Рабочая программа по информатике 6 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:
Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы. Н.В. Макарова.
Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 6 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. В основе изложения материала лежит модульный принцип. Так как, наша школа перешла на свободное программное, то язык программирования Лого изучается не в среде ЛогоМиры, а в программной среде Kturcle.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i6_2012.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:
Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
Компьютер как средство обработки информации.
Новые информационные технологии обработки информации.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы. Н.В. Макарова.
Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».
Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 6 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. В основе изложения материала лежит модульный принцип. Так как, наша школа перешла на свободное программное, то язык программирования Лого изучается не в среде ЛогоМиры, а в программной среде Kturcle.
Изложение материала ориентировано на знакомство учащихся с программированием как средством развития алгоритмического и логического мышления.
Цели изучения основ информатики в 6 классе:
продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;
освоение конструирования и моделирования в графическом редакторе;
освоение среды программирования Kturcle;
формирование навыков написания программ.
Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Обязательный минимум содержания
Конструирование из мозаики. Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с меню готовых форм.
Знакомство со средой ПервоЛого. Костюмы Черепашки. Добавление, удаление Черепашки. Курс Черепашки. Команды Черепашки. Оформление программы. Датчики. Кнопки. Личная карточка. Набор инструментов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
По окончании курса учащийся должен знать:
-что такое конструирование;
- технологию конструирования из готовых форм;
- что такое модель;
- в чем заключается суть моделирования;
- назначение среды Kturcle;
- основные объекты графического интерфейса среды Kturcle;
- понятие команды и входных параметров;
- технологию создания декорации микромира;
- технологию организации движения Черепашки;
- правила оформления программы;
- технологию создания анимационного сюжета;
- назначение и виды датчиков;
- когда следует использовать бегунок.
По окончании курса учащийся должен уметь:
- разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;
- строить модели в графическом редакторе;
- управлять движением черепашки;
- переодевать Черепашку в разные формы;
- пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров
- создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане;
- моделировать движения по сложной траектории;
- моделировать движение с повторяющимися фрагментами (анимация);
- составлять программы для анимационного сюжета;
- использовать датчики для изменения параметров Черепашки;
- создавать бегунки.
Распределение часов по темам
№ п/п | Раздел | количество часов |
1 | Конструирование из мозаики. Моделирование. | 12 |
2 | Среда программирования ПервоЛого (KTurcle) | 23 |
Всего: | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы | Сроки прохождения | Примечание |
Конструирование из мозаики. Моделирование. | 12 |
1 | Техника безопасности. | 1 | 1-7 сентября 2014 г |
2 | Восстановление навыков работы за компьютером. | 1 | 10-16 сентября 2014 г |
3 | Действия с фрагментом рисунка. Копирование. Клавиша Shift. | 1 | 17-22 сентября 2013 г |
4 | Действия с фрагментом рисунка. Изменение параметров. | 1 | 24-29 сентября 2013 г |
5 | Повторяющиеся действия в алгоритмах. | 1 | 01-06 октября 2013 г |
6 | Повторяющиеся элементы вокруг нас. | 1 | 08-13 октября 2013 г |
7 | Конструирование из мозаики. | 1 | 15-20 октября 2013 г |
8 | Меню готовых форм. | 1 | 22-27 октября 2013 г |
9 | Конструирование из кубиков. | 1 | 05-10 ноября 2013 г |
10 | Моделирование окружающего мира. | 1 | 12-17 ноября 2013 г |
11 | Учебные модели. | 1 | 19-24 ноября 2013 г |
12 | Контрольная работа № 1 «Конструирование. Моделирование». | 1 | 26-30 ноября, 01 декабря 2013 г |
Среда программирования ПервоЛого | 23 |
13 | Знакомство со средой Kturcle. | 1 | 03-08 декабря 2013 г |
14 | Пробы пера. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Пробы пера» | 1 | 10-15 декабря 2013 г |
15 | Первые итоги. Практическая работа №2 «Первые итоги» | 1 | 17-22 декабря 2013 г |
16 | Черепашка меняет облик. | 1 | 24-29 декабря 2013 г |
17 | Учим черепашку двигаться. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Учим Черепашку двигаться» | 1 | 14-19 января 2014 г |
18 | Весь мир – театр. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Весь мир – театр» | 1 | 21-26 января 2014 г |
