рабочая программа по информатике 10 класс макарова
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Мифтахов Виль Юлевич

рабочая программа по информатике 10 класс макарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr_10_i_kl.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

английского языка № 25»

СОГЛАСОВАНО                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР                                                          Директор МАОУ СОШ № 25

___________(Плечева Ю.В.)                                                ___________ (Штинова Г.А.)

«_____»___________ 2014 г.                                               «_____»____________ 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Среднего (полного) общего образования

по курсу  информатики и ИКТ для 10 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Составитель программы:

Мифтахов В.Ю.

учитель высшей категории

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №____ от «____»__________2014 г.

Руководитель МО______________ ( _____________)

Златоустовский городской округ

2014 год


Содержание

рабочей программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы учебного курса
  3. Тематическое планирование
  4. Требования к уровню подготовки учащихся
  5. Характеристика контрольно-измерительных материалов
  6. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся


Пояснительная записка

В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.

Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.

Преподавание предмета «Информатика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.

 Преподавание предмета «Информатика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.

Нормативные документы

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

4. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

4. Школьный учебный план.

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта

Федеральный уровень

1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

2. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Региональный уровень

О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.

1. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404

Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).

Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Федеральный уровень

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы. – М. : Просвещение, 2011. - 32 с.

Региональный уровень

5. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.

6. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.

7. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.

8. О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.

9. О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г. / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.

10. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

11. Письмо ЧИППКРО о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году  

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. В программе учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса образовательного учреждения, возрастные особенности учащихся. Определен набор практических и контрольных работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов разработана в рамках реализации концепции Государственного стандарта общего образования и соответствует минимуму содержания образования по информатике на старшей ступени общего образования.

Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования России от 9.03.2003 года и приказами Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 18.04.2005 №324 и от 26.01.2006 №81 на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

Содержание курса позволяет развить основу системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей с другими дисциплинами.

 Программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формировании современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; 
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Цели обучения:

  • Формирование у учащихся базовых знаний по информатике;
  • Освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
  • Освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
  • Формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • Приобретение знаний и умений работы с информацией на основе системного  подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • Освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре, в системе управления базой данных;
  • Ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • Понимание необходимости соблюдения этических норм информационной деятельности.
  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, учебной деятельности, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Организация учебной деятельности: занятия проводятся в специализированном кабинете информатики, каждый ученик имеет для работы  персональное рабочее место, оснащенное современным компьютером. В кабинете информатики имеется сканер, лазерные  и струйный принтеры, наборы конструкторов Лего RCX и Лего NXT, мультимедийный проектор, акустическая система, локальная сеть с выходом в Интернет с каждого рабочего места ученика, необходимые цифровые образовательные ресурсы.

50% учебного времени отводится на изучение теории, 50% - на практическую работу на компьютере, которая проводится в течение 15-25 минут на каждом занятии.  Контрольные  и практические работы по продолжительности занимают часть урока (от 10 до 25 мин). Курс полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования в основной школе.

Предусмотрена и самостоятельная работа учащихся, как с учебной литературой, так и за домашними компьютерами, что при сокращенном варианте изучения курса является очень важным для изучения предмета.

Содержание программы

Часть 1.  Информационная картина мира

Раздел 1.  Информационные процессы, модели, объекты – 8 часов

Информация и информационные процессы. Информационная технология работы с объектами текстового документа. Роль информации в жизни человека. Информация и данные. Свойства информации. Информационный процесс. Информационная модель объекта. Роль цели при разработке информационной модели объекта. Понятия адекватности информационной модели. Информационный объект. Представление числовой информации в компьютере. Общие сведения о системах счисления. Соотношение систем счисления. Форматы представления чисел в компьютере. Представление нечисловой информации в компьютере. Представление текстовой информации в компьютере. Представление графической информации в компьютере. Представление звуковой информации в компьютере. Представление видеоинформации в компьютере.

