  наклоны  выполнять –

Вправо, влево, вправо, влево

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре, пять

На счет шесть – за парты сесть.

(ДИАГРАММА)

 Учитель: Мы продолжаем знакомиться с наглядными формами информации. И, чтобы узнать, следующую из этих форм – выполните такое задание.

Замените каждую цифру данной шифровки буквами и прочитайте слово.

 5   10   1   4   18   1   14   14    1  

(слайд 8)

Ответ: Д И А Г Р А М М А.

Учитель:  Что же такое диаграмма? (слайд 9) Диаграмма – это графическое изображение соотношения каких-нибудь величин. Диаграмма  используется для наглядного представления разных числовых данных.

Учитель:   (слайд 10)  Какие же виды диаграмм бывают.

Учитель:   А теперь, ребята, отгадайте загадку (слайд 11)

На   доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:

Слон – 60

Крокодил – 40

Верблюд – 30

Медведь – 25

Шимпанзе – 60

  1. Работа с учебником

Учитель:  Как эти данные можно представить на линейной диаграмме, мы посмотрим в учебнике (откройте учебник на стр.71)

Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных. А теперь  переверните  страницу.
Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть  систему координат на 90°, а вместо отрезков  нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30, 25 и 60.  Такую диаграмму называют  столбчатой.

Учитель:  А сейчас, ребята, давайте выполним такое задание:

Известно, что физически здоровый человек 80% всей информации получает с помощью органов зрения, 10% - с помощью органов слуха, 5, 3 и 2% приходятся соответственно на органы обоняния, осязания и вкуса. Дополните соответствующими подписями круговую диаграмму.

Учитель:  Вам даны листы с заданиями, каждый выполняет самостоятельно.

(После выполняется самопроверка  и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Учащиеся сравнивают полученные ответы с ответами, представленными на слайде, оценивают себя).

Учитель: А теперь поднимите руки  те, кто выполнил без ошибок. Молодцы! Ну а остальные, надеюсь, еще поработают над этой темой.

  1. Закрепление и контроль новых знаний.

Учитель:  (Слайд 14). А теперь,  давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Ответим на вопросы и заполним кроссворд.

(Ученики по очереди читают вопросы кроссворда).

  1. Подведение итогов.

Учитель: 

Итак, ребята, что мы сегодня выяснили на уроке? (больше информации человек получает с помощью глаз, наглядные формы информации необходимы для лучшего представления полученной информации)

Как можно наглядно представить информацию? (с помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм, таблиц)

К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую и наглядную информацию?  (с наглядной информацией удобно работать)

Учитель:

Вам понравился урок?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Кто активно работал на уроке?

Оцените свое состояние смайликами: зеленый – все понятно, желтый – остались вопросы, красный – ничего не понятно.

  1. Домашнее задание.

Учитель: § 10 прочитать, ответить на вопросы № 4, 5 с. 73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

Урок разработан для учеников 5х классов по информатике и ИКТ.Цели учителя:Образовательные:Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её с...

«Изменение формы представления информации. Систематизация информации»

Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучае­мого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с ч...

Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"

Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Разработка урока на тему : "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."

Технологическая карта урока на тему " Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."...

Свойства информации. Виды и формы представления информации.

Урок - лекция. Позволит в лекционной  форме объяснить учащимся 7 класса о свойствах, видах и формах представления информации....