Программа элективного курса по информатике "Мультимедийные технологии" в 10 классе
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Данный элективный курс предназначен для 10 класса информационно-технологического профиля. Количество часов 32.

Содержит большое число тематических практических работ и ориентирован на освоение современных методов обработки изображений и звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс по информатике

для 10А  класса «Мультимедийные технологии»

                                                          Пояснительная записка

Программа курса составлена на основании требований Федерального Государственного стандарта к уровню подготовки учащихся классов информационно-технологического профиля.  Курс, рассчитанный на 32 учебных часа,  является составной частью блока специальных дисциплин и преподается в 10 классе. Курс "Мультимедийные технологии" включает в себя: понятие мультимедиа технологии; средства мультимедиа технологии; этапы и технология создания продуктов мультимедиа технологии; конструирование программных средств мультимедиа технологии; конфигурация технических средств мультимедиа технологии; реализация статических и динамических процессов на мультимедиа средствах. У условиях развивающегося информационного общества у на стадии обучения  мы сталкиваемся с необходимостью эффективного использования  в  одном проекте различных видов информации, что и входит в понятие мультимедиа. Таким образом  появилась необходимость приобрести навыки обработки различных видов информации для ее использования в едином продукте. Арсенал  средств для выполнения этих задач постоянно пополняется новыми программами, поэтому изучения материала в рамках курса как правило сопровождается знакомством с новым поколением компьютерных программ.  

Цели и задачи курса:

  1. Сформировать у учащихся адекватное представление о мультимедийных продуктах  и научить их правильно определять необходимость создания  продукта  того или иного назначения.
  2. Изучить набор программ для подготовки информационных блоков будущего мультимедийного продукта
  3. Научить правильно детализировать работу над мультимедийными программами
  4. Научить правильно определять набор аппаретных средств для использования мультимедиа
  5. Научить правильно сочетать статические и динамические виды информационных блоков в составе продукта.

                                        Учащийся  должен:

  • иметь представление: о понятии информационной системы, ее составных частей, динамическом описании информационной системы; о возможностях новых информационных технологий и путях их применения в технических областях; о влиянии компьютерной технологии на наглядность информации; о представлении видеоинформации в информационных системах, о применении интерактивной графики;
  • ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой, средствами имеющегося инструментария;
  • проводить выбор интерфейсных средств, при построении информационных систем;
  • знать: инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах; инструментальные средства ввода и редактирования звуковых и видео фрагментов;
  • иметь опыт: выбора технологии и инструментальных средств и на их основе разработки, составления, отладки, тестирования и документирования программы  для задач обработки числовой, символьной и графической, звуковой и видео информации.
  1. Особенности преподавания дисциплины

Курс "Мультимедиа технология" опирается на материал курса "Информатика 7-9" и углубленное рассмотрение вопросов разработки пользовательского интерфейса. При изучении курса предполагается знание основ информационных технологий,  позволяющих разработку любого мультимедиа продукта.. Учащиеся должны иметь представление о возможностях, которыми обладает аппаратура ПК, внешние устройства мультимедиа и  специальное программное обеспечение. Учащиеся должны знать о возможности наращивания технических средств компьютера и подключении к машине устройств ввода информации (видео и аудиомагнитофонов, цифровых камер, сканеров) и демонстрационной техники (мониторов, телевизоров, мультимедийных проекторов). В курсе используются основные понятия алгоритмизации и программирования.

                               Тематическое планирование  курса

занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Понятие мультимедиа технологии.