19 | Микромир наполняется обитателями. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Микромир наполняется обитателями» | 1 | 28-31 января 1-2 февраля 2014 г |
20 | Черепашка идет по компасу. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Черепашка идет по компасу» | 1 | 04-09 февраля 2014 г |
21 | Движение усложняется. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №7 «Движение усложняется» | 1 | 11-16 февраля 2014 г |
22 | Первая анимация. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8 «Первая анимация» | 1 | 18-23 февраля 2014 г |
23 | Что можно моделировать в Kturcle. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9 «Что можно моделировать в Kturcle» | 1 | 25-28 февраля 01-02 марта 2014 г |
24 | Черепашка ученица. | 1 | 04-09 марта 2014 г |
25 | Как оформить программу. | 1 | 11-16 марта 2014 г |
26 | Контрольная работа № 2 «Среда программирования» | 1 | 18-22 марта 2014 г |
27 | Нужен ли вечный двигатель. Что показывают датчики. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Нужен ли вечный двигатель» | 1 | 01-06 апреля 2014 г |
28 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11 «Что показывают датчики» | 08-13 апреля 2014 г |
29 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12 «Учимся создавать датчики» | 15-20 апреля 2014 г |
30 | Для чего черепашке датчики. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13 «Для чего Черепашке датчики» | 1 | 22-27 апреля 2014 г |
31 | Учим командовать «с умом». Инструктаж по ТБ. Практическая работа №14 «Учимся командовать «с умом»» | 1 | 29-30 апреля, 01-04 мая 2014 г |
32 | Приборная панель. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №15 «Приборная панель» | 1 | 06-11 мая 2014 г |
33 | Случай – душа игры. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №16 «Случай – душа игры» | 1 | 13-18 мая 2014 г |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | 20-25 мая 2014 г |
35 | Мы расстаемся, чтобы встретиться вновь. | 1 | 27-31 мая 2014 г |
Содержание программы
№ п/п | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Конструирование из мозаики. Моделирование. | Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм. Представление о моделях окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе. | 12 |
2 | Среда программирования Kturcle | Интерфейс программы Kturcle и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Команды управления движением Черепашки. Освоение технологии работы с Полем форм. Оттиски форм. Создание декораций микромира с использованием Поля форм и графического редактора. Моделирование движения по сложной траектории. Анимация. Моделирование движения со сменой форм. Понятие программы. Правила оформления программ. Датчики. Использование датчиков для изменения состояния Черепашки. | 23 |
Практические занятия
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. В курсе информатики за 6 класс планируется проведение следующих практических занятий:
Практическая работа №1 «Пробы пера»;
Практическая работа №2 «Первые итоги»;
Практическая работа №3 «Учим Черепашку двигаться»;
Практическая работа №4 «Весь мир – театр»;
Практическая работа №5 «Микромир наполняется обитателями»;
Практическая работа №6 «Черепашка идет по компасу»;
Практическая работа №7 «Движение усложняется»;
Практическая работа №8 «Первая анимация»;
Практическая работа №9 «Что можно моделировать в Kturcle»;
Практическая работа №10 «Нужен ли вечный двигатель»;
Практическая работа №11 «Что показывают датчики»;
Практическая работа №12 «Учимся создавать датчики»;
Практическая работа №13 «Для чего Черепашке датчики»;
Практическая работа №14 «Учимся командовать «с умом»»;
Практическая работа №15 «Приборная панель»;
Практическая работа №16 «Случай – душа игры»;
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Внешний контроль осуществляется в конце изучения каждой темы. Для осуществления контроля используются дифференцированные карточки по вариантам с обязательным последующим разбором или тестовые задания. Длительность контрольной работы – не более 30 минут.
При практической работе с учебником используется взаимоконтроль и самоконтроль. При этом используются следующие контролирующие действия:
сверка с образцом (ответом);
повторное решение задачи;
решение обратной задачи;
проверка полученных результатов по условию задачи;
примерная оценка искомых результатов;
проверка на частном случае.
В 6 классе запланировано 3 контрольных работы.
Контрольная работа № 1 «Конструирование. Моделирование.»
1 вариант
1. Что такое компьютерная графика?
2. Как выбрать инструмент в графическом редакторе?
3. Как в графическом редакторе рисуется прямоугольник?
4. Что такое типовые детали и где их используют?
5. Чем модель отличается от реального объекта? Приведите примеры моделей.
2 вариант
1. Какие виды настройки вы знаете?
2. Как завершить работу с графическим редактором?
3. Как нарисовать кривую в графическом редакторе?
