Использование практико-ориентированных заданий на уроках физики и информатики
материал

Власова Вера Анатольевна

Использование практико-ориентированных заданий, направленных на развитие УУД на уроках физики и информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc33.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ВЕРХНЕЖИРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Августовская конференция работников образования

Методическое объединение физики и информатики

Тема:

Использование практико-ориентированных заданий ,

направленных на развитие УУД на уроках физики и информатики

Подготовила: Власова В.А., учитель физики МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

2017 год

Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует и развивает образовательные компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе. Чтобы сформировать ключевые компетенции учеников и соответствовать современным потребностям общества учителю необходимо изучить и реализовать в своей педагогической практике такие подходы в обучении, которые позволят усилить практико-ориентированную составляющую.

Большими возможностями для реализации идей, заложенных в Стандарте второго поколения, обладает технология практико-ориентированного обучения, основная идея которой состоит в обеспечении единства приобретения знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач. Одним из основных средств реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения физике и информатике являются задачи с практическим содержанием.

Практико-ориентированные задания можно использовать на различных этапах урока для реализации самых разных учебных целей. Одна из них – диагностика у обучающихся предметных и метапредметных образовательных результатов.

Исследованию проблем, связанных с практической подготовкой обучающихся, посвящены фундаментальные исследования многих отечественных педагогов и методистов. Анализ исследований показал, что решение проблемы повышения результативности практической подготовки обучающихся ведется, в основном, по двум направлениям: через формирование у обучающихся знаний на основе реализации принципа практической направленности обучения и через развитие практических умений при обучении физике и информатике. Такая дифференциация позволила глубоко изучить обе стороны единого процесса подготовки обучающихся к практической деятельности.

В качестве целевых ориентаций практико-ориентированного обучения можно выделить следующие: формирование умений использовать предметные знания для решения возникающих в практической деятельности задач; развитие потребности к самосовершенствованию и самореализации; усвоение способов самостоятельной деятельности; обеспечение познавательной активности учебного процесса; формирование готовности применять полученные знания и умения в процессе жизнедеятельности и др.

   Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска. Практико-ориентированное обучение учащихся обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Процесс учения в рамках практико-ориентированного подход является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.

Анализ истории становления практико-ориентированного обучения показал, что он определенным образом обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности–означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)Принцип целостности –предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса–заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности–предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура учебного занятия в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению наполняется соответствующим содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус ученика, сделать обучение мотивированным. В отличие от структуры традиционного урока, структуры практико-ориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико-ориентированного построения учебного процесса.

 Образовательная эффективность практико-ориентированного обучения предполагает максимально возможный развивающий учебно-воспитательный результат, выражающийся в устойчивом познавательном интересе, повышении уровня обученности, сформированности на определенном уровне потребительской культуры.

 Практико-ориентированное обучение обладает образовательными возможностями и позволяет процесс обучения учащихся сделать познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся является успешной, а знания - востребованными, так как:

• обмен информацией между учителем и учеником основан на использовании возможностей как левого, так и правого полушарий мозга и ученика, и учителя;

• происходит осознание учащимися социально-личностной необходимости приобретаемых знаний;

• организация содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения;

• отбор практико-ориентированного учебного материала, усиливающего практическую направленность содержания школьного образования, находится в тесной связи с использованием эмоционально-образного компонента, позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес, увеличить поток информации и обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала.

    Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, в том числе читательская компетентность. Педагоги начальной школы работают над её развитием буквально с самых первых школьных дней. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.  Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.»- писал В.А. Сухомлинский

     Эти слова приведены  неслучайно, ведь чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию.  Поэтому,  одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Одним из основных средств реализации практико-ориентированной технологии являются задачи с практическим содержанием.

Задачи, демонстрирующие применение физических законов и

закономерностей в быту и повседневной жизнедеятельности человека

  1. В квартире имеются две электролампы по 60 Вт и одна на 40 Вт. Каждую из них включают на 4 ч в сутки. Определите стоимость израсходованной за месяц электроэнергии при тарифе 3 рубля 62 копейки за 1кВтч.
  2. Три друга купили по электрическому чайнику. Чайник Николая имеет мощность 5 Вт, Владимира – 50 Вт, Сергея – 1200 Вт. Чей чайник более выгоден экономически?
  3. Какое соединение проводников применяется в жилых помещениях?
  4. Почему бытовые приборы в помещении необходимо соединять параллельно? Какой прибор в комнате соединен не параллельно, а последовательно с потребителями?
  5. Сложите мощности всех имеющихся у вас дома электрических устройств. Объясните, почему не допустимо их одновременное включение в сеть и т.д.

В процессе обучения физике большая роль отводится эксперименту, который проводится самими обучающимися. Это объясняется, во-первых, тем, что эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Во-вторых, эксперимент наряду с вышеуказанными задачами выполняет и другую важную функцию: он формирует у обучающихся специфические для физики умения и навыки, если ученики самостоятельно умеют обращаться с приборами.

  1. Лабораторные и практические работы. Физический эксперимент в форме лабораторной работы во многих случаях является предпочтительным по сравнению с демонстрационным. Преимуществом является высокая степень активности и самостоятельности обучающихся при выполнении эксперимента, выработка умений работать с физическими приборами и навыков обработки наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим обучающимся. Результаты эксперимента обучающиеся воспринимают как открытие.

Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физики: учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований. В учебных планах 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу. Я считаю, что это время нужно использовать на исследовательские работы и проекты (с подготовкой презентаций, наглядных пособий), подготовки к участию в олимпиадах, конкурсах. На занятиях приучаю студентов мыслить логически, нестандартно.

  1. Исследовательские работы. Например: 1) «Расчет емкости воздушного конденсатора при разном положении пластин» (приложение 1), 2) «Расчет предохранителей установленных в квартире отдельно для кухни, печки, комнаты», 3) «Сравнение видов подачи воды (верхний, нижний) в зданиях (5, 12, 25 этажей)», 4) «Влияние электромагнитного излучения на организм человека (сотовый телефон, бытовые приборы, высоковольтные линии и т.д.)», 5) «Влияние звука на здоровье человека (наушники, производство, аэропорт, сабвуферы в машине)», 6) Расчет электроэнергии для плавления различных видов электродов»,  и т.д.
  2. Для внеаудиторной самостоятельной работы помимо рефератов использую такие виды деятельности как презентации, например: «История развития сварочных аппаратов», «Альтернативные источники электроэнергии», «История металлургии», «Роботы в нашей жизни», «Деформации, их учет и использование» и т.д.
  3. Внеклассные мероприятия например к дню открытых дверей или декаде так же могут быть связаны с практико – ориентированным образованием. Например: турнир знатоков постоянного тока, викторина «Физики фронту» (к празднику 9 мая), Пресс – конференция «Искровой разряд», «Двигатели внутреннего сгорания и окружающая среда», «Достоинства и недостатки различных видов электростанций»и т.д.
  4. Проектная деятельность позволяет преподавателю одновременно решать множество образовательных задач, связанных с формированием предметных и метапредметных умений, ценностно - смысловых и других компетентностей обучающихся.

Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики

Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....

Выступление на ММО учителей математики. Разработка и использование практико-ориентированных заданий "Математика вокруг нас"

Данный материал представляет собой описание методического опыта учителя математики в новых условиях....

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами, путями ре...

«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ...

«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»

Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач  ра...