1

2

Основные компоненты мультимедиа

1

3

Текстовая информация (информационные ресурсы)

1

4

Практическая работа по созданию заголовков и использованию списков

2

5

Статическая графика

1

6

Физические и психологические основы цвета

1

7

Виды компьютерной графики

1

8

Программы для редактирования и создания изображений

1

9

Автоматизированный ввод изображений

1

10

Практическая работа по вводу и масштабированию изображений с фотоаппарата

2

11

Практическая работа по вводу и масштабированию изображений со сканера

2

12

Работа в растровых графических редакторах

1

13

Создание изображений в векторных графических редакторах

1

14

Практическая работа по захвату изображений с экрана видеомонитора

1

15

Практическая работа по созданию 3D объектов в средах моделирования

2

16

Виды динамической графики

1

17

Виды и типы анимации

1

18

Практическая работа по созданию покадровой анимации

2

19

Практическая работа по созданию  анимации твинингом

2

20

Видеоинформация и видеостандарты

1

21

Видеомонтаж компонентов мультимедийного продукта

1

22

Практическая работа по вводу видеофрагмента в ПК и созданию клипа

1

23

Звуковые файлы. Ввод и подготовка звуковых фрагментов

1

24

Практическая работа по созданию речевого комментария в презентации

1

25

Динамическое развитие сцены

1

26

Навигация в мультимедийных продуктах

1

32

Содержание курса

  1. Понятие мультимедиа технологии.
  1. Основные принципы и возможности.
  2. Средства мультимедиа технологии.
  3. Сфера применения.
  4. Классы систем мультимедиа.
  5. Основные типы мультимедиа продуктов.
  1. Основные понятия мультимедиа.
  1. Три составляющих мультимедиа
  2. Понятия аудиоряда, видеоряда, текстового потока.
  3. Понятие сценария, категорий сценария.
  1. Сцена
  2. Среда
  3. Сюжет,
  4. Ситуация,
  5. Мизансцена.
  1. Размерности сцен в мультимедиа продуктах.
  2. Определение поля,
  1. Виды полей
  2. Характеристики полей
  1. Рамка (бордюр, художественный орнамент, псевдообъемность, образное выделение, без рамки - погружение в сцену)
  2. Фон (прозрачный, заливка, обои)
  3. Размер (постоянный, переменный)
  4. Форма (прямоугольная, произвольная)
  5. Заголовок
  6. Отличие от окна
  1. Определение дистанции демонстрации
  1. Интерактивная
  2. Лекционная
  3. Рекламная
  1. Компьютерная презентация
  1. Типы презентаций
  2. Способ демонстрации
  1. Текстовая информация (информационные ресурсы).
  1. Использование текста.
  2. Гипертекст.
  3. Потоки текстовой информации.
  4. Шрифт
  1. Историческое развитие шрифта
  2. Классификация шрифтов
  1. Шрифты с засечками
  2. Шрифты без засечек
  3. Декоративные
  4. Рукописные
  5. Моноширинные
  1. Элементы шрифта
  1. Гарнитура
  2. Начертание
  3. Кегль
  4. Насыщенность
  5. Ориентация
  1. Подбор шрифтов
  2. Параметры подбора
  1. "Раскраска" текста
  1. Цвет
  2. Квазиобъ мность
  3. Динамический текст
  4. Анимация текста
  1. Синхронизация текстовых потоков
  1. Совмещение в общий поток (последовательный способ)
  2. Параллельный способ
  3. Идентификация потоков
  1. Графика. Статичная графика.
  1. Цветоведение
  1. Физические основы цвета
  1. Свойства света
  2. Определение цвета
  3. Хроматические и ахроматические цвета
  4. Цветовые модели
  1. Аддитивные
  2. Субтрактивные
  3. Перцепционные
  1. Физиологические основы цвета
  1. Строение сетчатки глаза
  2. Объективные характеристики восприятия цвета
  1. Психологические основы цвета
  1. Ассоциативное восприятие цвета
  2. Гармоническое восприятие цвета
  3. Типы гармоник
  1. Тип графики
  1. Векторная графика.
  1. Примитивы
  2. Характеристики
  3. Заливка контура
  4. Преобразования
  5. Редактирование
  6. Сложные составные объекты
  7. Инструментальные системы обработки
  1. Растровая графика
  1. Пиксель
  2. Разрешение
  3. Глубина цвета
  4. Преобразования
  5. Прозрачность фона (альфа канал)
  6. Послойное структурирование
  7. Редактирование
  8. Инструментальные системы обработки
  1. Фрактальная графика
  2. Компьютерная (программная) графика
  1. Интегрированное использование разных типов
  2. Форматы графических файлов.
  3. Автоматизированный ввод изображений
  1. Сканирование
  2. Цифровое фото