4. Что такое конструирование? Приведите примеры детских и взрослых конструкторов.
5. В каких видах деятельности человека применяется графический редактор?
Контрольная работа № 2 «Среда программирования»
1 вариант
1. Как сделать активным Поле форм?
2. Как создать копию формы в пустой форме?
3. Какие из команд записаны неправильно и почему?
а)перо опусти
б) право 360
в) налево
г) домой
д) с. г.
е) ПП
4. Какими способами можно остановить черепашку?
5. В каком виде сообщают датчики состояние черепашки?
6. Выделите в фигуре повторяющийся элемент и составьте для него программу. На его основе создайте программы для рисования самой фигуры:
2 вариант
1. Как вернуть на экран Поле команд, если на его месте располагается графический редактор или Поле форм?
2. Как вернуть черепашке исходную форму?
3. Черепашка смотрит вверх. Нарисуйте, в какую часть экрана будет смотреть черепашка после выполнения команды:
а) направо 180
б) нов_курс 270
в) нов_курс 0
г) налево 90
д) нов_курс 90
е) направо 270
4. Что пишется в квадратных скобках команды повтори?
5. На что указывает параметр датчика случайных чисел?
6. Выделите в фигуре повторяющийся элемент и составьте для него программу. На его основе создайте программы для рисования самой фигуры:
3 вариант
1. Как придать черепашке новую форму?
2. Какие из известных вам команд: а) не имеют входного параметра?
б) имеют только сокращенную форму записи?
3. Когда удобно использовать команду нов_курс?
4. Какие режимы выполнения инструкции Личной карточки можно выбрать?
5. Как удалить лишних черепашек?
6. Выделите в фигуре повторяющийся элемент и составьте для него программу. На его основе создайте программы для рисования самой фигуры:
Итоговая контрольная работа
1 вариант
1. Что означает команда «нов_форма»?
2. Найдите ошибки:
жди10 |
вперед 20 |
вправо 90 |
нов_форма |
3. Определите параметр команды нов_курс для движения черепашки по указанной траектории:
4. Чем отличаются команды «повернись 90» и «курс на север повернись 90»?
5. Какие команды из перечисленных в Kturcle существуют, а какие – нет: жди <>, замри, стой, «перо подними», позади всех.
6. Напиши последовательность команд для создания анимации летящей и машущей крыльями птички (используй две формы: одна есть в Формах, а другая – в Графическом редакторе).
7. Задай команды для движения черепашки по указанной траектории:
2 вариант
1. Что означает команда «нов_форма»?
2. Найдите ошибки:
вперед50 |
назад 20 |
влево 90 |
нов_форма |
3. Определите параметр команды нов_курс для движения черепашки по указанной траектории:
4. В каких случаях перед командой «Повернись <>» добавляют команду «курс на север»?
5. Какие команды из перечисленных в Kturcle существуют, а какие – нет: иди <>, поворот <>, стой, «перо опусти», назад <>.
6. Напиши последовательность команд для создания анимации летящей и машущей крыльями бабочки (используй две формы: одна есть в Формах, а другая – в Графическом редакторе).
7. Задай команды для движения черепашки по указанной траектории:
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы. Н.В.Макарова. -2-ое изд. – СПб.: Питер, 2008
Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
Газета «Информатика», №13-2008 (566). Программирование на ЛОГО: задачник и решебник.
Газета «Информатика», №5-2009 (582). Игра «Регата» по информатике.
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.
Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
Программное обеспечение
Операционная система.
Антивирусная программа.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.
Программа-калькулятор.
Векторный графический редактор.
Среда программирования KTurcle.
Среда программирования Basic 256.