Часть 2.  Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 2.  Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word – 6 часов

Текстовые документы и текстовые процессоры. Сферы использования текстовых документов. Аппаратное и программное обеспечение процессора обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Word 2003. Объекты текстового документа. Форматирование объектов текста. Объект «символ» и его свойства. Объект «абзац» и его свойства. Объект «список» и его свойства. Создание и редактирование графических объектов. Виды компьютерной графики. Положение графического изображения в тексте. Особенности создания векторного изображения в среде Word 2003. Создание и редактирование таблиц. Объект «таблица» и его свойства. Изменение структуры текстового документа. Форматы бумаги для печати документов. Страница. Раздел документа. Колонтитулы.

Раздел 3.  Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети – 9 часов

Разновидности компьютерных сетей. Представление об информационно-коммуникационных технологиях. Локальные сети. Корпоративные сети. Глобальные сети. Возможности глобальной сети Интернет. Состав сети Интернет. WWW - Всемирная паутина. Электронная почта. Передача файлов. Телеконференция (группа новостей) Общение «on line». Базы данных с удаленным доступом. Образовательные ресурсы Интернета. Пересылка информации через Интернет. Знакомство с почтовой службой Mail.ru. Пересылка корреспонденции. Работа с программой удаленного доступа Hyper Terminal. Этика сетевого общения. Для чего нужны нормы поведения сети. Общение в чатах и по электронной почте. Общение в телеконференции. Технология поиска информации в Интернете. Поиск по адресам URL. Поисковые системы. Поиск по рубрикатору поисковой системы. Поиск по ключевым словам. Профессиональный поиск. Поиск информации в Интернете. Поиск Интернет ресурсов по URL-адресам. Поиск информации по рубрикатору поисковой системы. Поиск информации по ключевым словам. Информационная безопасность сетевой технологии работы. О проблеме защиты информации. Организационные меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ. Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Достоверность информации Интернет-ресурсов.

Раздел 4.  Информационная технология представления информации

в виде презентаций в среде Power Point – 6 часов

Программа подготовки презентаций Microsoft Power Point 2003. Общий вид интерфейса. Работа с графикой. Работа с Фотоальбомом. Автоматическая настройка. Предварительный просмотр. Безопасность. Создание презентации при помощи Мастера автосодержания. Шаблоны содержания презентаций. Разработка плана презентации. Заполнение презентации информацией по теме. Создание элементов управления презентацией. Оформление экспресс-теста. Добавление эффектов анимации. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников». Состав учебного комплекса. Создание презентации «Компьютер и здоровье школьников».

Раздел 5.  Информационная технология обработки данных

в среде табличного процессора Excel – 6 часов

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Постановка задачи – обработка результатов вступительных экзаменов. Накопление статистики. Анализ результатов статистической обработки данных. Технология накопления данных и обработки в Excel.


Календарно-тематическое планирование

Номер
темы

Название темы

количество часов

Занятия в классе

СР

Всего

Т

Пр

Часть 1.  Информационная картина мира

Раздел 1.  Информационные процессы, модели, объекты

1.1

Информация и данные. Свойства информации

1

1

1.2

Информационный процесс

1

1

1.3

Информационная модель объекта

1

2

1.4

Представление об информационном объекте

1

1

1.5

Представление числовой информации в компьютере

2

1

2

1.6

Представление текстовой информации в компьютере

2

1

2

Итого по разделу 1:

8

2

9

Часть 2.  Программное обеспечение информационных технологий

Раздел 2.  Информационная технология работы

с объектами текстового документа в среде Word

2.1

Текстовые документы и текстовые процессоры

1

1

1

2.2

Форматирование объектов текста

1

1

2

2.3

Создание и редактирование графических объектов

1

1

3

2.4

Создание и редактирование табличных объектов

1

1

2

2.5

Информационная технология работы со структурой текстового документа

2

1

1

Итого по разделу 2:

6

5

9

Раздел 3.  Информационно-коммуникационные технологии

работы в компьютерной сети

3.1

Разновидности компьютерных сетей

1

1

3.2

Представление о сервисах Интернета

1

1

1

3.3

Информационная технология передачи информации через Интернет

1

1

1

3.4

Этика сетевого общения

1

1

3.5

Информационная технология поиска информации в Интернете

1

1

1

3.6

Поиск информации в Интернете

2

2

5

3.7

Информационная безопасность сетевой технологии работы

2

2

1

Итого по разделу 3:

9

7

11

Раздел 4.  Информационная технология представления информации

в виде презентаций в среде Power Point

4.1

Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point 2003

1

1

4.2

Информационная технология создания презентации с помощью Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе»

3

2

4

4.3

Информационная технология создания презентации по социальной тематике «Компьютер и здоровье школьников»

2

2

2

Итого по разделу 4:

6

4

7

Раздел 5.  Информационная технология обработки данных

в среде табличного процессора Excel

5.1

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

2

2

4

5.2

Технология накопления и обработки данных

2

2

1

5.3

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

2

2

1

Итого по разделу 5:

6

6

6

Итого за учебный год:

35

24

42

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий[1].

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • Основные устройства ИКТ
  • Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. 

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения[2]: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

  • Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

  • Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
  • Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
  • Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

  • Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

  • Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
  • Поиск информации
  • Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
  • Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
  • Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

  • Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

  • Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
  • Организация информационной среды
  • Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
  • Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
  • Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
  • Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

УМК по информатике и ИКТ

Основные учебники и учебные пособия:

  • Н.В. Макарова и др. «Информатика и ИКТ», 10 кл., СПб: Питер, 2012 г.
  • Н.В. Макарова и др. Задачник по моделированию, 9-11кл., СПб: Питер, 2009 г.

Дидактическое обеспечение:

  • Н.В. Макарова «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ, 5-11 класс), СПб: Питер, 2007 г.
  • О.А. Соколова «Поурочные разработки по информатике» (В помощь школьному учителю), Москва-ВАКО, 2008 г.
  • И.Семакин, Т.Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе» (Методическое пособие), Москва, ЛБЗ, 2000 г.

Дополнительные учебники, учебные пособия и научно-познавательная литература:

  • И.Семакин «Информатика и ИКТ», 10-11 кл.,
  • И.Семакин, Хеннер «Сборник задач по информатике и ИКТ», 7-11 кл.

Цифровые образовательные ресурсы (медиатека кабинета информатики и школьной библиотеки)

  • 1С. Образование. Школа 4.0 (Диски по информатике и ИКТ, 10-11 кл)
  • Универсальный тестовый комплекс (UTC 1.60)
  • Система интерактивного опроса VOTUM

        

Информационные ресурсы Интернет для учителя информатики

Учебные компьютерные программы: 

• 1C (http://www.1c.ru), БИТ про (http://www.bitpro.ru),
• ГиперМетод (
http://www.learnware.ru),
• Инис-Софт (
http://www.inissoft.by),
• Интерактивная линия (
http://www.intline.ru),
• Информ-система (
http://www.informsystema.ru),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (
http://www.kodeks.ru),
• ИстраСофт (
http://www.istrasoft.ru),
• МедиаХауз (
http://www.mediahouse.ru),
• Молодой Петербург (
http://www.shkoloved.sekreta.net),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (
http://www.mmt-dl.ru),
• Новый Диск (
http://www.nd.ru),
• Просвещение-МЕДИА (
http://www.pmedia.ru),
• Республиканский мультимедиа центр (
http://www.rnmc.ru),
• Российский новый университет (
http://rosnou.ru),
• Физикон (
http://www.physicon.ru),
• Челябинский государственный педагогический университет (
http://www.cspu.ru)

  Единая информационная среда образовательного учреждения

• Грин Плюс (http://www.grinp.ru),
• ИВЦ АВЕРС (ООО «ФинПромМаркет-XXI») (
http://www.iicavers.ru),
• Институт ДО Ульяновского государственного технического университета (
http://www.ido.ulstu.ru),
• Кирилл и Мефодий (
http://www.km-school.ru),
• Системы-Программы-Сервис (
http://sps.express.ru),
• Хронобус образовательные и интернет-проекты: (
http://www.chronobus.ru)
• Controlling Chaos Technologies (Технологии Управляемого Хаоса) (
http://www.controlchaostech.com),

• Способы и методы преподавания информатики (http://videouroki.net/)
• Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» (
http://www.computeria.ru),

 • Общество «Знание» России (http://www.znanie.net),
• Современная Гуманитарная Академия (
http://www.muh.ru),
• Тольяттинская академия управления (
http://www.taom.ru


Календарно-тематическое планирование курса 10 класса

урока

Тема урока

Основное содержание

Практ.