  3. Выделение изображения из видеоряда
  4. Захват изображения с экрана монитора
  1. Последующая обработка (фильтрация)
  2. Калибровка устройств
  1. Графика. Динамические графические объекты.
  1. Анимация.
  1. Принципы и методы анимации
  2. Способы реализации
  3. 2D и 3D анимации,
  4. Технология создания.
  5. Форматы анимационных файлов.
  1. Видео.
  1. Использование.
  2. Видеостандарты
  1. Трансляции
  2. Записи (хранения)
  1. Системы видеомонтажа
  1. Линейный
  2. Нелинейный
  1. Видеовоспроизведение.
  2. Интеграция компьютеров и телевидения
  3. Различие между компьютерным и телевизионным видео
  4. Сжатия видеоизображений.
  1. Обычное, симметричное, асимметричное
  2. Без потери качества, с потерей качества
  3. Покадровое, потоковое
  4. Методы сжатия
  5. JPEG
  6. MPEG
  7. AVI
  8. QuickTime
  1. Форматы записи видеоданных.
  1. Характеристики динамического объекта
  1. Продолжительность
  2. Частота кадров
  3. Размер
  1. Сценарий динамического объекта
  1. Линиализация сценария
  2. Параллельный монтаж
  3. Ассоциативный монтаж
  1. Звук.
  1. Основные понятия звука
  1. интенсивность,
  2. уровень звукового давления,
  3. уровень громкости,
  4. типы звуковых волн,
  5. реверберация
  1. Два вида звука
  1. Цифровой звук
  1. Свойства
  2. Частота квантования
  3. Размер кванта
  4. Преобразования
  5. Редактирование
  1. MIDI-звук
  1. Свойства
  2. Форма представления звука
  3. Преобразования
  4. Редактирование
  1. Форматы звуковых файлов
  2. Преимущества и недостатки цифрового звука и MIDI-звука
  3. Рекомендации по использованию в мультимедиа
  1. Динамическое развитие сцены
  1. Задача синхронизации
  2. Описание сцены
  1. Объ мность сцены
  2. Фон и неактивные элементы
  1. Характеристики
  1. Активные элементы
  1. Характеристики
  2. Свойства
  1. Интерактивное развитие сцены - реакции на воздейстия человека
  1. Свойства активных элементов
  1. местоположение и размер, но уже с учетом времени, т.е. траектория движения,
  2. форма и раскраска, изменяющиеся во времени определяют динамический объект.
  3. структура,
  4. временные показатели время начала "жизни" (активизации) и продолжительность "жизни" (интервал существования).
  1. Навигация в мультимедиа продуктах
  1. Способы организации управления
  1. Операторный
  2. Меню
  3. Горячие клавиши
  4. Макрокоманды
  5. Кнопки
  6. Переключатели
  7. Выбор из списка
  8. Форма
  9. Ключевые слова
  10. Гипертест
  11. Активнае изображеничя (иконки)
  12. ГИС-технология (map-технология)
  13. Гипермедиа
  1. Классификация меню
  1. По форме
  2. По появлению
  3. По местоположению
  4. По состояния
  5. По архитектуре
  1. Устройства управления
  1. Клавиатура
  2. Мышь
  3. Дигитайзер
  4. Инфракрасная мышь
  5. 3х-мерная мышь
  6. Сканер
  7. Видеокамера
  8. Микрофон
  1. Формы управления
  1. Графическая
  2. Звуковая
  3. Интеллектуальная
  1. Форма проявления (реакции)
  2. Форма подсказки
  1. Баллонная графика
  2. Зона в стандартном месте
  3. Звуковая подсказка
  4. Графическая подсказка
  1. Интерактивное развитие сценария
  1. Навигационная карта
  2. Две задачи
  1. Пользователя
  2. Проектировщика
  1. Два подхода к моделированию сценария графами
  1. Географическом (граф соответствует структуре моделируемого объекта)
  1. Линейный
  2. Линейный с вариациями
  3. Иерархический
  4. Сетевой
  1. Состоятельном (граф соответствует процессам, т.е. изменению состояний объекта)
  1. Локальные сценарии (автоматная модель)
  2. Сети Петри
  1. Сюжетная линия как путь на графе
  2. Способы выстраивания сюжетной линии
  1. "Жесткий" (линейный без вариаций)
  2. С вариациями
  3. Свободный с "завлекалочками"
  4. Контекстно-зависимый (настраиваемый на пройденный путь)
  1. Этапы и технология создания мультимедиа продуктов.
  1. Планирование.
  2. Разработка и создание мультимедиа проекта.
  3. Тестирование и поставка проекта.
  1. Конструирование программных средств мультимедиа технологии.
  1. Реализация статических процессов на мультимедиа средствах
  2. Реализация динамических процессов на мультимедиа средствах.
  1. Конфигурация технических средств мультимедиа.
  2. Распределенные мультимедиа системы
  3. Технология проведения мультимедиа презентаций.

