РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ» для 4 классов на 2014 – 2015 учебный год
рабочая программа по информатике и икт на тему
Предварительный просмотр:
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК № 1376
119634, Москва, ул. Лукинская, д. 12, корп. 1 тел/факс: 8-499-737-08-89
сайт: http://shcu1376.zao.mskobr.ru e-mail: sch1376@mail.ru
«Утверждаю» директор ГБОУ СОШ №1376 _______________Волчок Л.А. «____» _________ 2012г. | «Согласовано» зам. директора по УВР _________Ильина Н.В. «____» _________ 2012 г. | «Рассмотрено» на заседании М.О. _________Буйлова О.В. «____» _________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Информатика и ИКТ»
для 4 классов
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Ипатова Наиля Галимовна, учитель информатики, первой квалификационной категории |
Москва
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа предназначена для организации занятий по изучению курса «Информатика и ИКТ». Данная программа составлена на основе программы курса информатики и ИКТ для учащихся 4 классов средней общеобразовательной школы А.В. Горячева.
Данный курс является пропедевтическим и рассчитан на 34 часа (по 1 учебному часу в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики основной школы. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет, и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане, вплоть до начала изучения базового курса в основной школе, заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на этапе пропедевтического обучения.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению ими таких тем, как «Представление информации в виде схем и таблиц», «Алгоритмы», «Элементы формальной логики», «Формализация и моделирование», а также других логически сложных разделов информатики. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как, например, «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации». Кроме того, практическую работу на компьютере можно рассматривать как общеучебное умение, применяемое на других уроках.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, в предлагаемой программе сочетаются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин).
Технологический компонент направлен на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
- создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Главной целью общеобразовательного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе является развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылки успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Информатика и ИКТ» учащиеся 4 классов должны знать/понимать/уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если – то»;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Организация обучения по предложенной программе предполагает параллельный подход к изложению учебного материала: в первой части урока объясняется теоретический материал, а во второй части урока объясняется практический материал.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество | |
теоретического материла | практического материала | ||
4 класс | |||
Алгоритмы. | 9 | 0 | |
Объекты. | 8 | 0 | |
Логические рассуждения. | 10 | 0 | |
Применение моделей (схем) для решения задач. | 7 | 0 | |
Файлы и папки (каталоги). | 0 | 1 | |
Создание текстов. | 0 | 6 | |
Создание печатных публикаций. | 0 | 6 | |
Поиск информации. | 0 | 3 | |
Итого за 4 класс: | 34 ч |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
4 КЛАСС
Алгоритмы
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:
– алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели;
– вложенные алгоритмы;
– запись ветвления в построчной форме;
– алгоритмы с параметрами;
– циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров;
– составлять и записывать вложенные алгоритмы;
– выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;
– выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;
– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Объекты
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:
– состав и действия объектов с одним общим названием;
– составные объекты, отношение «состоит из»;
– схема (дерево) состава;
– понятие адреса объекта;
– относительные адреса в составных объектах;
– определять составные части предметов;
– составлять схему состава;
– описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;
– записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава;
– заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов.
Логические рассуждения
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:
– отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);
– истинность высказываний со словом «не»;
– истинность высказываний со словами «и», «или»;
– понятия множество, подмножество;
– связь операций над множествами и логических операций;
– пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям;
– правила вывода «если …, то …»;
– цепочки правил вывода;
– простейшие графы «и – или»;
– изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;
– определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
– строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;
– строить и описывать пути в графах;
– выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
– записывать выводы в виде правил «если …, то …»;
– составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений.
Применение моделей (схем) для решения задач
Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Учащиеся должны знать/понимать/уметь:
– приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»);
– связь изменения объектов и их функционального назначения;
– применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов;
– придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;
– находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;
– придумывать и описывать объекты с необычными признаками;
– описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;
– соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.
Файлы и папки (каталоги)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
Учащиеся должны знать/уметь:
- что такое полное имя файла;
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
Создание текстов
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Учащиеся должны знать/уметь:
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Создание печатных публикаций
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Учащиеся должны знать/уметь:
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Поиск информации
Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Учащиеся должны знать/уметь:
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных или электронных публикаций.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2009. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2009. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2009. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2009. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2008. – 144 с.;
- Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2008. – 144 с.
- Цифровые образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа составлена на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта ООО; 2. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида
Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образовани...
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год
Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год по УМК Л.Л.Босова...
Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год
Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы в 6 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Литература ДЛЯ ___5__КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 5 класса. Структура школьного курса литературы в 5 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___9____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по литературе для 9 класса. Структура школьного курса литературы в 9 классе. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...