Методическая разработка урока по теме: Средства структурирования языка Паскаль. Подпрограммы. (Повторение).
план-конспект урока по информатике и икт на тему

методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podprogrammy_paskal.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме: Средства структурирования языка Паскаль. Подпрограммы. (Повторение).

Учителя информатики МОУ «Лицей №23»

г.п. Белозерский Воскресенского муниципального района Московской области

Шуваловой Светланы Юрьевны.

Тема урока: Средства структурирования языка Паскаль. Подпрограммы. (Повторение).

Цели урока: 

образовательные: повторение и закрепление изученного в 10-м классе;

развивающие: способствовать развитию логики мышления, формированию информационной культуры и познавательного потенциала;

воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание аккуратности, самостоятельности.

Методические приемы.

  1. Фронтальная работа учителя с классом;
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока, способов и методов решения задачи: любой учащийся может высказать свое мнение и доказательно критиковать мнение других.

План занятия.

I.  Вопросы для «разминки» (10 - 15 мин):

1). Как определяется  процедура в языке Паскаль?

2). Как определяется  функция в языке Паскаль

3). В чем различие между «функцией» и «процедурой»?

4). Что такое формальные параметры? Какие бывают?

5). Что такое фактические параметры?

6).Какие преимущества дает использование подпрограмм–функций и подпрограмм-процедур в программирование?

II. На доске рассматривается решение двух задач (25-30мин):

  1. Задача - написать программу с использованием подпрограммы-процедуры. 

Упорядочить по возрастанию значения трех переменных, введенных с клавиатуры.

Обсуждение и выбор метода решения задачи. Разработка алгоритма.

Алгоритм решения задачи.

  • Сравнить их попарно, если вторая переменная меньше первой, то поменять их местами, используя процедуру обмена.
  • Составить тестовые задания.

Учащиеся самостоятельно работают в среде программирования Турбо-Паскаль 7.0.

Один из вариантов реализации алгоритма на языке программирования:

Program Zadacha_1;

Var

a, b, c: integer;

{ процедура обмена местами 2-х переменных, включает два формальных параметра (параметр – переменная)}

Procedure Swap (var x, y: integer);

var z: integer

Begin

z:=x;

x:=y;

y:=z;

end;

{ основная программа}

Begin

Write ('a=');  Readln (a);

Write ('b=');  Readln (b);

Write ('c=');  Readln (c);

If  a>b  then Swap (a,b);

If  a>c  then Swap (a,c);

If  b>c  then Swap (b,c);

Writeln( a,b.c);

Readln ;

end.

  1. Задача - написать программу с использованием подпрограммы-функции. 

Для n и k , заданных с клавиатуры, вычислить  

Обсуждение и выбор метода решения задачи. Разработка алгоритма.

Алгоритм решения задачи.

  • Для вычисления необходимо найти значение факториалов n! ,k!, (n-k)!, для этого  будем опишем подпрограмму-функцию вычисления факториала числа.
  • Составить тестовые задания.

 Учащиеся самостоятельно работают в среде программирования Турбо-Паскаль 7.0.

Один из вариантов реализации алгоритма на языке программирования:

Program Zadacha_2;

Var

n, k: integer;

C, a1.a2.a3: longint;

{ функция вычисления факториала числа}

Function  f (n: integer): longint;

Var

i: integer;

Rez: longint;

Begin

Rez:=1;

For  i:=1 to n do Rez:=Rez * i;

f:=Rez;

end;

{ основная программа}

Begin

Write (n'=');  Readln (n);

Write ('k=');  Readln (k);

a1:= f(n);

a2:= f(k);

a3:= f(n-k);

C;=a1 div (a2 * a3)

Writeln(' = ', C);

Readln ;

end.

III. Подведение итогов и анализ работы по решению задачи программирования.

Процедуры и функции представляют важный инструмент языка программирования, позволяющий писать хорошо структурированные программы, в которых  легко просматривается основной алгоритм, они проще в отладке ( самостоятельность подпрограмм  позволяет локализовать в ней все детали программой реализации того или иного действия) и менее чувствительны к ошибкам программирования.  Языки программирования, в которых предусмотрены такие механизмы называются процедурно-ориентированными.

IV. Домашнее задание.

Литература.

  1. Угринович Н.Д.  Информатика и информационные технологии
  2. С. Молчанова « Основы программирования Турбо-Паскаль 7.0» Москва, «Аквариум», 1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".

Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...

Методическая разработка урока на тему "Животные"(немецкий язык)

Конспект урока по немецкому языку 5 класс (ФГОС)Класс: 5Предмет: немецкий языкУчебник: М.М.Аверин. Немецкий язык как второй иностранный « Горизонты»Тема урока: «DieTiere» (&laq...