"Информатика и ИКТ" для 9 класса на 68 часов
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа Информатика и ИКТ 9 класс, 68 ч, УМК Семакин. Приведено тематическое и поурочное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Информатика и ИКТ 9 класс, 68 ч, УМК Семакин. | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО На заседании МО Протокол № 1 _____ « 26 » августа 2016 г. Руководитель МО: __ подпись Полуэктова Т.Е. Расшифровка | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 50 И.А.Доброволянская Приказ № ________ от « 29 » _ августа 2016 г. |
Рабочая программа
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс ______9____
Профиль: __базовый___
Всего часов на изучение программы 68
Количество часов в неделю 2
Гришкова Т. П.,
учитель информатики
2016 – 2017 уч. год
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» 9 класс 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ. Москва, Дрофа. 2004г.
- Постановления главного государственного врача РФ от 29.12.2010г №189 Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089.
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2014-2015 учебном году.
- Учебный план МАОУ СОШ на 2014 -2015 учебный год.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказа Миобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785).
- Приказа Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).
- Фундаментальное содержания общего образования (под ред В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е издание.- М.: Просвещение, 2010 – 59 с. (стандарты второго поколения).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова – изд. – М.: Просвещение, 2009 г.).
- Основной образовательной программы основного (начального) общего образования.
- Проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.
Настоящая рабочая программа соответствует Программе базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Программой предполагается проведение большого количества практических работ продолжительностью 10-20 минут, направленных на отработку технологических приемов.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, изменений в авторскую программу не внесено.
Содержание программы
Рабочая программа предполагает обучение учащихся с ТНР, обучающимися в общеобразовательном классе. Данные учащиеся характеризуются следующими особенностями: У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие учащиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких учащихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У учащихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Учащиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи учащимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Учащиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для учащихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у учащихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у учащихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме. Механизм возникновения которых, обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ предполагает обучение учащихся с ЗПР. Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии учащихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся , испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до учащихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От учащихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до учащихся, нуждающихся при получении образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
С учетом данных особенностей рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ адаптирована на основе коррекции речевых нарушений и психофизического развития данных учащихся, учитывает индивидуальный темп обучения и продвижения данных учащихся в предметной области, предполагает сокращение содержания предмета – на этапе контроля (русский язык), на этапе выполнения самостоятельных работ по математике в целях осознания текста (сокращение объема и содержания задач), в соответствии с речевым дефектом (учащиеся с ТНР) и в соответствии с уровнем и динамикой психофизического развития учащихся с ЗПР до достижения ими уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.
Основное содержание программы
- Передача информации в компьютерных сетях – 10 час. (7)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
- Информационное моделирование – 5 час. (1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
- Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час. (1)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных.
- Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
- Управление и алгоритмы – 10 час.(6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
- Программное управление работой компьютера – 12 час.(7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
- Информационные технологии и общество 4 час.(0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Тематическое планирование информатике и ИКТ
для 9 класса на 68 часов
Нормативы
Учебный цикл | Всего учебных часов | Из них | |
Практические работы (часов) | Контрольные работы | ||
| 10 | 7 | 1 |
| 5 | 1 | 0 |
| 12 | 6 | 1 |
| 10 | 5 | 1 |
| 10 | 6 | 1 |
| 12 | 7 | 1 |
| 4 | 0 | 1 |
| 5 | ||
Всего: | 68 | 32 | 5 |
Программа УМК Семакин И.Г., 9 класс
Автор | Название | Издательство | Год | |
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. | Программа базового курса информатики. В издании «Преподавание базового курса информатики в средней школе»: Методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. Стр. 22. | М: Лаборатория Базовых Знаний. | 2006 | |
Учебник | ||||
Автор | Название | Издательство | Год | |
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В | Информатика и информационно-коммуникационные технологии.. Базовый курс. Учебник для 9 класса. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. | 2009 | |
Под ред. профессора Макаровой Н.В. | Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс. | СПб.: Питер. | 2008 | |
Пособия для учителя | ||||
Автор | Название | Издательство | Год | |
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. | Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. Стр. 22. | М: Лаборатория Базовых Знаний. | 2006 | |
Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – | Информатика. Задачник-практикум в 2 т. | М.: Бином. Лаборатория Знаний. | 2002 | |
Самылкина Н.Н., Русаков С.В., Шестаков А.П., Баданина С.В. | Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие | М.: Бином. Лаборатория Знаний. | 2008 | |
Мультимедийные пособия | ||||
Название | Издательство | Год | ||
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса | интерактив | |||
Электронное приложение: практикум по информатике | интерактив |
Обучение предмету ведётся в компьютерном классе, оснащённом локальной сетью с выходом в Интернет, и установленными операционными системами ОС Windows и OC Linux (10 РМУ + РМП). ЛС КВТ включена в локальную сеть школы.
