внеурочное занятие
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого внеурочного занятия
по курсу «Занимательная информатика»
Тема занятия: Игра − путешествие "Остров сокровищ".
Класс: 5 класс.
Цель занятия:
Образовательная: формирование способности к новым способам решения логических задач, развитие умения решать нестандартные задачи.
Развивающая: развитие мышления (логическое, пространственное), различных видов внимания, памяти, словарного запаса, фантазии.
Воспитательная: формирование умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Оборудование:
Плакаты: на тренировку наблюдательности и зрительной памяти; с анаграммой; к задаче на перемещение кораблей.
Раздаточный материал: разрезанные карточки с зашифрованным текстом; карточки с зашифрованными названиями городов; с зашифрованным временем; макет для задачи про разъезд кораблей; набор из 8 геометрических фигур (красные, розовые, желтые и белые квадраты, прямоугольники, треугольники и круги).
Тип занятия: открытий новых знаний.
Форма оценок: каждое задание оценивается баллами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап – Формирование стартовой мотивации к изучению нового (1-2 мин).
Технологически этап ориентирован на преимущественное формирование
- познавательных УУД – формирование устойчивых познавательных интересов.
- личностные УУД – формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие у нас необычное. Сегодня я вам предлагаю рассмотреть различные задачи не только логические, но и задания на тренировку памяти, внимания и словарного запаса.
Это будет открытие новых знаний в форме игры − путешествия. За каждое задание вы будете получать различное количество баллов в зависимости от степени трудности. И так начинаем …
II этап – Развитие умений (всё оставшееся на этом занятии время).
Технологически этап ориентирован на преимущественное формирование
- познавательных УУД – формирование умений по использованию знаний для решения различных логических задач и оценки полученных результатов; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственные связи;
- регулятивных УУД – формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
- коммуникативных УУД – формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
Фронтальная работа со всей группой:
Задание 1 (выполняется парно). Получение таинственного письма.
Недавно, разбирая старые бумаги, я нашла старое письмо. Но оно было такое старое, что рассыпалось у меня в руках, и я не смогла ничего прочесть. Помогите сложить заново письмо.
1) Из клочков бумаги сложить письмо с текстом.
2) Запомнить текст.
За правильный ответ учащиеся получают 2 балла.
Задание 2 (выполняется индивидуально). Решение задачи на нахождение названия города.
Для нашей встрече нам нужно договориться из каких городов вы будете отправляться в путешествие. У вас у каждого есть карточка со словом. Вам надо заменить в слове одну единственную букву, и вы отгадаете название города.
За правильный ответ учащиеся получают 1 балл.
Задание 3 (выполняется индивидуально). Решение задачи на нахождение закономерности.
Для нашей встречи нам нужно договориться о времени. Чтобы пираты об этом не узнали, я, как начальник экспедиции, зашифровала час и минуту встречи. Когда мы должны встретиться − решите логический ряд и обоснуйте свои ответы:
12, 14, 13, 19, 14, 24, ___, ____.
За правильный ответ учащиеся получают 2 балла.
Задание 4 (выполняется индивидуально). Решение задачи на разъезд кораблей (Рис.1 в Приложение 1).
В очень узком проходе встретились четыре корабля, плывущих навстречу друг друга, причем на двух из них плывем мы. Помогите разъехаться кораблям с помощью залива, в который может встать только один корабль.
За правильный ответ учащиеся получают 3 балла.
Задание 5 (выполняется индивидуально). Решение задания на проблемную ситуацию.
У нас случилось несчастье - пробоина. Корабль стал быстро тонуть. Мы вынуждены высадиться на необитаемый остров без еды и оружия. На острове нет никакой растительности, только голая земля да камни. Но есть одна единственная пальма с фруктами, которую охраняет, сидя на дереве, злая, презлая обезьяна. Достать плоды не удаётся - обезьяна на нас рычит. Что делать? Как нам утолить голод?
За правильный ответ учащиеся получают 2 балла.
Задание 6 (выполняется индивидуально). Решение задания на тренировку наблюдательности и памяти.
