Разработка урока на тему : "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."
учебно-методический материал на тему

Лагутина Светлана Ивановна

Технологическая карта урока на тему " Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_kartauroka1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д/З №1

Преподаватель: Лагутина С.И. ГБПОУ «Воробьевы горы» СП «Диалог наук»

Тема урока № 1:

 Понятие информации. Примеры. Формы представления информации.

Цель: Первичное осознание нового учебного материала;

 понять фундаментальность, неопределяемость, важность понятия “информация”.

ТИП урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 1

Понятие информации. Примеры. Формы представления информации.

ЭТАП

ТДЗ

Методы

Формы

Виды деятельности

Реальный результат

1

2

3

4

5

  1. Введение-организационный момент

-проверка присутствующих по списку

-проверка готовности учащихся к уроку: перед ними тетради, ручки, цв. карандаши, линейка,-объявление темы урока

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Устное сообщение учителя

Общеклассные

Работа в тетради

1

2

3

4

5

2) Проверка знаний, полученных в предыдущие годы  обучения путем фронтального опроса

3) Подготовка к активной УПД

Активизировать знания учащихся, формировать познавательные мотивы, вовлечь их в работу по усвоению новых знаний

Беседа

общеклассные

Обсуждение,

Выявление уровня знаний по теме урока. Актуализация и обобщение необходимых знаний

Обсуждение,

ответы на вопросы учителя

4) Установка познавательной задачи

Организация учащихся по принятию познавательной задачи

мотивация , побуждение к поиску

Общеклассные

5)Усвоение новых знаний

Умение конспектировать, выделяя основные положения в виде тезисов

Усвоение новых знаний и понятий:

Простое неопределяемое понятие,

Информация

Устное сообщение учителя эвристический (частично-поисковый

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Работа в тетради

1

2

3

4

5

5) Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия.

Первичное сообщение.

Учить выбирать правильные примеры, выбирать главное, делать выводы и определения

Анализ и логическое доказательное мышление

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Ответы на вопросы учителя

Работа в тетради

6)Подведение итогов

Анализ

 у спешности усвоен.нового материала

Устное сообщение учителя

Общеклассные

Закрепление новых знаний и понятий

-умения самостоятельного поиска нужной информации и изложения ее в краткой форме

7)Домашнее задание

Дать инструкции по выполнению д/з

Консультация

ХОД УРОКА  № 1

Понятие информации. Примеры. Формы представления информации.

ЭТАП

Деятельностьучителя

Деятельность ученика

1)Введение-организационный момент

-проверка присутствующих по списку

-проверка готовности учащихся к уроку: перед ними тетради, ручки, цв. карандаши, линейка,

-объявление темы урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побеседуем об информации.  Что такое информация. Как вы понимаете этот термин.  Приведем примеры информации, какой она бывает и определим, важна ли информация для человека и чем?

Запись темы урока в тетрадь.

2) Проверка знаний, полученных в предыдущие годы  обучения путем фронтального опроса

Что собой представляет «Мир, в котором мы живём»?

 Из всевозможных ответов ребят сделать выводы:

  1. Воздух, вода, горы, травы, хлеб, металлы, мы сами, наша одежда, наша еда, наши вещи и т. д. можно назвать общим понятием вещество
  2. В движение наш мир приводит энергия. Энергия солнечных лучей поднимает хлеба, электрическая энергия движет поезда и зажигает лампочку и т.д.
  3. Третьим важнейшим слагаемым этого мира является информация. Понятие, которое является важным для существования и развития человека, животного, растения и всего общества в целом.

Записываем в тетрадь:

Вещество + энергия +  информация = Мир, в котором мы живем. 

- парта, доска, дерево, электричество, вода…

Работа в тетради

3)Подготовка к активной УПД

Что же такое информация? Какое определение этому понятию вы дадите?

Из ответов ребят сделать выводы:

Информация - это то, что мы видим, слышим, о чем говорим, думаем, что читаем в книгах…

Информация – это какие-то сведения, сообщения, какие-то новости.