Аппаратное обеспечение РМП
- компьютер;
- принтер/сканер;
- цветной принтер;
- микрофон;
- звуковые колонки;
- документ-камера;
- веб-камера;
- проектор;
- интерактивная доска Workspace;
- устройства, обеспечивающие подключение к сети – доступ через провайдеров «Стек» и «ТЭШ»
- коммутатор
- школьный сервер.
Аппаратное обеспечение РМУ
- компьютер;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
- устройства ввода/вывода звуковой информации (комплект наушники + микрофон).
Программное обеспечение:
Лицензионное:
- Операционная система Windows.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы).
- Офисные программы (в составе операционной системы)
- Microsoft Office Word — текстовый процессор;
- Microsoft Office Excel — табличный процессор;
- Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций;
- Microsoft Office Access — приложение для управления базами данных;
- Microsoft Office Publisher - приложение для подготовки презентаций;
- Microsoft Office Picture Manager – приложение для обработки графических файлов.
- Стандартные (Paint, калькулятор, Блокнот, Звукозапись).
- Система оптического распознавания текста.
Свободное ПО:
- Операционная система Linux (Офис, графические, развивающие игры).
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста»;
- Системы программирования:
- НИИСИ РАН Комплект Учебных Миров - КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. http://www.niisi.ru/kumir/
- PascalABC.NET — это: Современный язык программирования, основанный на Delphi (Object Pascal) и сочетающий простоту языка Паскаль и огромные возможности платформы .NET., Бесплатная, простая и мощная среда разработки, встроенный в среду разработки дизайнер форм, позволяющий быстро создавать оконные приложения. http://pascalabc.net/
- ЛогоМиры - это программа, созданная для программирования на русском языке. http://www.torrentino.com/torrents/390054
- Программа-архиватор.
- Простая геоинформационная система (ДубльГИС – Томск).
- Электронная online карта Томска, бесплатный сервис.
- Программа-переводчик. Google Переводчик.
- Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D LT V12 (некоммерческая версия).
- Антивирусная программа ( RAR, 7-ZIP).
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (ОС)
- Браузер Firefox — это свободный браузер от сообщества, Mozilla.Opera — это быстрый, умный и красивый браузер.
- Простой редактор Web-страниц (Блокнот). Конструкторы сайтов он-лайн. Бесплатные конструкторы – edu.of.ru; http://www.ucoz.ru/; umi.ru; http://ru.jimdo.com/.
Программные средства
- Звуковой редактор
- Виртуальные компьютерные лаборатории
- Программа интерактивного общения.
- Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате изучения информатики на базовом уровне ученик должен
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
- что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
- правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- запись чисел в позиционных системах счисления;
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов.
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД,
- сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Тематическое планирование изучения учебного материала.
Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс.
Один год обучения. (68 часов).
