Свойства информации. Виды и формы представления информации.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Урок - лекция. Позволит в лекционной форме объяснить учащимся 7 класса о свойствах, видах и формах представления информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-svoystva_informatsii.docx | 68.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Свойства информации.
Виды и формы представления информации
Цели: выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- свойства информации;
- виды информации;
- формы представления информации.
Учащиеся должны уметь:
- различать информацию по видам;
- указывать свойства информации;
- выбирать наиболее удачную форму представления информации.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа Power Point или плакаты.
Ход урока
I. Постановка целей урока
1. Приведите пример актуальной информации.
2. Какими свойствами обладает историческая информация?
3. Каковы недостатки информации, размещенной в Интернете?
4. Звуковая информация является аналоговой или дискретной?
5. «Пять плюс три равно восемь». это удачная форма представление( данной информации или нет? Почему?
II. Проверка домашнего задания
1. Вызовите одного ученика к доске и попросите остальных детей задать ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.
2. Проверьте решение задач (устно).
3. Проверьте задачи на «черные ящики». Ученики заранее готовят их на доске во время устного опроса.
III. Изложение нового материала
1. Свойства информации
Вспомним о том, что информация является - частью окружающего нас мира, Т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за свойства?
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что (как вам уже известно) в разных науках существует свое определение понятия информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.
Запишем все перечисленные свойства в виде следующей таблицы:
Свойство | Его признаки | Пример | Операции с информацией, усиливающие свойство |
Объективность и субъективность | Зависимость от человеческого фактора | 1. Фотоснимок природного объекта более объективен, чем картина, нарисованная человеком. 2. Игра «Глухой телефон». 3. У разных стран и народов одни и те же события выглядят по-разному | Исключение человеческого фактора, т.е. поручение выполнять различные действия с информацией техническому устройству |
Полнота | Характеризует качество и достаточность информации | Рассматривая фотографии, мы получаем меньше информации о нем, чем рассматривая его непосредственно на лугу | Повышает полноту информации |
Актуальность
| Это степень соответствия информации текущему моменту времени | 1. Прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера. 2. Предупреждения о различных природных катастрофах | |
Достоверность | Зависит от уровня «информационного шума». Чем он выше, тем меньше достоверность информации, тем большее ее количество необходимо и более сложные операции ее обработки | 1. Если мешать разговору двух людей, достоверность информации уменьшается. 2. Просматривая слайд, мы получаем более достоверную информацию, чем с картинки в учебнике. 3. Не вся информация в Интернете обладает достоверностью | Фильтрация - отсеивание «лишней, информации |
Доступность | Мера возможности получить ту или иную информацию | Если у вас нет компьютера, то информация в книге для вас более доступна, чем на компакт-диске | Формализация информации - приведение информации из разных источников к одинаковой форме |
Адекватность | Это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Степень адекватности зависит от совокупности | 1. Чем крупнее масштаб, тем адекватнее Географические карты. 2. Чем сложнее конструкторы, тем более адекватную модель дома можно построить | Фильтрация информации |
Одна и та же информация при: различных обстоятельствах обладает разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту, которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации.
Упражнение 1 (письменно)
Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает различными свойствами.
Ко мне поступила следующая информация: | Ситуация, в которой эту информацию можно принять к сведению (укажите ее присутствующие свойства) | Ситуация, в которой я эту информацию игнорирую (назовите ее отсутствующие свойства) |
На улице идет дождь | Мне нужно выйти из дома. | Я выходить из дома не собираюсь. |
Процессор – это устройство для обработки информации | Я собираюсь в музыкальную школу. | |
Я слушаю рассказ на китайском языке. | Я начинаю изучать китайский язык | |
Я читаю роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
Пояснение:
1. Подготовьте таблицу заранее и раздайте всем учащимся (для экономии времени на уроке).
2. Попросите во втором столбце нарисовать из присутствующих свойств перечисленных выше, домик. Если свойство присутствует не в полном объеме, то фигуру рисовать не целиком, а частично.
2. Виды информации и формы представления
Информация как объект, кроме того, что обладает различными свойствами еще и классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, опять-таки каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому информатике принята следующая классификация видов информации.
Информация | |||||
Аналоговая - непрерывная (воспринимается человеком) | Дискретная - скачкообразная (воспринимается вычислительной техникой) | ||||
Визуальная | Аудиальная | Тактильная | Обонятельная | Вкусовая |
|
Упражнение 2
Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.
Подсказка:
Источники аналоговой информации:
1. Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к TOнyj происходит плавно и непрерывно.
2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яр кость отдельных участков меняется плавно.
3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.
4. Картина, нарисованная художником с использованием большого количества оттенков красок.
5. Графики функций.
Источники цифровой информации:
1. Фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.
2. Монитор. Яркость луча изменятся скачком - есть луч (яркая белая или цветная точка), нет луча (черная точка).
3. Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.
4. Компьютер.
5. Мобильные телефоны.
Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров записать в тетрадь.
Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать нотами) и наоборот.
В вычислительной технике такие преобразования производят специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи - АЦП и ЦАП.
И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.
Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений.
Упражнение 3
Приведите различные формы представления:
1) Некоторого сообщения;
2) Условия математической задачи.
Подсказка:
Некоторое сообщение | |||
Множество символов на бумаге | Шрифт Брайля | Звук на аудиокассете | Жесты для глухонемых |
Условие математической задачи | ||||||||||||||||||
математическое выражение у = х2. При x = -3, -2,-1, 0, 1, 2, 3
| Таблица
| График |
Пояснение: запишите примеры в тетрадь.
IV. Закрепление изученного материала
Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.
V. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания: перечислите свойства информации, ее виды и форм представления.
Уровень понимания: какие виды информации получают животные и растения? Приведите пример информации и ситуации, в которой она буде наиболее адекватной. Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со временем изменялись свойства следующей информации: «ЭВМ - это устройство, выполняющее вычислительные операции».
Творческий уровень: придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными способами и инструментами или соответствующими программными средствами (графическим и текстовым редактором, электронными таблицами и др.).
Литература
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
О.Л. Соколова Поурочные разработки. М.: «ВАКО», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение формы представления информации. Систематизация информации
Урок разработан для учеников 5х классов по информатике и ИКТ.Цели учителя:Образовательные:Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её с...
«Изменение формы представления информации. Систематизация информации»
Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с ч...
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...
Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Презентация является приложением к методической разработке урока....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Разработка урока на тему : "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."
Технологическая карта урока на тему " Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."...