рабочая программа по информатике 10 класс макарова
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
рабочая программа по информатике 10 класс макарова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_10_i_kl.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
английского языка № 25»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 25
___________(Плечева Ю.В.) ___________ (Штинова Г.А.)
«_____»___________ 2014 г. «_____»____________ 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Среднего (полного) общего образования
по курсу информатики и ИКТ для 10 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель программы:
Мифтахов В.Ю.
учитель высшей категории
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №____ от «____»__________2014 г.
Руководитель МО______________ ( _____________)
Златоустовский городской округ
2014 год
Содержание
рабочей программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы учебного курса
- Тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Характеристика контрольно-измерительных материалов
- Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся
Пояснительная записка
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.
Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.
Преподавание предмета «Информатика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Преподавание предмета «Информатика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
4. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
4. Школьный учебный план.
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
2. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
Региональный уровень
О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
1. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Федеральный уровень
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
4. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы. – М. : Просвещение, 2011. - 32 с.
Региональный уровень
5. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
6. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
7. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
8. О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
9. О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г. / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
10. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
11. Письмо ЧИППКРО о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. В программе учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса образовательного учреждения, возрастные особенности учащихся. Определен набор практических и контрольных работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов разработана в рамках реализации концепции Государственного стандарта общего образования и соответствует минимуму содержания образования по информатике на старшей ступени общего образования.
Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования России от 9.03.2003 года и приказами Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 18.04.2005 №324 и от 26.01.2006 №81 на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).
Содержание курса позволяет развить основу системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей с другими дисциплинами.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формировании современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Цели обучения:
- Формирование у учащихся базовых знаний по информатике;
- Освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
- Освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
- Формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
- Приобретение знаний и умений работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- Освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре, в системе управления базой данных;
- Ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
- Понимание необходимости соблюдения этических норм информационной деятельности.
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, учебной деятельности, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Организация учебной деятельности: занятия проводятся в специализированном кабинете информатики, каждый ученик имеет для работы персональное рабочее место, оснащенное современным компьютером. В кабинете информатики имеется сканер, лазерные и струйный принтеры, наборы конструкторов Лего RCX и Лего NXT, мультимедийный проектор, акустическая система, локальная сеть с выходом в Интернет с каждого рабочего места ученика, необходимые цифровые образовательные ресурсы.
50% учебного времени отводится на изучение теории, 50% - на практическую работу на компьютере, которая проводится в течение 15-25 минут на каждом занятии. Контрольные и практические работы по продолжительности занимают часть урока (от 10 до 25 мин). Курс полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования в основной школе.
Предусмотрена и самостоятельная работа учащихся, как с учебной литературой, так и за домашними компьютерами, что при сокращенном варианте изучения курса является очень важным для изучения предмета.
Содержание программы
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты – 8 часов
Информация и информационные процессы. Информационная технология работы с объектами текстового документа. Роль информации в жизни человека. Информация и данные. Свойства информации. Информационный процесс. Информационная модель объекта. Роль цели при разработке информационной модели объекта. Понятия адекватности информационной модели. Информационный объект. Представление числовой информации в компьютере. Общие сведения о системах счисления. Соотношение систем счисления. Форматы представления чисел в компьютере. Представление нечисловой информации в компьютере. Представление текстовой информации в компьютере. Представление графической информации в компьютере. Представление звуковой информации в компьютере. Представление видеоинформации в компьютере.
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word – 6 часов
Текстовые документы и текстовые процессоры. Сферы использования текстовых документов. Аппаратное и программное обеспечение процессора обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Word 2003. Объекты текстового документа. Форматирование объектов текста. Объект «символ» и его свойства. Объект «абзац» и его свойства. Объект «список» и его свойства. Создание и редактирование графических объектов. Виды компьютерной графики. Положение графического изображения в тексте. Особенности создания векторного изображения в среде Word 2003. Создание и редактирование таблиц. Объект «таблица» и его свойства. Изменение структуры текстового документа. Форматы бумаги для печати документов. Страница. Раздел документа. Колонтитулы.
Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети – 9 часов
Разновидности компьютерных сетей. Представление об информационно-коммуникационных технологиях. Локальные сети. Корпоративные сети. Глобальные сети. Возможности глобальной сети Интернет. Состав сети Интернет. WWW - Всемирная паутина. Электронная почта. Передача файлов. Телеконференция (группа новостей) Общение «on line». Базы данных с удаленным доступом. Образовательные ресурсы Интернета. Пересылка информации через Интернет. Знакомство с почтовой службой Mail.ru. Пересылка корреспонденции. Работа с программой удаленного доступа Hyper Terminal. Этика сетевого общения. Для чего нужны нормы поведения сети. Общение в чатах и по электронной почте. Общение в телеконференции. Технология поиска информации в Интернете. Поиск по адресам URL. Поисковые системы. Поиск по рубрикатору поисковой системы. Поиск по ключевым словам. Профессиональный поиск. Поиск информации в Интернете. Поиск Интернет ресурсов по URL-адресам. Поиск информации по рубрикатору поисковой системы. Поиск информации по ключевым словам. Информационная безопасность сетевой технологии работы. О проблеме защиты информации. Организационные меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ. Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Достоверность информации Интернет-ресурсов.
Раздел 4. Информационная технология представления информации
в виде презентаций в среде Power Point – 6 часов
Программа подготовки презентаций Microsoft Power Point 2003. Общий вид интерфейса. Работа с графикой. Работа с Фотоальбомом. Автоматическая настройка. Предварительный просмотр. Безопасность. Создание презентации при помощи Мастера автосодержания. Шаблоны содержания презентаций. Разработка плана презентации. Заполнение презентации информацией по теме. Создание элементов управления презентацией. Оформление экспресс-теста. Добавление эффектов анимации. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников». Состав учебного комплекса. Создание презентации «Компьютер и здоровье школьников».
Раздел 5. Информационная технология обработки данных
в среде табличного процессора Excel – 6 часов
Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Постановка задачи – обработка результатов вступительных экзаменов. Накопление статистики. Анализ результатов статистической обработки данных. Технология накопления данных и обработки в Excel.
Календарно-тематическое планирование
Номер | Название темы | количество часов | ||
Занятия в классе | СР | |||
Всего | ||||
Т | Пр | |||
Часть 1. Информационная картина мира | ||||
Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты | ||||
1.1 | 1 | — | 1 | |
1.2 | 1 | — | 1 | |
1.3 | 1 | — | 2 | |
1.4 | 1 | — | 1 | |
1.5 | 2 | 1 | 2 | |
1.6 | 2 | 1 | 2 | |
Итого по разделу 1: | 8 | 2 | 9 | |
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий | ||||
Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word | ||||
2.1 | 1 | 1 | 1 | |
2.2 | 1 | 1 | 2 | |
2.3 | 1 | 1 | 3 | |
2.4 | 1 | 1 | 2 | |
2.5 | Информационная технология работы со структурой текстового документа | 2 | 1 | 1 |
Итого по разделу 2: | 6 | 5 | 9 | |
Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети | ||||
3.1 | 1 | — | 1 | |
3.2 | 1 | 1 | 1 | |
3.3 | Информационная технология передачи информации через Интернет | 1 | 1 | 1 |
3.4 | 1 | — | 1 | |
3.5 | 1 | 1 | 1 | |
3.6 | 2 | 2 | 5 | |
3.7 | 2 | 2 | 1 | |
Итого по разделу 3: | 9 | 7 | 11 | |
Раздел 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point | ||||
4.1 | Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point 2003 | 1 | — | 1 |
4.2 | Информационная технология создания презентации с помощью Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе» | 3 | 2 | 4 |
4.3 | Информационная технология создания презентации по социальной тематике «Компьютер и здоровье школьников» | 2 | 2 | 2 |
Итого по разделу 4: | 6 | 4 | 7 | |
Раздел 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel | ||||
5.1 | Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм | 2 | 2 | 4 |
5.2 | 2 | 2 | 1 | |
5.3 | 2 | 2 | 1 | |
Итого по разделу 5: | 6 | 6 | 6 | |
Итого за учебный год: | 35 | 24 | 42 |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий[1].