№ урока всего/по теме
Дата | Тема. Программный учебный материал. | Практическая работа | Дидактичес- кий материал | Конт-роль | Требования к уровню подготовки учеников V и VΙΙ вида |
1. Передача информации в компьютерных сетях. | 10(7) | ||||
1.1.1 | Техника безопасности. Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. § 1, доп.1.1. | Изучение структуры компьютерного класса. | Инструкции по ТБ и ОТ № 01о, 18о, 19о. Схемы 2.3.1-2.3.4. | Устный индивидуальный. | |
1.2.2 | Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и другие. § 2 | Демонстрация «Работа почтового ящика». | През 9-2 Комп сети | Устный индивид. | |
1.3.3 | Аппаратное и программное обеспечение работы глобальной сети. Скорость передачи данных. § 3. | Практическая работа № 1 «Обмен файлами в локальной сети и по электронной почте». | Схемы 2.3.1-2.3.4. През 9-3 Комп сети | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы |
1.4.4 | Интернет и World Wide Web. Адресация. Поисковые системы Интернета. Система основных понятий главы 1. § 4, 5. | Практическая работа № 2 «Работа с Браузерами. Поиск информации с помощью поисковых программ». | Документ «Термины т1 9кл» Инт.доска «WWW браузер Интернет» | Устный индивид., Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы |
1.5.5 | Архивирование и разархивирование. Архиваторы. доп.1.2. Глоссарий стр.354-357. | Практическая работа № 3 «Работа с архиваторами». | Инт.доска «Протоколы адресация Интернет» | Оценка практ. деятельн. Конспект. | Помощь при выполнении работы |
1.6.6 | Знакомство с публикациями в Интернете. Копирование информационных объектов из Интернета. Электронный документ. | Практическая работа № 4 «Работа с энциклопедиями и справочниками учебного содержания». | Графические объекты для вставки, образец страницы. | Оценка практ. деятельн. | Помощь при описании практическойработы. |
1.7.7 | Структура гипертекстового документа. Основные тэги. (Выполнение мини-проекта по заготовкам.) | Практическая работа № 5 «Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора». | Инт.доска Структура HTML-файла | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы |
1.8.8 | Таблицы. Цвет фона и шрифта. Веб-страницы. | Практическая работа № 6 «Вставка таблиц в Web-страницу». | Электронный учебник по HTML | Оценка практ. деятельн. | Выполнение работы по образцу-заготовке. |
1.9.9 | Вставка картинок на Веб-страницы.. | Практическая работа № 7 «Вставка картинок в Web-страницу». | Документ «9 кл Вставка изобр в вебстр» | Сдача проектной работы | Помощь при выполнении работы |
1.10.10 | Тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях». | Тестирование | Тест | Проверка знаний | Индивидуальные критерии оценивания. |
Контроль за общеучебными навыками (Работа с электронными документами). ПО: OS Linex, браузеры, ТР, эл. почта, архиватор. | |||||
2. Информационное моделирование | 5(1) | ||||
2.1.11 | Понятие модели. Натурные и информационные модели. Назначение и свойства моделей. § 6, 7. | Презентация «Моделирование 9_1 Модел и модели» | Устный фронт. | ||
2.2.12 | Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. § 7, 8. | Создание таблицы типа «объект-свойства». | Презентация « Моделирование 9_2 Виды информационных моделей» | Устный индивид. | Индивидуальтое задание по карточке, работа над ошибками. |
2.3.13 | Информационное моделирование на компьютере. Вычислительный эксперимент. § 9. Система основных понятий главы 2. Глоссарий стр.357-358. | Создание таблицы в ТР типа «объект-свойства». | Презентация « Моделирование 9_3 Компьютерные модели» | Устный индивид. | Индивидуальтое задание по карточке, работа над ошибками. |
2.4.14 | Контрольный урок 1. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Документ «Кратк тест моделир 9 кл» | Тестирование. | Индивидуальные критерии оценивания. | |
2.5.15 | Понятие об информационных системах. Анализ контрольного урока. ДЗ. Доп. 2.1, 2.2. | Практическая работа № 8 «Работа с демонстрацион-ными примерами компьютерных информационных моделей» | Презентация «Задача классификации» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при описании практическойработы. |
3. Хранение и обработка информации в базах данных. | 12(6) | ||||
3.1.16 | Понятие базы данных (БД). Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. §10 | Демонстр. БД | Устный фронт. | ||
3.2.17 | Системы управления БД и принципы работы с ними. § 11. | Практическая работа № 9 «Формирование запросов на поиск с простыми условиями». | БД «Библиотека» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы |
3.3.18 | Проектирование однотабличной базы данных. §12. | Практическая работа № 10 «Создание однотабличной БД». | БД «Мой класс» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы |
3.4.19 | Простые и сложные логические выражения. § 13. Глоссарий стр.358-360. | Практическая работа № 11 «Ввод и редактирование данных в БД». | БД «Мой класс» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при описании практическойработы. |