Информация – понятие простое, неопределяемое.

Примеры неопределяемых простых понятий есть и в других предметах:

Например, в геометрии:

  • Нарисуем в тетради домик .

-Из чего состоит нарисованный

домик? Записываем.

-Из чего состоят геометрические фигуры?Записываем.

 Из чего состоят линии?Записываем.

А что такое точка? Записываем.

Запишите:

«ТОЧКА» - понятие простое, неопределяемое.

Или пример из русского языка:

-Что такое предложение?

- Из чего состоит слово?

-Из чего состоит слог?

Запишем в тетради:

Примерами неопределяемых понятий являются точка, буква.

 

Ответы на вопросы учителя.

Работа в тетради,

Рисуют домик 

-Нарисованный домик состоит из геометрических  фигур (треугольника и прямоугольников).

-геометрические фигуры состоят из линий.

-Линии состоят из точек

Набор слов, связанных по смыслу.

Из слогов.

Из букв

«БУКВА» - простое неопределяемое понятие.

4) Установка познавательной задачи

В каждом предмете, в любой науке есть простые, неопределяемые понятия, на которых данная наука основывается.

Запишем в тетради

Основным понятием науки информатики является информация. Точного определения нет, но философское определение следующее:

 «Информация – это сведения о реально окружающем нас мире».:

Учитель: Назовите и Запишите примеры информации

-Что общего у приведенных примеров?

-А чем они отличаются?

.

Учитель: В каком виде может быть представлена информация?

Работа в тетради

-Утром по радио сообщили: «Сегодня в Петрозаводске ожидается ветер, температура воздуха 5 градусов тепла.

  • Группа туристов рассматривала картину известного художника в музее.

-Это примеры информации

-Разными формами представления информации

5)Усвоение новых знаний

6) Первичная проверка понимания

7)Подведение итогов

Из ответов детей сделать и записать в тетрадь следующий вывод - информацию можно представить, используя различные языки:

русский язык

  1. иностранный язык
  2. язык мимики
  3. язык жестов
  4. язык чертежей
  5. язык математики
  6. язык рисунков
  7. язык танца

и т.д.

Работа в тетради

Закрепление новых знаний и понятий

- самостоятельный поиск нужной информации и изложения ее в краткой форме Усвоение новых знаний и понятий

8)Домашнее задание

Дом. задание: вместе с родителями придумать и записать в тетрадь примеры информации.

 СТРУКТУРА УРОКА

  1. Введение-организационный момент

-проверка присутствующих по списку

-проверка готовности учащихся к уроку: перед ними тетради, ручки, цв. карандаши, линейка,-объявление темы урока     – 5мин.

  1. Проверка знаний, полученных в предыдущие годы  обучения путем фронтального опроса                                      - 10мин
  2. Подготовка к активной УПД
  3.  Установка познавательной задачи
  4. Усвоение новых знаний                                                                                                                -25мин
  5.  Первичная проверка понимания
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание                                                                                                                     - 5мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Понятие информации" к учебнику Макаровой Н.В.

На этом уроке рассматриваются: что означает термин «информация»; какие виды информации существуют; как человек воспринимает информацию; какими свойствами обладает информация....

Урок информатики в 5 кл. Тема"Табличная и наглядная формы представления информации"

Урок в 5 классе по программе Босовой "Табличная и наглядные формы представления информации"...

Презентация по теме "Метод координат как форма представления информации"

Презентация к уроку по теме "Метод координат как форма представления информации". Урок изучения нового матриала. Содержит задания для закрепления, дифференциированное  домашнее задание....

Конспект урока по теме «Представление информации в форме таблицы» (в соответствии с ФГОС)

В материалах к уроку приложены конспект, презентация, раздаточные материалы...

Урок информатики в 5 классе. Тема: Кодирование как изменение формы представления информации.

Урок информатики в 5 классе. Тема: Кодирование как изменение формы представления информации. Урок-игра....

Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»

Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...

Урок на тему " Кодирование как изменение формы представления информации"

Урок на тему " Кодирование как изменение формы представления информации"...