Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему
Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovanie_vetvleniy_na_paskale.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программирование ветвлений на Паскале
Оператор ветвления на Паскале
В языке Паскаль имеется оператор ветвления. Другое его название - условный оператор. Формат полного оператора ветвления следующий:
if <логическое выражение> then <оператор1>
else <оператор2>
Здесь if - "если", then - "то", else - "иначе".
Программирование полного и неполного ветвления
Сравните запись алгоритма БИД1 из предыдущего параграфа с соответствующей программой.
алг БИД1 | Program BID1; |
Очень похоже на перевод с русского языка на английский. Обратите внимание на следующее отличие: в программе нет специального служебного слова, обозначающего конец ветвления. Здесь признаком конца оператора ветвления является точка с запятой. (Разумеется, оставлять в программе пустую строку совсем не обязательно. Здесь это сделано только ради наглядности.)
Простой формой логического выражения является операция отношения. Как и в АЯ, в Паскале допускаются все виды отношений (ниже указаны их знаки):
< (меньше); | <= (больше или равно); |
А теперь запрограммируем на Паскале алгоритм БИД2, в котором использовано неполное ветвление.
алг БИД2 | Program BID2; |
Опять все очень похоже. Ветвь else в операторе ветвления может отсутствовать.
Программирование вложенных ветвлений
Запишем на Паскале программу определения большего из трех чисел, блок-схема которой показана на рис. 3.10. Структура этого алгоритма - вложенные ветвления. Алгоритм на АЯ (БИТ2) приведен в предыдущем параграфе.
Рис. 3.10. Блок-схема алгоритма "БИТ" с вложенными ветвлениями |
Program BIT2;
var А, В, С, D: real;
begin readln(А, В, С);
if A>B
then if A>C then D:=A else D:=B
else if B>C then D:=B else D:=C;
writeln(D)
end.
Обратите внимание на то, что перед else точка с запятой не ставится. Вся ветвящаяся часть структуры алгоритма заканчивается на точке с запятой после оператора D:=C.
Составим программу упорядочения значений двух переменных.
алг СОРТИРОВКА | Program SORTING; |
Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой-то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно записывать между служебными словами begin и end. Конструкция такого вида:
begin <Последовательность операторов> end
называется составным оператором. Следовательно, в описанной выше общей форме ветвления <оператор1> и <опера-тор2> могут быть простыми (один) и составными операторами.
Логические операции
Наконец, составим еще один, третий вариант программы определения большего числа из трех.
Program BIT3;
var А,В,С,D: real;
begin readln(А,В,С);
if (A>=B) and (A>=C) then D:=A;
if (B>=A) and (B>=C) then D:=B;
if (C>=A) and (C>=B) then D:=C;
writeln(D)
end.
Нетрудно понять смысл этой программы. Здесь использованы три последовательных неполных ветвления. А условия ветвлений представляют собой сложные логические выражения, включающие логическую операцию and (И). С логическими операциями вы встречались, работая с базами данных и с электронными таблицами.
Напомним, что операция and называется логическим умножением или конъюнкцией. Ее результат - "истина", если значения обоих операндов - "истина". Очевидно, что если А>=В и А>=С, то А имеет наибольшее значение и т. д. В Паскале присутствуют все три основные логические операции:
and - И (конъюнкция), or - ИЛИ (дизъюнкция), not - НЕ (отрицание).
Сложные логические выражения
Обратите внимание на то, что отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки. Так надо делать всегда! Например, требуется определить, есть ли среди чисел А, В, С хотя бы одно отрицательное. Эту задачу решает следующий оператор ветвления:
if (A < 0)or(B < 0)or(C < 0)
then write ( 'YES ') else write( 'NO ');
Выражение, истинное для отрицательного числа, может быть записано еще и так:
not ( A >= 0)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Разработка урока "Решение задач на языке Паскаль с использованием операторов цикла"
Урок является заключительным по теме «Программирование циклов», тема рассчитана на 6 учебных часов в разделе «Программное управление работой компьютера». Урок организован в соответствии с реализ...
Методическая разработка урока по теме: Средства структурирования языка Паскаль. Подпрограммы. (Повторение).
методическая разработка урока...
Разработка урока Алгоритмическая конструкция ветвление 8 класс
Архив содержит технологическую карту урока, презентацию, карту урока, домашнее задание. Материал соответсвует ФГОС, к учебнику Босовой Л.Л....
Разработка урока по теме "Ветвление"
Разработка урока информатики в 5 классе по теме "Ветвление". Ученики научатся выполнять и составлять алгоритмы, содержащие ветвления; закрепят умение записывать условие ветвления...