3.5.20 | Условия поиска информации. Сложные логические выражения. § 14. Глоссарий стр.358-360. | Устн. инд. опрос. | Доп. объяснение. | ||
3.6.21 | Логические операции. Сложные логические выражения. | Конспект | |||
3.7.22 | Сортировка записей. Система основных понятий главы 3. § 14, 15. | Практическая работа № 12 «Сортировка данных». | БД «Реки России» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы |
3.8.23 | Практическая работа № 13 «Формирование запросов на поиск с составными условиями поиска» | БД «Реки России» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
3.9.24 | Поиск и удаление записей. § 14. Глоссарий стр.358-360. | Карточки-задания | Терминология. Устный индивид. | ||
3.10.25 | Практическая работа № 14 «Знакомство с геоинформационной системой» | Дубль ГИС (через Интернет) | Терминология. | Помощь при описании практическойработы. | |
3.11.26 | Обобщение и повторение тем «Информационное моделирование и хранение и обработка информации в базах данных». | Карточки Тренир. кратк. тест. | Устный индивид. Устный фронт. | ||
3.12.27 | Контрольный урок 2. Промежуточная аттестация. Тестирование. | Итоговый тест | Контрольный урок | Индивидуальные критерии оценивания. | |
Контроль за общеучебными навыками (Работа с электронными документами). ПО: OS Linex, БД. | |||||
4. Табличные вычисления на компьютере. | 10(5) | ||||
4.1.28 | Двоичная система счисления. §16, 17, задачи. | Док Таблица Степени числа 2 Док Двоичная арифметика | Устн. фронт. | ||
4.2.29 | Представление чисел в памяти компьютера. §17, задачи. | Практическая работа № 15 «Решение задач с помощью электронного калькулятора». | Док Эл калькулятор | Оценка практ. деятельн. | Работа по алгоритму. |
4.3.30 | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура ЭТ, типы данных: тексты, числа, формулы. §18,19 | Дем. Окно эл. таб. | Док Excel function | Устн. индив. Опрос. | Помощь при решении задач. |
4.4.31 | Относительная адресация и абсолютная адресация. §20, задачи. | Практическая работа № 16 «Работа с готовой электронной таблицей» | Карт Сам рабЭТ-9 | Оценка практ. деятельн., решение задачи в среде ЭТ MS Excel. | Помощь при выполнении работы |
4.5.32 | Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. §20, 21, задачи. | Ex Пример построения графика | Устн. индив. Опрос. | ||
4.6.33 | Практическая работа № 17 «Построение диаграмм разных типов и видов» | Мини-проект. | Помощь при выполнении работы | ||
4.7.34 | Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. | Оценка выполнения задания. | Доп. объяснение. | ||
4.8.35 | Практическая работа № 18 «Решение практической задачи исследования готовой модели» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | ||
4.9.36 | Система основных понятий главы 4. § 23, 24. Глоссарий стр. 360-362. | Практическая работа № 19 «Решение задачи создания модели» | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
4.10.37 | Контрольный урок 3. | Контроль | Индивидуальные критерии оценивания. | ||
Контроль за общеучебными навыками (Создание электронных документов). ПО: OS Linex, Электронная таблица. | |||||
5. Управление и алгоритмы. | 10(6) | ||||
5.1.38 | Кибернетика. Кибернетическая модель управления. § 25-26, доп. 5.1. | Оценка практ. деятельн. | |||
5.2.39 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. § 27. | Устный инд. Оценка практ. деятельн. | Индивид. Работа в режиме диалога | ||
5.3.40 | Кратковременный тест. Графический учебный исполнитель алгоритмов. Линейные алгоритмы. § 28, блок-схемы. | Практическая работа № 20 «Работа с исполнителями. Трассировка алгоритма». | Тренировочное тест. Контроль домашнего задания. | Помощь при выполнении работы | |
5.4.41 | Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализация. § 29, задачи. | Контроль домашнего задания. | Индивид. Работа в режиме диалога | ||
5.5.42 | Циклические алгоритмы. § 30, задачи. | Практическая работа № 21 «Составление циклических алгоритмов управления». | Устный индивид. | Помощь при выполнении работы | |
5.6.43 | Ветвящиеся алгоритмы. § 31, задачи. | Практическая работа № 22 «Составление ветвящихся алгоритмов управления». | Устный индивид. | Помощь при выполнении работы | |
5.7.44 | Циклы в сочетании с ветвлениями. Повторить §§25-31. | Практическая работа № 23 ««Составление базовых алгоритмов управления». | Устный индивид. | Помощь при выполнении работы | |
5.8.45 | Алгоритмы цикл в цикле, ветвление в цикле и другие. Система основных понятий главы 5. Глоссарий стр. 362-365. | Практическая работа № 24 «Составление алгоритмов управления «цикл в цикле». | Устный индивид. | Помощь при выполнении работы | |
5.9.46 | Контрольный урок 4. Промежуточная аттестация. Практическая работа № 25 | ПР № 25 «Использование вспомогательных алгоритмов». | Контроль Оценка практ. деятельн. Термин. | Индивидуальные критерии оценивания. | |