Утолив голод, мы возвращаемся на берег в надежде увидеть какой - нибудь корабль или лодку.
И вдруг на наше счастье к берегу причаливает пирога, из которой выходят два индейца. Узнав о нашем кораблекрушении, они согласились нам помочь, но с таким условием: за 3 минуты мы должны найти как можно больше отличий между этими индейцами. А затем по памяти их перечислить.
Учащиеся получают различное количество баллов в зависимости от результатов ответа. При нахождении 10 отличий учащиеся получают 1 балл, от 10 до 15 отличий − 2 балла, от 15 до 20 − 3 балла, а от 20 до 24 отличий − 4 балла.
Задание 7 (выполняется индивидуально). Задание на проверку объема внимания и памяти.
Выполнив первое условие, индейцы предлагают нам: доставить нас на нужный нам остров, если мы сможем назвать их имена, которые соответствуют их цвету большого пера в головном уборе.
За правильный ответ учащиеся получают 4 балла.
Задание 8 (выполняется индивидуально). Задание на проверку объема слухового восприятия.
Мы - на нужном нам острове. Но чтобы найти сундук – нужно вспомнить содержание старой записи, а именно лишнее дерево, которое упоминалось в ней.
За каждое правильно названное дерево учащиеся получают по 1 баллу.
Задание 9 (выполняется индивидуально). Решение анаграммы.
Под деревом, который не может расти в тропиках, мы вырыли два сундука, в одном из которых находятся завещанные нам сокровища. Попробуйте найти этот сундук, решив анаграммы написанные на них. А что находится в каждом сундуке?
Анаграммы: МАНИК, БОДРО.
За каждую правильно угаданную анаграмму учащиеся по 1 баллу.
Задание 10 (выполняется индивидуально). Решение задачи на пространственное мышление. (Рис. 2 в Приложение 1.)
Чтобы открыть секретный замок - надо решите следующую задачу. У вас есть задание с геометрическими фигурами. Эти геометрические фигуры лежат в определенной последовательности. Но четвертого ряда не хватает. Найдите закономерность и сложите ответ из набора геометрических фигур, находящегося в конверте. Это и есть код замка нужного нам сундука.
За каждую правильную фигуру и нужного цвета учащиеся получают по 1 баллу.
Заключительный момент.
Мы открыли сундук, в котором сокровище - наше внимание, память и мышление, которые стали еще богаче после такого увлекательного путешествия.
III этап - Оценивание учебных успехов.
Этап ориентирован на формирование
- регулятивных УУД (формирование умений оценивать полученные результаты).
Учащиеся оценивают свои достижения.
Приложение 1.
Рис 1.
Рис. 2.
Приложение 2.
Раздаточный материал
- Разрезанная на отдельные фрагменты карточка с текстом (задание 1):
"Други мои! На одном из необитаемых островов океании зарыт мною сундук с сокровищами. Сию тайну свою посылаю через моря добрым людям, так как не хочу открывать ее пиратам, охотившимся за мной. Если есть в вас мужество, стойкость, воля к победе отправляйтесь, други мои, за ним и употребите их на благо свое. 17.....год Капитан ..........
S. P. Пять деревьев на острове тропическом: пальма, кофейное дерево, хлебное дерево, финиковая пальма и кедр помогут вам в поисках. Остерегайтесь пиратов, которые могут появиться на вашем пути неожиданно. Да сопутствует вам удача........ "
- Карточки с зашифрованными названиями городов (задание 2).
СОКИ | УХА | ТУЧА | БАКИ |
- Карточки с зашифрованным временем (задание 3).
12, 14, 13, 19, 14, 24, ___, ____.
- Макет для задачи про разъезд кораблей (задание 4).
1 ход
2 ход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"
внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...
Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"
Материалы внеурочного занятия представленные на этой страницеможно использовать на занятиях внеурочной деятельности...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)
Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....
Внеурочное занятие Курса внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс» для учащихся 8-11 классов
Занятие по веурочной деятельности для учащихся 8-11 классов...