Программа элективного курса по информатике "Мультимедийные технологии" в 10 классе
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Данный элективный курс предназначен для 10 класса информационно-технологического профиля. Количество часов 32.
Содержит большое число тематических практических работ и ориентирован на освоение современных методов обработки изображений и звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса для 10 класса Мультимедийные технологии | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по информатике
для 10А класса «Мультимедийные технологии»
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основании требований Федерального Государственного стандарта к уровню подготовки учащихся классов информационно-технологического профиля. Курс, рассчитанный на 32 учебных часа, является составной частью блока специальных дисциплин и преподается в 10 классе. Курс "Мультимедийные технологии" включает в себя: понятие мультимедиа технологии; средства мультимедиа технологии; этапы и технология создания продуктов мультимедиа технологии; конструирование программных средств мультимедиа технологии; конфигурация технических средств мультимедиа технологии; реализация статических и динамических процессов на мультимедиа средствах. У условиях развивающегося информационного общества у на стадии обучения мы сталкиваемся с необходимостью эффективного использования в одном проекте различных видов информации, что и входит в понятие мультимедиа. Таким образом появилась необходимость приобрести навыки обработки различных видов информации для ее использования в едином продукте. Арсенал средств для выполнения этих задач постоянно пополняется новыми программами, поэтому изучения материала в рамках курса как правило сопровождается знакомством с новым поколением компьютерных программ.
Цели и задачи курса:
- Сформировать у учащихся адекватное представление о мультимедийных продуктах и научить их правильно определять необходимость создания продукта того или иного назначения.
- Изучить набор программ для подготовки информационных блоков будущего мультимедийного продукта
- Научить правильно детализировать работу над мультимедийными программами
- Научить правильно определять набор аппаретных средств для использования мультимедиа
- Научить правильно сочетать статические и динамические виды информационных блоков в составе продукта.
Учащийся должен:
- иметь представление: о понятии информационной системы, ее составных частей, динамическом описании информационной системы; о возможностях новых информационных технологий и путях их применения в технических областях; о влиянии компьютерной технологии на наглядность информации; о представлении видеоинформации в информационных системах, о применении интерактивной графики;
- ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой, средствами имеющегося инструментария;
- проводить выбор интерфейсных средств, при построении информационных систем;
- знать: инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах; инструментальные средства ввода и редактирования звуковых и видео фрагментов;
- иметь опыт: выбора технологии и инструментальных средств и на их основе разработки, составления, отладки, тестирования и документирования программы для задач обработки числовой, символьной и графической, звуковой и видео информации.
- Особенности преподавания дисциплины
Курс "Мультимедиа технология" опирается на материал курса "Информатика 7-9" и углубленное рассмотрение вопросов разработки пользовательского интерфейса. При изучении курса предполагается знание основ информационных технологий, позволяющих разработку любого мультимедиа продукта.. Учащиеся должны иметь представление о возможностях, которыми обладает аппаратура ПК, внешние устройства мультимедиа и специальное программное обеспечение. Учащиеся должны знать о возможности наращивания технических средств компьютера и подключении к машине устройств ввода информации (видео и аудиомагнитофонов, цифровых камер, сканеров) и демонстрационной техники (мониторов, телевизоров, мультимедийных проекторов). В курсе используются основные понятия алгоритмизации и программирования.
Тематическое планирование курса
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1 | Понятие мультимедиа технологии. | 1 |
2 | Основные компоненты мультимедиа | 1 |
3 | Текстовая информация (информационные ресурсы) | 1 |
4 | Практическая работа по созданию заголовков и использованию списков | 2 |
5 | Статическая графика | 1 |
6 | Физические и психологические основы цвета | 1 |
7 | Виды компьютерной графики | 1 |
8 | Программы для редактирования и создания изображений | 1 |
9 | Автоматизированный ввод изображений | 1 |
10 | Практическая работа по вводу и масштабированию изображений с фотоаппарата | 2 |
11 | Практическая работа по вводу и масштабированию изображений со сканера | 2 |
12 | Работа в растровых графических редакторах | 1 |
13 | Создание изображений в векторных графических редакторах | 1 |
14 | Практическая работа по захвату изображений с экрана видеомонитора | 1 |
15 | Практическая работа по созданию 3D объектов в средах моделирования | 2 |
16 | Виды динамической графики | 1 |
17 | Виды и типы анимации | 1 |
18 | Практическая работа по созданию покадровой анимации | 2 |
19 | Практическая работа по созданию анимации твинингом | 2 |
20 | Видеоинформация и видеостандарты | 1 |
21 | Видеомонтаж компонентов мультимедийного продукта | 1 |
22 | Практическая работа по вводу видеофрагмента в ПК и созданию клипа | 1 |
23 | Звуковые файлы. Ввод и подготовка звуковых фрагментов | 1 |
24 | Практическая работа по созданию речевого комментария в презентации | 1 |
25 | Динамическое развитие сцены | 1 |
26 | Навигация в мультимедийных продуктах | 1 |
32 |
Содержание курса
- Понятие мультимедиа технологии.