работы

Сроки

План

Факт

Тема 1. Информация и информационные процессы (8 часов)

1/1

Информация и данные. Роль информации в жизни человека.

Виды и свойства информации. Информация в жизни человека.

2/2

Информационный процесс. Информационный объект.

Информационный объект. Информационный процесс. 

ПР1

3/3

Информационная модель объекта.

Классификация моделей. Параметры модели. Информационная модель объекта.

4/4

Представление об информационном объекте.

Представление об информационном объекте.

ПР2(1)

5/5

Представление числовой информации в компьютере.

Числовая информация в компьютере. Системы счисления.

6/6

Соотношение систем счисления. Представление звуковой информации в компьютере.

Звуковая информация в компьютере. Соотношение систем счисления. Представление звуковой информации в компьютере.

ПР2(2)

7/7

Представление текстовой информации в компьютере.

Графическая и текстовая информация в компьютере. Векторная и растровая графика.

ПР2(3)

8/8

Представление текстовой информации в компьютере.

Представление текстовой информации в компьютере.

Тема 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа. (6 часов)

1/9

Текстовые документы и текстовые процессоры.

Текстовые редакторы в составе Windows.Типы текстовых файлов.

2/10

Форматирование объектов текста.Создание текстового документа.

Способы создания текстового документа. Параметры страницы. Элементы форматирования текста.

ПР3

3/11

Создание и редактирование графических изображений.

Средства рисования в редакторе Word.

ПР4

4/12

Создание и редактирование таблиц.

Изменение структуры таблицы. Способы создания таблиц.

ПР5

5/13

Информационная технология работы со структурой текстового документа

Информационная технология работы со структурой текстового документа. Изменение структуры текстового документа.

6/14

Изменение структуры текстового документа.

Элементы структуры документа. Списки. Колонтитулы. Изменение структуры текстового документа.

ПР6

Тема 3. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети. (9 часов)

1/15

Разновидности компьютерных сетей

Классификация компьютерных сетей.

2/16

Представление о сервисах Интернета

Представление о сервисах Интернета. Электронная почта. Услуги электронной почты.

3/17

Информационная технология передачи информации через Интернет

Возможности и услуги компьютерных сетей.

4/18

Информационная технология поиска информации в Интернете

Способы поиска информации в сети.

ПР7

5/19

Этика сетевого общения

Правила общения в сети. Виды сетевого общения. Этика сетевого общения

ПР8

6/20

Поиск информации в Интернете

Способы поиска информации в сети. Поиск информации в Интернете

7/21

Поиск информации в Интернете

Способы поиска информации в сети. Поиск информации в Интернете

8/22

Информационная безопасность сетевой технологии работы

Меры безопасности в сети. Информационная безопасность сетевой технологии работы

9/23

Информационная безопасность сетевой технологии работы

Информационная безопасность сетевой технологии работы

Тема 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций. (6 часов)

1/24

Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint.

Возможности Microsoft PowerPoint. Области применения программы.

2/25

Создание презентаций с помощью мастера автосодержания.

Создание презентации на основе шаблонов.

ПР9(1)

3/26

Настройка анимации.

Анимация. Настройка анимации.

ПР9(2)

4/27

Настройка демонстрации.

Настройка демонстрации. Смена слайдов. Управляющие кнопки. Гиперссылки.

ПР9(3)

5/28-6/29

Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников».

Создание презентации по указанной теме.

ПР10

Тема 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel. (6 часов)

1/30

Электронные таблицы Excel.

Структура электронной таблицы.

2/31-3/32

Технология накопления данных и их обработки в Excel.

Создание и форматирование таблицы. Формулы и функции.

ПР11

4/33-5/34

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм.

Построение диаграмм и графиков.

ПР12

6/35

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет.

Автоматизированная обработка данных.

ПР13


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[2]         Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов  к УМК  Н. В. Макаровой...

Рабочая программа по информатике 5 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная  концепция).  – С...

Рабочая программа по информатике 6 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы.  Н.В. Макарова.Раб...

Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В.

Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В....

Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В.

Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы Макарова Н.В.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Макаровой Н.В.

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" для 10 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Программы профессора Н....