 

Программа лабораторного практикума на ПК

Практическая  работа 1

Тема: Презентация со сценарием

Задача:

Составить сценарий презентации, выбрать стиль презентации; выполнить построение диаграмм

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны освоить лекционную форму представления презентации, раскадрировку литературного текста, выбор материала для видеоряда, составления сценария с учетом синхронизации с голосом лектора.
  2. Учащиеся должны правильно пользоваться деловой графикой, выбирать нужный тип диаграмм.
  3. Учитывать дистанцию лекционной формы проведения презентации.

Практическая работа 2

Тема: Текстовая информация. Шрифт.

Задачи:

Выполнить экранную "визитку", содержащую кроме стандартного набора атрибутов (ФИО, организацию, должность, адрес) краткую информацию о себе (30 слов о своих интересах).

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны расставить нужные акценты в информации, выделив главное и второстепенное.
  2. Грамотно подобрать соответствующие гарнитуры шрифтов для выделений. Рекомендуется использовать не более трех гарнитур.
  3. Разрабатывая композицию расположения текстовой информации, постараться сделать ее целостной.

Практическая работа 3

Тема: Графика. Подбор цветов. Создание гармоничных композиций из нескольких полей, заданных цветом.

Задача:

Расположить на одном слайде несколько текстовых фрагментов несвязанной информации в полях разного цвета.

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны подобрать цветовую композицию так, чтобы связать цветовым решением разнородную информацию.
  2. Выбор нюансной или контрастной гармонии должен быть обоснован учеником.

Практическая работа 4

Тема: Растровая графика. Создание композиции из нескольких изображений.

Задача:

Подготовить в Adobe Photoshop макет страницы о школе, взяв за образец страницу из Интернет. Но, в отличие от образца, страница должна содержать информационное поле с информацией, выбранной из предъявленного списка.

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны разработать графическое решение пользовательского интерфейса, содержащего поле заголовка "Название курса", логотип, блок управления (меню), информационное поле.
  2. Найти объединяющее композиционное решение.
  3. Используя многослойную структуру изображения создать несколько вариантов заполнения информационного поля - моделирование выбора из меню.

Практическая работа 5

Тема: Векторная графика. Создание композиции из нескольких изображений.

Задача:

Подготовить в Inkscape макет страницы по выбранной теме, взяв за образец страницу Интернет-центра. Но, в отличие от образца, страница должна содержать информационное поле с информацией, выбранной из предъявленного списка.

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны разработать графическое решение титульного слайда презентации, логотип, блок управления (меню), информационное поле.
  2. Найти объединяющее композиционное решение.
  3. Используя многослойную структуру изображения создать несколько вариантов заполнения слайда.

