Статья «Практико-ориентированный подход на уроках Информатики и ИКТ»
статья по информатике и икт

Федосеева Ольга Станиславовна

 Начало XXI века входит в историю человечества как переход к построению информационного общества. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой информатизацию образования. Информатика становится одной из основных научных дисциплин в системе среднего, высшего и дополнительного образования. Это означает, что нужны радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и учебные заведения должны быть информационными. Современные профессии, предлагаемые сегодня выпускникам учебных заведений, требуют от них не только высокого уровня знаний в предметных областях, но и владения информационно-коммуникационными технологиями для успешного решения практических образовательных и профессиональных задач.

Одна из особенностей предмета «информатика» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_statya.docx113.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Практико-ориентированный подход на уроках Информатики и ИКТ»

Авторы: Федосеева О.С., Шорикова М.А.

 Начало XXI века входит в историю человечества как переход к построению информационного общества. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой информатизацию образования. Информатика становится одной из основных научных дисциплин в системе среднего, высшего и дополнительного образования. Это означает, что нужны радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и учебные заведения должны быть информационными. Современные профессии, предлагаемые сегодня выпускникам учебных заведений, требуют от них не только высокого уровня знаний в предметных областях, но и владения информационно-коммуникационными технологиями для успешного решения практических образовательных и профессиональных задач.

Одна из особенностей предмета «информатика» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения.

Практико-ориентированный подход позволяет не просто передать обучающимся максимум полезных знаний, но и является своеобразным трамплином развития в целом, помогает ориентироваться в жизни и строить ее с учетом индивидуальных особенностей. Положительный результат достигается за счет того, что у обучающегося складывается заинтересованное отношение к учебному процессу и исследуемому предмету.

Преподаватель планирует работу на уроке таким образом, чтобы деятельность обучающихся была максимально результативной, передавая им только лишь действительно востребованные данные. Такой подход является очень удачным, за счет того, что содержание сочетается и в аспектах логики, и эмоционального, и образного наполнения процесса. Обучающиеся, получающие новые сведения в соответствии с практико-ориентированным подходом, получают реальный опыт применения полученного, они могут убедиться на своем опыте в том, что новая информация помогает решать актуальные проблемы и задачи, связанные с учебной или будущей профессиональной деятельностью.

Данная технология обучения так же позволяет заложить фундамент общественной мобильности и новшествам в профессиональной сфере, поскольку с самого начала обучающиеся понимают, что окружающая среда и личность могут существовать в продуктивном балансе.

Для формирования практико-ориентированных знаний на уроках используем метод ситуационных задач. Ситуационная задача актуализирует теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими обучающимися. 

Применение ситуативных задач на уроке должно отвечать следующим правилам:

  1. Задача по максимуму должна быть приближена к жизни и действительности так, чтобы обучающийся мог установить связи задачи с накопленным опытом и видеть возможности применения в будущем.
  2. Дать возможность обучающемуся интерпретировать ситуацию со своей точки зрения.
  3. Создать в задаче проблему и противоречие.
  4. Обеспечить решаемость задания в определенных временных рамках.
  5. Подобрать задания с учетом того, что они могут иметь различные варианты решения.

Условно ситуационные задачи можно разделить на три типа: межпредметные, из различных областей профессиональной деятельности человека, из общественной жизни.

Межпредметные:

1. Построение графиков функций и диаграмм; расчет геометрических параметров объекта; решение задач на проценты; решение экономических задач; средствами Excel.

2. Написать алгоритм (программу) решения математической задачи.

Из общественной жизни:

1. Подготовить доклад на тему «Информация как объект юридической защиты»

2. Написать резюме для поиска работы

3. Разработать дизайн своей визитки для будущей профессии, используя возможности Word и Paint.

Из различных профессиональных областей:

  1. Разработать электронную таблицу для расчета суммы месячной квартплаты и платы за коммунальные услуги для своей и нескольких других квартир.

Таким образом, практико-ориентированный подход позволяет получить необходимый минимум профессиональных знаний, умений, навыков, опыт организаторской работы, в том числе приобретение навыков самодисциплины, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными. А информатика, на наш взгляд, именно та дисциплина, которая позволяет его реализовать максимально эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"

  Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...

Презентация к статье "Практико-ориентированный проект для педагогов "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация к статье "Практико-ориентированный проект для педагогов "ТРКМ в образовательном процессе"...

Статья "Практико-ориентированный проект - Английский рюкзачок"

Статья "Практико-ориентированный  проект - Английский рюкзачок"...

Статья "Практико-ориентированные задания на уроках математики для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)".

Статья "Практико-ориентированные задания на уроках математики для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)"....

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...