Изменение формы представления информации. Систематизация информации
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
Урок разработан для учеников 5х классов по информатике и ИКТ.
Цели учителя:
Образовательные: |
|
Воспитательные: |
|
Развивающие: |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_informatiki_v_5kl_20.02.12.docx | 68.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Предмет: Информатика и ИКТ
Тема: «Изменение формы представления информации. Систематизация информации»
Цели учителя:
Образовательные: |
|
Воспитательные: |
|
Развивающие: |
|
Цели учащихся: | После изучения данной темы учащиеся должны:
|
Тип урока: комбинированный урок
Межпредметные связи на уроке: математика; русский язык; природоведение.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные, инновационные, метод самостоятельной практической работы по инструкции под наблюдением учителя.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, набор тематических рисунков, телефонный справочник, словари, энциклопедии, алфавит.
Логика урока: мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности изучение нового материала самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации коррекция рефлексия.
Ход урока
Этапы | Время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационный момент | 1-2 минуты | Подготовка к работе на уроке | Объявление темы урока и порядка работы на уроке |
Актуализация полученных ранее знаний и умений; коррекция и обобщение результатов | 5-6 минут | фронтальная беседа | -проведение фронтальной беседы с использованием дидактического материала; |
Изложение нового материала развивающего характера с помощью презентации | 10 минут | Восприятие нового материала, участие в обсуждении, отвечают на вопросы, обсуждают материалы презентации. | Изложение нового материала в форме диалога с учащимися |
Закрепление новых знаний -1 | 10-12 минут | Выполнение заданий по новой теме | Контроль работы учащихся у доски и на местах |
Тематическая физминутка | 1-2 минуты | Выполнение упражнений для глаз и шейно-грудного отдела. | |
Закрепление новых знаний -2 | 7-10 минут | Выполнение практической работы учащихся | Контроль работы учащихся за компьютерами |
Рефлексия | 1-2 мин | Заполнить лист рефлексии. | |
Контроль знаний. Подведение итога урока, выставление оценок, домашнее задание | 2-3 минуты |
| Домашнее задание: §1.13.задание 5 (7-15); Р.Т. №48, 49 стр. 48-49 |
План:
- Орг. момент:
- Поприветствовать друг друга.
- Объявить план сегодняшнего урока.
- Записать число и тему.
- Повторение:
- Определение понятия “обработка информации”.
- Типы обработки информации.
- Задачи, решенные на прошлом уроке.
- Новый материал:
- Кодирование и декодирование.
- Систематизация.
- Поиск.
- Практическая работа за компьютерами.
- Домашнее задание.
Для урока:
- рабочие тетради
- учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой
- презентация
- кабинет информатики, проектор, компьютеры
- Орг. момент
Здравствуйте! Садитесь.
Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации.
- Актуализация полученных ранее знаний и умений; коррекция и обобщение результатов (5-6мин)
1 вопрос:
Что такое обработка информации?
Ответ:
Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №1 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо,сейчас ещё раз вспомнили определение.)
2 вопрос:
С какими типами обработки информации вы знакомы?
Ответ:
- Обработка, связанная с получением новой информации.
- Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.
(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №2)
- А ещё мы решили 2 задачи.
В одной задаче нужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е.изменить форму, а не содержание (заменить цифры буквами из таблицы учебника на стр. 30). (слайд №3)
- Изложение нового материала развивающего характера с помощью презентации (10мин.)
1.Постановка темы урока.
Вызываются 2 учащихся.
-Перед вами два одинакового набора картинок (один набор развешен на доске по группам, карточки перевернуты; другой стопкой в конверте). Необходимо найти картинку с изображением танка.
Вопрос классу: Кто найдет быстрее? Почему?
- Вот, это и есть наша тема урока: «Изменение формы представления информации. Систематизация информации» (слайд №4 )
Вопрос:
Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?
Ответ:
На уроках математики мы решаем чаще всего задачи связанные с получением новой информации.
Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).
(слайд №5) Способы кодирования: Графический – с помощью рисунков и знаков Числовой – с помощью чисел Символьный – с помощью символов алфавита Звуковой – с помощью звуков |
Запишите в тетради способы кодирования информации.
Задача №1
(устно)
(слайд №6)
По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.
Ответ:
Пятачок
Вопрос:
Какой способ кодирования здесь представлен?
Ответ:
Графический, т. к. использованы рисунки.
- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.