- Основные принципы и возможности.
- Средства мультимедиа технологии.
- Сфера применения.
- Классы систем мультимедиа.
- Основные типы мультимедиа продуктов.
- Основные понятия мультимедиа.
- Три составляющих мультимедиа
- Понятия аудиоряда, видеоряда, текстового потока.
- Понятие сценария, категорий сценария.
- Сцена
- Среда
- Сюжет,
- Ситуация,
- Мизансцена.
- Размерности сцен в мультимедиа продуктах.
- Определение поля,
- Виды полей
- Характеристики полей
- Рамка (бордюр, художественный орнамент, псевдообъемность, образное выделение, без рамки - погружение в сцену)
- Фон (прозрачный, заливка, обои)
- Размер (постоянный, переменный)
- Форма (прямоугольная, произвольная)
- Заголовок
- Отличие от окна
- Определение дистанции демонстрации
- Интерактивная
- Лекционная
- Рекламная
- Компьютерная презентация
- Типы презентаций
- Способ демонстрации
- Текстовая информация (информационные ресурсы).
- Использование текста.
- Гипертекст.
- Потоки текстовой информации.
- Шрифт
- Историческое развитие шрифта
- Классификация шрифтов
- Шрифты с засечками
- Шрифты без засечек
- Декоративные
- Рукописные
- Моноширинные
- Элементы шрифта
- Гарнитура
- Начертание
- Кегль
- Насыщенность
- Ориентация
- Подбор шрифтов
- Параметры подбора
- "Раскраска" текста
- Цвет
- Квазиобъ мность
- Динамический текст
- Анимация текста
- Синхронизация текстовых потоков
- Совмещение в общий поток (последовательный способ)
- Параллельный способ
- Идентификация потоков
- Графика. Статичная графика.
- Цветоведение
- Физические основы цвета
- Свойства света
- Определение цвета
- Хроматические и ахроматические цвета
- Цветовые модели
- Аддитивные
- Субтрактивные
- Перцепционные
- Физиологические основы цвета
- Строение сетчатки глаза
- Объективные характеристики восприятия цвета
- Психологические основы цвета
- Ассоциативное восприятие цвета
- Гармоническое восприятие цвета
- Типы гармоник
- Тип графики
- Векторная графика.
- Примитивы
- Характеристики
- Заливка контура
- Преобразования
- Редактирование
- Сложные составные объекты
- Инструментальные системы обработки
- Растровая графика
- Пиксель
- Разрешение
- Глубина цвета
- Преобразования
- Прозрачность фона (альфа канал)
- Послойное структурирование
- Редактирование
- Инструментальные системы обработки
- Фрактальная графика
- Компьютерная (программная) графика
- Интегрированное использование разных типов
- Форматы графических файлов.
- Автоматизированный ввод изображений
- Сканирование
- Цифровое фото
- Выделение изображения из видеоряда
- Захват изображения с экрана монитора
- Последующая обработка (фильтрация)
- Калибровка устройств
- Графика. Динамические графические объекты.
- Анимация.
- Принципы и методы анимации
- Способы реализации
- 2D и 3D анимации,
- Технология создания.
- Форматы анимационных файлов.
- Видео.
- Использование.
- Видеостандарты
- Трансляции
- Записи (хранения)
- Системы видеомонтажа
- Линейный
- Нелинейный
- Видеовоспроизведение.
- Интеграция компьютеров и телевидения
- Различие между компьютерным и телевизионным видео
- Сжатия видеоизображений.
- Обычное, симметричное, асимметричное
- Без потери качества, с потерей качества
- Покадровое, потоковое
- Методы сжатия
- JPEG
- MPEG
- AVI
- QuickTime
- Форматы записи видеоданных.
- Характеристики динамического объекта
- Продолжительность
- Частота кадров
- Размер
- Сценарий динамического объекта
- Линиализация сценария
- Параллельный монтаж
- Ассоциативный монтаж
- Звук.
