программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. 
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. 
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно - измерительными материалами».
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5 - 9 классы;
  • Выработать умение пользоваться контрольно - измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  • Выработают умения:
    • самоконтроль времени выполнения заданий;
    • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
    • прикидка границ результатов;
    • прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

1.     Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

2.     Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

3.     Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

4.     Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

5.     Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

6.     Активное применение развивающих технологий. ( «Мозговой штурм»)

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.
С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: ГИА. Особенности такого экзамена:

  1. состоит из двух частей;
  2. на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  3. первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  4. вторая часть – в традиционной форме;
  5. оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. 
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. 
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно - измерительными материалами».
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
  2. Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5 - 9 классы;
  3. Выработать умение пользоваться контрольно - измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  1. Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  2. Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  3. Выработают умения:
  1. самоконтроль времени выполнения заданий;
  2. оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  3. прикидка границ результатов;
  4. прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
  6. Активное применение развивающих технологий. ( «Мозговой штурм»)

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  1. Выражения и их преобразования.
  2. Уравнения и системы уравнений.
  3. Неравенства.
  4. Координаты и графики.
  5. Функции.
  6. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  7. Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. 
Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5 - 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Учебно - тематический план


п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1

Числа и выражения.
Преобразование выражений

4 ч.

0,5 ч.

3,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

 Актуализация вычислительных навыков. 
Развитие  навыков тождественных преобразований.

2

 Уравнения.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинирован ный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

3

Системы уравнений.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах

 Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

4

Неравенства.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

 Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

5

Координаты и графики.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, лабораторная работа

 Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

 

6

Функции

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Семинар, групповая работа, тестирование

7

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Комбинированный урок, 
урок-практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

8

Текстовые задачи.

4 ч.

0,5 ч

3,5 ч.

Комбинирован ный урок,

групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

9

Уравнения и неравенства с модулем Уравнения и неравенства с модулем.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах

 Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

10

Уравнения и неравенства с параметром.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

 11

Обобщающее повторение

2 ч.

 

2 ч.

Зачет

Умение ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

12

Обобщающее повторение

2 ч.

 

2 ч.

Тестирование

Умение работать с полным объемом теста ЕГЭ.

Содержание программы

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно - рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно - пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Чтение графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п - ого члена. Характеристическое свойство. Сумма п - первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 11. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно - измерительных материалов для ГИА (первая часть).

Тема 12. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно - измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Календарно – тематическое планирование.

 (1 час в неделю 34 часа в год)

Тема

Формы проведения

Дата

1

Числа и выражения. Преобразование выражений

Мини-лекция

работа в парах

2

Числа и выражения. Преобразование выражений

урок-практикум

3

Числа и выражения. Преобразование выражений

урок-практикум

4

Числа и выражения. Преобразование выражений

Тестирование

Работа над ошибками

5

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно - рациональных и уравнений высших степеней).

Комбинирован ный урок,

6

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно - рациональных и уравнений высших степеней).

групповая работа

7

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно - рациональных и уравнений высших степеней).

Тестирование

Работа над ошибками

8

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).

Мини-лекция

работа в парах

9

Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.     

Мини-лекция

групповая работа

10

Системы уравнений.

Тестирование

Работа над ошибками

11

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов.

Комбинирован ный урок,

12

Область определения выражения.

Комбинирован ный урок, групповая работа

13

Системы неравенств.

урок-практикум

тестирование

14

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Мини-лекция

работа в парах

15

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Семинар

Тестирование

16

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно - пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Чтение графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Мини-лекция

групповая работа

17

Функции и графики

Семинар

18

Функции и графики

Тестирование

Работа над ошибками

19

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Комбинирован ный урок,

20

Арифметическая и геометрическая прогрессии

урок-практикум

21

Задачи на проценты

Комбинирован ный урок,

22

 Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Комбинирован ный урок,

23

Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Комбинирован ный урок,

24

Задачи геометрического содержания.

тестирование Работа над ошибками

25

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Мини-лекция работа в парах

26

Уравнения и неравенства с модулем

групповая работа

27

Уравнения и неравенства с модулем

тестирование Работа над ошибками

28

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений

Мини-лекция

работа в парах

29

Уравнения и неравенства с параметром

Семинар

30

Уравнения и неравенства с параметром

урок-практикум

31

Обобщающее повторение. Решение задач из контрольно - измерительных материалов для ГИА (первая часть)

Тестирование Работа над ошибками

32

Обобщающее повторение. Решение задач из контрольно - измерительных материалов для ГИА (первая часть)

Тестирование Работа над ошибками

33

Обобщающее повторение. Решение задач из контрольно - измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Тестирование Работа над ошибками

34

Обобщающее повторение. Решение задач из контрольно - измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Тестирование Работа над ошибками

Список  литературы:

  1. Бунимович Е. А. и др  ГИА- 2012 ( ФИПИ) М., Издательство « Апрель» 2011.
  2. Ященко ИВ  30 типовых экзаменационных вариантов.( ФИПИ) М. « Нац проект», 2011
  3. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др Итоговый контроль. ГИА -2012. М.: «Просвещение» 2012
  4. Лысенко Ф.Ф.Учебно – методическое пособие. Подготовка к ГИА 2012. Легион –М , 2012
  5. Лысенко Ф.Ф.Учебно – методическое пособие. Подготовка к ГИА 2011. Легион –М , 2011
  6. Семенов А.В. ГИА – 2012 М. Интеллект - центр, 2012
  7. Бунимович Е. А. и др  ГИА- 2012. 10 вариантов ( ФИПИ) М., Издательство « Апрель» 2011.
  8. ГлизбургВ.И. Комплексная подготовка к ГИА М. Айрис – Пресс, 2012
  9. Кочагин В.В., Кочагина М.Н  ГИА -  2012 Сборник заданий. М.: «Эксмо», 2011.
  10. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Учебно – справочные  материалы. ГИА -2012. М.: «Просвещение» 2012
  11. Семенко Е.А.Тематические тренировочные задания. Повышенный уровень. М Экзамен 2011
  12. Ященко ИВ  10 типовых экзаменационных вариантов.( ФИПИ) М. « Нац проект», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"

Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

Программа ЭК для обучающихся 9 классов "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.Задачи:Повторить и обобщить знания по алгебре за курс ...

Элективный курс по математике «Технология работы с контрольно-измерительными материалами» Класс 9

Целевая аудитория: 9 класс Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...

Элективный курс по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Элективный курс разработан для подготовки учащихся 9 классов к сдаче экзамета по математике в форме ГИА....

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...