Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок –практическая работа "Моделирование биологических процессов"
9 класс
Цели:
- Сформировать понятие рекуррентное соотношение.
- Сформировать умение создавать и исследовать биологические модели.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение, актуализация
Тест-виды моделей:
1. Определите, какие из перечисленных моделей материальные
а) Макет декорационного оформления театральной постановки.
б) Эскизы костюмов к театральному спектаклю.
в) Географический атлас.
г) Объёмная модель молекулы воды.
д) Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O
е) Макет скелета человека.
ж) Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h2
з) Расписание движения поездов.
и) Игрушечный паровоз.
к) Схема метрополитена
л) Оглавление книги
2. Какие из приведённых ниже определений понятия «модель» верные?
а) модель – это некоторое вспомогательное средство, объект, который в определённой ситуации заменяет другой объект.
б) Модель – это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования.
в) Модель – это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого – по определённым параметрам – подобно функционированию реального объекта.
г) Модель некоторого объекта – это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект
.
3. Построение любой модели начинается …
а) с выделения свойств и признаков объекта – оригинала;
б) с определения цели моделирования;
в) с выбора вида будущей модели.
- Какие из приведённых ниже моделей являются статистическими?
а) Карта местности. б) Дружеский шарж.
в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея.
г) План сочинения. д) График изменения температуры воздуха в течение дня.
3. Практическая работа
1 этап: - Какие модели научились создавать?
- …Математические модели, моделирование физических процессов…
- Как вы думаете, а можно ли с помощью компьютера создать биологическую модель?
…
2 этап: - Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения процессов происходящих в природе и обществе. Одно из ведущих мест занимают исследования влияния деятельности человека на природу и развитие биологических популяций в природной среде. Какие вам известны факты бездумного вмешательства человека в естественные биологические процессы?
… уничтожение воробьёв в Китае, ввоз кроликов в Австралию…
- Исследования биологических процессов позволяют установить квоты на вылов рыбы и охоту, предупредить экологические катастрофы. Сегодня мы вместе построим модель развития популяции.
3 этап: - С разработки какой модели начнём?
- математической…
1 Модель неограниченного роста - численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент.
Выражается в виде рекуррентной формулы:
Хn+1=а·Хn,
где Хn – численность популяции в предыдущем году, Хn+1 – численность популяции в текущем году, а – коэффициент роста (например: если рост 5%, то а=1,05).
2 Модель ограниченного роста - связана с перенаселением, нехваткой питания, болезнями.
Хn+1=(а-b·Хn)·Xn,
где b – коэффициент перенаселённости (b много меньше, чем a).
3 Модель ограниченного роста с отловом - связана с деятельностью человека (охота, рыболовство) и позволяет установить квоты на отлов рыбы и охоту.
Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-С,
где С – величина отлова (количество особей).
4 Модель жертва – хищник характеризует взаимодействие с другими популяциями.
1) Численность популяции жертв:
Хn+1=(а-b·Хn)·Xn-с-f ·Xn·Yn
где f – характеризует возможность гибели жертвы от хищника (количество их встреч)
2) Численность популяции хищников: увеличивается пропорционально увеличению количества жертв
Yn+1=d·Yn+e·Xn·Yn
где е – коэффициент роста численности хищников за счёт жертв,
d – коэффициент роста популяции хищников.
4 этап: Построим компьютерную модель.
этап: Проведите компьютерный эксперимент со следующими коэффициентами:
А=1,6; В=0,1; С=0,1; F=0,06; D=0,9; E=0,1; N=20; X1=1; Y1=1.
6 этап: На основе полученных результатов и изменяя коэффициенты, проведите исследование и определите:
- К чему ведёт неограниченный рост популяции?
- Определите, при каком коэффициенте отлова численность популяции стабилизируется (таким образом, выявите квоты)?
- Как связаны между собой динамика увеличения и уменьшения численности популяции хищников и жертв?
Домашнее задание: Создайте модель с отловом как хищников, так и жертв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование биологических процессов в среде Табличного процессора
Практическая работа....
Моделирование биологических процессов
Разработка учебного занятия по информатике и ИКТ...
Моделирование биологических процессов
Презентация используется на уроках информатики по учебнику Н.Д. Угриновича "Информатика. 11 класс. Профильный курс". Рассматриваются задача о производстве вакцины и задача на построение би...
Урок по информатике "Моделирование биологических процессов"
Тема: «Моделирование биологических процессов» (9 класс) Цель урока: смоделировать биоритмы человека, анализируя которые прогнозировать неблагоприятные дни и выбирать благоприятные для разн...
Проект "Моделирование биологических процессов в программе Excel"
Проект представляет собой комбинированное занятие по теме "Моделирование биологических процессов в программе Excel"...
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...