- Основные понятия звука
- интенсивность,
- уровень звукового давления,
- уровень громкости,
- типы звуковых волн,
- реверберация
- Два вида звука
- Цифровой звук
- Свойства
- Частота квантования
- Размер кванта
- Преобразования
- Редактирование
- MIDI-звук
- Свойства
- Форма представления звука
- Преобразования
- Редактирование
- Форматы звуковых файлов
- Преимущества и недостатки цифрового звука и MIDI-звука
- Рекомендации по использованию в мультимедиа
- Динамическое развитие сцены
- Задача синхронизации
- Описание сцены
- Объ мность сцены
- Фон и неактивные элементы
- Характеристики
- Активные элементы
- Характеристики
- Свойства
- Интерактивное развитие сцены - реакции на воздейстия человека
- Свойства активных элементов
- местоположение и размер, но уже с учетом времени, т.е. траектория движения,
- форма и раскраска, изменяющиеся во времени определяют динамический объект.
- структура,
- временные показатели время начала "жизни" (активизации) и продолжительность "жизни" (интервал существования).
- Навигация в мультимедиа продуктах
- Способы организации управления
- Операторный
- Меню
- Горячие клавиши
- Макрокоманды
- Кнопки
- Переключатели
- Выбор из списка
- Форма
- Ключевые слова
- Гипертест
- Активнае изображеничя (иконки)
- ГИС-технология (map-технология)
- Гипермедиа
- Классификация меню
- По форме
- По появлению
- По местоположению
- По состояния
- По архитектуре
- Устройства управления
- Клавиатура
- Мышь
- Дигитайзер
- Инфракрасная мышь
- 3х-мерная мышь
- Сканер
- Видеокамера
- Микрофон
- Формы управления
- Графическая
- Звуковая
- Интеллектуальная
- Форма проявления (реакции)
- Форма подсказки
- Баллонная графика
- Зона в стандартном месте
- Звуковая подсказка
- Графическая подсказка
- Интерактивное развитие сценария
- Навигационная карта
- Две задачи
- Пользователя
- Проектировщика
- Два подхода к моделированию сценария графами
- Географическом (граф соответствует структуре моделируемого объекта)
- Линейный
- Линейный с вариациями
- Иерархический
- Сетевой
- Состоятельном (граф соответствует процессам, т.е. изменению состояний объекта)
- Локальные сценарии (автоматная модель)
- Сети Петри
- Сюжетная линия как путь на графе
- Способы выстраивания сюжетной линии
- "Жесткий" (линейный без вариаций)
- С вариациями
- Свободный с "завлекалочками"
- Контекстно-зависимый (настраиваемый на пройденный путь)
- Этапы и технология создания мультимедиа продуктов.
- Планирование.
- Разработка и создание мультимедиа проекта.
- Тестирование и поставка проекта.
- Конструирование программных средств мультимедиа технологии.
- Реализация статических процессов на мультимедиа средствах
- Реализация динамических процессов на мультимедиа средствах.
- Конфигурация технических средств мультимедиа.
- Распределенные мультимедиа системы
- Технология проведения мультимедиа презентаций.
Программа лабораторного практикума на ПК
Практическая работа 1
Тема: Презентация со сценарием
Задача:
Составить сценарий презентации, выбрать стиль презентации; выполнить построение диаграмм
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны освоить лекционную форму представления презентации, раскадрировку литературного текста, выбор материала для видеоряда, составления сценария с учетом синхронизации с голосом лектора.
- Учащиеся должны правильно пользоваться деловой графикой, выбирать нужный тип диаграмм.
- Учитывать дистанцию лекционной формы проведения презентации.
Практическая работа 2
Тема: Текстовая информация. Шрифт.
Задачи:
Выполнить экранную "визитку", содержащую кроме стандартного набора атрибутов (ФИО, организацию, должность, адрес) краткую информацию о себе (30 слов о своих интересах).
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны расставить нужные акценты в информации, выделив главное и второстепенное.
- Грамотно подобрать соответствующие гарнитуры шрифтов для выделений. Рекомендуется использовать не более трех гарнитур.
- Разрабатывая композицию расположения текстовой информации, постараться сделать ее целостной.
Практическая работа 3
Тема: Графика. Подбор цветов. Создание гармоничных композиций из нескольких полей, заданных цветом.
Задача:
Расположить на одном слайде несколько текстовых фрагментов несвязанной информации в полях разного цвета.
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны подобрать цветовую композицию так, чтобы связать цветовым решением разнородную информацию.
- Выбор нюансной или контрастной гармонии должен быть обоснован учеником.
Практическая работа 4
Тема: Растровая графика. Создание композиции из нескольких изображений.
Задача:
Подготовить в Adobe Photoshop макет страницы о школе, взяв за образец страницу из Интернет. Но, в отличие от образца, страница должна содержать информационное поле с информацией, выбранной из предъявленного списка.