Задача №2
(слайд №7)
А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.
КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА
Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.
(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)
Вопрос:
Какой способ кодирования информации вы использовали?
Ответ:
Символьный, т. к. использованы буквы.
На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.
Итак
, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №8)
Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.
Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №9)
Нам предстоит ответить на этот вопрос.
Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №10)
Задание №3 Графическую информацию замените на символьную, и заполните таблицу по основному признаку предмета.
- Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.
(У всех розданы готовые таблицы. Приложение2)
Наводящий вопрос:
Как можно назвать столбцы?
Ответ:
- музыкальные инструменты
- спортивный инвентарь
- цветы
(Дети заполняют сами.)
Задание №4
Систематизируйте. (слайд №11)
Одежда | Обувь | Головные уборы |
(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).
1. Ребята скажите: “Как в телефонных справочниках, словарях, энциклопедиях систематизирована информация?”
Возможные ответы:
- По алфавиту
- По темам
- По датам
- По местоположению и т. п.
Вопрос:
А для чего информацию расположили именно таким образом?
Возможный ответ:
Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.
- Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.
Задание (устно): (слайд №12)
Подберите синонимы к слову“ Систематизировать”.
Возможные ответы:
- Расположить
- Разобрать
- Отсортировать
- Разложить и п. т.
Вопрос:
Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?
(Выслушать несколько мнений и показать (слайд №13)
Систематизировать - это значит расположить таким способом, чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.
Вопрос:
Для чего нужно систематизировать информацию?
Ответ:
Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.
Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №14)
Вопрос:
Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)
(слайд №15)
Методы поиска информации:
- Наблюдение
- Общение
- Чтение соответствующей литературы
- Просмотр телепередач
- Работа в библиотеках
- И другие методы
Тематическая физминутка. Выполнение упражнений для глаз и шейно-грудного отдела. (слайд № 16)
Я буду приводить различные сведения. Если они будут относиться к области русского языка - вы стряхиваете руки, если к области математики - вы делаете наклоны, руки у висков, если естествознание - вы шагаете на месте. Если относится к другому предмету - моргаете.
- Россия - самое крупное по территории государство мира.
- «Чу» - «щу» пишется через «у».
- От перестановки слагаемых сумма не меняется.
- Начало предложения пишется с большой буквы.
- Периметр-это сумма длин всех сторон геометрической фигуры.
- В 1380 году состоялась Куликовская битва.
- Квадрат-это прямоугольник, у которого все стороны равны.
- В русском языке 6 гласных.
- «жи» - «ши» пиши через «и».
- Байкал - самое глубокое озеро в мире.
- Любые две точки можно соединить только одним отрезком.
- Предлоги пишутся отдельно от слова.
- Зима в тундре длится 8-9 месяцев.
- У нас урок информатики.
Молодцы, садитесь.
- Закрепление новых знаний -2.(7 минут)
Практическое задание за компьютером: (слайд № 17)
Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.
(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)
Ответ: Приложение 4
термины | значение |
код | система условных знаков для представления информации |
информация | сведения об окружающем нас мире |
пользователь | человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач. |
- Ребята, подведём итог.
(перед звонком слайд №18)
Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.
- Рефлексия за компьютером.
- Контроль знаний. Подведение итога урока, выставление оценок, домашнее задание
Д/з §1.13.задание 5 (7-15);.Р.Т. №48, 49 стр. 48-49
Резерв. Практическая работа № 9 (Задание 1,2)
Источники:
- Учебник “Информатика 5” под редакцией Л. Л. Босовой, 2010г.
- http://images. google. ru
- “Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в 5 классе на тему "Форматирование - изменение формы представления информации"
Разработка урока в 5 классе представлена текстовым файлом и презентацией. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью тестирования в программе My test....
Изменение формы представления информации
Здравствуйте! Меня зовут Нохрина Татьяна Александровна. Я учитель информатики в МБОУ «Острожская средняя общеобразовательная школа». Подготовила и провела открытый урок в 5 классе на тему: «Изменение ...
«Изменение формы представления информации. Систематизация информации»
Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с ч...
Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"
Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board в приложении Smart...
Проект урока и презентация «Форматирование-изменение формы представления информации».
Проект урока«Форматирование-изменение формы представления информации». автор: Барахтин Анатолий Михайлович,учитель информатики высшей категории МБОУ «Сеченовская средняя общеобразовательная...
Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...
Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Презентация является приложением к методической разработке урока....