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Основные устройства ИКТ
- Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения[2]: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
- Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
- Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
- Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
- Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
- Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
- Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
- Поиск информации
- Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
- Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
- Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
- Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
- Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
- Организация информационной среды
- Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
- Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
- Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
- Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
УМК по информатике и ИКТ
Основные учебники и учебные пособия:
- Н.В. Макарова и др. «Информатика и ИКТ», 10 кл., СПб: Питер, 2012 г.
- Н.В. Макарова и др. Задачник по моделированию, 9-11кл., СПб: Питер, 2009 г.
Дидактическое обеспечение:
- Н.В. Макарова «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ, 5-11 класс), СПб: Питер, 2007 г.
- О.А. Соколова «Поурочные разработки по информатике» (В помощь школьному учителю), Москва-ВАКО, 2008 г.
- И.Семакин, Т.Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе» (Методическое пособие), Москва, ЛБЗ, 2000 г.
Дополнительные учебники, учебные пособия и научно-познавательная литература:
- И.Семакин «Информатика и ИКТ», 10-11 кл.,
- И.Семакин, Хеннер «Сборник задач по информатике и ИКТ», 7-11 кл.
Цифровые образовательные ресурсы (медиатека кабинета информатики и школьной библиотеки)
- 1С. Образование. Школа 4.0 (Диски по информатике и ИКТ, 10-11 кл)
- Универсальный тестовый комплекс (UTC 1.60)
- Система интерактивного опроса VOTUM
Информационные ресурсы Интернет для учителя информатики
Учебные компьютерные программы:
• 1C (http://www.1c.ru), БИТ про (http://www.bitpro.ru),
• ГиперМетод (http://www.learnware.ru),
• Инис-Софт (http://www.inissoft.by),
• Интерактивная линия (http://www.intline.ru),
• Информ-система (http://www.informsystema.ru),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (http://www.kodeks.ru),
• ИстраСофт (http://www.istrasoft.ru),
• МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),
• Молодой Петербург (http://www.shkoloved.sekreta.net),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (http://www.mmt-dl.ru),
• Новый Диск (http://www.nd.ru),
• Просвещение-МЕДИА (http://www.pmedia.ru),
• Республиканский мультимедиа центр (http://www.rnmc.ru),
• Российский новый университет (http://rosnou.ru),
• Физикон (http://www.physicon.ru),
• Челябинский государственный педагогический университет (http://www.cspu.ru)
Единая информационная среда образовательного учреждения
• Грин Плюс (http://www.grinp.ru),
• ИВЦ АВЕРС (ООО «ФинПромМаркет-XXI») (http://www.iicavers.ru),
• Институт ДО Ульяновского государственного технического университета (http://www.ido.ulstu.ru),
• Кирилл и Мефодий (http://www.km-school.ru),
• Системы-Программы-Сервис (http://sps.express.ru),
• Хронобус образовательные и интернет-проекты: (http://www.chronobus.ru)
• Controlling Chaos Technologies (Технологии Управляемого Хаоса) (http://www.controlchaostech.com),
• Способы и методы преподавания информатики (http://videouroki.net/)
• Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» (http://www.computeria.ru),
• Общество «Знание» России (http://www.znanie.net),
• Современная Гуманитарная Академия (http://www.muh.ru),
• Тольяттинская академия управления (http://www.taom.ru
Календарно-тематическое планирование курса 10 класса
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практ. работы | Сроки | ||
План | Факт | |||||
Тема 1. Информация и информационные процессы (8 часов) | ||||||
1/1 | Информация и данные. Роль информации в жизни человека. | Виды и свойства информации. Информация в жизни человека. | ||||
2/2 | Информационный процесс. Информационный объект. | Информационный объект. Информационный процесс. | ПР1 | |||
3/3 | Информационная модель объекта. | Классификация моделей. Параметры модели. Информационная модель объекта. | ||||
