Урок по теме: Введение в предмет “Алгебра логики”
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по информатике: Введение в предмет “Алгебра логики”
Цели: Познакомить с историей развития науки логики и основными понятиями алгебры логики: формы мышления, алгебра высказываний, логическое высказывание, логические величины.
Задачи:
- Сформировать у учащихся понятия: формы мышления, алгебра высказываний, логическое высказывание, логические величины;
- Способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу.
Ожидаемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения науки логики;
- определение алгебры логики;
- основоположников алгебры логики;
- формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры логических высказываний;
- определять истинность или ложность высказываний.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Изложение нового материала.
Этапы развития логики.
Логика очень древняя наука.
1-й этап связан с работами ученого и философа Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Он пытался найти ответ на вопрос “Как мы рассуждаем”, изучал правила мышления. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он подверг анализу человеческое мышление, его формы — понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.
2-й этап — появление математической, или символической, логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменит простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила. Но он выдвинул только идею, а развил её окончательно англичанин Д. Буль (1815-1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.
Формы мышления.
Опр.1 Логика — эта наука о формах и способах мышления.
Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Опр.2 Понятие — это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.
Например: компьютер, трапеция, портфель, ураганный ветер.
Упражнение 1 (устно). Приведите свои примеры.
Понятие имеет две стороны: содержание и объем.
Содержание понятия — совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.
Например, содержание понятия персональный компьютер — это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя.
Объем понятия — множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятий.
Например:
- Объем понятия город — это множество, состоящее из городов, носящих имя Москва, Одесса, Казань, Уфа, Нижнекамск и др.
- Объем понятия персональный компьютер — совокупность существующих в мире персональных компьютеров.
Упражнение 2 (устно)
- Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: добродетель, истинна, ложь.
- Определите объем понятий: столица России, столица, река.
Выделяют следующие отношения понятий по объему:
- тождество или совпадение объемов, означающее, что объем одного понятия равен объему другого понятия;
- подчинение или включение объемов: объем одного из понятий полностью включен в объем другого;
- исключение объемов - случай, в котором нет ни одного признака, который бы находился в двух объемах;
- пересечение или частичное совпадение объемов;
- соподчинение объемов - случай, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего.
Опр.3 Суждение (высказывание, утверждение) — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними.
Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, и может быть либо простым, либо составным (сложным).
Например:
- Истинное и простое высказывание: Буква “т” — согласная.
- Ложное и сложное высказывание: Осень наступила, и грачи прилетели.
Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как в них ни чего не утверждается и не отрицается.
Например:
- Уходя, гасите свет!
- Кто хочет быть счастливым?
Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков.
Например: 5>3, H2O+SO2=H2SO4.
Упражнение 3 (устно). Объясните, почему следующие предложения не являются высказываниями:
- Какого цвета твой велосипед?
- Число Х больше пяти?
- 5Х-2
- Посмотрите кино.
- Пейте томатный сок!
- Вы были в музее?
- Разность чисел 12 и Х равна 6.
Упражнение 4 (устно). Какие из следующих высказываний являются истинными, а какие ложными?
- Город Москва — столица России.
- Число 12 — простое.
- 7*3=1.
- 12<15.
- Сканер — устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера.
- Клавиатура — устройство ввода информации.
Упражнение 5 (устно). Приведите свои примеры истинных и ложных высказываний.
Опр.4 Умозаключение — это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.
Посылками умозаключения по правилам формальной логики могут быть только истинные суждения. Тогда, если умозаключение проводится в соответствии с правилами формальной логики, то оно будет истинным. В противном случае можно прийти к ложному умозаключению.
Например:
- Все металлы — простые вещества. Литий — металл. Литий — простое вещество.
- Все школьники — отличники. Вовочка — школьник. Вовочка — отличник.
Упражнение 6.
- Дано высказывание “Все углы равнобедренного треугольника равны”. Путем умозаключений получить высказывание “Этот треугольник равносторонний”.
- Оцените правильность следующего рассуждения: сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.
Алгебра высказываний.
Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание.
Опр.5 Алгебра логики (алгебра высказываний) — раздел математической логики, изучающий строение (форму, структуру) сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.
Под высказыванием (суждением) будем понимать повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, истинно или ложно.
В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствии логические переменные, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита.
Например:
А = “Листва на деревьях опадает осенью”.
В = “Земля прямоугольная”.
Высказывания, как говорилось уже ранее, могут быть истинными или ложными. Истинному высказыванию соответствует значение логической переменной 1, а ложному — значение 0.
Например:
А=1
В=0
Опр.6 В алгебре высказываний высказывания обозначаются именами логических переменных, которые могут принимать лишь два значения: “истинна” (1) и “ложь” (0).
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить логические операции, в результате которых получаются новые, составные (сложные) высказывания. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
III. Закрепление изученного материала.
Можно ли считать высказываниями следующие предложения:
- В городе N живут более 2 миллионов человек.
- Посмотрите на улицу.
- У квадрата 10 сторон, и все разные.
- История — интересный предмет.
- Число 456 трехзначное и четное.
Определите истинность высказываний.
- Треугольник — геометрическая фигура.
- У каждой лошади есть хвост.
- Париж — столица Китая.
- Лед — твердое состояние воды.
- Все люди космонавты.
IV. Итог урока.
Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.
V. Домашнее задание.
1). Можно ли считать высказываниями следующие предложения:
- Не плачь, девочка!
- Почему я водовоз?
- Купите слоника!
- Клубника очень вкусная.
- Сумма X и Y равна 36.
2). Какие из следующих высказываний являются истинными, а какие ложными?
- Город Омск – столица России.
- Число 5 — простое.
- 7+3=1.
- 12:3=4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: " Введение. Что и как изучает история
Данная разработка урока введёт учащихся 5 класса, которые начинают знакомиться с историей, в курс. Они познакомятся с понятием " история", рассмотрят исторические источники....
Урок-игра «Подсказка». Проверка знаний по темам "Системы счисления" и "Алгебра логики".
Загадано слово, чтобы его узнать, надо решить задачи и собрать подсказки....
Методическая разработка Тема: «Степенная функция» предмет алгебра 10 класс урок №1
Тема урока: «Степенная функция»Урок №1Цели урока: Ознакомить учащихся со свойствами и графиками различных ( в зависимости от показателя степени) видов степенной функции....
Разработки уроков по теме: Введение в биологию. 9 класс. Блок уроков.
Задачи: Обучающие: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных ум...
конспект урока по теме "Введение в предмет. Техника безопасности на уроках бисероплетения"
В конспекте указывается необходимые материалы и инструменты для плетения бисером. проводится инструктаж по технике безопасности...
Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»
Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»...
Контрольная работа №1, 8 класс по темам "Системы счисления" и "Алгебра логики".
Контрольная работа по учебнику Босова Л.Л., 1 час в неделю....