Практическая  работа 6

Тема: Динамические графические объекты. Анимация.

Задача:

Построить анимационный ролик из 20-30 кадров, задав механическое перемещение векторного объекта в первой части ролика и относительное движение, т.е. перемещение фона, во второй части ролика.

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны придумать сценарий ролика.
  2. Траектория движения объекта должна быть выбрана так, чтобы движение было плавным.
  3. Обратить внимание на то, что при относительном движении фон должен быть статичным.

Лабораторная работа 7

Тема: Динамические графические объекты. Видео. Линейный монтаж

Задача: По готовому образцу из предложенных фрагментов смонтировать Видеосюжет

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны проанализировать образец, выделить в нем мизансцены, и найти соответствующие куски в предложенных фрагментах.
  2. Используя в нужных местах "шторки" соединить все куски в единый фильм.
  3. Обратить внимание на правильный выбор масштаба временной шкалы.
  4. Для получения анимационного эффекта воспользоваться возможностью задания движения по экрану (траектория, вращение, масштабирование) для включаемых объектов.

Лабораторная работа 8

Тема: Динамические графические объекты. Видео. Нелинейный монтаж

Задачи:

Из предложенных фрагментов смонтировать Видеосюжет, погружая выделенный объект одного фрагмента в среду другого фрагмента.

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны методом "блуждающей маски" выделить активный элемент одного из фрагментов (Смонтировать клип, в котором активный элемент отсечен от фона).
  2. Методом наложения с указанием прозрачности смонтировать результирующий Видеосюжет

Лабораторная работа 9

Тема: Звук.

Задача: Запись звука, микширование с предложенным звуковым фрагментом. Совмещение с видеорядом.

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны записать звук с микрофона.
  2. Микшируя звук голоса нужно выделить, понизив уровень звукового фона.
  3. Составить видеоряд.

Лабораторная работа 10

Тема: Интерактивное развитие сценария

Задача:

Из предложенных объектов составить три сцены, соответствующие трем состояниям, и задействовать систему управления, позволяющую из любого состояния (сцены) переходит в любое состояние (сцену).

Методические указания к теме:

  1. Учащиеся должны расставить нужные элементы на сцене и задействовать реакции на указание мышкой любого элемента пульта управления (кнопки).
  2. Сцены занимают разные фреймы и переход указывает на фрейм начала нужной сцены.

  Требования к результатам обучения

 Учащиеся должны:

  • научиться составлять сценарий презентации по предложенной теме
  • создавать текстовые элементы программы различного назначения
  • вводить и редактировать изображения всевозможных видов
  • вводить в ПК и обрабатывать видеофрагменты
  • вводить в ПК и обрабатывать звуковые компоненты продукта
  • создавать анимацию и видеоклипы со звуковым сопровождением
  • организовывать оптимальную навигацию в продукте

Литература

1. Самоучитель Photoshop CS3 / В. Ремезовский . - СПб. : Питер, 2007

  1. Культура мультимедиа : учебное пособие / О.В. Шлыкова. - М. : ФАИР-пресс, 2004
  2. CorelDRAW 12 : биография (Автобиография) / М.В. Бурлаков. - СПб. : БХВ-Петербург, 2004
  3. CorelDRAW 12 : учебный курс / Д.Ф. Миронов. - СПб : Питер, 2004
  4. Питер Кирн “Цифровой звук. Реальный мир”, 720 стр., М., Вильямс,  2007.
  5. Adobe Flash CS3  Бурлаков, М.В.   Диалектика ,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"

Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

Программа элективного курса по физике "Технология физического эксперимента"

Программа элективного курса по физике "Технология физического эксперимента" разработана по всем разделам школьного курса физики с учетом экспериментов по темам. Дана теория погрешностей и особености п...

Программа элективного курса "Виртуальный музей. Технология создания сайтов"

Данная разработка содержит планирование, пояснительную записку по элективному курсу...