Практико-ориентированное задание по информатике 10 класс
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) на тему
Практико-ориентированное задание по информатике 10 класс по теме "Построение таблиц истинности по логическим выражениям".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_tablits_istinnosti_po_logicheskomu_vyrazheniyu.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение таблиц истинности по логическому выражению
Задание: Самостоятельно рассмотреть теоретический материал, законспектировать в тетрадь, выполнить несколько практических заданий и представить учебный материал классу.
Решение логических выражений принято записывать в виде таблиц истинности – таблиц, в которых по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных наборах его переменных.
Для составления таблицы необходимо:
- Выяснить количество строк в таблице (вычисляется как 2n, где n – количество переменных).
- Выяснить количество столбцов = количество переменных + количество логических операций.
- Установить последовательность выполнения логических операций.
- Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений исходных логических переменных.
- Заполнить таблицу истинности по столбцам.
Пример 1.
Построим таблицу истинности для выражения F= (A∨ B)&( ¬A^ ¬B).
Количество строк = 22 (две переменных)+1 (заголовки столбцов) равно 5.
Количество столбцов – 2 логические переменные (A, B) + 5 логических операций (∨,&, ¬, ∨, ¬)=7.
Расставим порядок выполнения операций: 1 5 2 4 3
(A∨ B)&( ¬A^ ¬B).
Построим таблицу:
A | B | A∨B | ¬A | ¬B | ¬A∨¬B | (A∨ B)&( ¬A^ ¬B) |
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Пример 2.
Построим таблицу истинности для логического выражения X∨Y&¬Z.
- Количество строк = 23+1=9.
- Количество столбцов = 3 логические переменные + 3 логические операции = 6.
- Укажем порядок действий: 3 2 1
X∨Y&¬Z
- Нарисуем и заполним таблицу.
X | Y | Z | ¬Z | Y^¬Z | X∨Y&¬Z |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Построить таблицы истинности для следующих логических выражений:
- F= (X&¬Y)∨Z.
- F=X&Y∨Z.
- F=¬(X∨Y)&(Y∨X).
- F=¬((X∨Y)&(ZvX))&(Z∨Y).
- F=A&B&C&¬D.
- F=(A∨B)&( ¬B ∨A∨B).
Оценивание: Смотри бланк оценивания задания.
Построение логического выражения по таблице истинности
Задание: Самостоятельно рассмотреть теоретический материал, законспектировать в тетрадь, выполнить несколько практических заданий и представить учебный материал классу.
Логическая формула определяется следующим образом:
- В заданной таблице выбираются наборы переменных, при которых значение функции равно 1.
- Для каждого такого набора записываются конъюнкции всех входных переменных, имеющих значение 1. При этом те переменные, которые имеют значение 0, записываются с отрицанием.
- Все полученные конъюнкции объединяются знаками дизъюнкции. Это и будет искомая логическая функция, которую предстоит далее упростить.
Пример 1.
1.
X | Y | F(X,Y) | |
0 | 0 | 0 | |
0 | 1 | 1 | ¬X&Y |
1 | 0 | 0 | |
1 | 1 | 1 | X^Y |
2. Составляем дизъюнкцию, это и есть искомая формула, затем её упрощаем.
F(X,Y) =(¬X&Y)∨(X&Y)=Y (закон склеивания).
F(X,Y)=Y.
Пример 2.
X | Y | Z | F(X,Y.Z) | |
0 | 0 | 0 | 1 | ¬X&¬Y&¬Z |
0 | 0 | 1 | 1 | ¬X&¬Y&Z |
0 | 1 | 0 | 1 | ¬X&Y&¬Z |
0 | 1 | 1 | 0 | |
1 | 0 | 0 | 0 | |
1 | 0 | 1 | 1 | X&¬Y&Z |
1 | 1 | 0 | 1 | X&Y&¬Z |
1 | 1 | 1 | 0 |
F(X,Y,Z)= (¬X&¬Y&¬Z)∨( ¬X&¬Y&Z) ∨ (¬X&Y&¬Z) ∨ (X&¬Y&Z) ∨ (X&Y&¬Z) = ….
Далее упрощаем….
Задания.
Построить логические выражения по таблицам истинности.
1. 2.
X | Y | F(X,Y) | X | Y | F(X,Y) | |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
3.
A | B | C | F(A,B,C) |
0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
Оценивание: Смотри бланк оценивания задания.
Выполните задание и сдайте учителю. | Выполните задание и сдайте учителю. |
Упростите логические выражения:
| Упростите логические выражения:
|
Запишите следующие высказывания в виде логических выражений:
| Запишите следующие высказывания в виде логических выражений:
2. «Если учитель на уроке рассказывает интересно, то ни Маша, ни Саша, ни Аня не будут смотреть в окно». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс практико-ориентированных задач для 5-6 классов.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным ...
Решение практико-ориентированных задач по математике 5 класс ФГОС
Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием ма...
Математика в профессии. Решение практико-ориентированных задач. Урок-семинар 10 класс.
Методическая разработка урока-семинара для 10 класса. На основе решений практико-ориентированных задач из открытого банка заданий ЕГЭ по математике обучающиеся знакомятся с основными профессиогр...
Использование практико-ориентированных заданий на уроках физики и информатики
Использование практико-ориентированных заданий, направленных на развитие УУД на уроках физики и информатики...
Статья «Практико-ориентированный подход на уроках Информатики и ИКТ»
Начало XXI века входит в историю человечества как переход к построению информационного общества. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой информатизацию образования. И...
Учебные задания практико-ориентированного характера по оптике. 8 класс
Блок заданий на ЕНГ для 8 класса "Театр теней"...
Урок-консультация «Решение практико-ориентированных задач» 9 и 11 класс
Ход урока:Организационный этап.Вступительное слово учителяЗдравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости – это учителя математики со всех уголков нашего района, чтобы п...