Урок по теме : "Логика"
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Сикорская Татьяна Александровна

Данный материал предназначен для проведения вводного урока по теме "Логика" в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_logika.rar562.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №55

УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

ТЕМА: «Логика»

Учитель: Сикорская Т.А.

        Воронеж 2015 г.

Цели:

  • Общеобразовательные: 
  • познакомить учащихся с историей развития науки логики и учеными, которые ее продвигали;
  • ввести понятие формальной и математической логики;
  • определить  основные формы мышления;
  • познакомить учащихся с простейшими логическими операциями и понятием таблиц истинности;

Развивающие: 

  • развивать аналитические способности, внимание, мышление;
  • формировать межпредметные связи;

Воспитательные: 

  • формировать и развивать информационное видение окружающего мира;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к результатам интеллектуального труда.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: 

  • информационный (словесный);
  • наглядно-иллюстративный;
  • практический.

Формы организации учебной деятельности: 

  • беседа;
  • исследование;
  • практическая работа с учебным ПО.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, компьютеры.

Программное обеспечение: MS PowerPoint.

Этапы  урока: 

  1. Организационный.
  2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.
  3. Освоение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала;
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть 

  • Приветствие.
  • Проверка отсутствующих.

II. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности (Презентация) 

СЛАЙД 1

Учитель:  Тему нашего сегодняшнего урока вы видите на экране, запишите ее в тетрадь.  

СЛАЙД 2

Учитель: Нам с вами предстоит  за этот урок дать ответы на следующие вопросы:

1.Выяснить, как развивалась логика как наука с древности до нашего времени.

2. Что такое формальная логика, кто является ее основоположником?

3. Познакомиться с выдающимися учеными-логиками.

4. Познакомиться с терминологией математической логики.  

5. Проанализировать и закрепить   изученный материал при выполнении тестовой  

     работы .

III. Освоение нового материала.

СЛАЙДЫ 3,4,5

Рассказ учителя о возникновении логики, об ученых, развивавших эту науку, определение основных форм мышления.

СЛАЙД 6

Учитель: Перед вами на слайде несколько определений высказывания , выберите более полное и понятное на ваш взгляд определение и запишите в тетрадь. Почему вы выбрали именно это определение?(Ответы учащихся).

СЛАЙДЫ 7,8

Учитель классифицирует высказывания, приводит примеры, обсуждает их с учащимися. Учащиеся записывают новые определения в тетрадь.

СЛАЙД 9

Совместная работа учителя и учеников с таблицей «Логические операции над высказываниями».

СЛАЙД 10, 11,12

Изучение логических операций, их таблиц истинности и различных обозначений.

СЛАЙД 13

Изучение и обсуждение графического изображения основных логических операций(круги Эйлера).

IV. Закрепление изученного материала. Работа за компьютером(работа с учебным тестом).

Учитель: Мы с вами сегодня изучили  большой объём теоретического материала, давайте закрепим  его, ответив на  вопросы теста. Занимайте свое рабочее место за компьютером. Вам предстоит ответить на 10 вопросов по теме урока, при нажатии кнопки «Показать результат» - вы получаете оценку сообщаете результат учителю. Также вы  имеете возможность проанализировать свою работу(в окошке рядом с вопросом будет стоять знак «-», если вы ответили на него неверно и «+», если ответ правильный).

Тест расположен по адресу …(на слайде 14 помещен адрес расположения теста ). В тесте предложены 10 вопросов по теме урока. После прохождения теста ученик получает оценку, сообщает ее учителю, анализирует допущенные ошибки(если они есть).

Вариант с правильными ответами.

  1. Кто основатель формальной логики?

Лейбниц
Аристотель
Буль
Ньютон

  1. Сколько этапов в развитии логики?

2
7
3
6

  1. Логическое отрицание обозначается:

А
не А
или
and

  1. Логическое сложение - это

инверсия
конъюнкция
дизъюнкция
импликация

  1. Сколько основных логических операций?

3 - И, ИЛИ, НЕ
2 - И, ИЛИ
2 - И, НЕ
1 - НЕ

  1. Инверсия - это логическое

сложение
отрицание
умножение
деление

  1. Какому союзу соответствует конъюкция?

 

А
Но
И
Или

  1. Логическое следование - это?

импликация
 конъюкция
инверсия
дизъюнкция

  1. Какая логическая операция соответствует речевому обороту "Если... то"?

импликация
конъюкция
дизъюнкция
инверсия

  1. Какой формуле соответствует высказывание : "На улице светло и тепло, а не холодно"?

BC или (не A)
A и B
неA
B и C

V. Домашнее задание: Учитель: Спишите с экрана домашнее задание и выполните его дома письменно в рабочих тетрадях.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Алгебра логики"

Этот урок является первым  в данной  теме.Раскрывает: вопрос истории,основные понятия, примеры задач....

Обобщающий урок по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»

10 класс (физико-математического профиля) Представлен план-конспект урока и все материалы....

Презентация к уроку по теме "Алгебра логики"

Формы мышления. Алгебра логики. Инверсия, Конъюнкция, Дизъюнкция, Импликация, Эквивалентность. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений...

Разработка урока по теме:"Логика"

Разработка урока прдназначена для изучения темы "Логика" в 10-ом классе....

План-конспект урока по теме "Логика и логические операции"

Данный урок является первым уроком темы 6 «Логические основы обработки информации» в 10 классе профильного уровня (учебник 10 класса И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова, М.: БИНОМ. Лаборатор...