5.10.47 | Тестирование по теме «Понятие алгоритма и его свойства. Учебные исполнители». | ||||
Контроль за общеучебными навыками (Формальное исполнение алгоритмов, запись алгоритмов в виде блок-схем и на алгоритмическом языке). ПО: ТР, учебные исполнители. | |||||
6. Программное управление работой компьютера. (Паскаль). | 12(7) | ||||
6.1.48 | Программирование. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных. Ввод и вывод, данных. § 32-33. | Устный фронт. | |||
6.2.49 | Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Линейные алгоритмы. §34. | Практическая работа № 26 «Знакомство с системой программирования, Паскаль». | Устный индивид. Оценка практ. деятельн | Помощь при выполнении работы | |
6.3.50 | Представление данных в программе. Оператор присваивания, ввода, вывода. § 35. | Практическая работа № 27 «Выполнение вычислительной линейной задачи с выводом данных». | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
6.4.51 | Ветвящиеся алгоритмы и их программирование на Паскале. §36, 37. | Практическая работа № 28 «Разработка программы с ветвлением». | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
6.5.52 | Программирование вложенных ветвлений. Логические операции. §37. | Практическая работа № 29 «Разработка программы Наибольшее из трех». | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
6.6.53 | Диалоговые программы. Этапы решения задач с использованием программирования. § 38. | Устный индивид., | |||
6.7.54 | Циклические алгоритмы и программирование циклов на Паскале. § 39. | Практическая работа № 30 «Разработка программы с циклом Суммирование чисел». | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
6.8.55 | Ветвление в цикле. Кратковременный тест. § 40 | Тест тренир. | Индивидуальные критерии оценивания. | ||
6.9.56 | Массивы (таблицы). Массивы в Паскале. § 41-42. | Практическая работа № 31 «Разработка программы на обработку одномерного массива». | Устный индивид. Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
6.10.57 | Обработка одномерных массивов (поиск данных). | Практическая работа № 32 «Разработка программы Задача поиска информации». | Оценка практ. деятельн. | Помощь при выполнении работы | |
6.11.58 | Система основных понятий главы 6. § 43, 44-45.Глоссарий стр.365-367. | Таблица. | Собеседование | Доп. объяснение, контроль понимания темы. | |
6.12.59 | Контрольный урок 5. Промежуточная аттестация. Тестирование. | «Алгоритмы работы с величинами. ЯП». | Контрольное тестирование. | Индивидуальные критерии оценивания. | |
Информационные технологии и общество. | 4 (0) | ||||
7.1.60 | Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. §44-47. | Устный фронт. | |||
7.2.61 | Информационное общество. Информационные ресурсы общества. | Устный индивид. | |||
7.3.62 | Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Система основных понятий главы 6. | Устный индивид. | Доп. объяснение, контроль понимания темы. | ||
7.4.63 | Контрольный урок 6. «Информационные технологии и общество». §48-49. Глоссарий стр. 367-370. | Семинар по теме. Термин. работа. | Индивидуальные критерии оценивания. | ||
Контроль за общеучебными навыками (Формальное исполнение алгоритмов, запись алгоритмов в виде блок-схем и на алгоритмическом языке). ПО: ТР, учебные исполнители. | |||||
64-68 | 8. Резерв времени | 5 | |||
Всего: | 68 | В т.ч. практика 32 |
Контрольные работы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
0 | 2 | 2 | 1 |
Лабораторные и практические работы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
9 | 7 | 12 | 4 |
Типы уроков и технологии, применяемые в работе:
| 37 |
| 18 |
| 4 |
| 9 |
| 39 |
| 40 |
| 8 |
| 11 |
| 16 |
Виды контроля на уроке, применяемые в работе:
| 5 |
| 20 |
| 24 |
| 5 |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 4 |
| 4 |
| 5 |
| 2 |
Лист коррекции выполнения тематического планирования
Дата | Номера уроков по тематическому планированию | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение – проверочная работа и т.д.) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Завуч | ||
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | Урока, который содержит коррекцию | Утверждение | Подпись | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".
Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....
Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе "Языковые подсистемы и информатика".
Авторы: Белоногова Н.И., Салихова Л.З....
Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".
Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах, о предмете "Информатика"....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Внеклассное мероприятие по информатике для 10 класса "Информатика вокруг нас"
Внеклассное мероприятие по информатике для обучающихся 10-х классов в форме деловой игры "Информатика вокруг нас"....
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...