Оснащение
Настоящий перечень разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Количество учебного оборудования приводится в расчете на один учебный кабинет с учетом, что занятия проводятся по подгруппам.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии |
Необходимое количество | «+» - есть; «-» - нет |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по информатике | 1 | + |
1.3 | Примерная программа основного общего образования по информатике | 1 | + |
1.6 | Авторские рабочие программы по информатике | 1 | + |
1.7 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | 1 | + |
1.8 | Учебник по информатике для основной школы | 9-15 | + |
1.13 | Научная, научно-популярная литература, периодические издания | 1 | + |
1.14 | Справочные пособия (энциклопедии и т.п.) | 1 | + |
1.15 | Дидактические материалы по всем темам | 1 | + |
2. | Печатные пособия |
Плакаты |
2.1 | Организация рабочего места и техника безопасности | 1 | + |
2.2 | Архитектура компьютера | 1 | + |
2.3 | Архитектура компьютерных сетей | 1 | + |
2.4 | История информатики | 1 | + |
Схемы |
2.5 | Графический пользовательский интерфейс | 1 | + |
2.6 | Виды информационных процессов | 1 | + |
2.7 | Представление информации (дискретизация) | 1 | + |
2.8 | Моделирование, формализация, алгоритмизация | 1 | + |
2.9 | Основные этапы разработки программ | 1 | + |
2.10 | Системы счисления | 1 | + |
2.11 | Логические операции | 1 | + |
2.12 | Блок-схемы | 1 | + |
2.13 | Алгоритмические конструкции | 1 | + |
2.14 | Структуры баз данных | + |
2.15 | Структуры веб-ресурсов | + |
3. | информационно-коммуникативные средства |
Программные средства |
3.1 | Операционная система | 9-15 | + |
3.2 | Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). | 9-15 | + |
3.3 | Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). | 9-15 | + |
3.4 | Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. | 1 | + |
3.5 | Антивирусная программа | 9-15 | + |
3.6 | Программа-архиватор | 9-15 | + |
3.7 | Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков | 9-15 | + |
3.8 | Программа для записи CD или DVD дисков | 9-15 | + |
3.9 | Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы. | 9-15 | + |
3.10 | Звуковой редактор. | 9-15 | + |
3.11 | Редакторы векторной и растровой графики. | 9-15 | + |
3.12 | Программа для просмотра статических изображений. | 9-15 | + |
3.13 | Мультимедиа проигрыватель | 9-15 | + |
3.14 | Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов. | 5-7 | + |
3.15 | Редактор Web-страниц. | 9-15 | + |
3.16 | Браузер | 9-15 | + |
3.17 | Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования. | 9-15 | + |
3.18 | Система автоматизированного проектирования. | 9-15 | + |
3.19 | Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук. | 9-15 | + |
3.20 | Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь. | 9-15 | + |
3.21 | Система программирования. | 9-15 | + |
3.22 | Клавиатурный тренажер. | 9-15 | + |
3.23 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам. | 9-15 | + |
4. | Технические средства обучения (средства ИКТ) |
4.1 | Экран (на штативе или настенный) | 1 | + |
4.2 | Мультимедиа проектор | 1 | + |
4.3 | Персональный компьютер – рабочее место учителя | 1 | + |
4.4 | Персональный компьютер – рабочее место ученика | 9-15 | + |
4.5 | Принтер лазерный или струйный цветной или лазерный сетевой | 1 | + |
4.6 | Источник бесперебойного питания | 1 | + |
4.7 | Комплект сетевого оборудования | 1 | + |
4.8 | Комплект оборудования для подключения к сети Интернет | 1 | + |
4.9 | Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения) с ДЦП | 5-7 | + |
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации |
4.10 | Сканер | 1 | + |
4.11 | Цифровой фотоаппарат | 1 | + |
4.13 | Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники | 9-15 | + |
4.15 | Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники | 1 | + |
4.16 | Мобильное устройство для хранения информации | 1 | + |
Расходные материалы |
4.17 | Бумага | + |
4.18 | Картриджи для лазерного принтера или струйного цветного принтера или для копировального аппарата | + |
4.19 | Диск для записи (CD-R или CD-RW) | + |
4.20 | Спирт для протирки оборудования | + |
4.21 | Фломастеры для аудиторной доски | + |
5. | МОДЕЛИ |
5.1 | Устройство персонального компьютера | 1 | + |
5.2 | Преобразование информации в компьютере | 1 | + |
5.3 | Информационные сети и передача информации | 1 | + |
5.4 | Модели основных устройств ИКТ | 1 | + |
6. | МЕБЕЛЬ |
9.1 | Компьютерный стол для ученика | 9-15 | + |
9.2 | Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью | 1 | + |
9.3 | Шкафы для хранения оборудования, хранения компакт-дисков | 1 | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой...
Рабочая программа по информатике 5 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция). – С...
Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В.
Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В....
Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В.
Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В....
Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание разделов курса с указанием тре...
Рабочая программа для 7 класса (Макарова Н.В.)
Рабочая программа для 7 класса (Макарова Н.В.)...
Рабочая программа" Алгебра" 8 класс Никольский С.М.(5 ч в неделю)
Рабочая программа курса алгебры для 8 классов ориентирована на преподавание по учебнику «Алгебра».8 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников,...