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны разработать графическое решение пользовательского интерфейса, содержащего поле заголовка "Название курса", логотип, блок управления (меню), информационное поле.
- Найти объединяющее композиционное решение.
- Используя многослойную структуру изображения создать несколько вариантов заполнения информационного поля - моделирование выбора из меню.
Практическая работа 5
Тема: Векторная графика. Создание композиции из нескольких изображений.
Задача:
Подготовить в Inkscape макет страницы по выбранной теме, взяв за образец страницу Интернет-центра. Но, в отличие от образца, страница должна содержать информационное поле с информацией, выбранной из предъявленного списка.
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны разработать графическое решение титульного слайда презентации, логотип, блок управления (меню), информационное поле.
- Найти объединяющее композиционное решение.
- Используя многослойную структуру изображения создать несколько вариантов заполнения слайда.
Практическая работа 6
Тема: Динамические графические объекты. Анимация.
Задача:
Построить анимационный ролик из 20-30 кадров, задав механическое перемещение векторного объекта в первой части ролика и относительное движение, т.е. перемещение фона, во второй части ролика.
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны придумать сценарий ролика.
- Траектория движения объекта должна быть выбрана так, чтобы движение было плавным.
- Обратить внимание на то, что при относительном движении фон должен быть статичным.
Лабораторная работа 7
Тема: Динамические графические объекты. Видео. Линейный монтаж
Задача: По готовому образцу из предложенных фрагментов смонтировать Видеосюжет
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны проанализировать образец, выделить в нем мизансцены, и найти соответствующие куски в предложенных фрагментах.
- Используя в нужных местах "шторки" соединить все куски в единый фильм.
- Обратить внимание на правильный выбор масштаба временной шкалы.
- Для получения анимационного эффекта воспользоваться возможностью задания движения по экрану (траектория, вращение, масштабирование) для включаемых объектов.
Лабораторная работа 8
Тема: Динамические графические объекты. Видео. Нелинейный монтаж
Задачи:
Из предложенных фрагментов смонтировать Видеосюжет, погружая выделенный объект одного фрагмента в среду другого фрагмента.
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны методом "блуждающей маски" выделить активный элемент одного из фрагментов (Смонтировать клип, в котором активный элемент отсечен от фона).
- Методом наложения с указанием прозрачности смонтировать результирующий Видеосюжет
Лабораторная работа 9
Тема: Звук.
Задача: Запись звука, микширование с предложенным звуковым фрагментом. Совмещение с видеорядом.
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны записать звук с микрофона.
- Микшируя звук голоса нужно выделить, понизив уровень звукового фона.
- Составить видеоряд.
Лабораторная работа 10
Тема: Интерактивное развитие сценария
Задача:
Из предложенных объектов составить три сцены, соответствующие трем состояниям, и задействовать систему управления, позволяющую из любого состояния (сцены) переходит в любое состояние (сцену).
Методические указания к теме:
- Учащиеся должны расставить нужные элементы на сцене и задействовать реакции на указание мышкой любого элемента пульта управления (кнопки).
- Сцены занимают разные фреймы и переход указывает на фрейм начала нужной сцены.
Требования к результатам обучения
Учащиеся должны:
- научиться составлять сценарий презентации по предложенной теме
- создавать текстовые элементы программы различного назначения
- вводить и редактировать изображения всевозможных видов
- вводить в ПК и обрабатывать видеофрагменты
- вводить в ПК и обрабатывать звуковые компоненты продукта
- создавать анимацию и видеоклипы со звуковым сопровождением
- организовывать оптимальную навигацию в продукте
Литература
1. Самоучитель Photoshop CS3 / В. Ремезовский . - СПб. : Питер, 2007
- Культура мультимедиа : учебное пособие / О.В. Шлыкова. - М. : ФАИР-пресс, 2004
- CorelDRAW 12 : биография (Автобиография) / М.В. Бурлаков. - СПб. : БХВ-Петербург, 2004
- CorelDRAW 12 : учебный курс / Д.Ф. Миронов. - СПб : Питер, 2004
- Питер Кирн “Цифровой звук. Реальный мир”, 720 стр., М., Вильямс, 2007.
- Adobe Flash CS3 Бурлаков, М.В. Диалектика ,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"
Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса «Технология работыс контрольно-измерительными материалами» учителя математики1 квалификационной категори...
Программа элективного курса по физике "Технология физического эксперимента"
Программа элективного курса по физике "Технология физического эксперимента" разработана по всем разделам школьного курса физики с учетом экспериментов по темам. Дана теория погрешностей и особености п...
Программа элективного курса "Виртуальный музей. Технология создания сайтов"
Данная разработка содержит планирование, пояснительную записку по элективному курсу...