4/4 | Представление об информационном объекте. | Представление об информационном объекте. | ПР2(1) | |||
5/5 | Представление числовой информации в компьютере. | Числовая информация в компьютере. Системы счисления. | ||||
6/6 | Соотношение систем счисления. Представление звуковой информации в компьютере. | Звуковая информация в компьютере. Соотношение систем счисления. Представление звуковой информации в компьютере. | ПР2(2) | |||
7/7 | Представление текстовой информации в компьютере. | Графическая и текстовая информация в компьютере. Векторная и растровая графика. | ПР2(3) | |||
8/8 | Представление текстовой информации в компьютере. | Представление текстовой информации в компьютере. | ||||
Тема 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа. (6 часов) | ||||||
1/9 | Текстовые документы и текстовые процессоры. | Текстовые редакторы в составе Windows.Типы текстовых файлов. | ||||
2/10 | Форматирование объектов текста.Создание текстового документа. | Способы создания текстового документа. Параметры страницы. Элементы форматирования текста. | ПР3 | |||
3/11 | Создание и редактирование графических изображений. | Средства рисования в редакторе Word. | ПР4 | |||
4/12 | Создание и редактирование таблиц. | Изменение структуры таблицы. Способы создания таблиц. | ПР5 | |||
5/13 | Информационная технология работы со структурой текстового документа | Информационная технология работы со структурой текстового документа. Изменение структуры текстового документа. | ||||
6/14 | Изменение структуры текстового документа. | Элементы структуры документа. Списки. Колонтитулы. Изменение структуры текстового документа. | ПР6 | |||
Тема 3. Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети. (9 часов) | ||||||
1/15 | Классификация компьютерных сетей. | |||||
2/16 | Представление о сервисах Интернета. Электронная почта. Услуги электронной почты. | |||||
3/17 | Информационная технология передачи информации через Интернет | Возможности и услуги компьютерных сетей. | ||||
4/18 | Способы поиска информации в сети. | ПР7 | ||||
5/19 | Правила общения в сети. Виды сетевого общения. Этика сетевого общения | ПР8 | ||||
6/20 | Способы поиска информации в сети. Поиск информации в Интернете | |||||
7/21 | Способы поиска информации в сети. Поиск информации в Интернете | |||||
8/22 | Меры безопасности в сети. Информационная безопасность сетевой технологии работы | |||||
9/23 | ||||||
Тема 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций. (6 часов) | ||||||
1/24 | Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint. | Возможности Microsoft PowerPoint. Области применения программы. | ||||
2/25 | Создание презентаций с помощью мастера автосодержания. | Создание презентации на основе шаблонов. | ПР9(1) | |||
3/26 | Настройка анимации. | Анимация. Настройка анимации. | ПР9(2) | |||
4/27 | Настройка демонстрации. | Настройка демонстрации. Смена слайдов. Управляющие кнопки. Гиперссылки. | ПР9(3) | |||
5/28-6/29 | Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников». | Создание презентации по указанной теме. | ПР10 | |||
Тема 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel. (6 часов) | ||||||
1/30 | Электронные таблицы Excel. | Структура электронной таблицы. | ||||
2/31-3/32 | Технология накопления данных и их обработки в Excel. | Создание и форматирование таблицы. Формулы и функции. | ПР11 | |||
4/33-5/34 | Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. | Построение диаграмм и графиков. | ПР12 | |||
6/35 | Автоматизированная обработка данных с помощью анкет. | Автоматизированная обработка данных. | ПР13 |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой...
Рабочая программа по информатике 5 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция). – С...
Рабочая программа по информатике 6 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы. Н.В. Макарова.Раб...
Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В.
Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В....
Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В.
Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы Макарова Н.В.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Макаровой Н.В.
Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" для 10 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Программы профессора Н....