урок по информатике "Формализация и моделирование"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
урок усвоения новых знаний на тему "Формализация и моделирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_informatka.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Формализация и моделирование
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: смешанный урок.
Цели урока: познакомить учащихся с понятиями формализации и моделирования
Задачи урока:
- Образовательные:
- Вооружить учащихся знаниями основных понятий по теме;
- Сформировать умение создавать модели;
- Развивающие:
- Развить у учащихся познавательный интерес, творческие способности, логическое мышление, умения анализировать и делать выводы;
- Расширить мировоззрение и кругозор учащихся
- Воспитательные:
- Сформировать у учащихся готовность к информационно – учебной деятельности;
- Воспитать устойчивый интерес к изучению информатики.
План урока:
- Объявление темы урока, мотивации и цели урока.
Мотивация:
В конце урока будет проведен опрос, по итогам которого будут выставлены оценки. Также будет учитываться активность на уроке.
2. Изучение нового материала.
Понятие модели
Модель - это искусственно создаваемый объект, заменяющий некоторый объект реального мира, объект моделирования) и воспроизводящий ограниченное число его свойств, существенные с точки зрения целей моделирования.
Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Разные науки исследуют объекты и процессы под разным углом зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и движения объектов, в химии — их внутреннее строение, в биологии — поведение живых организмов и т.д.
Возьмем в качестве примера человека, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению и т.д.
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки. Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.
Классификация моделей
По способу представления различают: материальные(натурные, физические) и информационные(идеальные) модели.
Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Самые простые примеры материальных моделей — детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окружающем мире. Двухлетний малыш играет с плюшевым медвежонком. Когда, спустя годы, ребенок увидит в зоопарке настоящего медведя, он без труда узнает его.
Материальные модели — это, к примеру, чучела птиц в кабинете биологии, карты при изучении истории и географии, схемы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии, макет многоступенчатой ракеты и еще многое другое.
Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения, потому что они строятся только на информации.
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
Знаковые и вербальные информационные модели
Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalize» — устный)модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.
Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка. Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы... Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.
По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:
- математические модели — математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;
- структурные модели — схемы, графики, таблицы и т. п.;
- логические модели — модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;
- компьютерные модели.
Если модель выражена в абстрактной, умозрительной форме, то нужны некоторые знаковые системы, позволяющие описать ее — специальные языки, чертежи, схемы, графики, таблицы, алгоритмы, математические формулы и т. п. Здесь могут быть использованы два варианта инструментария: либо традиционный набор инженера или конструктора(карандаш, линейка), либо самый совершенный в наши дни прибор — компьютер.
Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.
3. Совершенствование знаний.
Вставьте пропущенные слова.
- Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется …
- Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.
- В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.
- Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный …
- Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки.
- Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание.
- Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения.
- Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.
4. Домашнее задание.
Заполнить таблицу по образцу:
Цель моделирования | Существенные свойства | Тип модели | Модель |
Изучить процесс смены дня и ночи | Земля в виде шара, источник света | материальный | глобус |
Объяснить, как добраться до школы из вашего дома |
|
|
|
Показать, как добраться до школы из вашего дома |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ урока технологии по теме «Моделирование рукавов «Форма и стиль».
Технология: создание условий для развития познавательной и творческой активности.Цель: - формировать у детей такие важные качества личности, как трудолюбие, добросовестное и творческое отношение к дел...
Урок на тему "Геометрическое моделирование в графическом редакторе Paint" 7 класс
Содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал, подходит для урока-закрепления навыков геометрического моделирования...
Открытый урок в 6 классе"Моделирование юбки"
Этот открытый урок в 6 классе проводился по теме педсовета "Технология коллективного способа обучения,как одно из средств формирования ключевых компетенций".Этот урок находится в системе уроков по кон...
План - конспект урока по технологии "Художественное моделирование юбок" 6 класс
Урок знакомит обучающихся с приемами художественного моделирования юбок разного фасона....
Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"
Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...
Урок информатики по теме "Моделирование геометрических объектов в программе QCAD" (9 класс)
Урок информатики в 9 классе по теме "Моделирование". Учащиеся учатся создавать геометрические модели в программе компьютерного черчения QCAD (операционная система Линукс). При необходимост может быть ...
Разработка урока информатики по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости»
Папка содержит модель урока по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости», рассчитанного на два часа, презентацию и приложения к уроку....